- 4. Эмоциональная сторона деятельности личности
- Эмоциональность личности
- Эмоциональность личности
- По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?
- Управление эмоциями
- Эмоциональный интеллект что это?
- Эмоциональное выгорание
- Что провоцирует эмоциональное выгорание
- Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- Факторы, связанные с образом жизни личности:
- Аффект как психологическое состояние
4. Эмоциональная сторона деятельности личности
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональные переживания, их основные виды. Влияние эмоций на деятельность человека Пути устранения отрицательных эмоциональных состояний.
Эмоции (лат, emovere — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).
В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Экспрессия (лат. expressus — внешнее проявление, выражение) -внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.
Импрессия (лат. impresso — производить впечатление, поражать) -проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).
Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорганизующую.
1. Отражательно-оценочная — позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).
2. Сигнальная — состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет¬ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
3. Защитная — состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функции.
4. Управляющая — выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О.Хебб).
5. Мобилизующая — заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции — субъективная форма существования мотивации.
6. Компенсаторная — позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесообразно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию текста.
7. Дезорганизующая — может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Человек — наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тыс. слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию.
По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:
1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;
По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:
1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аффекты, 5) стрессы.
По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности выделяют:
1) эмоции и 2) чувства.
Эмоции низшие- это эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.
Эмоции высшие- социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Эти эмоции присущи только чело¬веку.
Чувственный тон- простейшая форма эмоций. Это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.
Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции — носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковремен-ны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Почти все базовые эмоции хорошо «читаются» по мимике лица.
Настроение- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.
Аффект (лат. affectus — душевное волнение) — эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Аффект возникает в экстремальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления — гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или, ступор, скованность. Аффект практически неуправляем. Сдержать его возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных особенностей личности.
Стресс (англ. stpess — напряжение, давление) — состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Стресс, по утверждению Г. Селье, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Стресс — реакция комплексная и не зависит от того, что его вызывает. Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр.
Протекает в три этапа (Г. Селье):
тревога- мобилизация всех сил организма,
стабилизация — ситуация закрепляется, идет перерасход адаптационных сил,
истощение, если ситуация продолжает сохраняться. В результате ухудшение самочувствия, заболевание и смерть. Люди по-разному переживают стресс (стресс льва или кролика). Есть люди стрессоустойчивые. В психологии выделяют разные виды стресса: физиологический, психический, информационный и эмоциональный.
Стресс физиологический — реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.).
Стресс информационный — возникает в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.
Стресс эмоциональный — возникает при эмоциональных перегрузках, возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д.
Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие
чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.
Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным моральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.
Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют преодолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.
Чувства эстетические- своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).
Катарсис (греч. catharsis — очищение) — первоначально понятие катарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис — соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.
Чувства практические (праксические) (греч. praktikos — деятельный) — чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удовольствие, творческий подъем и пр.).
Страсти— абсолютно доминирующие чувства, которые захватывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Различные эмоции по-разному влияют на деятельность человека. Одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие — упадок сил, нежелание что-либо делать (астенические). Человек может переживать одновременно и противоположные эмоции (амбивалентные).
Эмоции оказывают влияние на формирование личности, превращаясь в ее эмоциональные свойства. К эмоциональным свойствам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.
Эмоции стенические (греч. sthenos — сила) — повышающие активность, вызывающие прилив энергии и подъем.
Эмоции астенические (эмоции + греч-astheneia — слабость, бессилие) — эмоции ослабляющие активность человека.
Амбивалентность (лат. amphi — с обеих сторон, вокруг, valens -сильный) — одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).
Тревога— ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства.
Защита психологическая— механизм противостояния тревоге. Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта.
Фрустрация (англ. frustration — расстройство, срыв планов, крушение) — психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Это одна из форм стресса, переживание неудачи, сопровождающееся чувством безысходности в достижении желаемой цели.
Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.
Источник
Эмоциональность личности
Эмоциональность личности
У каждого человека система эмоциональной сферы являются индивидуальной. Индивидуально-психологическое проявление эмоций у каждой личности обозначается понятием «эмоциональность личности» – это способность отображать содержание переживаний, настроение и характер. Иначе, эмоциональность можно рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир с помощью проявления чувств и их влияние на поведение человека. Эмоции помогают лучше понимать друг друга, люди могут настраиваться на совместную деятельность и общение, а также наблюдать за состоянием собеседника. Люди, относящиеся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как восторг, раздражение, грусть, разочарование, гордость, восхищение и т.д.
По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?
В психологии выделяют несколько уровней проявления эмоций:
- субъективный план проявления эмоций (отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем);
- проявление эмоций в поведении (эмоции чаще всего наблюдаются в мимике, жестах, движениях людей и т.д.);
- проявление эмоций в речи (прослеживаются с помощью силы голоса его высоты и тембра);
- вегетативный уровень проявления эмоций (наблюдается изменение пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи).
Если Вас интересует собственный уровень проявления эмоциональности и в каких сферах она преобладает, то мы предлагаем Вам пройти тест «Уровень эмоциональности».
Управление эмоциями
В процессе взаимодействия многим людям преодолевать барьеры взаимопонимания, непросто. Чтобы избежать проблем непонимания с окружающими, необходимо знать основные психологические правила общения, и в первую очередь, научиться управлять своими собственными эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Особенностью наших чувств является то, что мы можем сознательно управлять ими. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели. Для этого в первую очередь, нужно как можно раньше осознать свои эмоции, развить свою врожденную способность управлять ими, накопить чувственный опыт и начать сознательно использовать его в своей деятельности. Для того, чтобы узнать насколько Вы сознательно используете свои эмоции, предлагаем Вам тест Бондаренко В.В. «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»
Эмоциональный интеллект что это?
Эмоциональный интеллект – это способность личности распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а так же способность управлять собственными эмоциями в процессе решения практических задач. Основной функцией данного феномена является распознавание своих и чужих эмоций. Бывали ли у Вас ситуации, когда в процессе взаимодействия с другим человеком Вы осознавали, что он не понимает Ваших чувств и переживаний? Или наоборот, причиной конфликта стало непонимание Вами чувств другого человека? В обоих случаях возникновение непонимания, определенную роль мог сыграть уровень эмоционального интеллекта. Чтобы узнать об особенностях собственного эмоционального интеллекта, на сайте представлен тест Люсина Д.В и тест Н. Холла, с помощью которых Вы узнаете об особенностях своей личности.
Эмоциональное выгорание
Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.
Что провоцирует эмоциональное выгорание
В психологической науке выделяют ряд основных факторов данного понятия:
Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- отсутствие контроля над выполняемой работой;
- низкая заработная плата;
- повышенная ответственность;
- монотонная и неинтересная работа;
- высокое давление со стороны руководства;
- и т.д.
Факторы, связанные с образом жизни личности:
- трудоголики;
- люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
- недосыпающие;
- возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.
Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В. Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.
Аффект как психологическое состояние
Бывают ситуации, когда индивид становится чрезмерно агрессивным, раздражительным, кричит при этом не контролирует себя. В данной ситуации человек выражает высокий уровень эмоций, такое поведение проявляется у людей в состоянии аффекта. Итак, аффект – это сильные эмоциональные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из трудной ситуации, сопровождающиеся двигательной активностью. С помощью теста Куликовой В.Н. «Склонны ли Вы к аффектам?» Вы можете узнать о собственной предрасположенности к аффективному состоянию.
Источник