- Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Василия Жуковского
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Василий Андреевич Жуковский. «Весеннее чувство»
- Что такое весеннее чувство
- Василий Жуковский — Весеннее чувство: Стих
- Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Жуковского
Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Василия Жуковского
Василий Андреевич Жуковский — романтик русской поэзии XIX века. «Весеннее чувство» — размышление на тему разлада поэта и действительности.
Стихотворение написано в апреле 1816 года. Его автору 33 года, он находится в сильном личном и творческом кризисе. Родители М. Протасовой не позволяли ему жениться на ней, однако брак ее младшей сестры решился легко, все семейство отбыло в Эстонию. Влюбленный поэт поехал следом. Финансовые затруднения его достигли пика, стихи писать он тоже не мог. А впереди его ожидало известие, что М. Протасову просватали за другого, и она сама не против. Светлым моментом можно назвать отношение друзей к нему в этот период и знакомство с А. Пушкиным. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с охватной рифмой, 2 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Произведение написано в русле европейского романтизма, даже напоминает перевод из какого-нибудь немецкого поэта.
Все стихотворение — сплошной риторический вопрос: что веешь, светлеешь, чем душа полна? Многоточия довершают картину внутреннего переживания. Поэт засмотрелся на сияющие небеса «перелетной весны». Летящие облака уводят мысль поэта в область мечты. Тавтологические повторы усиливают экспрессию: легкий, опять, что, сияют сияя. Достаточно глагольных рифм: пробудилось-возвратилось, укажет-скажет. Ритм и интонация песенные, музыкальные. Облака летят, а потом желает отправиться вслед за ними в воображаемую страну счастья, в сферу Очарованного. Это слово — символ романтических устремлений поэта, пристань его надежды и вдохновения. «Весть знакомая от вышины»: возможно, имеется в виду пасхальная весть. «Милый голос старины»: замечтавшийся автор оживляет в своем сердце прошлое России, все минувшее кажется близким и понятным. Все важное для человека остается непреходящим, несмотря на века и смерть.
Поэт следит за полетом «птички», завидуя, что она, беззаботная, может достичь «края желанного». «Неведомые брега» выдают таящуюся в поэте жажду приключений. Восклицание «ах!» — просьба В. Жуковского не томить его, подать надежду, указать ему его путь. Все, что он слагал в своей душе, идеальный мир, который питал его думы — он существует? «Найдется ль тот», кто укажет туда дорогу? Кто заверит: да, это — «там»? Эпитеты: милый голос старины (это еще и олицетворение), уменьшительные суффиксы: ветерок, птичка.
Пейзажная зарисовка превращается под пером В. Жуковского в пылкое лирическое высказывание. «Весеннее чувство» навеяно обновлением природы, за которым автор ожидает обновления чувств.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Василий Андреевич Жуковский. «Весеннее чувство»
Понедельник, 14 Августа 2017 г. 21:06 + в цитатник
Василий Андреевич Жуковский
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.
Иль опять от вышины
Весть знакомая несется?
Или снова раздается
Милый голос старины?
Или там, куда летит
Птичка, странник поднебесный,
Все еще сей неизвестный
Край желанного сокрыт.
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! найдется ль, кто мне скажет:
Очарованное Там?
Пейзаж, центральным образом которого становится «перелетная весна», был изображен автором «с натуры»: поэтический текст датирован апрелем 1816 г.
Лирический субъект не просто созерцает детали сезонного пробуждения природы. Герой захвачен потоком эмоций, порожденных наблюдением за приметами весны. Разноплановые ощущения находят выражение в форме риторических вопросов. В сравнительно небольшом стихотворении насчитывается десяток вопросительных конструкций — и кратких, и распространенных. Что же тревожит лирического героя?
Приятный ветерок и светлая вода «очарованного» ручья — с обращения к этим деталям пейзажа начинается стихотворный текст. Стилистика зачина «Весеннего чувства» имеет фольклорные соответствия с русской лирической песней, оживляя реалии природной зарисовки. В «народном» контексте вопросы, адресованные ветерку и водному потоку, выглядят истинно риторическими.
Другая ситуация со следующей «порцией» подобных конструкций. Герой изменяет ракурс лирического повествования, обращаясь от картины пробуждающейся природы к чувствам пробудившейся души. Характер вопросов проясняет проблематику стихотворения: неясны причины и смысл душевного волнения.
Строфа заканчивается двумя повествовательными фразами, на время прерывающими череду сомнений. Облака — знаковый образ этого отрывка — окружены исчерпывающей словесной формулой. Последняя состоит из комбинации глаголов «сиять» и «лететь» («улетать»). Автор моделирует два варианта фразы по единой схеме: один глагол дается в личной форме, второй — в виде деепричастия. Прием порождает интересный эффект, создавая законченную, гармоничную, кажущуюся бесконечной зарисовку светлых тучек, бегущих по небу.
Вторая часть несет очередной поток вопросов, которые объединены темой «вершины», небесной выси. Силясь обрести новый или старый смысл, укрытый в горних далях, герой подходит к главной проблеме — поискам проводника, который сможет указать путь к идеальному и загадочному «краю желанному», «очарованному Там».
Идейное содержание «Весеннего чувства» не сводится к описанию лирического переживания, вызванного деятельной картиной обновления природы. Обращение к таинственным небесам открывает еще один смысловой пласт текста — религиозный. Чуткая душа героя открыта бескрайнему миру: признавая тщетность людских попыток постичь «неведомое», она исполнена благодарности божественному началу за гармонию и мудрость бесконечного бытия.
