«Шоковая терапия» для бизнеса, или как организации пройти стресс-тест
В условиях рыночной экономики целесообразно разрабатывать гибкие инструменты анализа финансовой устойчивости предприятия, учесть не только внутренние, но и внешние факторы риска и построить стратегию развития с учётом всех слабых сторон.
В каких случаях компания рискует:
- Внезапные незапланированные расходы;
- Падение покупательского спроса;
- Имущественные риски (утраты, имущественные ущербы);
- Рост цен на приобретаемые материалы;
- Задержки оплаты дебиторами;
- Риск девальвации капиталовложений;
- Риски судебных взысканий;
- Риски, связанные с изменениями в законодательстве, внутренней и внешней политике государства.
Список могут дополнить и другие риски, индивидуальные для каждой отдельно взятой организации. Но подход к минимизации рисков для большинства компаний будет общим.
Стресс-тестирование основывается на построении исключительных моделей возможных ситуаций, в которых теоретически может оказаться организация. Такой подход часто называют «what – if» (что если). Он позволяет оценить различные сценарии развития финансовой деятельности, выявить слабые стороны и определить степень готовности к кризисной ситуации.
Попробуйте протестировать каждый из рисков, примерив их на свою компанию. Так вы поймёте, насколько компания обеспечена ресурсами, необходимыми для оперативного исправления последствий риска. Нашли уязвимость? Это сигнал к тому, чтобы продумать защиту от риска и внести её в финансовый план и общую стратегию развития предприятия.
Пройдите шесть этапов стресс-тестирования:
1. Выделите зоны риска, присущие вашей организации (падение покупательского спроса, нехватка квалифицированных сотрудников, рост цен на закупки и т.п.);
2. Соотнесите с каждой выделенной зоной риска стресс-факторы, которые ей соответствуют;
У каждого серьёзного негативного события есть свой ключевой параметр (стресс-фактор). А одно негативное событие в компании может вызвать «цепную реакцию» других падений.
Например, сокращение спроса ведёт к сокращению выручки; а нехватка квалифицированных кадров может привести к увеличению количества дней на выполнение работы или услуги и, как следствие, увеличению ожидания поступления оплаты от покупателей.
3. Определитесь с негативным сценарием и основой для оцифровки стресс-факторов;
Важно понять, насколько должен измениться фактор, чтобы превратится из штатного момента в шоковый элемент.
Например, инфляция. Само по себе ежегодное снижение покупательной способности денег шоком назвать нельзя. Но если стоимость национальной валюты упадёт резко, то это отразится и на зарплатах, и на пенсиях, и на покупательской способности, и, как следствие – спросе на ваш продукт и стоимости ваших внутренних издержек. Такие последствия уже являются шоковыми.
Свой негативный сценарий должен быть и у вашей компании. Убедитесь, что он соответствует ряду требований:
— всеохватность. Все типы рисков, присущих вашей организации, учтены;
— непротиворечивость. Значения стресс-факторов не противоречат друг другу по величине и смыслу;
— шоковый характер. Изменения факторов в своём характере должно быть экстремальным, а не просто отрицательным.
4. Выберите методику для проведения стресс-тестирования;
Можно взять за основу существующие методики и комбинировать их на своё усмотрение.
Классификация методов стресс-тестирования:
Источник
Что является результатом аудита источников стресса
Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь. Ирвин Ялом
Что такое стресс-аудит? Это многомерная диагностика факторов риска в Вашей профессиональной деятельности, включает в себя определение признаков синдрома выгорания, хронического стресса, неадекватных копинг-стратегий, а так же выявляет снижение профессиональной мотивации.
Стресс-аудит подразделяется на индивидуальный и групповой.
Индивидуальный стресс-аудит ценен, в первую очередь, для самого сотрудника, потому что с его помощью можно понять и оценить текущее состояние, общий уровень стресса и получить персональный профиль стресса. Стресс-аудит актуален, если у Вас:
-частые болезни
-состояние неуверенности в себе
-нарушения сна
-раздражительность
-усталость
-пропал вкус к жизни
-не хочется ходить на работу
-много ем, когда волнуюсь
-я чувствую, что руководитель меня не ценит
-наверно, в другой профессии я был счастливее
-возможно, моя жизнь изменится, если я сменю работу
-прикладываю много усилий, чтобы делать привычные дела и др.
На основе Ваших ответов в опроснике будет составлен план профилактики или коррекции неблагоприятных состояний, подобраны инструменты под Вас.
