Что является причиной противоположных настроений аси

Что является причиной противоположных настроений аси

Время в повести течет неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определенные эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. Эта стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной, как поток, жаждут герои «Аси». «Я еще, — говорит Н.Н.,- не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился…».

Развитие настоящего чувства движется странными скачками, через несуразные, необъяснимые противоречия. Ася лазает по скалам, усаживаясь на опасном камне над крутизной: «…стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе, но я с неприязненным чувством посматривал на нее. Уже накануне я заметил в ней что-то напряженное, не совсем естественное…Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью». «Экая сумасшедшая!» — восклицает Гагин, увидев сестру, примостившуюся на развалинах прямо над пропастью. Но к чувству его восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что он отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием. Не случайно Гагин, зная сестру, предупреждает: «Не дразните ее…, она, пожалуй, еще на башню взберется».

Господин Н.Н., встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощекого баварского лейтенанта». Однако господин Н. не доводит до своего сознания значения этого мотива, не отдает себе отчета в своем чувстве и в чувстве Аси. Неосознанный внутренний пыл, а потом рождающаяся первая любовь служат причиной и противоположных настроений Аси, волнение ее чувств удивляет и ее самое. В то время как герой не стремится к разгадыванию своих чувств, Ася, напротив, стремится понять таинственный процесс, происходящий в ее душе.

После возвращения героя из трехдневного путешествия в горы у него происходит разговор с Гагиным. Заметив внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; ее уверения, что она его «одного любит», насторожили Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси. Видя взаимный интерес молодых людей, Гагин указывая на нравственный максимализм и импульсивность натуры девушки («… у ней ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!», на высокую требовательность в выборе предмета любви («Они-то (петербургские молодые люди») ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек…»).

Хотя непосредственное сознание Аси не обнажается, тем не менее, чувства девушки захватывают благодаря передаче их через внешнее движение. При раскрытии личности Аси Тургенев обращается к приему замедленной, развернутой экспозиции образа через восприятие и оценку окружающих. Главным способом создания образа Аси являются сцены драматического действия в сочетании с рисунком жестом, мимических изменений лица, внешне выражающих движение чувства и настроения. Так, создав некоторое представление о внешнем, духовном облике Аси, ее образ выразительно раскрывается в рассказе Гагина о ее биографии.

Но история Аси сообщается уже после первого хоть эскизного, но драматического раскрытия героев. Биографическое отступление очень содержательно: оно способствует раскрытию характера в его социально-исторической сущности, в его индивидуальном своеобразии. Хотя мы видим Асю и в дальнейшем с позиции Н.Н., эта позиция оказывается уже не внешней, потому что раскрываются черты внутреннего мира героини. Пока господин Н. в начале произведения видит ее «извне», бросаются в глаза ее странности, необычные жесты. Рассказ Гагина о ней уже приближает читателей к пониманию ее внутреннего мира, и это дает почувствовать возможность трагического финала.

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия». Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это г .

«Житиё Михаила Клопского».
Необычно уже само начало жития. Вместо традиционного зачина, рассказа агиографа о рождении, детстве и пострижении будущего святого, это житиё начинается с середины, при этом со сцены неожиданной и загадочной. Монахи Троицкого на Клопе (п .

Антонимы
Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы (греч. anti ‘против’, onyma ‘имя’) — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг — враг, тяжелый — легки .

Источник

1)Как обьяснить настроение Аси: от радостного до грустного, от желания общаться до затворства?

Характер героини соткан из противоречий и крайностей.
Все ее свойства и черты даны в предельном выражении.

Таковы, прежде всего, ее искренность и прямота, которые сразу же смущают Н. Н.

Смущает окружающих и максимализм всех ее чувств и желаний.
Мечты о любви сливаются с идеалом жертвенного героизма, с мыслью о молитве,
о трудном подвиге, и, в конце концов, — с тоской по чему-то запредельному.

Читайте также:  Монолог для конкурса чтецов сильные эмоции

Эти черты «великой души» (как у пушкинской Татьяны, с которой Ася явно соотнесена)
обнаруживают народный, и иногда и простонародный колорит.

Не случайно общение с этой «переполненной жизни девочкой» заставляет героя
по-новому взглянуть на себя самого.

Мир в буквальном смысле расцвечивается для него новыми красками.
Даже запахи воспринимаются героем теперь как-то иначе.
«Сильный, знакомый» , «степной запах» конопли внезапно напомнил ему о родине.

