Что у нас врожденное характер или темперамент

Темперамент и характер

Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.

Темперамент и характер: основные различия

Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.

Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.

Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.

Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.

Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения

Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:

Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.

Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.

Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.

Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.

Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.

Свойства характера и темперамент

Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.

Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:

  • Сангвиник будет проявлять инициативу, браться за новые проекты, легко переживать неприятности, быстро забывать о них и снова увлекаться новым делом;
  • Холерик посвятит себя работе со свойственной его типу страстностью, но будет то раздражаться по мелочам, то опять вдохновляться и снова злиться, доходя до настоящей агрессии;
  • Флегматик предпочтет спокойно сосредоточиться на деле, хорошенько вникнуть в его суть, обдумать и рассчитать все нюансы. Причем внешне может показаться, что он отнюдь не заинтересован в своей работе. Но на самом деле он просто не любит спешить: так проявляются его сосредоточенность и уравновешенность;
  • Свойства характера и темперамент меланхолика в данном случае приведут к тому, что он будет днями и ночами думать о своей задаче, усердно трудиться, но одновременно корить себя за малейшие ошибки. Этот тип склонен в любом деле видеть возможные промахи и неудачи, которых он безумно боится, что обусловлено его природной мнительностью.

Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.

Читайте также:  Не очень важно себя чувствую

Источник

Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Действительно ли характер заложен в нас генетически, и может ли он измениться со временем?

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

” Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Читайте также:  Кто лечит подростковую депрессию

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Источник

Темперамент и характер — что мы можем изменить?

Для того что­бы рабо­тать над собой, нуж­но чет­ко пони­мать, что в себе мы можем изме­нить, а что — нет.

У каж­до­го из нас есть тем­пе­ра­мент и харак­тер. Уче­ные по-раз­но­му опре­де­ля­ют эти уров­ни пси­хи­ки. Одни – гово­рят, что это одно и то же или счи­та­ют тем­пе­ра­мент частью харак­те­ра. Дру­гие – про­ти­во­по­став­ля­ют их. Но самым рас­про­стра­нен­ным в наше вре­мя явля­ет­ся пред­став­ле­ние о тем­пе­ра­мен­те как био­ло­ги­че­ской осно­ве характера.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша био­ло­ги­че­ская харак­те­ри­сти­ка. Созна­тель­но повли­ять на неё мы можем не намно­го боль­ше, чем на раз­мер сво­е­го сердца.

Тем­пе­ра­мент опре­де­ля­ет эмо­ци­о­наль­ность чело­ве­ка, ско­рость про­те­ка­ния его пси­хи­че­ских про­цес­сов, дина­ми­че­ские свой­ства лич­но­сти – напри­мер, силу, темп, ско­рость реак­ции на раз­лич­ные явле­ния и собы­тия. Важ­но пони­мать, что тем­пе­ра­мент харак­те­ри­зу­ет ско­рее общий спо­соб, направ­лен­ность вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка с миром. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на то, как мы реа­ги­ру­ем на раз­лич­ные собы­тия, какие эмо­ци­о­наль­ные при­выч­ки имеем.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем тем­пе­ра­мент: флег­ма­тич­ный, мелан­хо­лич­ный, холе­рич­ный, санг­ви­нич­ный (по назва­ни­ям 4 основ­ных типов тем­пе­ра­мен­та), а так­же подвиж­ный, поры­ви­стый, спо­кой­ный, урав­но­ве­шен­ный, воз­бу­ди­мый, энер­гич­ный, чув­стви­тель­ный, вспыльчивый.

Тем­пе­ра­мент слу­жит базой для раз­ви­тия харак­те­ра, но при этом вовсе не пред­опре­де­ля­ет его.