Подобный отчет, помимо пользы для самого сотрудника, так же несет вторичную ценность и для руководителя. Из отчета руководитель может взять рекомендации по тому как выстраивать работу с данным сотрудником, как ставить задачи, предоставлять обратную связь по выполненной работе, чтобы сохранять работоспособность и эффективность, а не усугублять стрессовое состояние сотрудника.
Групповой отчет ценен тем, что дает представление об уровне стресса в организации и о том, насколько эффективна работа персонала на момент диагностики. Ведь если более 50% сотрудников компании испытывают стресс, то говорить об эффективности не приходится. Известен факт, что стресс в минимальных количествах не опасен, а наоборот, мобилизует ресурсы организма для преодоления сложностей. И часто руководители пользуются этим правилом. Но не стоит забывать, что есть тонкая грань между разовой потребностью в мобилизации ресурсов и постоянной жизнью в ритме переработок, переутомлений, сверхурочных и так далее. Дело в том, что жизнь в высоком темпе с интенсивным потреблением ресурсов организма требует от нас такого же эффективного восстановления. Но об этом я напишу отдельно. Сейчас я хотела обратить внимание на то, что сотрудники в состоянии высокого стресса физиологически, как бы они этого не хотели, не могут выполнять свои обязанности эффективно. Они чаще подвержены заболеваниям, чаще болеют, больше пользуются ДМС и так далее. Даже если эти сотрудники приходят в офис на работу, то ожидать эффективного 8-ми часового рабочего дня было бы ошибочно.
Так вот, по итогам организационного стресс-аудита, разрабатывается программа по профилактике и коррекции неблагоприятных состояний. Это комплексный подход, который может быть реализован как на уровне компании в целом, так и на уровне определенного отдела (например, отдел продаж или отдел по работе с персоналом). Диагностика стресса сразу снимает головную боль по нескольким параметрам:
— да, в компании мы использовали множество инструментов, направленных на повышение эффективности предприятия, внедрили всевозможные инструменты материальной мотивации, но производительность почему-то не растет, продажи не растут. Возможно, Ваши сотрудники испытывают высокий или предельно высокий уровень стресса и имеют признаки синдрома «выгорания», тогда, скорее всего, они уже ходят на работу из последних сил. Это примерно тоже самое, если бы у Вас была температура 39 и вам предлагали амбициозные цели за сверх-бонусы. Полагаю, что это вряд ли сработало бы.
— в Вашей компании уже внедрена программа wellbeing или в систему ценностей включено понятие баланса работы и личной жизни, в компании даже оплачивают для сотрудников всевозможные занятия в офисе, например, йогу или английский язык. И Вы думаете, что бы еще такое предложить сотрудникам, чтобы лояльность к компании росла, а новая программа выполняла роль нематериального мотиватора и помогала бы Вам линковать ценности сотрудника с ценностями компании? Диагностика стресса поможет выявить узкие места и предложить сотрудникам адекватные способы профилактики неблагоприятных состояний.
— у Вас в компании период оптимизации, внедрения изменений и Вы не уверены, что сотрудники в порядке. Вероятнее всего, они испытывают стресс. Но вот в чем причины и как от него избавится в кратчайшие сроки?
— в профилактических целях. Предотвратить ситуацию гораздо проще, чем потом иметь дело с последствиями.
Если эта информация показалась Вам интересной, поделитесь в социальных сетях.
Источник
Стресс-код
Последние годы стресс стал постоянным спутником человека. Он преследует его в метро, автомобиле, даже дома на диване. Что уж говорить о рабочем месте: то горит план продаж, то вдруг топы из головного офиса решили устроить крутую проверку. Стрессовые ситуации и нездоровый психологический фон не могут не сказаться на результативности работы сотрудников, что, в свою очередь, уменьшает прибыль компании. В связи с этим возникает вопрос: а знаете ли вы о состоянии своих людей? Может быть, пришло время разрядить обстановку?
Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники эффективно работали. Все задачи HR-службы, будь то привлечение квалифицированных кадров, повышение их лояльности по отношению к работодателю или разработка систем мотивации, имеют в конечном итоге одну-единственную цель – создать такие условия, чтобы персонал хотел идти на работу и любил ее. Ведь результат профессиональной деятельности людей зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют состояние здоровья работников и психологический комфорт в коллективе. Издержки предприятий, связанные с высоким уровнем стресса в коллективе, могут составлять сотни миллионов долларов. К примеру, американские компании ежегодно теряют в среднем $200–300 млн из-за того, что стресс съедает около 5% рабочего времени сотрудников.