Эта совершенно «русская девушка» , сама того не подозревая, помогла герою повести
осознать собственную неприкаянность.

Впервые за годы молодости он испытывает сожаление оттого, что так бессмысленно
растрачивает в скитаниях свои силы:
«Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими? »

В поведении героини присутствуют некие элементы театральности.

В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих,
раздавая роли по своему усмотрению.

Наиболее показателен в этом плане эпизод с цветком герани, где брошенная ветка
— это своего рода приглашение принять «условия игры» .

Но, придавая своему облику и манерам черты то одного, то другого персонажа,
Ася никогда не переигрывает. Она искренна и органична в своих «ролях» .
Она играет подобно тому, как играют дети или гениальные натуры,
всецело отдаваясь роли, увлекаясь «сценическим образом» и перенося
воображаемое в действительность.

С любопытством наблюдая за перевоплощениями героини,
проделки которой иногда превосходят самые смелые ожидания Н. Н. ,
отмечает в девушке «что-то напряженное, не совсем естественное» .
Он называет ее «хамелеоном» , «полузагадочным» , «привлекательным,
но странным существом» .

Загадочность, необъяснимость, непредсказуемость становятся
лейтмотивом образа Аси.
Эта «загадочность» и «непредсказуемость» возникает оттого, что девушка
более свободна от условностей, чем герои-мужчины.

У Аси это связано с природной пылкостью натуры («У ней ни одно чувство не бывает вполовину» ,
— говорит о ней Гагин) ,
с ее происхождением (Ася незаконнорожденная) .

Вообще это того, признаки психического расстройства. Вообще у Тургенева всегда с женскими образами что-то не в порядке, они не похожи на стандарт его времени. Учитывая сложность жизни девочки, ее детство и т. д. — вполне закономерное поведение.

Источник

Конспект урока по литературе «Композиция повести И.С.Тургенева «Ася». Образ Аси»

Тема. Композиция повести. Образ Аси.

выявление особенностей композиции повести; причин обусловивших противоречивость поступков героини; мотива смерти в повести, подчеркивающего идеальность героини и раскрывающего трагическую невоплотимость идеала в действительность;

развитие навыка исследовательской работы с текстом, составления цитатного портрета героини; умений выделять главное в прочитанном эпизоде, главе, составления художественного пересказа;

формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления лексического значения слова «хамелеон».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация, фрагмент художественного фильма.

II. Изучение нового материала. Работа над темой.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Заполнение части таблицы «Элементы фабулы» по ходу урока.

Воспоминания Н. Н. о первом знакомстве с Гагиным и его сестрой. История Аси.

Первый серьезный разговор Аси и Н.Н.

«Неужели она меня любит?»

Объяснение Аси с господином Н. Н.

Сочетание кульминации действия с мгновенной его развязкой

Ночь после объяснения

Раздумья героя над судьбой Аси

3. Слово учителя.

Господин Н.Н. в немецкой провинции встречается с соотечественниками, которых избегал за границей. Это обстоятельство кажется сколь странным, столь и судьбоносным. Так мотив судьбы впервые намечается в повести.

Тургенев отказывается от использования в экспозиции динамического способа развертывания характера, заменяя его прямой описательной характеристикой. Автор вводит героев без предварительных описаний и сразу ставит в обстановку острых жизненных ситуаций.

4. Обращение к домашнему заданию (названия первых шести глав).

В первых шести главах, составляющих экспозицию, читатель узнает о брате и сестре только то, что знает о них герой.

• На что в характере Аси обращает внимание рассказчик?

5. Обращение к домашнему заданию (цитатный портрет Аси). ( Глава 2, задание 3 рабочей тетради, с.7, ч.2). Просмотр фрагмента художественного фильма.

Н. Н обращает внимание на странность, капризность, загадочность и противоречивость натуры героини, отмечает обаяние, грацию, человеческую неповторимость.

• О чем говорит выбор места жительства брата и сестры?

Натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Она не устает восхищаться прелестью окружающей природы.

6. Слово учителя.

Время в повести течет неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определенные эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. Эта стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной жаждут герои «Аси», «Я еще, — говорит Н.Н., — не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился. »

Развитие настоящего чувства движется странными волнами, через несуразные, необъяснимые противоречия.

