Что значит чувственное восприятие

Чувственное восприятие. Ощущения.

Ощущения — основной источник познания мира. Часто дети, страдающие глухотой или слепотой, отстают в психическом развитии, потому что именно чувственное восприятие формирует образ реальности.

Для начала, предлагаем Вам немного теории. Все ощущения распределяются по группам: поступающие из внешней среды и поступающие изнутри организма. Также они классифицируются по органам чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Вкус и обоняние — это контактные ощущения, зрение и слух — дистанционные.

Теперь перейдем к практике. Вы дотрагиваетесь рукой до дверной ручки. Это действие вызывает у Вас целую группу чувств: во-первых, вы ощущаете холод, исходящий от металла, во-вторых, — форму, в-третьих, в Ваш мозг поступает сигнал, приятно Вам это прикосновение или нет.

Люди бывают с высокими порогом чувствительности и с низким. Так, одни с разбега ныряют в холодную реку, другие же идут мелкими шажочками, погружаясь в воду постепенно. Происходит это потому, что первые адаптируются к температуре быстрее, чем вторые.

Однако, под длительным воздействием раздражающего стимула, пороги могут меняться. Самый яркий пример — пресыщение сладким. «Такое разве бывает??» — , спросите Вы. Бывает, и еще как. Если Вы съедите один кусок торта, он покажется Вам намного вкуснее, чем съеденные пять кусков. Это защитная реакция организма, предотвращающая избыточное поступление сахара.

То же относится и к запахам. Есть такие магазины, не будем их называть, Вы и так наверняка их знаете, где продается свежая косметика ручной работы — мыло, шампуни и тд.

Все это, по идее и по отдельности, имеет приятный аромат, но, собравшись в одном магазине, источает настолько резкий запах, что, проходящий мимо аллергик рискует задохнуться.

Но ведь есть же люди, которые работают в этих магазинах — как вообще такое возможно? Дело в том, что эти продавцы приспособились — у них произошла адаптация к запахам, по простому — «принюхались».

Как мы уже с Вами выяснили, чувствительность может подвергаться научению. Бывает и обратный пример вышесказанному, когда чувствительность не притупляется, а наоборот обостряется.

Это происходит у дегустаторов, которые развивают в себе способность различать малейшие оттенки вин, прочувствовать которые нетренированному человеку оказывается не под силу.

Ощущения и чувствительность — это то, что формирует нашу с Вами картину мира.

Источник

Чувственное восприятие

Вы знали, что впечатления, передаваемые пятью органами чувств, играют ведущую роль в том, как информация записывается в наш мозг для хранения? Это называют чувственной памятью. Также каждое из пяти чувств может участвовать в развитии и улучшении нашей памяти. Если проанализировать все поступающие в наш мозг чувственные данные, то окажется, что большинство из них относится к зрительной и слуховой информации.

Зрительное восприятие

Мы непрерывно воспринимаем тысячи зрительных образов, большинство из которых, правда, не оставляют в нашей памяти хоть сколько-нибудь заметного следа, потому что наше внимание проходит мимо них. Нам кажется, что мы видим вещи, когда смотрим на них, но на самом деле мы видим лишь некоторые аспекты того, что перед нами находится в данный момент. Поэтому если начать специальные тренировки, многое из вашего окружения (люди, места, вещи и прочее) так и будет проходить мимо сознания.

И как вы, наверное, уже догадались, детективы, полицейские и прочие борцы с преступностью постоянно оттачивают свое умение впитывать зрительную информацию всегда и повсюду, что часто приносит пользу в их работе.

Большинство из нас, однако, терпит поражение в этой области, даже если речь идет не о случайных наблюдениях, а о чем-то, что мы действительно хотим и пытаемся запомнить. Например, общеизвестно, что показания очевидцев преступлений крайне ненадежны. Один говорит, что грабитель был высоким, второй утверждает, что видел мужчину невысокого роста. Один говорит, что на воре были красные туфли, второй рассказывает про сапоги. Люди часто смотрят, но не видят. Иногда события разворачиваются с такой скоростью, что наш мозг просто не успевает «снять точные показания»… если только мы не тренируем свою наблюдательность и память.

Для того чтобы научиться получать достоверную зрительную информацию, нет лучшего способа, чем просто осознанно направлять свое внимание на нужный объект, стараться при этом разглядеть его в мельчайших подробностях, а спустя какое-то время пытаться как можно полнее воспроизвести этот образ в своем воображении. Вы можете проделывать это с любыми объектами дома, в офисе или на улице так долго, насколько позволяет время и пока остается энергия для полной концентрации. Внимательно разглядывайте выбранный объект в течение тридцати секунд, а затем запишите все, что сможете о нем вспомнить. После этого снова взгляните на объект. Ваши записи верны? Осталось что-то, что вы не заметили с первого раза? Эта деталь важная или незначительная?

