Что такое творческая депрессия

Творчество как средство против депрессии

Средство от депрессии — займитесь творчеством, чтобы повысить ваше настроение.

Десятилетия исследований особенностей личности творческих людей показали, что сосредоточенность на себе, эмоциональная чувствительность и уязвимость к негативности — видеть, что стакан наполовину пуст — являются общими. Это все симптомы уровня депрессии , которые могут восприниматься как препятствия на пути к успеху. Но некоторые психологи считают, что депрессия может быть своеобразным подарком для творческих людей, и это можно использовать в творчестве, поскольку творчество может быть эффективным средством от депрессии, помогая улучшить настроение и снизить уровень отрицательных эмоций.

Связь между творчеством и депрессией

Художники и писатели в восемь-десять раз чаще, чем другие, страдают от расстройств настроения. Многие исследования предполагают, что это потому, что художники, как правило, более тщательно, чем обычный человек, вглядываются в свою жизнь, и используют неприятные переживания, чтобы подпитать свою работу.

«Творческие люди могут быть более склонны испытывать негативные эмоции,» — говорит Венди Берри Мендес, который проводил исследование в Гарварде, чтобы посмотреть на то, как смена настроения может повлиять на творчество. Уровни гормона, низкие уровни которого характерны для депрессивного состояния, были измерены, прежде чем участники исследования получили резкую отрицательную критику или положительную оценку в проекте собеседования. А потом они получили творческое задание. «Как и ожидалось,» — сообщает Мендес, — «те участники, которые получили отрицательную оценку по сравнению с положительной лучше справились с творческим заданием. Это было особенно характерно для людей, которые имели более низкие уровни гормона, что характерно для депрессии».

Художественное творчество повысит настроение

Погружение в мир фантазий своего собственного «производства» может приносить удовлетворение и радость, а значит, и быть средством от депрессии. Работа над написанием произведения на самом деле поможет заполнить пустоту в душе. Оказывается, что естественные опиаты фактически выделяется в результате творческого процесса.

«Творческие усилия несомненно полезны, и вы получите повышение уровня дофамина в вознаграждение в центре мозга «, — утверждает Шелли Карсон, доктор философии, профессор Гарвардского университета и автор работы «Семь шагов для максимизации воображения, производительности и инновации в вашей жизни». Дофамин является нейромедиатором, что может вызвать естественное повышение эмоционального состояния. Это связывается с приятным опытом, таким, как потребление продуктов питания, сексуальные отношения и удовлетворение от творчества. Это объясняет почему творчество является естественным средством от депрессии.

Кей Редфилд Джемисон, директор клиники расстройств настроения Университета Джона Хопкинса, провел новаторские исследования в течение последних двух десятилетий,связывающие повышение творческой продуктивности и улучшение настроения. Но это трудно сказать, что на самом деле происходит в первую очередь. «По мере увеличения вашего настроения происходит активизация мозга, что сказывается на творческих способностях.» «Когда вы больше занимаетесь с окружающей средой — как внутренней, так и внешней — происходит увеличение потока дофамина. И это, очевидно, укрепляет ваш дух и превращает написание текста или живописи или другие творческие занятия в то, что дает вам удовольствие. Положительные эмоции и творчество подкрепляют друг друга».

Принимая творческий подарок депрессии

«Все ваши эмоции окрашивают в определенный цвет то, как вы видите свое окружение, то, как вы вспоминаете прошлое, и, действительно, все аспекты вашего познания, — говорят исследователи.» Они могут либо препятствовать вашим творческим усилиям, или вы можете использовать их, чтобы повысить свой творческий потенциал».

Читайте также:  Токката баха какие чувства она вызывает

Исследования обнаружили, что люди, которые отдавали лучшие свои качества созданию творческих продуктов, значительно улучшали свое настроение к концу исследования. Это показывает, что творчество может на самом деле позволить улучшить настроение и снизить уровень отрицательных эмоций. Используйте творчество в качестве средства от депрессии, развивайте свои творческие способности.

Источник

Психолог Наталия Холина

психологическое консультирование и психотерапия

Депрессия и творчество

Автор: admin | Дата: 10 Ноябрь 2013 · Прокомментировать

Перечитывая в который уже раз Финна Скэрдеруда, вновь нахожу прекрасное.