7. Выразительное чтение от начала 4 главы до слов «. все равно: я знаю, вы мной любуетесь».

• Какое чувство вызывают в господине Н. Н. поступки Аси?

Читайте также:  Отекла слизистая носа не чувствую запахи

К чувству восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что Н. Н. отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием.

Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению.

• Какие роли играет Ася? Что влияет на ее поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами.

«Что за хамелеон эта девушка!»

«Помнится нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан»

«За столом она держалась чопорно, едва отведывала кушанья»

«Мне хотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле»

«Ася показалась мне совершенно русской девушкой. Ни тени кокетства я не заметил»

«В тот же день, вечером, я читал Гагину «Германа и Доротею»

«На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея»

«Что за хамелеон эта девушка!» — невольно восклицает герой.

• Какой смысл приобретает слово «хамелеон»?

В словах тургеневского повествователя звучит восхищение удивительной подвижностью, изменчивостью облика героини. Вот она встречает дорогой англичан — и начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Послушав чтение поэмы Гёте «Герман и Доротея», она кочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом превращается в русскую провинциальную девушку, будто подслушав мысли героя .

• Что является причиной противоположных настроений Аси?

Неосознанный внутренний пыл, а потом возникающаяся первая любовь объясняет противоречивость настроений Аси, волнение ее чувств удивляет и ее самое.

• Отдает ли себе отчет господин Н. Н. в своем чувстве к Асе?

Господин Н.Н., встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощекого баварского лейтенанта». Однако господин Н.Н. еще не понимает значения этого мотива, не отдает себе отчета в своем чувстве и в чувстве Аси.

8. Слово учителя.

При раскрытии личности Аси Тургенев обращается к приему замедленной, развернутой экспозиции образа через восприятие и оценку окружающих. Образ Аси выразительно раскрывается в рассказе Гагина. Биографическое отступление способствует выявлению характера в его социально-исторической сущности, в его индивидуальном своеобразии. Рассказ Гагина о ней уже приближает читателей к пониманию ее внутреннего мира, и это дает почувствовать возможность трагического финала.

• Почему Гагин решил рассказать Н. Н. историю Аси?

Внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; ее уверения, что она его «одного любит», насторожили Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси.

9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ 8 главы.

• Чем объясняется противоречивость натуры Аси?

Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася воспринимает как несправедливость, обрекающую ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда и мучительные противоречия: «. она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею» — и эксцентричность поведения Аси.

10.Работа с 9 главой.

• Какие чувства испытал господин Н. Н., узнав о судьбе Аси? Прочитайте фрагмент от начала 9 главы до слов «. ее душа мне нравилась». Назовите ключевые слова, характеризующие Асю.

Холодные пальчики, тонкое тело, внутреннее беспокойство и др.

Господин Н.Н. испытывает невероятное облегчение. Внутренний мир героини теперь уже не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью.

• Первый серьезный разговор Аси и Н.Н., представляющий собою завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различия героев. К чему стремится Ася?

Ася стремится к счастью и полноте жизни, к деятельности. Она верит в неограниченные возможности человека. Она хочет «прожить недаром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг».

• Как характеризует господина Н. Н. его замечание: «Попытайтесь»?

Н.Н. давно разуверился в таких мечтах и, отвечая на слово Аси «Попытайтесь», про себя же с грустной уверенностью констатирует: «Невозможно. »

• Каково значение слов Н. Н: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»?

Окрыленность — это способность человека воспарить над обыденностью, мечтательность. Н. Н. видит в Асе существо, способное подняться над будничностью.

• Какой эпизод 9 главы особенно свидетельствует о духовном сближении героев?

• Почему меняется выражение лица героини в вальсе, приобретая что-то мягкое, женское?

На мгновенье героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровского вальса словно приподняли их над землей. Музыка и танец раскрепощают героиню, высвечивают доминанту ее характера: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно-идеальному.

• Страстный танец Аси выражает именно это желание счастья. Почему на следующий день герой слышит из уст Аси: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда», «Ведь вам не будет скучно со мной?», «Если б я вдруг умерла, вам было бы жаль меня?»

Между «вчера» и «сегодня» появляется огромное психологическое расстояние, за это время Ася осознает свое чувство. Любовь заставила героиню повзрослеть, вырасти как личность.

11. Слово учителя.

