Что такое высокие эмоции

Высшие эмоции

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Высшие эмоции» в других словарях:

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

Эмоции — Переживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм… … Толковый словарь психиатрических терминов

Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия

Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тупость эмоциональная — – обеднение эмоций, в первую очередь высших эмоций, то есть чувств, таких как сострадание, терпимость, великодушие, благородство, уважение, благодарность и др. Чаще характеризует психопатию, незрелую личность, может быть также следствием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИОБИОЛОГИЯ — наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Термин «С.» был введен амер. энтомологом Э. Уилсоном в 1975 в его кн. «Социобиология: новый синтез». С.… … Философская энциклопедия

социобиология — СОЦИОБИОЛОГИЯ наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Сам термин «С.» впервые был введен амер. энтомологом Э. Уилсоном в 1975 г. в его книге… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Чувства гностические — – термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами (любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АПАТИЯ (эмоциональная тупость) — встречается при состояниях слабоумия, психического дефекта. При этом в первую очередь страдают высшие эмоции. Больной с эмоциональной тупостью не печалится и не радуется, ему безразлично все вокруг, даже собственная судьба … Судебная патопсихология (термины книги)

Источник

11.5. Высшие эмоции (чувства) человека

Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.

Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).

Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.

Читайте также:  Легкая форма депрессии как лечить

Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.

Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.

Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).

Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.

Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.

«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.

Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.

Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.

Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.

Современные религии пытаются продлить прежде всего этическую основу собственного существования, в то время как научная психология получает все больше доказательств того, что религия и чувства, ее сопровождающие, есть лишь форма психической активности, выработанная людьми для управления собственными психическими состояниями на донаучном этапе развития человеческой культуры и цивилизации.

1. Дайте анализ универсальной схемы функционирования психики. Объясните термины «психическое состояние» и «состояние сознания».

2. Дайте определение понятию «эмоциональное состояние». Приведите примеры эмоций.

3. Проанализируйте причины возникновения эмоций. Назовите три уровня проявления эмоциональных состояний.

4. Перечислите основные особенности эмоциональных состояний человека.

5. Дайте описание простейших эмоций.

6. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.

7. Опишите высшие эмоции человека (чувства).

8. Опишите физиологические основы эмоций.

9. Дайте психологический анализ стресса как вида эмоциональных состояний.

10. Проанализируйте причины возникновения страсти и сравните такие виды эмоциональных состояний как страсть и аффект.

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

Вартанян Г.А., Петров Э.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.

Додонов Б.И. В мире эмоций. – К.: Политиздат Украины, 1987.

Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Читайте также:  Механизмы формирования эмоций психология

Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. Часть 2. – М.: Мир, 1992.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Глава 4 Эмоциональные психические процессы

§ 3. Виды эмоций

Высшие эмоции человека — чувства

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.

Низшие, ситуативные, эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, они формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида.

Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные) чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у еловека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью, теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — нравственный закон внутри нас. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется через формирование его доминирующих нравственных чувств.

Регуляционная роль нравственных чувств первична — они могут подстраивать под себя и доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — это не человек, боящийся плохого поступка, а испытывающий высокое наслаждение от хорошего.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Оно коррелирует с чувством совести и чести.

Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Читайте также:  Чувство долга чести ответственности это

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetes — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

Прекрасно, по определению Н. Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей — правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство — образное отражение сущностных сторон действительности — рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек, по сути, занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Эстетическая реакция на произведение искусства содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis — очищение) — духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки, организует эмоциональную сферу человека.

Эстетические чувства проявляются в переживании не только прекрасного и безобразного, но и комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких- либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии — смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ ДонКихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией — смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического — возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.

Любопытство — направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность — устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.

Источник

Оцените статью