Что является наиболее существенной чертой эмоций

BodyPsyhology Психология тела

Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5, с.173]. Не менее важно и то, что эмоции не просто осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Человек занимает к событию определенную позицию. И эта позиция всегда пристрастна, так как она не производит чисто рациональную оценку, а включает эмоциональное переживание.

Немаловажными чертами эмоций являются их интенсивность и глубина. Под интенсивностью эмоции понимают степень активации центральной нервной системы [2, с.95]. По данным Д.Б. Линсли, проводившего электрофизиологические исследования, существуют два полярных значения активации эмоционального состояния человека: состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы, и которое не могут нарушить даже сильные раздражители, и состояние крайнего возбуждения (экстаз, приступы бешенства, паники, ярости). Между этими полюсами находится ряд промежуточных состояний: апатия, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение. Эти состояния, как правило, обратимы и способны переходить, в зависимости от внешнего или внутреннего раздражителя, друг в друга [2, с.137].

Однако интенсивность эмоции не всегда является показателем ее личной важности для человека. Поэтому используется показатель «глубина эмоций», отражающий личностную значимость возникающих переживаний. Ведь не секрет, что одно и тоже событие может по-разному восприниматься различными людьми, что свидетельствует о личной значимости данного события. Мы можем предположить, что запоминание какого-либо события зависит от глубины эмоции, то есть от личной значимости. И дольше и прочнее сохраняются те события, которые имеют яркую эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. Однако, некоторые ученые считают, что лучше мы запоминаем события с отрицательной окраской, так как отрицательные эмоции важнее для выживания организма, они сигнализируют человеку об опасности и помогают ему избегать таких ситуаций.

Как видим, роль эмоций велика. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Без эмоций жизнь была бы скучной и однообразной.

Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни человека:

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии [12, с.64].

Американский психолог У. Джеймс – создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – всё это чистый продукт созерцающей личности» [2, с.83].

Читайте также:  I5 9400f стресс тест

Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Теоретические задачи возрастной психологии
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов .

Лидерство и руководство в малой группе
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологичес .

Источник

Эмоции и психические состояния

Соотношение различных психических состояний. Понятие, основные черты и субъективный компонент эмоций. Теории эмоций в трактовке западных психологов. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Классификация психических состояний, их уровни.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.06.2009
Размер файла 73,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа № 11 по теме:

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

1. а) эмоция — б) инстинкт; 2

2. а) чувства — б) стресс; 3

3. а) психические состояния — б) чувства; 1

4. а) отражение — б) эмоции; 2

5. а) личность — б) чувства; 3

6. а) эмоции — б) аффект; .3

7. а) высшие чувства — б) любовь. 3

Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Переживание — непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

Переживание — это отражение личной значимости и оценка внешних и внутренних ситуаций.

2. эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

Т.к. эмоции — индивидуальные, личностные особенности человека, и зависят от его физического и психического состояния.

3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент — ее субъективный компонент.

Даже отдельные свойства предметов, несут информацию через ощущения: свет, запах, вкус…, ощущая их, человек испытывает удовольствие или неудовольствие, что отражает личную оценку внешних и внутренних реакций.

3. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно- прогностические функции регуляции поведения.

Да, положительные эмоции, всегда связаны с получением желаемого результата, и побуждают субъект к их достижению и сохранению.

4. Эмоции — двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

Эмоции имеют рефлекторную природу, а рефлекс это ответная реакция на раздражение. В данном случае, внешнее выражение это ответная реакция.

5. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

Да. Эмоции протекают в форме переживаний и отражают личную значимость и оценку.

6. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.

Нет, в возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играет вторая сигнальная система, благодаря которой изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний. а так же появляется возможность осознать эмоциональное состояние, передать опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Читайте также:  Что такое чувственный план

7. Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком при чинных связей, что обычно называют «логикой чувств».

Так как чувства предметны и конкретны, и обладают обобщённой оценкой событий.

8. Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу.

9. чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

Чувства — высший продукт культурно — эмоционального развития человека. они связаны с определёнными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование.

Психика, отражение, чувство, радость, ликование.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Эмоции — психическое отражение в форме переживаний приятного процесса и результатов практической деятельности направленные на удовлетворение его актуальных потребностей.

2. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют: отражают характер взаимодействия организма со средой, вызывают успокоение или возбуждение, подкрепляющую, переключающую, компексаторную, побудительную, коммуникативную функции.

3. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид душевных явлений, в виде мышления и переживания.

4. Биологическая теория эмоций связывает эмоции с значимостью тех или иных условий, для живых существ, и удовлетворения актуальных для них потребностей.

5. Согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются органические процессы изменения, происходящие в организме.

6. Теория Кэннона—Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно, и возникают из единого источника.

7. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности совпадают или превышают ожиданиям, а отрицательное — в условиях их несоответствия.

8. 3. Фрейд установил, что при неверном истолковании или конфликте эмоций их мотивационная сила приводит к аффективному поведению.

9. Теория дифференциальных эмоций Кизарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры эмоциональных состояний.