Универсальный минимум
«Созданию услуги стресс-аудита предшествовал большой труд, – рассказывает Сирма Готовац, исполнительный вице-президент компании «Ренессанс Страхование». – Мы проанализировали статистику заболеваемости среди персонала наших клиентов. В итоге стало ясно, что многие недуги вызваны именно повышенным уровнем стресса». При этом исследования британской страховой компании BUPA показывают, что люди с крепким здоровьем работают в среднем на 20% эффективнее тех, кто обладает слабым иммунитетом. А к таким можно отнести до 30% среднего трудового коллектива, включая сотрудников, испытывающих стресс, недостаток сна, страдающих от плохой диеты и гиподинамии.
«Методика стресс-аудита была разработана психологами нашего медицинского отдела, – продолжает Готовац. – Выявляя группы риска среди работников и устанавливая основные стрессогенные факторы, мы смогли составить пакет рекомендаций, как избежать ситуаций, вызывающих стресс у персонала. В итоге появилась так называемая карта стресса. В нее заносятся результаты тестирования стрессоустойчивости работников, поля психологического напряжения между подразделениями, а также потенциально стрессогенные зоны в структуре компании.
Мини-кейс
Британская компания ENCAMS минимизировала стрессы у сотрудников
ENCAMS – это природоохранный благотворительный фонд, который организует такие солидные мероприятия, как «Чистая Великобритания» и «Самый чистый пляж в Англии». Когда в 2000 году организация впервые провела исследование, посвященное удовлетворенности своего персонала, то обнаружила, что многие сотрудники страдают от постоянных стрессов и разочарований в профессиональной деятельности. Каждый второй считал, что он слишком много трудится за сравнительно небольшие деньги. После опроса и консультаций руководство компании решило изменить свое отношение к нагрузке на персонал. Организация взяла курс на соблюдение сотрудниками баланса работы и личной жизни. Сейчас в ENCAMS существуют 14 опций, которые поддерживают этот самый life-work balance. Они варьируются от возможности свободного трудового графика и отпуска по личным обстоятельствам до программы поддержки служащих британской страховой компанией BUPA и доступа к корпоративному доктору. Самой решительной мерой стал перевод почти половины сотрудников на домашний график работы.
В 2006 году ENCAME по рейтингу газеты Sunday Times вошла в топ 100 лучших британских работодателей. В марте 2007 года фонд занял 93-е место в этом привилегированном списке. По словам Тони Палмера, директора по персоналу ENCAMS, в компании значительно снизилось количество отгулов, а последние исследования эмоционального состояния сотрудников подтверждают, что люди ощущают комфорт и удовлетворенность. Текучесть кадров уменьшилась с 24 (2001 год) до 10% (2007 год). «Мы – живое доказательство того, что соблюдение баланса между рабочей и личной жизнью не приводит к понижению продуктивности самой организации», – добавляет Тони Палмер.
Многоуровневое исследование
Процесс стресс-аудита проходит в несколько этапов. Сначала психологи определяют общий уровень стресса у сотрудников и их индивидуальные реакции на него. Для этого разработана специальная система тестов, позволяющая выявить подверженность человека стрессу и его реакцию на взрывоопасные ситуации.
Следующим этапом является диагностика так называемого эмоционального выгорания – опасного синдрома психологического истощения, возникающего в результате длительного нервного напряжения. На определенной стадии эмоционального выгорания эффективность труда снижается практически до нуля, у человека развиваются опасные психосоматические заболевания, в итоге он полностью теряет работоспособность.
Наиболее важным моментом является соотнесение полученных результатов с текущей рабочей ситуацией сотрудника. Специфика деятельности некоторых компаний или их подразделений предполагает цикличность рабочей нагрузки (квартальный, годовой отчет, др.). Необходимо учесть нюансы, связанные со способностью человека быстро адаптироваться к рабочим процессам. «Так, в одной организации мы выявили двух работников отдела продаж, у которых возникали практически одинаковые реакции на стресс. При этом психологическое состояние одного из них было в норме, а второй был на грани эмоционального выгорания, – вспоминает исполнительный вице-президент «Ренессанс Страхования». – В дальнейшем выяснилось, что один из продавцов пришел в компанию сравнительно недавно, причем раньше он никогда не работал в розничной торговле. Взявшись за новое для себя дело с большим энтузиазмом, этот человек нередко подменял своего коллегу, брал дополнительные смены. Низкая адаптивность в сочетании с большой эмоциональной нагрузкой привели к срыву».