Читайте также:  Слабость апатия сонливость бессилие плохое настроение лень как побороть

Слуховое восприятие

Наше сознание способно воспринимать самые тихие звуки от объекта, который нам интересен, и в то же время совершенно игнорировать остальные. Мать просыпается от самого слабого плача своего ребенка, хотя прекрасно спит под звуки проезжающих под окном машин, звон будильника или лай соседской собаки.

Многие звуки достигают наших ушей, но не задерживаются в памяти. Так, когда мы идем по шумной улице, наш мозг воспринимает лишь немногие звуки, хотя все вокруг переполнено ими. Если речь идет о шуме, никаких проблем с этим не возникает. Однако когда необходимо вспомнить сказанное на совещании или в личной беседе, «я не слышал» — обычно плохое оправдание. Для того чтобы улучшить слуховое восприятие, вам также необходимо тренироваться.

Никто не может услышать и запомнить каждый звук — и я не стал бы советовать даже пытаться это делать, — но вы можете сознательно помещать в память нужные звуки и разговоры, используя все то же направленное внимание. Следующие техники могут стать полезными:

? Учитесь слушать внимательнее, запоминая отдельные слова, фразы и предложения.

В следующий раз, когда на работе или вечеринке вам придется поддерживать беседу (одну из тех, которые вы обычно пропускаете мимо ушей), начните запоминать некоторые фразы собеседника, используя приемы визуализации, о которых мы уже говорили выше. Пусть эти фразы хорошенько отпечатаются в вашей памяти. (Вы удивитесь сами себе, когда позднее сможете с легкостью вспомнить самые скучные и глупые разговоры.)

? Прислушайтесь к обрывкам разговоров, которые доносятся до вас, пока вы идете по улице. Постарайтесь запомнить хотя бы пару фраз из каждого, как если бы вы собирались пересказать их другу. Проанализируйте выражения и интонации, которые используют собеседники. Вы поразитесь тому, как этот опыт отразится на вашей памяти.

? Попросите друга прочесть вам несколько строк любого стихотворения и постарайтесь запомнить их. Это прекрасное упражнение для тренировки способности запоминать звуки и произнесенные слова. Но самой лучшей практикой является повторение вслух как можно большее количество раз уже услышанных слов и звуков, которые вы пытаетесь запомнить. Так вы привьете своему сознанию привычку проявлять интерес к звукам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Восприятие

Восприятие Жизнь и смертьВаша смерть и жизнь будут такими, какими вы их воспринимаете.Частоты сознанияТо, что мы видим, — это всегда результат настройки аппарата нашего восприятия. Возможности видения каждого человека определяются диапазоном освоенных им

3. Восприятие

3. Восприятие 1. Понятие о восприятии. Виды восприятия.2. Свойства восприятия.1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,

Восприятие

Восприятие В течение двадцати четырех столетий мы вкладывали все наши интеллектуальные силы в развитие логики рассуждений, а не логики восприятия. Однако в жизни человека восприятие занимает гораздо более важное место. Почему же мы допустили такую ошибку?Возможно, нам

Восприятие

Восприятие Пороги зрительных восприятий На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:колокольню, заводскую трубу, водонапорную башню15— 20 кммногоэтажный дом8— 10 кмодноэтажный дом5— 8 кмокно в доме4 кмтрубу на крыше дома3 кмотдельных людей2 кмкилометровые

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие является необычайно важной частью мышления. В массе своей мы игнорируем эту важную часть мыслительного процесса по ряду причин:1. Мы настолько зациклились на достоверности и правдивости, что отбросили восприятие как субъективный и неподдающийся

Восприятие

Восприятие Изучение восприятия по большей части ограничивается изучением ошибок, искажений, иллюзий и т. п. Вертхаймер назвал это исследованием психологической слепоты. Почему бы в это исследование не привнести вопросы интуиции, подсознательного, бессознательного и

Восприятие

Восприятие Формирование стереотипов как концепция применимо не только к социальной психологии предвзятости, но также к базовому процессу восприятия. Восприятие может не иметь ничего общего с регистрацией внутренней природы реального события.Чаще всего происходит

Восприятие

Восприятие При словесном и бессловесном общении между артистами образуется невидимая связь, которую Станиславский называл «внутренней сцепкой». Она часто создается из случайных, отдельных моментов — и тогда процесс общения становится непредсказуемым, спонтанным,

Чувственное восприятие мира

Чувственное восприятие мира Чувства – это механизм, который сопровождает мышление и нужен для его оценки. Чувство – это мгновенное переключение на те мысли, которые сейчас важнее, которые трогают.Механизм переключения следующий. Если появляется какая-то информация о

Источник

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ в других словарях:

