Что заставляет вожатого испытывать максимальный стресс во время работы

Прогнозируемые трудности в работе вожатого

Дети приезжают в летний лагерь, может быть, впервые в жизни ока­зываются длительное время в обстановке вне дома,длительное время без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить — у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, общении — у воспитателя другие заботы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе.Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть про­блемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества.

Это чувство может проявляться, когда ребенок впервые оказыва­ется внепривычной обстановке летнего лагеря. Нередко лагерь, об­становка вне дома, дает возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. По­лучив положительный импульс к общению в лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Возникают проблемы с детьми, которые часто в обычной жизни обделены вниманием. Медики выделяют следующие симптомы про­явления дефицита внимания:беспокойные движения в кистях и сто­пах; нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение тихо, спокойно играть; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим; не слушает обращенной к нему речи; способен к совершению опас­ных действий, не задумываясь об их последствиях.

Если ребенок первый раз в лагере, тоон потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятель­ной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к но­вым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как пра­вило, именно такие дети.

Если ребенок не первый раз в лагере,то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы особенно в отношении сна в тихий час. Итак, новый сборный коллектив сформирован. Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, на­пример, следует ожидать разногласия по вопросам организации «сво­бодного» времени.

В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую ин­формацию по данному вопросу.

Энурез.Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого за­ключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть прорабо­тана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна.Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.

Воровство.Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

Гиперактивность.Гиперактивный ребенок импульсивен, невни­мателен и излишне активен, гоняется взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль вожатого заключается в защите ре­бенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лаге­ря. Это требует значительного контроля. Некоторые состояния требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

Тоска по дому.Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести дру­зей или забыть о доме — один из способов решения проблемы. В не­которых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому во­просу с директором оздоровительного лагеря.

Суицидальное поведение.Вожатым следует научиться распозна­вать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы по­ведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая по­пытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным пер­соналом, психологом.

Сексуальное поведение.Подростки часто находят лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.

Оскорбление,сопровождающееся нанесением телесных повреж­дений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обраще­ния с детьми могут быть замечены вожатыми, например, наличие не­обычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями — как своими, так и с друзьями ребенка.

Признаки сексуального оскорбленияменее заметны. Некоторые при­знаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:

• Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

• Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от­ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

• Необычная сексуальная активность или ярко выраженный ин­терес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствую­щего этому.

• Переход к безразличному поведению.

• Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

• Жестокое обращение с животными.

Химическое отравление.Детский лагерь не изолирован от окружаю­щего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования деть­ми (или персоналом). Все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администраций и медицин­ских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.

Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяже­сти их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Стресс.Роль вожатого лагеря заключается в том, чтобы освобож­дать детей от стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

• акцентировать внимание на достоинствах ребенка;

• давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;

• вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;

• замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения. Нарушения дисциплины.При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое по­ведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обще­стве необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и спо­собы дисциплинирования нужно четко обрисовывать.

Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые пра­вила. Вожатый должен:

1. Чувствовать время от времени необходимость для ребенка нарушать правила.

2. Понимать, что дети не всегда могут справиться с работой по само­контролю, но вожатый не должен раздумывать, когда требуется прекра­тить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребенка.

3. Знать, что ребенок имеет обязанность в группе сверстников.

4. Знать, что время от времени нужно понукать детей; но понимать, насколько велико желание ребенка в этот момент лениться.

5. Понимать, что время от времени перемена убеждений свойственна всем человеческим существам.

6. Использовать постоянно дисциплинарные меры. Только тогда они будут эффективны. Наказание — это простой способ, который по возмож­ности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть со­размерным.

Категорически запрещается в лагере наказывать детей лише­нием пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.

Важно во время работы с детьми выполнить нижеследующие опе­рации для снижения риска:

1. Контроль деятельности одним или более руководителями должен осуществляться все время.

2. Небезопасная практика или нарушение правил выполнения вида деятельности должны быть запрещены сразу же при появлении такого поведения.

По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 46 ; Нарушение авторских прав

Источник

Стратегия ослабления стресса

Школа вожатского мастерства.

Лекция №4.

· Способы снятия эмоционального напряжения;

· Профилактика «Профессионального выгорания».

Адаптация вожатого

Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. Новый коллектив для него – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условиями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (вожатый) или нового рабочего места (лагеря). Эффективность работника в такой ситуации падает, его КПД снижается.

Адаптация (от лат. Приспособлять) – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.

Аспекты адаптации:

Социальная адаптация

Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включая систему взаимоотношений с коллегами. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

· Какой стиль общения принят в педагогическом коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?

· Как принято обращаться с сотрудниками, равными по уровню/должности, руководителям?

· Есть ли в компании какие-то группы? Какие между ними взаимоотношения?

· У кого похожие хобби, увлечения?

· Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом?

· К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом?

Организационная адаптация

Обычно мы проводим на работе большую часть дня (особенно в ДОЛ). Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться вожатому-новичку в первые дни работы. Например,

· Где он будет жить (условия проживания)?

· Каким образом здесь лучше распределять своё время?

· Как оформить документы о приеме на работу?

· Когда и где выдают зарплату?

· Как и когда здесь могут собираться вожатые для неформального общения?

· Можно ли оформить свою комнату «повесить плакат любимой рок-группы, семейное фото и т.д.?

· Порядок и выдача канцелярских товаров? Как заказать канцелярию?

· К кому обращаться по поводу технических неисправностей?

· Как принято справлять дни рождения?

· Когда можно брать выходные дни?

3. Профессиональная адаптация

Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности вожатого. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучение? Вожатому необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

· Усвоение новых знаний, умений и навыков.

