Что такое устное народное чувство которое он

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю

Любовь Кошелева
Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю

Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Величайший творец и педагог – народ создал множество потешек, песенок, сказок для эмоционального контакта с ребёнком. Под звуки ласковых, напевных слов, вызывающих на общение («Котик серенький» и др.) малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка-водичка» и т. п., накормить («Травка-муравка»). Моменты ухода за ребёнком под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые необходимы ребёнку. Повторные сочетания действий с самим малышом со словами песенки, радующей ребёнка, приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания, проникать в их смысл.

Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными звуковыми сочетаниями, которые ребёнку важно научиться слышать, различать. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик мальчик; ел-пел; наша — Маша, то стоят в потешках совсем рядом, то рифмуются. Это сопоставление подчёркивает звучание каждого из них.

Песенки русского народа, творца русского языка, открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность.

Большинство потешек, песенок создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая чёткость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Не прямая мораль, но чёткая направленность звучит в народных песенках, адресованных и самым маленьким («Сорока-сорока», «Сорока белобока», «Кисонька-мурысонька» и т. д.) и более старшим детям («Берёза, моя берёзонька», «Ты рябинушка раскудрявая»).

Создавались песенки не только для того, чтобы позабавить малыша, но и пробудить у них любовь к родному краю, человечность, интерес и уважение к труду, уметь ценить поэтическое, образное, меткое слово и пользоваться его богатством и выразительностью;показать различные интонации:от ласкового уговаривания: «Вставай, мой Юрочка», «Сделай маленький шажок» до острой шутки,сатирического диалога: «Братцы, братцы, я медведя поймал!», «Ты пирог съел?»; богатство стихотворных форм,размеров: от максимально точной рифмы, чёткого ритма песенок: «Наша Маша маленька», «Солнышко-вёдрышко»— до белого стиха: «Берёза, моя берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая», — до стихотворной сказки «Как у бабушки козёл».

В период раннего детства впервые пробуждаются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни; в это время закладываются основы личностных качеств, начинают формироваться первые черты характера. И народ, зная, насколько важен этот период для формирования будущего человека, как по ступенькам ведёт ребёнка от простых игровых потешек к сложным поэтическим образам, от строк, забавляющих, успокаивающих – к сказкам, к ситуациям требующим напряжённого внимания, к цепи событий, разворачивающихся всё более стремительно и подводящих ребёнка к глубоким представлениям о честности, смелости, дружбе, коварстве.

Стараясь пробудить лучшие чувства, уберечь от душевного равнодушия, чёрствости, эгоизма, народ в сказках показывал борьбу сил добра и зла, ярко характеризуя их. («Волк и семеро козлят»). Наделяя сказочным могуществом силы зла, подчёркивая, как трудно преодолеть его, народ старался закалить душевные силы ребёнка, и вселить уверенность, что как бы велико не было зло, добро всегда победит, но для борьбы с несправедливостью, подлостью нужно много мужества, стойкости, выносливости.

Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. Непосредственность восприятия, вера в то, что всё происходило в действительности, вызывают волнение, эмоциональную приподнятость, усиливают остроту впечатлений, развивают детское воображение. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимают все душевные силы ребёнка: чувства, волю, воображение – на новую ступень и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он ещё не мог бы осмыслить. Сила эстетического переживания, волнения ребёнка показывают, что произведение искусства захватило его, и он внутренне включился в происходящие события. Только такой внутренний процесс по — настоящему плодотворен.

Народ создаёт сказки не только героического характера. Осмеиваются злобность, заносчивость, трусость глупость. В иных сказках наряду с осмеянием человеческих пороков внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц и зверей. Такие сказки приучают к образному восприятию самой действительности, воспитывают видение богатства, многообразия окружающего мира, интерес к нему.

Начатый с первых лет разговор о близких людях, о природе родного края постепенно закладывает основы для формирования чувств патриотизма, любви к родному краю. Детям становится доступным и более серьёзный разговор о труде взрослых и о той помощи, которую они могут оказать. В песенках говорится о посильной помощи в домашних делах,о разнообразных видах детского труда: «Ваня-Ванечка», «Я по лесу, по зелёному бреду», «Иголка-иголка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Был мальчонка пастушком», «Уж мы холили коней», и др.Песенок о труде взрослых: «Я младёшенька», «Ермил, Ермил», «Идёт Кузьма из кузницы». Ставятся перед детьми и довольно сложные моральные проблемы. Народвысмеивает лень и недобросовестность и в сказках и в потешках: «Колосок», «Умой меня», «Тяп-ляп». В сказках впервые поднимается и такой вопрос, как право на самозащиту. В народных сказках противника уничтожают или во имя спасения жизни или как возмездие. Народ показывает, что хитрость плоха, если она направлена во зло другому, совершается ради корысти. Но если идёт борьба за справедливость – хитрость необходима. Сказки гуманны, но нет прощения тому, кто творит зло. Вот почему Жихарка, жестоко расправившийся с лисой, прав. Тот же, кто полностью искупил вину, может быть прощён: «Гуси-лебеди».Добро же всегда побеждает и порождает добро: «Каждый своё получил».