Неуме­ние сла­дить со сво­им тем­пе­ра­мен­том может при­ве­сти к про­бле­мам со здо­ро­вьем — чрез­мер­но впе­чат­ли­тель­ные нату­ры, не сумев­шие смяг­чить при­род­ную воз­бу­ди­мость при­выч­кой к рас­су­ди­тель­но­сти, более под­вер­же­ны стрес­су, чем люди со спо­кой­ным тем­пе­ра­мен­том. Ярким лите­ра­тур­ным при­ме­ром пре­дель­но флег­ма­тич­но­го чело­ве­ка, спо­соб­но­го без осо­бых эмо­ци­о­наль­ных потерь пре­одо­леть любые жиз­нен­ные невзго­ды, явля­ет­ся май­ор Мак-Наббс из кни­ги Жюля Вер­на “Дети капи­та­на Гранта”.

Характер — то, что делает нас уникальными

Харак­тер охва­ты­ва­ет все каче­ства, сфор­ми­ро­ван­ные под воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей сре­ды. Люди с похо­жим тем­пе­ра­мен­том могут обла­дать совсем раз­ны­ми харак­те­ра­ми. Более того, харак­тер пла­сти­чен и может изме­нять­ся про­сто с тече­ни­ем вре­ме­ни или изме­не­ни­ем жиз­нен­ной ситу­а­ции. А так­же чер­ты харак­те­ра мож­но изме­нить созна­тель­ны­ми усилиями.

Под харак­те­ром пони­ма­ют осо­бен­но­сти лич­но­сти чело­ве­ка, от кото­рых зави­сит пове­де­ние чело­ве­ка в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях и по кото­рым мож­но судить о его воз­мож­ных поступ­ках в опре­де­лен­ных условиях.

Мно­го­об­ра­зие всех черт харак­те­ра дела­ет нас непо­вто­ри­мы­ми, уни­каль­ны­ми. Одна­ко есть такие чер­ты, кото­рые мож­но назвать типичными.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем харак­тер: муже­ствен­ный, чест­ный, ини­ци­а­тив­ный, тру­до­лю­би­вый, доб­ро­со­вест­ный, трус­ли­вый, лени­вый, скрыт­ный, воле­вой, твер­дый, ответ­ствен­ный, покла­ди­стый, вздор­ный, общи­тель­ный, сквер­ный, строп­ти­вый, скан­даль­ный, вред­ный, свар­ли­вый, дея­тель­ный, прин­ци­пи­аль­ный, непре­клон­ный, мсти­тель­ный, измен­чи­вый, миро­лю­би­вый, реши­тель­ный, доб­ро­же­ла­тель­ный, неза­ви­си­мый и т.д.

Эти свой­ства объ­еди­ня­ют раз­ных людей, дела­ют их отча­сти похо­жи­ми. В какой-то сте­пе­ни пра­во­мер­но гово­рить о наци­о­наль­ных, про­фес­си­о­наль­ных, воз­раст­ных чер­тах харак­те­ра. Но это раз­де­ле­ние весь­ма услов­но, пол­но исклю­че­ний. Нет ника­кой чет­кой клас­си­фи­ка­ции харак­те­ров – уж слиш­ком мно­го­об­раз­ны соче­та­ния раз­лич­ных качеств и слиш­ком уж пла­сти­чен, измен­чив характер.

Одна­ко для удоб­ства ана­ли­за и кор­рек­ции харак­те­ров поль­зу­ют­ся мето­дом, пред­ло­жен­ным извест­ным пси­хо­ло­гом, науч­ным руко­во­ди­те­лем лабо­ра­то­рии «Пси­хо­фи­зио­ло­гия инди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий» про­фес­со­ром Теп­ло­вым Бори­сом Михайловичем.