· Используемые в лагере технологии и техники.

· Стандарты работы. Документация.

· Нормы и нормативы.

· Перспективы профессионального и карьерного роста.

· Возможности обучения, повышения квалификации.

· Параметры оценки качества работы.

Адаптация – это процесс двусторонний. С одной стороны – большое значение имеет то, как тебя «примет» новая организация, а с другой – на сколько ты сам будешь этого хотеть.

Советы педагогу-новичку

1. Заранее настроиться на всё новое, на возможные трудности и на их преодоление.

2. Задавать все интересующие вопросы, не бояться обращаться за советом, за помощью.

3. Если чего-то не знаешь, быть активнее, самому узнавать что-то, попробовать новую для себя деятельность.

4. Самому не бояться общаться, идти на контакт с коллегами и администрацией.

5. Быть уверенным в себе и в том, что всё обязательно получится.

6. Стараться, несмотря ни на что, отлично выполнять свою работу!

Выгоды, получаемые педагогом после прохождения адаптации:

· Получение полной информации, требуемой для эффективной работы.

· Снижение уровня неопределенности и беспокойства.

· Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к организации (ДОЛ) в целом.

· Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения.

· Выстраивание системы взаимодействия с коллегами.

· Получение эффективной обратной связи от старшего вожатого по итогам смены.

Адаптация вожатого в ДОЛ иногда переходит в дезадаптацию, сопровождаемую стрессом.

Стратегия ослабления стресса

Плач. Это самый первый шаг при попытке преодолеть стресс. Плач помогает разрядить напряжение и избавиться от психологического дискомфорта, расслабляет напряженные мышцы.

Физическая активность. Ходьба пешком, танцы, теннис, футбол, — образно говоря, любые физические упражнения также ослабляют стресс.

Вербализация переживаний. Когда вы выговариваете вслух то, что вас беспокоит, произнесенные слова сами по себе ослабляют болезненный стресс. Даже если вы кричите о своих страданиях, сидя в машине или оказавшись в лесу, это упускает вас, а иногда даже действует целительно.

Юмор. Попробуйте посмотреть на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя её абсурдность. Посмейтесь над ней. Представьте для себя стресс в другом контексте, как нечто менее серьезное, даже как глупость.

Музыка. Независимо от ваших вкусов и предпочтений, музыка является сильным упекающим средством; проведите некоторое время наедине с любимой музыкой – и любой стресс утихнет.

Отдых. В течение рабочего дня важно хотя бы немного времени уделять отдыху. Даже короткие паузы вроде счета про себя или глубокого вдоха перед тем, как сказать или предпринять ответные действия, помогут совладать с собой. Иногда очень полезно побыть наедине с самим собой, помолчать, прогуляться, полюбоваться водой, подышать свежим воздухом, пообнимать деревья.

Решение проблем. Когда вы направляете свою энергию на анализ проблемы, стресс уменьшается, поскольку вы обдумываете причины своих трудностей. Когда впереди видится облегчение, вы чувствуете себя уже не таким беспомощным.

Эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям и тесное взаимодействие с детьми. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы – усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; гипертензия (повышенное давление); язвы, нарывы; сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы – недостаток эмоций, не эмоциональность; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; нервные рыдания; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены); преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы – рабочее время больше 45 часов в неделю; во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное состояние – уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы – нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны коллег.

Причины выгорания

Наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Этот предел очень подвижен и зависит от тонуса нервной системы, который снижает плохое настроение, когда «блекнут краски дня», а также нерешенные проблемы, недосыпание и множество других причин.

Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако дети далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью, а то и стремлением извлечь выгоду в ущерб тому, кто «отдает себя». И когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.

Еще одна причина – отсутствие полноценного результата. Работа с людьми часто заключается в том, что невозможно «осязать», правильно оценить. Можно халтурить или стараться, но результат один и тот же. И трудно доказать, что вот эти конкретные старания ведут к повышению результатов, а безразличие – к снижению. Ведь показатели успеха в жизни лагеря обычно временные, скоротечные, а по окончании лагерной смены и вовсе теряют самоценность. Можно найти еще много причин развития выгорания. Но и без них ясно, что монотонная, хотя и обычная работа способна измотать сильнее аврального решения трудной и интересной задачи.

Большую роль в развитии выгорания играют индивидуальные особенности. Есть люди, которым проще длительный срок выполнять рутинную работу (стайеры). Однако на них не приходится рассчитывать, если нужно мобилизовать силы и срочно сделать большой проект. Другой тип (спринтеры) на первых порах действуют активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Обычно они очень чувствительны к оценкам их действий. Встречаются вожатые с низкой креативностью, но хорошей исполнительностью, которые нуждаются в прямых указаниях, руководстве. Их противоположность — творческие вожатые, предпочитающие свободу выбора для успешной деятельности. Очевидно, что, если задачи, возложенные на человека, не соответствуют складу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.

Выгорание можно рассматривать и как следствие неправильно организованного труда, нерационального управления, неподготовленности персонала.

Источник

Читайте также:  Может депрессия повышать температуру
Оцените статью
Читайте также:
  1. VII. Сигналы, применяемые при маневровой работе
  2. Авторитет вожатого на среднем возрасте
  3. Активные методы обучения в работе с педагогами
  4. Анализ задания. Подготовка учащихся к практической работе
  5. Безопасность при работе в воде и на льду.95
  6. Безопасность при работе с почтой
  7. Брака в работе) формы РБУ-3
  8. В курсовой работе значения этих КПД принимаются такими же.
  9. В работе конференции
  10. В РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