«Без наклонности к меланхолии нет психики,
а есть лишь внешнее поведение». Ю.Кристева

Фрейд понимает меланхолию как неизбежную печаль. Введенное им понятие работа скорби, возможно, отражает влияние индустриальной эпохи.

Меланхолик тоскует о потерянном объекте любви, но и в тоже время ненавидит его, потому что тот его покинул. Это типичная реакция печали. Меланхолик не осознает своей агрессивности по отношению к утерянному, но идентифицируется с ней и направляет эту агрессию на самого себя. Меланхолик не может примириться с потерей, отказывается принять ее, как это делают другие скорбящие люди. Он мысленно воссоединяется с потерянным объектом и тем самым его сохраняет и оберегает. Для скорбящего о потере мир пуст. Для меланхолика пуст не только мир, но и его собственное Я. Роковым для него оказывается то, что от потерянного объекта он может освободиться лишь в том случае, если атакует самого себя.

Юлия Кристева считает меланхолию эпидемией нашего времени. Современный человек все больше страдает от пустоты, скуки, бессмысленности; наряду с этим его типичной характеристикой являются отвлекающие маневры нарциссической мании величия. Она пытается приблизиться к интересующим нас формам «страдания от отсутствия» – печали и депрессии.

Ее замысел противоположен фрейдистской редукции; она пытается реабилитировать высшее значение меланхолии. В 1987 году в свет вышла ее книга «Черное солнце. Депрессия и меланхолия». Кристева указывает на красоту как на обратную сторону меланхолии. Печаль, преходящесть и красота связаны, как цветение, увядание и возрождение.

Может ли красота навсегда возродить потерянный объект?

«Вместо смерти, – пишет Кристева, – и для того, чтобы не умирать смертью других, я созидаю что-то или преклоняюсь перед чем-то – произведением искусства, идеалом, который создает мой дух, чтобы выйти из себя и впасть в экстаз. Как прекрасно суметь заменить все прошлые духовные ценности!»… «Словно блестящее платье, скрывающее жирное тело, красота проявляется как дивное лицо утраты; она преобразовывает утрату, чтобы вдохнуть в нее жизнь… Если бы мы смогли пройти все стадии меланхолии и начать снова интересоваться жизнью, то увлеклись бы красотой. Мы узнали бы о человеке, которому удалось найти царственный путь к преодолению боли утраты. Этот путь для того, кто кричит от боли, – путь музыки, тишины и смеха… прекрасный объект, которому удалось возвысить нас до своего мира, сияет ярче, чем все любимые или ненавистные причины болезни и скорби».

Кристева разделяет фрейдистское понимание депрессии как невыносимой печали; однако она идет дальше. Наблюдение Фрейда над тоской и меланхолией связаны с утратой чего-то знакомого. Утраченное знакомо, поскольку находит выражение в символической форме. Оно связано с языком.

Кристева исследует утраченное, не связанное с языком. На практике это выражается через раннюю утрату, так называемые первичные нарциссические состояния. Хотя нарциссическая депрессия и является тоской, но это не тоска из-за утраты определенного объекта, поскольку она начинается тогда, когда ребенок еще не в состоянии воспринимать объекты. Это тоска о неком «обстоятельстве».Это обстоятельство представляет из себя безымянную, хаотическую действительность, еще не различающую между Я и «другими», которые нас привлекают и отталкивают. Здесь речь идет уже не о позитивном или негативном отсутствии, но о нехватке отсутствия.Человек не может тосковать о потере этого обстоятельства, так как сам не знает, чего ему не хватает. Эмоции меланхолика – ярость, любовь, страх, ненависть – заперты вместе с этим «обстоятельством» в склепе.

Читайте также:  Любимой внучке радости желаю

В предисловии к норвежскому изданию «Черного солнца» Торил Мой пишет: «Депрессивная меланхолия (тоска) – это некий эрзац утраченных чувств. Бесконечная тоска обволакивает субъекта и защищает его Я от фрагментаризации». Тоска – это то, за что можно держаться, некий внутренний объект.

Кристева считает, что меланхолик утратил контакт со своими корнями и не верит в язык: язык для него пуст и невыразителен.

Его речь может быть хорошо развита и правильна, но она монотонная и безжизненна. Мир человека, страдающего депрессией, выглядит пустым и бессмысленным. Даже в своем родном языке он ощущает себя чужим. «Слова меланхолика – это маска, прекрасный фасад, одетый в чужой язык».

