- Признаки морали, ее функции, принципы формирования
- Как формируется мораль?
- Признаки морали
- Функции морали
- Какая наука изучает мораль?
- Как формировалась мораль в историческом контексте?
- В заключение
- Что является отличительным признаком морали? 1) отражает представления о добре и зле 2) эмоционально воздействует на человека 3) объясняет природные и общественные явления 4) обращается к сверхъестественным силам
- Задание
Признаки морали, ее функции, принципы формирования
Каковы характерные признаки морали? Понятие морали – это целая система норм и правил, которыми регулируется поведение человека, происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.
Как формируется мораль?
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все сферы общественной жизни. Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.
Признаки морали
Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:
- Всеобщность – требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
- Добровольный характер – поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
- Всеохватывающий характер – мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.
Функции морали
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.
Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.
Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.
Какая наука изучает мораль?
Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.
Основными проблемами этики являются следующие:
- определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
- относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
- поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.
В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.
Как формировалась мораль в историческом контексте?
На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:
- Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
- Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
- Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.
В заключение
Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.
Источник
Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
1)Семья это самое ценное, дорогое и родное для кождого человека (по крайней мере, так должно быть) . И когда в доме нет конфликтов, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие материальные блага этого не заменят!
2 — Если семья во всем согласуется друг с другом, то они вместе преодолеют все невзгоды, горести и неудачи)
Его собственность и взгляды на жизнь.
Подобное явление затрагивает многие социальные группы населения и имеет немалую историю. Еще со времен великих географических открытий страны колонии и лица другой расы были ограничены в свободе и правах. Что такое расовая дискриминация – это полное ограничение или ущемление людей из-за расовых различий и отличий в цвете кожи.
Расовые противоречия могут приводить к острым конфликтам. Активисты в борьбе с дискриминацией по рассматриваемому признаку предлагают добиваться равноправия людей независимо от их цвета кожи. Аналогичное условие распространяется на все сферы жизни общества:
доступность рабочих мест;
политическая свобода и возможность голосования.
дискриминация что это
Для многих государств мира дискриминация по национальному признаку является очень острой проблемой. Это связано с тем, что на территории одной страны зачастую проживает большое количество народностей. Типичными примерами таких стран могут стать Российская Федерация, США, Великобритания, Испания.
Национальная дискриминация выражается в ущемлении свободы групп населения, которые представлены в малом количестве или имеют свои особенности языка, культуры и традиций. Для решения этой проблемы важно в пределах одного государства уравнять все нации в правах, обеспечить их безопасность и разработать систему наказания за нарушение принципов целостности страны и оскорбление отдельных народностей.
Преимущественно распространенный вид ущемления прав — дискриминация по половому признаку, причем она может затрагивать в равной степени и мужчин, и женщин. Гендерная дискриминация может проявляться в следующих вопросах:
трудоустройство, развитие карьеры и дифференциация оплаты труда;
участие в выборах и решении политических или социальных вопросов;
решение семейных проблем, воспитание детей;
домогательство, насилие, применение физической силы.
Ограничивая действия какого-либо пола важно помнить, что не всегда это может быть правомерным. При подобных рассуждениях нужно отталкиваться от того, что есть занятия, которые лучше получаются у мужчин или у женщин. Существуют ограничения, связанные с условиями труда, физической силой и репродуктивной функцией.
Возрастные ограничения зачастую могут стать причиной разногласий. Так, дискриминация по возрасту проявляется в отказе сотрудничества с людьми, не подходящими по возрасту, и может наблюдаться в следующих ситуациях:
при приеме на работу или смене должности;
в случае необходимости социального обеспечения и получения льгот;
при отборе в спортивную команду;
при ограничении возраста для вступления в брак и рождения детей.
Равноправие всех возрастных категорий граждан не должно ограничиваться:
Зачастую дискриминация по религиозному признаку может очень сильно оскорбить чувства верующих и нанести урон психике. Она заключается в неуважении, оскорблении, ограничении возможностей следования церковным традициям. Такое ущемление прав в некоторых случаях приводит даже к вооруженным конфликтам.