Любовь, так же как явление жизни природы, подчинена загадочны силам. Ася не осознает в себе капризной игры стихии, и отчасти этим вызваны частые изменения ее настроений. Бессознательно она стремится к полноте жизни, не зная, что это недостижимо. Когда же она осознает, что влюблена, новое чувство бременем ложится на ее душу. Любовь Аси так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви — единственное и решающее. Она не чувствует опоры в уже пережитом, нет для нее опоры и в надеждах на будущее, в ожиданиях или мечтах. Для ее любви «нет завтрашнего дня», и как нет и дня вчерашнего. Поэтому любовь Аси неизбежно оказывается катастрофичной. Чувство для Аси — тяжелое, ответственное испытание.

Читайте также:  Что чувствует человек при открытом переломе

• Как переживает возникновение чувства Н.Н.?

Господин Н.Н. переживает чувство как художник, для него любовь — эстетическое наслаждение. У героя возникает желание счастья, однако оно не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у Аси.

12. Выразительное чтение 14 главы до слов «. жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно. ».

• Как характеризует Н. Н. его реакция на вопрос Гагина?

Трепетные отношения своей сестры с Н.Н. Гагин переводит на язык житейской прозы. Трижды повторенное Гагиным: «Но ведь вы не женитесь на ней», — приземляет идеальный порыв героя, заставляет его и взглянуть на историю с Асей глазами взрослого человека. Закономерен поэтому итог этого разговора: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» — говорит герой, почти повторяя слова Гагина.

13. Слово учителя.

Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести с Н.Н., протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася».

14. Обращение к домашнему заданию. Групповое задание: выразительное чтение по ролям 16 главы.

15. Исследовательская работа с текстом.

• Какие слова, сказанные во время объяснения Н. Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из главы 16 слова и словосочетания — внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои?

«Холодная рука лежала, как мертвая, бледные губы, накипавшие слезы, отрывистые предложения, частое дыхание, шепот, преданный взгляд, внезапное рыдание, падение на колени»

«Глядел на нее, сказал едва слышно, судорожно отодвинулся, повторил с ожесточением, ходил большими шагами по комнате, украдкой взглянул на Асю, посмотрел как дурак»

Ася испытывает целую гамму чувств — от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи до стыда и отчаяния. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине темной комнаты. Господин Н.Н. суетлив и многословен.

III. Подведение итогов урока.

Эта сцена наиболее ясно отражает противоречие, несовпадение психологических «ритмов» господина Н.Н. и Аси. Ася понимает, что господни Н.Н. — не герой, что в обмен на свою преданность она получает половинчатые чувства и малодушие, а в обмен на свое бескорыстие — эгоизм.

Внутренние силы натуры Аси, разбуженные любовью, оказываются слишком слабыми, чтобы вступить в противодействие с трезвым практическим укладом жизни.

2. Обращение к домашнему заданию. Сообщение «Мотив смерти в образе героини».

Ася — героиня, которая исчезла в небытие, и мотив смерти сопровождает это имя. В отрочестве, оторванная от родной почвы, Ася «чуть не умерла» в пансионе. После драматического свидания напрасно искавший Асю герой видит на самом берегу Рейна быстрой тенью мелькнувшую белую фигуру возле одинокого каменного креста на могиле утопленника. Раздумывая над судьбой Аси в эпилоге, Н. Н. вновь предполагает раннюю смерть героини: «. рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле. »

• Почему мотив смерти сопровождает образ героини?

Мотив смерти подчеркивает идеальность героини и раскрывает трагическую невозможность воплотить идеал в действительность.

3. Обращение к части таблицы «Элементы фабулы».

• Почему в повести практически отсутствует развязка? Найдите в тексте цитату-ответ на вопрос.

В повести практически нет развязки, поскольку «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье». Ощущение полноты жизни, душевной гармонии, согласно концепции автора, недостижимо.

1.Подготовить пересказ статей учебника «Поговорим о прочитанном», с.169-171, ч.2 и «Повесть в оценке писателей и критики», с.176-178, ч.2.

2.Ответить на вопросы учебника 1-2, с.178, ч.2 (устно).

3.Задание 1 рабочей тетради, с.10. ч.2: выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив первые две части таблицы, от слов «Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком» до конца 2 главы и от слов «Мы проболтали часа два…» до слов «… в стаканах заблестел таинственным блеском» (из 10 главы повести).

Источник

Оцените статью