10. По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления чувств, свойств личности, выступают в качестве внутренних стимулов к деятельности.

11. Эмоция, зарождается из соотношения положительного или отрицательно го результатов действия к потребности, являющейся исходным побуждением.

12. По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами, потребностями, и успехом или возможностью успешной реализацией отвечающей им деятельности субъекта.

13. Согласно информационной теории, эмоция есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, возможность удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции. а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно — когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом.

2. Тревожность — это комплекс эмоций возникающих на основе личных потребностей. а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости.

3. Любовь — комплексное чувство, включающее. а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение.

4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как. а) неудовлетворённость; б) грусть; в) печаль; г) тоска.

5. В теории деятельности эмоции отражают отношения. а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условия ми ее осуществления.

6. Отличительной чертой аффекта является. а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность .

7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это. а) более длительные состояния; б) реакция на совершившееся событие; в) реакция на вероятные события ; г) реакция на текущее событие.

8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с. а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворения физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности.

9. Чувства человека — это. а) эмоциональный фон ощущений;

Читайте также:  Первые причины депрессии у подростков

б) Органическое самочувствие индивида; в) переживания связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния.

10. Высшие чувства включают в себя. а) интеллектуальный компонент;

б) Рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение.

На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Положительные эмоциональные состояния:

Любовь, радостное открытие истины, воодушевление, нега, любознательность, обожание, догадка, очарование, уверенность, восхищение шедевром искусства, удовольствие, симпатия, увлечённость работой, сладострастие, эмпатия…

Отрицательные эмоциональные состояния:

Привязанность, страх, ярость, сомнение, враждебность, неудовольствие, жалость, тревожность, депрессия, стыд, злость, ненависть, страдание, фрустрация…

любопытство, удивление, предчувствие, чувство таинственного, волнение…

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Дополните следующие высказывания:

1. По определению Н.Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика активности психической деятельности, в определённый период времени, в зависимости от воздействий окружающей действительности и показывающая психические свойства личности.

2. Структуру психического состояния, по В.А. Ганзену, образуют 3 основных уровня:

1) Физиологический уровень, включающий нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиг физиологических функций.

2) Психологический уровень, включающий изменение психических функций и настроение человека.

3) Социально-психологический уровень, включающий характеристики поведения и деятельности, и отношение человека, в том или ином состоянии.

3. Двумя ключевыми детерминантами настроения являются интероцептивные ощущения, отношение человека к самом себе и окружающеё действительности.

4. Группа эмоциональных состояний объединяет состояния, характеризующиеся эмоциональную реакцию человека на раздражитель.

5. Группа практических состояний объединяет состояния, характеризующие эмоциональное состояние человека на различных этапах трудовой деятельности.

6. Группа мотивационных состояний объединяет состояния, характеризующиеся проявление мотивов человека, направленных на удовлетворение его потребностей.

7. Группа гуманитарных состояний объединяет состояния, характеризующиеся эмоциональным проявлением чувств людей.

Распределите предложенные психические состояния по группам. Укажите основания выбранной вами классификации.

Подъём, готовность, счастье, мобилизация, радость, дружба, вдохновение, любовь, гнев

Ненависть, негодование, тревога, монотония, сексуальное напряжение, прострация, страх, гипоксия, жажда.

Удивление, печаль, волнение, синтония.

Удивление, ненависть, подъем, гнев, готовность, счастье, негодование, тревога, монотония, сексуальное напряжение, печаль, прострация, мобилизация, радость, волнение, дружба, страх, синтония, гипоксия, вдохновение, любовь, жажда.

Подобные документы

Сущность психических состояний. Эмоциональные и волевые психические состояния. Особенности познавательных психических состояний. Индивидуальные свойства личности. Характеристика основных эмоциональных состояний. Виды стрессоров и их последствия.

реферат [438,9 K], добавлен 27.06.2012

Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

презентация [4,3 M], добавлен 23.12.2013

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции. Организация, условия и исследование психических состояний личности. Этапы развития и теоретические основы аутогенной тренировки.

дипломная работа [183,2 K], добавлен 22.03.2009

История изучения психических состояний от древности до наших дней. Функции и виды психических состояний. Методики определения уровня тревожности. Признаки и виды аффективных состояний. Методы борьбы со стрессом. Отличия чувств и эмоций, понятие эмпатии.

шпаргалка [1,9 M], добавлен 19.06.2014

Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.

реферат [19,1 K], добавлен 14.03.2004

Классификация видов эмоций и чувств, характеристика их функций. Многообразие эмоциональных состояний и механизм управления ими. Основные положения структурной теории эмоций Пейпеца, соматической теории Джемса-Ланге, потребностно-информационной теории.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 29.09.2013

Настроение как целостное состояния психики. Значение его особенностей в деятельности преподавателей. Виды психических состояний. Последовательность выявления и последующего устранения причин отрицательных состояний и усиления положительных у учащихся.

реферат [15,5 K], добавлен 24.07.2014

Источник

Оцените статью