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

эмоциональное переживание, осознание внешней и внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и представлениями). Чувственное восприятие складывается на основе ощущений и являет собой целостный образ предмета. Чувственное восприятие у человека – это уже достаточно сложная форма мышления, так как человек отражает действительность не пассивно, а в активной форме: дополняет или упрощает образ, может присоединять воображение, сопоставлять, привлекать аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез чувственных данных и имеющейся у человека изначальной возможности и способности восприятия (по Канту, трансцендентальная апперцепция, см.здесь). Восприятие может дать более или менее точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят об истинном или неистинном отражении. Определяется этот момент в ходе дальнейшего отношения с объектом. Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой, повышенной способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им обозначают склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную ранимость, излишнюю сентиментальность. . смотреть

Читайте также:  Если слабо чувствуешь запахи это коронавирус или нет

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью *внутреннего* чувства. Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств, Восприятие пространства. смотреть

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

отражение объективной реальности и ориентировка в окружающем мире.

Источник

Про чувственное и оценочное восприятие

/данные рассуждения написаны в 2004 году, моя точка зрения слегка изменилась, возможно «выросла», но текст оставлен без изменений/

Как известно из психологии, существуют 2 типа восприятия — чувственное и оценочное. Пример: две разные дамы пришли в магазин и разглядывают одну и ту же картину. Одна дама высказывается: «Что за убогая мазня! Линии проведены нечётко! Вот эти вот детали сбоку смотрятся криво! Вот это жирное пятно по центру вообще здесь неуместно! Похоже, художник вообще был пьян, когда это малевал!» Другая дама подошла, внимательно осмотрела картину, и говорит, обращаясь к продавцу: «Я возьму эту картину! Она мне очень понравилась, от неё тепло. Я повешу её у себя в спальне». Совершенно ясно, у какой дамы преобладает оценочное восприятие, а у какой в чистом виде чувственное восприятие. Пример может, не столь ярок, но многое показывает…
В повседневной жизни у человека всегда доминирует оценочное восприятие, по-другому и быть не может, нет другого способа общения на учёбе, на работе, просто с незнакомыми людьми, но в этом-то и беда, в этом и заключается зло мира. Чувственное-то восприятие у человека никуда не денется и изначально оно всегда нейтрально, но необходимость его постоянно сдерживать, неизбежно порождает негативные эмоции, ведь нельзя большую часть жизни вести себя так, как ведут себя дети, домашние животные, вообще вся остальная, кроме человека, живая природа. Поэтому у человека неизбежно должна быть какая-то компенсация чувственного восприятия за то зло, бремя которого он постоянно испытывает. Возникает потребность «отрывов», отпусков, раскрепощённой атмосферы, включая телевизор, человек включает своё чувственное восприятие, добавляя его к не знающему перерывов и отдыха оценочному восприятию. Кроме того, у каждого человека рождается внутренний мир, — место, где живут его чувства… Когда оценка человеком действительности совпадает с его эмоциями, когда в жизни человека есть устойчивая компенсация его чувств (нет в мире ничего более сильного в этом плане, чем нормальные семейные отношения), когда у человека не существует проблемы конфликтов восприятия, то это нормально, более того, этому можно по-хорошему позавидовать, порадоваться за таких людей.
Хуже, если оценочное, реже чувственное восприятие просто захлёстывает сознание человека, когда его запросы, потребности устремлены в бесконечность и он сам не видит уже их границ, в таком случае степень его злости и неудовлетворённости в одном случае, либо отрешённости от мира в другом, сложно будет оценить. Но это ещё полбеды – для отдельно взятого человека, эта проблема может быть решена тем или иным, чаще всего психологическим методом, причём в 90% случаях им же самим.
Самое больное – это не превосходство одного вида восприятия над другим, а когда оценочное и чувственное восприятие направлены встречно. Ведь почему видеть любую смерть по телевизору, в кино, либо узнавать о ней – всегда микростресс? Предположим, что смотрим фильм, где «хорошие» воюют с «плохими». Когда падает мёртвым «плохой» оценка этому может быть примерно следующая «Он злодей, враг. Он убивал наших братьев. Уничтожать таких — доброе дело. Если не мы их, то они нас убьют». Чувство справедливости будет удовлетворено. Но где-то в глубине подсознания возникнет чувство, которое скажет очень просто и ясно: «Нельзя убивать людей. Это противоестественно», и даже если мысль не будет выражена именно в такой форме, то едва заметный горьковатый осадок от происшедшего останется. Если же умирает «хороший», то здесь сознание просто вскипает с эмоцией «Что за жизнь такая?». Но кино – это ладно, это повседневный