Он пред­ло­жил раз­де­лить чер­ты харак­те­ра на четы­ре группы:

  1. Наи­бо­лее общие чер­ты харак­те­ра, обра­зу­ю­щие пси­хи­че­ский склад лич­но­сти. Это прин­ци­пи­аль­ность, после­до­ва­тель­ность, муже­ство, чест­ность, надеж­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, актив­ность. Или же отри­ца­тель­ные чер­ты – лжи­вость, трусость.
  2. Чер­ты, отра­жа­ю­щие отно­ше­ние к дру­гим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чут­кость, так­тич­ность и т.д.
  3. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние чело­ве­ка к само­му себе. Это скромность/заносчивость, обид­чи­вость, застен­чи­вость, чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, эго­цен­тризм (склон­ность иметь в цен­тре вни­ма­ния само­го себя и свои инте­ре­сы, пере­жи­ва­ния), эго­изм (склон­ность забо­тить­ся в первую оче­редь о лич­ном бла­ге), тщеславие.
  4. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние к тру­ду. Сюда вхо­дят настой­чи­вость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, доб­ро­со­вест­ность, акку­рат­ность и др.

Харак­тер про­яв­ля­ет­ся в том, какие цели ста­вит перед собой чело­век, и в том, какие сред­ства он исполь­зу­ет для дости­же­ния этих целей. Он тес­но свя­зан с миро­воз­зре­ни­ем и убеж­де­ни­я­ми чело­ве­ка. Таким обра­зом, изме­няя соб­ствен­ные уста­нов­ки (убеж­де­ния, отно­ше­ние к миру, людям, себе), мы можем изме­нить и свой характер.

Поло­жи­тель­ные чер­ты харак­те­ра во всех груп­пах – тот иде­ал, к кото­ро­му дол­жен стре­мить­ся хри­сти­а­нин во сла­ву Божию.

Неред­ко пове­де­ние чело­ве­ка слиш­ком силь­но зави­сит от внеш­них обсто­я­тельств, от вли­я­ния на него окру­жа­ю­щих людей. В таком слу­чае гово­рят, что чело­век «бес­ха­рак­тер­ный». Но на самом деле, харак­тер у него, конеч­но же, есть. Про­сто в этом харак­те­ре не выра­же­ны воле­вые качества.

Эти воле­вые каче­ства, как и мно­гие дру­гие чер­ты харак­те­ра, мож­но раз­ви­вать, формировать.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «вос­пи­та­ни­ем» мы как раз и пред­по­ла­га­ем обыч­но закла­ды­ва­ние и раз­ви­тие раз­лич­ных черт характера.

При вос­пи­та­нии нуж­но обя­за­тель­но учи­ты­вать тем­пе­ра­мент – это ведь осно­ва харак­те­ра. Неко­то­рые свой­ства тем­пе­ра­мен­та могут спо­соб­ство­вать выра­бот­ке каких-то черт харак­те­ра, а фор­ми­ро­ва­нию дру­гих они могут мешать. Во всем нуж­но соблю­дать прин­цип разумности.

Груст­но смот­реть, когда роди­те­ли пыта­ют­ся через силу заста­вить быть усид­чи­вым, выдер­жан­ным, акку­рат­ным ребен­ка с пре­об­ла­да­ни­ем холе­ри­че­ско­го типа тем­пе­ра­мен­та. Сей­час широ­ко извест­но сло­во «гипе­р­ак­тив­ность». Но поче­му-то насиль­но пере­учи­вать лево­ру­ких сей­час почти пере­ста­ли, а наси­ло­вать пси­хи­ку подвиж­но­го ребен­ка до сих пор счи­та­ет­ся нор­мой. Хотя если дать воз­мож­ность воз­бу­ди­мо­му чаду реа­ли­зо­вать свой тем­пе­ра­мент там, где это не прин­ци­пи­аль­но, напри­мер, есть – стоя, тан­цуя после того, как про­же­вал все, что во рту; учить уро­ки, ходя по ком­на­те, или даже бегая; писать не сра­зу весь текст, а по пред­ло­же­нию, в пере­ры­вах дав воз­мож­ность поба­ло­вать­ся, — тогда мож­но добить­ся огром­ных резуль­та­тов, и даже посте­пен­но при­учить ребен­ка дер­жать свой тем­пе­ра­мент в узде, сфор­ми­ро­вав нуж­ны чер­ты харак­те­ра. Ведь по мере раз­ви­тия харак­те­ра тем­пе­ра­мент ока­зы­ва­ет все менее выра­жен­ное вли­я­ние на пове­де­ние человека.