Источник
Что такое весеннее чувство
Определите размер, которым написано стихотворение В. А. Жуковского (без указания количества стоп).
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—15.
Лёгкий, лёгкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Я смотрю на небеса.
Облака, летя, сияют
За далёкие леса.
Иль опять от вышины
Весть знакомая несётся?
Или снова раздаётся
Милый голос старины?
Или там, куда летит
Птичка, странник поднебесный,
Всё ещё сей неизвестный
Край желанного сокрыт.
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! найдётся ль, кто мне скажет:
Назовите литературное направление, принципы которого воплощены в стихотворении В. А. Жуковского «Весеннее чувство».
«Весеннее чувство» — произведение романтизма.
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Эпитет — образное определение. Примеры: лёгкий ветерок, перлётная весна.
Анафора — повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Пример:
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь
Инверсия — обратный порядок слов. Пример:
Иль опять от вышины
Весть знакомая несётся?
Как в стихотворении В. А. Жуковского соотносятся действительность и мечта поэта?
Природа в стихотворении Жуковского — это воплощение внутреннего мира лирического героя. Сродни его душевному состоянию «лёгкий ветерок», сияние облаков, «Птичка, странник поднебесный» — всё это напоминает герою о давних мечтах, которые с приходом весны возрождаются, появляется надежда на что-то неведомое, «очарованное».
В каких стихотворениях русских поэтов создан образ весны и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. А. Жуковского?
Природа в стихотворении Жуковского — это воплощение внутреннего мира лирического героя. Подобное же восприятие находим и у Тютчева. Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои образы. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды». Весна всегда чистая и прекрасная, с ней связаны надежды на обновление. «Лёгкий ветерок», сияние облаков, «Птичка, странник поднебесный» — всё это напоминает герою Жуковского о давних мечтах, которые с приходом весны возрождаются, появляется надежда на что-то неведомое, «очарованное». У Тютчева в стихотворении «Весенние воды» очень похожие образы: птицы – «молодой весны гонцы», пробуждающиеся вешние воды.
ЛЁг-кий,| лЁг-кий| ве-те-|рОк,
ЧтО так| слАд-ко,| тИ-хо| вЕ-ешь|?
Хорей — двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге, а в строке на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
В задании 11 я ответила: «кольцевая», что оказалось неправильно. Правильный ответ: «опоясанная». Но разве это не одно и то же?
Это одно и то же, возможны оба варианта, которые на сайте предусмотрены.
Источник
Василий Жуковский — Весеннее чувство: Стих
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.
Иль опять от вышины
Весть знакомая несется?
Или снова раздается
Милый голос старины?
Или там, куда летит
Птичка, странник поднебесный,
Все еще сей неизвестный
Край желанного сокрыт.
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! найдется ль, кто мне скажет:
Очарованное Там?
Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский — романтик русской поэзии XIX века. «Весеннее чувство» — размышление на тему разлада поэта и действительности.
Стихотворение написано в апреле 1816 года. Его автору 33 года, он находится в сильном личном и творческом кризисе. Родители М. Протасовой не позволяли ему жениться на ней, однако брак ее младшей сестры решился легко, все семейство отбыло в Эстонию. Влюбленный поэт поехал следом. Финансовые затруднения его достигли пика, стихи писать он тоже не мог. А впереди его ожидало известие, что М. Протасову просватали за другого, и она сама не против. Светлым моментом можно назвать отношение друзей к нему в этот период и знакомство с А. Пушкиным. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с охватной рифмой, 2 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Произведение написано в русле европейского романтизма, даже напоминает перевод из какого-нибудь немецкого поэта.
Все стихотворение — сплошной риторический вопрос: что веешь, светлеешь, чем душа полна? Многоточия довершают картину внутреннего переживания. Поэт засмотрелся на сияющие небеса «перелетной весны». Летящие облака уводят мысль поэта в область мечты. Тавтологические повторы усиливают экспрессию: легкий, опять, что, сияют сияя. Достаточно глагольных рифм: пробудилось-возвратилось, укажет-скажет. Ритм и интонация песенные, музыкальные. Облака летят, а потом желает отправиться вслед за ними в воображаемую страну счастья, в сферу Очарованного. Это слово — символ романтических устремлений поэта, пристань его надежды и вдохновения. «Весть знакомая от вышины»: возможно, имеется в виду пасхальная весть. «Милый голос старины»: замечтавшийся автор оживляет в своем сердце прошлое России, все минувшее кажется близким и понятным. Все важное для человека остается непреходящим, несмотря на века и смерть.
Поэт следит за полетом «птички», завидуя, что она, беззаботная, может достичь «края желанного». «Неведомые брега» выдают таящуюся в поэте жажду приключений. Восклицание «ах!» — просьба В. Жуковского не томить его, подать надежду, указать ему его путь. Все, что он слагал в своей душе, идеальный мир, который питал его думы — он существует? «Найдется ль тот», кто укажет туда дорогу? Кто заверит: да, это — «там»? Эпитеты: милый голос старины (это еще и олицетворение), уменьшительные суффиксы: ветерок, птичка.
Пейзажная зарисовка превращается под пером В. Жуковского в пылкое лирическое высказывание. «Весеннее чувство» навеяно обновлением природы, за которым автор ожидает обновления чувств.
Источник