пример. Оценки и эмоции окружающей действительности всегда сильнее и важнее, одно за другое, дела, окружающие люди – и забыто, полустёрто, и это правильно… Всё обостряется до предела, если человек реально сам берёт в руки оружие и целит им в другого, тем более если делает это не в отряде себе подобных, а по собственной воле, наедине со своей совестью. Пусть даже он делает это для защиты других или для самозащиты, но это едва заметное чувство подсознания, что нельзя убивать, вырастет до реальных размеров и встанет между оружием и мишенью, и человек, стреляя в другого, неизбежно простреливает свою душу, ранит своё чувство. Пусть он сделал это, — ситуация требовала, машинально, из сознания защиты близких, из чувства долга, братства, по приказу, но для нормального человека это будет такой жуткий стресс, что может сразу возникнуть позыв к самоубийству. От того, как он будет дальше с этим жить, ясно, что это за человек. Может после этого он стал любить каждую травинку на этой Земле, может он стал ценить жизнь, как никто другой, может он солдат и его сознание принадлежит чувству долга и справедливости, всё может быть… Но в любом случае, если дальше в своей жизни он не пожелает никому испытать такое, если в нём будет что-то сопротивляться тому, чтобы кто-то это повторил, если он постарается уберечь других от подобных ситуаций и, если это возможно, приложит все усилия, чтобы таких ситуаций не повторялось, если у него появляется неосознанное желание делать что-нибудь доброе или создать что-нибудь прекрасное, если его будет периодически посещать осознание того, что это случилось и жечь его изнутри — это признаки того, что человек всё ещё «жив», живы его чувства… Почему те, кто реально участвовал в боевых действиях больше молчат о том, что пережили? Почему некоторые заключённые создают такие красивые вещи, что им бы позавидовали многие музейные экспонаты? Наконец, по некоторым данным статистики, в войне США против Вьетнама в боевых действиях погибло 55 тысяч солдат, а в последующем в разное время покончили жизнь самоубийством ещё 180 тысяч участвовавших в ней человек… Всё почему? Думается, что всё по той же причине, люди остались «живы», но не смогли, не сумели, никто не помог жить с этим, общество рассталось с ними психологически, как с мёртвым грузом…
Другое и очень страшное зрелище, если после пережитого, у человека уже нет никаких скорбей, если он может сделать это хохоча и для собственного удовольствия, если он после происшедшего подталкивает к этому других, совершенно не заботясь и не осознавая, через что им придётся пройти и насколько им это дорого обойдётся для них самих. Здесь мы имеем дело с «мёртвым» человеком, человеком с оторванными чувствами, и, если обратиться к церковным канонам, то, на мой взгляд, только и именно такие люди идут дорогой в ад. По счастью, таких людей подавляющее меньшинство и никому из них никогда не поздно вернуться к «живому» состоянию, хотя придётся нести очень тяжёлую ответственность. Испытание для всех в этой жизни знать, что такие люди существуют, ходить с ними по одной земле, бороться с ними и их проявлениями, но не стать при этом им подобным, не быть «людьми с оторванными чувствами», «остаться в живых» до самой смерти… На мой взгляд, в Библии и Новом завете описаны состояния отрыва чувств – гордость, гнев, зависть, алчность, лень, похотливость, чревоугодие (смертные грехи) и действия, ведущие к отрыву чувств (в заповедях) – …убийство, воровство, непотребство, ложь, прелюбодеяния, сквернословие, кумиры… Написано для всех, но обращено к одному человеку «…не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не возжелай…»
Здесь возникает очень интересный вопрос, применимы ли законы жизни людей для цивилизаций, для государств, для сложноорганизованных обществ? Думается, что в какой-то степени применимы. Если так, то в разрезе вышеизложенного дела обстоят не совсем хорошо изначально. Ведь у цивилизации может быть только оценочное восприятие, как раз таки устремлённое в бесконечность, у неё в принципе не может быть никаких «чувств», поэтому говорить о какой-либо компенсации её интересов бессмысленно. Это постоянно ведёт к критическому столкновению интересов с другой цивилизацией, либо нарастанию процессов разрушения изнутри. В этой связи, роль личности в управлении, равно как демпферных инструментов регулирования выглядит решающей в вопросах устойчивости цивилизации. Но, если строго следовать правилу, что потребности должны быть компенсированы, и если это правило в принципе не может быть выполнено, то про любую цивилизацию, в том числе про общечеловеческую можно выразиться так, как было сказано инженером корабля в небезызвестном фильме «…С этого момента, что бы мы не делали, Титаник неизбежно затонет». Если принять это, то опять получается, что в Новом завете написана правда, — ход, течение и признаки этих событий определены. Неизвестен только час, дата.
Сколько у нас осталось времени? Может быть год, а может и не одна сотня лет… Может быть мгновение, а может ещё целая вечность впереди… В любом случае есть смысл вспоминать об этом и быть немного добрее друг к другу.

Читайте также:  Лекарства при депрессии у женщины без рецептов

Источник

Оцените статью