Читайте также:  Способы установления эмоционального контакта

Про­сто обыч­но такое гар­мо­нич­ное вос­пи­та­ние тре­бу­ет огром­но­го тер­пе­ния, вре­ме­ни, сил от роди­те­лей. Не все гото­вы на эти жерт­вы. Про­ще заста­вить, а в слу­чае чего – нака­зать за неусид­чи­вость и про­чие био­ло­ги­че­ские каче­ства. Для меня это рав­но­знач­но тому, что нака­зы­вать за фор­му носа или раз­рез глаз.

Повто­рю еще раз: тем­пе­ра­мент – врож­ден­ная харак­те­ри­сти­ка, мы не можем его изме­нить. Мы можем лишь научить­ся жить, в какой-то сте­пе­ни управ­ляя им.

А харак­тер – фор­ми­ру­ет­ся и изменяется.

При­чем, фор­ми­ру­ет­ся в пове­де­нии. Что­бы стать веж­ли­вым, нуж­но веж­ли­во посту­пать. Что­бы стать чест­ным – не врать. Что­бы стать миро­лю­би­вым и доб­рым – делать доб­рые дела и не ругать­ся. Что­бы не быть свар­ли­вым – не вор­чать. И так далее.

Луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния, как извест­но, явля­ет­ся соб­ствен­ный при­мер. Прав­да, что­бы вос­пи­тать себя и стать достой­ным при­ме­ром, нуж­но еще боль­ше сил, вре­ме­ни, терпения…

Конеч­но, хоро­шо, когда эти при­выч­ки фор­ми­ру­ют­ся с само­го дет­ства, ведь стро­ить с нуля обыч­но про­ще, чем переделывать.

Взрос­лый чело­век может зна­чи­тель­но улуч­шить свой характер.

Спо­со­бов вос­пи­та­ния мно­го. Помо­га­ет вос­пи­та­нию чте­ние хоро­ших книг, про­смотр хоро­ших филь­мов. Тех, где при­ве­де­ны при­ме­ры муже­ства, воли, тру­до­лю­бия, чест­но­сти и т.д.

Я лич­но пре­крас­но пом­ню впе­чат­ле­ние, про­из­ве­ден­ное на меня «Пове­стью о насто­я­щем чело­ве­ке» — о геро­из­ме и муже­стве воен­но­го лет­чи­ка. Не знаю, оста­ви­ли ли ее обя­за­тель­ной в школь­ной про­грам­ме, поэто­му рас­ска­жу для тех, кто не читал, один слу­чай из кни­ги (осно­ван­ной, кста­ти, на реаль­ной жиз­ни Героя Совет­ско­го Сою­за Алек­сея Пет­ро­ви­ча Маре­сье­ва, лет­чи­ка, про­дол­жав­ше­го летать и вое­вать с ампу­ти­ро­ван­ны­ми ногами).

Уже после ампу­та­ции, на про­те­зах, с палоч­кой, кото­рая не бро­са­ет­ся в гла­за, он едет в элек­трич­ке. Сидит. На одной стан­ции в вагон захо­дят ране­ные на косты­лях, с палоч­ка­ми. Пас­са­жи­ры начи­на­ют тес­нить­ся, что­бы уса­дить сол­дат. И тут одна жен­щи­на начи­на­ет уко­рять его, что вот сидит, здо­ро­вый, и не стыд­но ему, а еще командир.…

Думаю, каж­дый из нас стал­ки­вал­ся с такой ситу­а­ци­ей в обще­ствен­ном транс­пор­те, когда не усту­па­ют места пен­си­о­не­рам, малы­шам, еще не спо­соб­ным сохра­нять рав­но­ве­сие и без­опас­но ехать в авто­бу­сах. Даже здо­ро­вые люди зача­стую отго­ра­жи­ва­ют­ся от само­го созна­ния того, что рядом те, кому надо бы усту­пить место. Дела­ют вид, что не видят. И даже не все­гда реа­ги­ру­ют на заме­ча­ния окру­жа­ю­щих, если они не слиш­ком тре­бо­ва­тель­ны. А порой и скан­да­лят, отста­и­вая свое пра­во сидеть – и тоже про­езд опла­тил, и надо на так­си ездить, и про­чее, и прочее…

Что же сде­лал Алек­сей Мере­сьев (в кни­ге фами­лия немно­го изменена)?

