- Готовность ребенка к школе- интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, общеличностная статья (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников. методическая разработка (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребенка к школе- интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, общеличностная
статья (подготовительная группа) по теме
Консультации для родителей, которые помогут оценить готовность ребенка к систематическому обучению в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:
• понимает суть задания;
• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;
• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;
• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;
• планирует предстоящую работу;
• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;
• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;
• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;
• производит действия контроля и оценки.
Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций — последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует. везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» . Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками. игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».
Эмоционально-волевая готовность ребенка
к обучению в школе
Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.
Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.
Эмоционально-волевая готовность к школе включает в себя:
- Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);
- Эмоциональная устойчивость;
- Сформированность небоязни трудностей;
- Умение ограничивать эмоциональные порывы;
- Умение систематически выполнять задания;
- Умение осознанно подчиняться правилу;
- Умение ориентироваться на заданную систему требований;
- Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
- Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения — словесного и невербального, межличностного и делового.
На развивающих занятиях с дошкольниками задания коммуникативного типа должны составлять значительную часть рабочего времени. Детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе должно быть направлено на выработку средств учебного взаимодействия ребенка со взрослым. По итогам занятий ребенок должен быть в состоянии инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего), координировать с ним свои действия.
Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе
Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в предшколе происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.
В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.
Социальная готовность ребенка к обучению в школе
Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами.
Действия взрослого на занятиях с дошкольниками предполагают поддержку не только лидерских проявлений отдельных детей, но также переключение их на исполнение противоположных ролей, в том числе второстепенных (в виде изображения дерева или другого реквизита игрового действия). Эффективность занятий по социальному развитию будет складываться из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. Работа на занятиях с дошкольниками может быть уплотнена за счет разработки таких развивающих программ, которые бы сочетали в себе направленность на формирование нескольких видов готовности одновременно. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.
Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.
Источник
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам
консультация
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-volevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
— наметить план действий;
— исполнить намеченный план;
— проявить усилие в случае возникновения препятствий;
— оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
• не бояться трудностей;
• стремление преодолевать их;
• не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилии ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите. »
3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления эмоций,
— непосредственностью в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой настроений,
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
• глубины чувств и эмоций;
• осознания причин появления тех или иных эмоций;
• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
• эмоционального предвосхищения (осознанно го ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.
Источник
Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников.
методическая разработка (1 класс)
Методические рекомендации с конкретными заданиями для определения эмоционально-волеой готоности первоклассников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volevaya_gotovnost_pervoklassnikov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению
Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе определяет умение регулировать свое поведение, преодолевать посильные трудности. Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятие, память, внимание), навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценивать свою работу.
Задание 1 ( индивидуально).
Методика «Определения уровня саморегуляции»
Ребёнку предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
- правильно переноси их с одной строчки на другую;
- не пиши на полях;
- пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
- 5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
- 4 балла – по ходу работы ребёнок допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.
- 3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
- 2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
- 1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
Задание 2 — «Кружки».
Умение слушать и удерживать в памяти инструкцию; строить свои действия согласно предварительной инструкции: «Дети, слушайте задание. Я сначала вам объясню, а затем вы будете выполнять. Будьте внимательны, так как я буду объяснять только один раз.
Нарисуйте 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуйте 3-й, 6-й, 9-й кружки, а остальные оставьте как есть, чистыми».
Задание дается несколько раз в течение учебного года (в начале учебного года, в середине, в конце); задание остается то же, меняется лишь порядок заштриховки кружков.
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — рисует 10 кружков в ряд, 3-й, 6-й, 9-й заштриховывает, остальные чистые.
- средний уровень — рисует 10 кружков в ряд, три из них заштрихованы, но место определено неправильно.
- низкий уровень — рисует 10 кружков, заштрихованных нет; рисует больше или меньше кружков.
Задание 3 Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. Такая тренировка привьет ребенку умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Дайте ребенку тетрадный лист с точками.
«Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».
Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».Теперь проверьте результат.
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
- 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
- 0 баллов – отсутствие сходства.
Задание 4 — «Сложи сам» (выявление целенаправленности, активности в достижении цели, умения преодолевать трудности).
Ребенку дают части бумажного круга (из твердого картона или плотной бумаги). Бумажный круг разрисован в виде блюдца. Блюдце разрезают на неравные части. Ребенку говорят, что «вот блюдце (тарелочка) разбилось на осколки, его надо собрать».
В начале учебного года — 6 частей «осколков».
В середине учебного года — 12 частей «осколков».
В конце учебного года — 18 частей «осколков».
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — ребенок активно ищет решения, преодолевает трудности, самостоятельно выполняет задание. Доволен, готов играть еще;
- средний уровень — ребенок составляет блюдце, время от времени обращаясь за помощью взрослого или ожидая подтверждения правильности своих действий со стороны взрослого. Доволен окончанием работы;
- низкий уровень — с готовностью берется за складывание частей блюдца, но при первых же трудностях отказывается от работы. Все время просит помощи, действует не думая, с заданием не справляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации.
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1.
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов.
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н.
Тестовые задания для определения уровня готовности первоклассника к школьному обучению.
Источник