Точка зрения
Светлана Мартынова, управляющий партнер CTeam Recruitment
Весь Запад уже работает по принципу соблюдения life and work balance, в России же это явление только недавно выделили в отдельную проблему. Темп жизни в больших городах очень быстрый, часто получается, что трудовой день среднего сотрудника длится с 7 утра до 8 вечера. На отдых и любую другую деятельность, не связанную с работой, не остается времени, и человек просто не успевает переключиться, отвлечься. Все это ведет к «выгоранию» и другим психологическим проблемам.
В нашей компании соблюдается строгое правило – отслеживать внутренние стрессовые ситуации. Раз в полгода наши сотрудники проходят тест, который выявляет, насколько комфортно каждому работнику в его роли, есть ли причины для беспокойства. Все проблемные ситуации необходимо проговаривать. Мы стараемся делать так, чтобы наши люди получали удовольствие от работы. Просто удивительно, насколько такие, казалось бы, незначительные вещи, как совместный обед или поездка на природу в выходные с семьями, могут помочь изменить положение в лучшую сторону.
Также известен случай из практики страховой компании «Гефест»: жалобы сотрудников на плохое самочувствие прекратились после того, как в офисе изменили освещение. Оказалось, что три разных по интенсивности разнонаправленных источника света – огромная люстра, общее освещение на основе люминесцентных ламп и фоновая подсветка логотипа компании – являются одновременно и источником стресса. Это говорит о том, что в вопросе выявления стрессогенных факторов нужно быть исключительно внимательным ко всем деталям.
Следующий уровень диагностики выявляет стрессогенные факторы в деятельности организации. Психологи путем серии наблюдений и интервью обнаруживают те особенности административно-кадровой системы, которые негативно влияют на общий стрессовый уровень в компании.
Результаты многоступенчатого мониторинга позволяют составить полную картину уровня стресса, его причин и последствий. На основе карты стресса составляются рекомендации по улучшению психологического климата в коллективе, предлагается программа тренингов по стресс-менеджменту. Такие тренинги могут быть направлены на сотрудников компании в целом или адаптированы под специфику работы отдельных подразделений. «Например, в одной организации большинство подразделений бэк-офиса показывали удовлетворительные результаты по общему уровню стресса, а вот департаменты продаж демонстрировали высокий уровень эмоционального выгорания среди сотрудников, – делится Сирма Готовац. – В таком случае целесообразно провести серию тренингов, направленных именно на продавцов, по профилактике профессионального выгорания при интенсивной работе с людьми. Они могут быть дополнены различными техниками по саморегуляции и снятию психологического напряжения, восстановлению энергетического потенциала».
Это интересно
Британские стрессогенные поля
— Сфера здравоохранения и социальной защиты
97% сотрудников этого сектора экономики отмечают наличие стрессов в своей организации, а 67% уверены, что за последние 12 месяцев их уровень заметно увеличился. 60% респондентов отмечают, что работодатели проводят специальную политику по управлению стрессом, а 30% уже прошли стресс-аудит.
— Издательское дело
В СМИ проблема стрессов у сотрудников имеет свойство быть вечной. До 70% работников признают это, 65% считают, что ситуация за последние 12 месяцев ухудшилась. Только 3% компаний данного сектора внедрили у себя стресс-аудит, а 22% — разработали политику по борьбе со стрессом.
Источник: британская страховая компания AXA PPP Healthcare
Экономия на нервах
Применение психологического сервиса позволяет существенно повысить медицинскую эффективность ДМС-программ. Ведь, по статистике, повышенный уровень стресса в сочетании с нездоровым образом жизни оказывает самое значительное влияние на возникновение заболеваний, в среднем до 55%. Опыт компании «Ренессанс Страхование» показывает, что нивелирование данного фактора приводит к сокращению заболеваемости в коллективе на 30-40%. Высокая результативность ДМС-программ выгодна как работодателю, так и страховщику. Первый отмечает повышение производительности труда, работо способности и уровня лояльности сотрудников, а страховщик — снижение убыточности, что позволяет уменьшить стоимость ДМС в среднем на 20%.
Источник