Читайте также:  Муж говорит что чувствует себя виноватым

Народ показывает ребёнку, что сила в единстве. Даже зайцы сильны, когда они вместе, и домашние животные от волков могут отбиться,коли действуют сообща: «Почему у зайца губа рассечена», «Зимовье зверей».

Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, народ в сказках показывает причинность природных явлений иносказательно,порой в виде шутки: «Почему у месяца нет платья», «Снег и заяц», «Самый красивый наряд на свете». У детей возникает много «почему» и потребность эту надо всячески поддерживать.

Чёткость образов в сказках, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным, но многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько наше проникновение в текст окажется глубоким и рассказчик правильно передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и образы персонажей, и своё отношение к описываемым событиям. Дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение – рассказывая так, словно сам был участником событий или наблюдал их.

Сказку надо рассказывать неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, т. к. ребёнок всё более вникает в закономерность развития событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные, понравившиеся выражения, своеобразные повороты речи. Сам процесс восприятия произведения искусства несёт радость. Наиболее ярко это проявляется у совсем маленьких детей, которых радует звучание песенки, потешки, сказки, содержание которых ему ещё мало понятно. В дальнейшем ребёнок часто утрачивает эту непосредственность восприятия. Главным становится содержание произведения, и, до тех пор, пока ребёнок не поймёт во всех подробностях, как, каким образом, с помощью чего удаётся одержать победу над силами зла, он не замечает средств выразительности. Зато повторные прослушивания возвращают ему возможность снова радоваться звучанию уже хорошо знакомой сказки.

Воздействие произведения искусства тем сильнее, чем острее пережил ребёнок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства. По-настоящему раскроется сказка лишь тогда, когда сам ребёнок пройдёт весь путь от смутных, неясных впечатлений до полного понимания происходящего, когда сказка взволнует его самого.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира. Многое зависит от выразительности чтения, от систематичности, продуманности работы, от умения взрослого пробудить творческое восприятие текста.

«Устное народное творчество

в воспитании у детей любви

к родному краю»

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой» Консультация на тему: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой». В настоящее время нравственно — патриотическое.

НОД «Устное народное творчество» для детей младшей группы Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь средствами фольклора. Развивать внимательность память, слуховое восприятие.

Обмен опытом «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста» МБДОУ детский сад «Теремок» 2017год Опыт работы Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста».

Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.

План самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с №11 «Катерок» План самообразования (в виде проекта) Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Читайте также:  Что такое депрессия шутки

Проект «Воспитание у детей любви к родному краю» «Ты моя судьба, ты моя любовь С детских лет, ты сердцу дорог Всё чем я живу, связано с тобой С именем твоим, мой город!» Актуальность.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Источник

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Минжунова Наталья Анатольевна
Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида и общества, на прагматичное отношение к жизни. На жажду успеха любым путем ведет к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления. Духовность, нравственность, общинность как базисные основы народного менталитета подвергаются критике и часто негативной оценке, что приводит к формированию у подрастающего поколения скептического отношения ко всему российскому. В связи с этим, проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания становится чрезвычайно актуальным.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное нравственное возрождение, которое невозможно осуществить не усваивая культурно-исторический опыт народа., создаваемый веками громадным количеством поколений. Видный педагог В. И. Сорока — Росинский указывал на то, что человек утративший свои корни становится потерянным для своего общества. И ничто так не способствует формированию и развитию духовно-нравственной личности, как, приобщению ребенка к культуре своего народа,поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину, за свою землю на которой ты живешь. Дошкольное детство – это период интенсивного усвоения норм морали и социально одобряемых способов поведения. В это время складываются первые эстетические представления и нравственные нормы начинают определять поведение. Следовательно именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для духов- нравственного развития личности. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, моральных ценностей, представлений о добре, милосердии, справедливости, патриотизме подрастающег о поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры, ее традиций. А как сделать этот процесс целенаправленным? Именно путем приобщения детей к произведениям устного народного творчества,которое включает в себя большое количество жанров : сказки, пословицы и поговорки, потешки и загадки, колыбельные песни и скороговорки – это неоценимое духовное богатство народа, громадный пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к нравственной культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество вообще многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В устном народном творчестве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор реализуются не в полной мере.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальна сегодня). Не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Для детей старшего дошкольного возраста характерны такие «малые жанры «фольклора,как: пословицы, поговорки, сказки. В них как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. Значительный нравственный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное – отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. Они понятны и доступны детям старшего дошкольного возраста, помогают открывать им правила нравственного поведения в семье, со взрослыми сверстниками. Пословицы и поговорки привлекают остроумием, быстро запоминаются. А услышанные к делу, да к своему «случаю» — входят в опыт, на всю жизнь. В народе вообще пословицы, поговорки, обычаи оценивались не просто как наука на час, а как веленье предков, которое надо беречь и передать новым поколениям.

Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? Главнейшая заповедь – трудолюбие. Изумляет богатство пословиц о роли труда. Каждая мысль утверждает нравственную обязательность труда. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовныеценности понимаются как сердцевина личности: «Работай до поту, так и поешь в охоту», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи. Счастливым и красивым делает человека работа.Уточним: красивым в нравственном отношении. Острая насмешка предупреждает нерадивость,лень: «Двое пашут, а семеро руками машут», «У ленивой пряхи нет на себя рубахи». Почитание родителей, забота о них, чувство благодарности –святая святых: 2нет такого дружка. как родная матушка», «при солнышке светло, при матушке, добро», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Народнаямудрость называет детские годы лучшей порой учения :»За одного ученого сто неученых дают»., «По платью встречают, по уму провожают»

Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств человека,выраженный в пословицах поговорках: от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине. От гостеприимства и культуры речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания

Читайте также:  Ода радости 2 2017

Русская народнаямудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Правда дороже золота».Поэтому и напутствие каждому вступающему в жизнь: «За правое дело, стой смело», «Дело знай а правду помни». Правдивость народне отделял от чувства чести и достоинства: «В ком честь, в том и правда. Наставления народао сохранении чести и достоинства лаконичны по форе и глубоки по содержанию: «За честь, хоть голову снесть». И что неоспоримо, так это совет «Береги честь смолоду». Богатейшая сокровищница устного творчества – народная сказка, может быть полностью использована в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В. П. Аникин указывал, что, «Сказки, своего рода нравственный кодекс народа, их героика, примеры истинного поведения человека». Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе духовный заряд, она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает его задачи. Народная сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем, потому что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. Нередко в сказках две – три логические параллели, каждая — самостоятельная, а результат значительный, единый, вбирающий как река все ручейки. В яркой поэтической сказки «Гуси – лебеди» три параллели — ответственность, послушание, трудолюбие соединившись, они развертываютсяв глубокую науку нравственности: как бы тебе не было плохо, умей слушать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому – то тяжело, признается в народе нравственным качеством – богатством души, человечностью. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий. Со – страдание,со – весть, со –участие, со –чувствие, со –действие – это основы человеческого достоинства, чести – по строгой оценке народа. Детское не послушание, о котором мы уже говорили,- важная воспитательная проблема в сказках «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Удивительно, что сотни лет назад народ понял тщетность сухого назидания, слабость палки, которая, как известно, шла вслед за проступком. А как упредить ошибку или беду? Родительское слово – наказ, наставление, просьба, запрет. Сколько раз нарушил, столько раз попал в беду. Внушение и предупреждение в этих сказках. Чужим умом силен не будешь, думай сам, а сказка – подсказка. На все случаи жизни утверждала она согласие разума и воли, доверия и уважения к слову старшего. Героические сказки сызмальства учат мужеству, героизму,смекалке – драться и побеждать не числом, а умением. Главный положительный герой – Иван, который выступает то как царевич, то как крестьянский сын, Медвежье ушко,солдатский сын. Он совершает героические подвиги, выполняет трудные задания, помогает людям, попавшим в беду. Народ любит честных, смышленых, ловких, смелых. Ведет их через испытания, потери, ошибки к нелегкой победе. Ненавистничество, хоть самое изощренное, лютое даже если и взяло верх, — истощится, «изойдет» перед неисчерпаемостью народной доброты, силы, разума. Отсюда и гордое великодушие и всенародное посрамление,. мольбы о прощении- «отпустить душу на покаяние».И отпускают с наказом: впредь не делать людям зла — жить человеком среди людей. И в этом тоже своя великая мудрость народа не озлобить,не ожесточить детское о сердца: учить гневаться и прощать, одерживать нравственную победу и не глумиться, гордиться силой правды своей а не унижением побежденного. Думается иногда, что самая точная мера добра и зла безошибочно определяется именно детьми, что народная мудрость сильна не только тем, что дает детям, но и тем что берет от них. Гуманность вообще присуща детям, большинству детей, конечно если их правильно воспитывают, — добром на добре.

Таким образом именно в этом и состоит воспитательная ценность сказок, пословиц, поговорок для духовно-нравственного развития детей. Для начала необходимо отобрать и распределить фольклорный материал в соответствии возрастным особенностям детей. Вся работа по ознакомлению с произведениями устного народного творчества проводится в основном в совместной деятельности с детьми. При этом используем самые разнообразные (словесные, наглядные, практические, игровые)методы и формы: беседы, игры – ситуации, рассказывание, коллективное чтение с использованием анализа произведений,театрализованные игры: игры – драматизации, игры – инсценировки, демонстрация картин, иллюстраций. А также театрализованные представления с использованием костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Большое внимание уделяем словарной работе с детьми. Эти мероприятия снимаем на видео, оформляем фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей.

Разные формы работы способствуют возникновению атмосферы заинтересованности, созданию положительного отношения к малым жанрам фольклора.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Для начала необходимо отобрать и распределить фольклорный материал с учетом возрастных особенностей детей.

1. О. С. Ушакова «Программа развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» М., — 2002г.

2. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., — 1990г.

3. Г. Н. Науменко «Русское народное детское творчество» М. ,-1988г.

4. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М., -2003г.

Источник

Оцените статью