Во избежание подобных ситуаций людям важно быть терпимее друг к другу, уважать интересы каждого человека, даже в случае не разделения их. Иногда полезным может быть вмешательство государства, введение уголовной ответственности и изменения в законодательстве страны в пользу определенной религиозной направленности.
Источник
Задание
А1. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности
А2. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество
3) приводят к отрицательным последствиям
2) не имеют путей решения
4) относятся к сфере экономики
A3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?-
A. Одно из проявлений свободы человека — возможность поступать по своему усмотрению.
B. Свобода — это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А4. Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
А5. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование
3) полное (среднее) образование
2) основное общее образование
А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство использует художественные образы.
Б. Существует много видов и жанров искусства.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А7. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся
3) цены возрастут
2) цены останутся неизменными
4) произойдет инфляционный скачок цен
А8. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает
1) создание духовных ценностей
3) распределение материальных благ
4) сохранение традиций и обычаев
А9. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против
3) акционерных предприятий
4) частных предприятий
А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
A11. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает:
1) половозрастную структуру
3) профессиональную структуру
2) структуру занятости населения
4) преемственность поколений
А12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является
4) малой (нуклеарной)
А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А14. Что понимается под формой правления государства?
1) организация высших органов власти
3) распределение власти по территории страны
2) политический режим
4) политическая система
А15. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
А17. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства
1) унитарное государство 3) президентская республика
2) парламентская республика 4) федеративное государство
А18. К общественным отношениям не относятся:
2) отношения между работником и работодателем
3) отношения между природой и обществом
4) связи между социальными группами и внутри них
А19 Демократический режим характеризуется
1) господством исполнительной власти
2) защитой прав и свобод граждан
4) господством одной обязательной идеологии
А20 К числу глобальных проблем не относится:
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии
В1. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) открывают человеку новые возможности
2) влияют на деятельность человека
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо
4) меняются с возрастом
В2. Установите соответствие между формами собственности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
А) имущество дипломатических 1) частная собственность
Б) семейная ферма
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано
(А) Социализация – это осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди накапливают социальный опыт и становятся личностями. (Б) Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и зрелом возрасте. (В) Можно предположить, что от ее успеха зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни. (Г) Ученые считают, что окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно, так и непреднамеренно.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5.
Социологические службы стран Z и Y провели опрос общественного мнения. Участвующим в опросе был задан вопрос:
«Как государство должно участвовать в социальной защите населения?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
Государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам
Государство должно обеспечивать помощь всем своим гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, например лишившимся работы
Государство должно обеспечивать социальную защиту только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам: пенсионерам, инвалидам
Люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечить себе нормальную жизнь без какого-либо вмешательства государства
В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Процент тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим гражданам, выше среди опрошенных страны Z, чем среди опрошенных страны Y.
2) Доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать помощь всем своим гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, среди опрошенных страны Y выше в два раза, чем среди опрошенных страны Z.
3) Процент тех, кто считает, что государство должно обеспечивать социальную защиту только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам, выше среди опрошенных страны Y, чем среди опрошенных страны Z.
4) Опрошенные обеих стран в равной мере разделяют мнение, что люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечивать себе нормальную жизнь.
5) Опрошенные страны Y в большей степени, чем опрошенные страны Z, затрудняются при ответе на вопрос.
В5. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) В стране Y развито местное самоуправление.
3) Институты рыночной экономики развиты в большей степени в стране Z, чем в стране Y.
4) По форме правления страна Z — республика, а страна Y — монархия.
5) По форме государственного устройства страна Z — федерация, а страна Y — унитарное государство.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему. »
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
По кн. «Экономическая теория» / Под ред. . М., 2003. С. 47, 50
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)
С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции
Источник