- Вербально или невербально — что это и какой вид общения важнее
- Вербальное и невербальное общение — что это такое
- Вербально — это наше отличие от другого живого мира
- Формы вербального общения и барьеры не его пути
- Невербальное общение — это мы унаследовали
- Различия между видами общения
- Комментарии и отзывы (2)
- Психология эмоций и виды чувств
- Виды эмоций и чувств человека
- Таблица чувств и эмоций человека
- Демонстрация эмоций и чувств
- Чем чувства отличаются от эмоций?
- Виды чувств
- Для чего нужны чувства?
- Управление эмоциями
- Как возникают эмоции?
- Невербальное выражение эмоций
- Вербальное выражение эмоций
- Внешнее проявление эмоций
Вербально или невербально — что это и какой вид общения важнее
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Общение с помощью речи стало возможным после эволюции животного в человека.
Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.
На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.
Вербальное и невербальное общение — что это такое
Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.
Вербальное общение бывает трех типов:
- Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
- Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
- Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).
Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:
- Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
- Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
- Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
- Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
- Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
- Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
- Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.
Вербально — это наше отличие от другого живого мира
Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.
Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика (что это?). Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.
При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».
Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:
- Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
- Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
- Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
- Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
- Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).
Формы вербального общения и барьеры не его пути
Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:
- Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
- Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
- Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
- Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
- Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.
Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:
- Монолог (один человек):
- выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
- отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
- доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
- лекция – подача полезной информации для аудитории.
- Диалог (двое или более людей):
- обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
- дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
- спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
- диспут – это дискуссия в рамках науки;
- собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.
Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:
- Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п.
- Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
- Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
- Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию. Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.
Невербальное общение — это мы унаследовали
Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения. А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.
Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).
Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.
Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.
Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.
Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).
Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.
Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?
Различия между видами общения
Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.
Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.
Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.
Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.
Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Мошенники тренируют невербальное общение тоже. Они знают, как стоять, какие движения делать руками и как смотреть на собеседника.
Невербальные сигналы часто могут сообщить больше информации, чем обычная речь. Даже искусного лжеца могут выдать непроизвольные реакции. Главное их правильно интерпретировать.
Источник
Психология эмоций и виды чувств
Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.
Виды эмоций и чувств человека
В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.
Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:
- Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
- Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
- Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.
Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.
Таблица чувств и эмоций человека
Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.
Базовая реакция | Расширенное понятие | Проявления |
Радость | Оживление | Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь. |
Счастье | ||
Предвкушение | ||
Надежда | ||
Восторг | ||
Ликование | ||
Интерес | ||
Принятие | ||
Страх | Испуг | Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти. |
Ужас | ||
Беспокойство | ||
Подозрение | ||
Тревога | ||
Растерянность | ||
Неуверенность | ||
Вина | ||
Грусть | Тоска | Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое. |
Печаль | ||
Безысходность | ||
Уныние | ||
Сожаление | ||
Горечь | ||
Лень | ||
Жалость | ||
Гнев | Злость | Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены. |
Ярость | ||
Ненависть | ||
Недовольство | ||
Высокомерие | ||
Ирония | ||
Отрицание | ||
Возмущение |
Демонстрация эмоций и чувств
Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.
Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:
- Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
- Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.
Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста.
Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.
Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.
На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.
Виды чувств
По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:
- нравственные;
- интеллектуальные;
- праксические;
- эстетические.
Категория | Подкатегория | Проявления | Характеристика |
Нравственные | Моральные | Гуманность | Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного. |
Патриотизм | |||
Чувство долга | |||
Любовь | |||
Аморальные | Жестокость | ||
Эгоизм | |||
Ненависть | |||
Жадность | |||
Интеллектуальные | Специфические | Вдохновение | Определяют отношение к интеллектуальным потребностям. |
Целеустремлённость | |||
Жажда познания | |||
Удовлетворение от новых знаний, открытий | |||
Неспецифические | Любопытство | ||
Удивление | |||
Юмор | |||
Ирония | |||
Праксические | Выбор деятельности | Профессия | Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом. |
Любимый досуг | |||
Интересные занятия | |||
Эстетические | Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания | Любовь к природе | Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей |
Любовь к технике | |||
Любимая музыка | |||
Произведения искусства, зодчества, скульптуры |
Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.
Для чего нужны чувства?
Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.
- отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
- стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
- подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
- переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
- приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
- коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.
Управление эмоциями
Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.
Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.
Как возникают эмоции?
Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.
Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.
Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.
Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.
Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психологи одним из базовых методов расположить к себе людей называют именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.
Невербальное выражение эмоций
Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.
В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.
Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:
- взгляд: горящий, потухший, бегающий;
- цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
- тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
- сердцебиение: быстрое, медленное;
- дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
- осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
- предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.
Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.
Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.
Вербальное выражение эмоций
Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).
Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.
Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.
Внешнее проявление эмоций
Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.
Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.
Источник