Сна­ча­ла он почув­ство­вал неза­слу­жен­ную оби­ду. О, какой повод был бы дать волю этой оби­де, пока­зать, что он тоже инва­лид, отсто­ять свои права…

Но он момен­таль­но транс­фор­ми­ро­вал эту эмо­цию в «озор­ную весе­лость». Мы бы ска­за­ли – сми­рил­ся. Он вско­чил, усту­пил место сол­да­ту. А сам про­тис­нул­ся к стен­ке и обло­ко­тил­ся на нее, дер­жась за пал­ку. А когда жен­щи­на осо­зна­ла свою оплош­ность и ста­ла сты­дить дру­гих, выби­вая место уже для него, то он поте­рял эту воз­ник­шую радость — радость от пра­виль­но­го поступ­ка, пра­виль­но­го отно­ше­ния к себе, к людям.

Муже­ство, досто­ин­ство, воля, скром­ность, отзыв­чи­вость – пре­крас­ные чер­ты! Ста­ра­ясь быть похо­жи­ми на героя, тыся­чи совет­ских ребят усту­па­ли места в авто­бу­сах, не жалея себя. Не раз слы­ша­ла об этом.

А в пове­сти Вени­а­ми­на Каве­ри­на «Два капи­та­на» пред­ло­жен непо­сред­ствен­но рецепт вос­пи­та­ния воли, по пунк­там. И посколь­ку герой тоже обра­зец для под­ра­жа­ния, то мно­гие и мно­гие воле­вые люди опи­ра­лись на эту кни­гу в сво­ем отро­че­стве и став взрослыми.

Мне неред­ко в рабо­те с пра­во­слав­ны­ми людь­ми при­хо­дит­ся при­во­дить в при­мер свя­тую бла­жен­ную Мат­ро­ну Мос­ков­скую. Инва­лид с рож­де­ния, чело­век в поло­же­нии, каза­лось бы, гораз­до худ­шем, чем у мно­гих наших бра­тьев и сестер во Хри­сте, не жало­ва­лась. Не роп­та­ла. Она была с Богом и радо­ва­лась. К сожа­ле­нию, сей­час очень мно­гие впа­да­ют в уны­ние из-за намно­го мень­ших про­блем со здо­ро­вьем. А ведь это как раз про­яв­ле­ние харак­те­ра. Те самые эго­цен­тризм, эго­изм, гордыня…

У каж­до­го из нас свои кни­ги, свои при­ме­ры, веду­щие нас по пути выбо­ра черт харак­те­ра. Но у пра­во­слав­ных есть Иде­ал, к кото­ро­му надо стре­мить­ся. Сей­час есть пре­крас­ная воз­мож­ность, кото­рой не было в моем дет­стве, — узна­вать о вели­ко­леп­ных при­ме­рах пове­де­ния, поступ­ков из жиз­ни свя­тых. Из само­го Еван­ге­лия, из дру­гих книг Биб­лии. И исправ­лять свой харак­тер, при­во­дить его в соот­вет­ствие с тем, чему учил нас Господь.

«Нет тако­го харак­те­ра, кото­ро­го нель­зя было бы пере­де­лать. Поэто­му бес­смыс­лен­но ссы­лать­ся в оправ­да­ние како­го-либо дур­но­го поступ­ка на недо­стат­ки харак­те­ра. Чело­век сам несёт ответ­ствен­ность за свой харак­тер». (Б. М. Теплов).

Источник

Оцените статью