Может ли человек вылечиться от депрессии творчеством? Может ли ему помочь писательство? Наверняка оно оказывает такое же освобождающее действие, как устная речь.

Я думаю о Джакометти * в его ателье. Его скульптуры исчезали и превращались в пыль, но тут к нему пришла спасительная идея. Его способность с неслыханной силой выражать отсутствие сделала из него великого мастера современной меланхолии. Безымянное «обстоятельство» превратилось у него в нечто полное смысла. На смертном одре он должен был бы сказать: «Теперь я вновь воссоединюсь со своей матерью».

Я смотрю на его скульптуру Джакометти «Женщина из Венеции». Две человеческие руки создали образ бесконечного одиночества. Это одиночество, доведенное до предела. Из глубоких, как кратеры, глазных впадин глаза смотрят куда-то вдаль невидящим, пустым взглядом. Истощенные скульптуры Джакометти выглядят раненными, абсолютными и бескомпромиссными; в этом ему нет равных. Эти скульптуры твердо стоят на ногах, никуда не уходят и утверждают свое собственное состояние. В этом есть некая особая красота…

Смерть для человека не всегда бывает угрозой – она может явиться и освобождением. Настоящая угроза заключается в том, что живой человек начинает чувствовать себя как мертвый. Он перестает воспринимать действительность…

Для людей, погруженных в глубокую депрессию, разговоры о творчестве могут показаться грубой романтикой, солью на раны; однако именно тяжесть их состояния может быть той темной материей, которая приводит в действие наши творческие силы. Меланхолия всегда идет рука об руку с чувством утраты и пониженной самооценкой. Утрата будит потребность вернуть утраченное. Результат не бывает идентичен потерянному, но предлагает другую форму питания, поскольку представляет символизацию…

* Альберто Джакометти (1901 – 1966) известен своими филигранными бронзовыми скульптурами, которые обнажены до самых костей. Это искусство после Освенцима и Хиросимы. Джакометти словно придал форму современной меланхолии.

Ив Бонфой выдвигает предположение, согласно которому Джакометти всю свою жизнь стремился к тому, чтобы вернуть нечто невозможное – связь с совершенным и при этом безжалостно отсутствующим материнским образом. Мать Альберто Джакометти была очень строгой женщиной с сильным характером. В своем искусстве Джакометти говорит о недостатке жизненно необходимой пищи. В октябре 1962 года ему был поставлен диагноз рак желудка. Чем дальше, тем меньше он мог есть; в январе 1966 года Джакометти скончался. Можно сказать, что его тело открыло его тайну.

Процитировано из книги Финна Скэрдеруда «Беспокойство. Путешествие в себя».

Источник

Склонны к депрессии? Причина — творческие способности

Вам знакомо чувство одиночества? Вам кажется, что никто не понимает вас? Возможно, за уязвимостью прячутся уникальные творческие способности. Почему творческие люди часто становятся жертвами депрессии и как им найти гармонию в сложном мире.

Читайте также:  Что принимать чтобы поднять настроение

Каждый, кто испытывал депрессию, знаком с чувством одиночества и ненужности. За фрустрацией скрывается нечто большее, то, что не видно невооруженным глазом. Люди с развитым творческим мышлением воспринимают окружающий мир не так, как все остальные.

Появляются все новые доказательства взаимосвязи между творческими способностями, депрессией и различными психическими расстройствами. Но это вовсе не значит, что все гении безумцы, а все безумцы — гении. Хотя знаменитых творцов и их талант иногда и связывали с особенностями психики, наука доказывает: представители творческих профессий часто испытывают депрессию из-за особенностей восприятия окружающего мира. Некоторым художникам и писателям кажется, что они склонны к хандре сильнее других, на самом деле для них это естественное состояние.

«Другой» мозг

Нейробиолог Ненси Андреасен считает, что люди с менее выраженными творческими способностями быстрее адаптируются к новым ситуациям, смене места и окружения благодаря информации, полученной от авторитетных фигур. Им проще в жизни, потому что они доверяют мнению авторитета и редко подвергают сомнению то, что узнали от него.

Другое дело люди с креативным мышлением. Они переживают те же ситуации по-другому. Гибкость мышления — фундамент креативности. Она позволяет воспринимать вещи и события свежим, незамыленным взглядом. Но также это отражается на внутреннем мире творческих людей: он сложный и неоднозначный. В их мире много вопросов и мало простых ответов.

Если обычные люди быстро реагируют на новые ситуации в зависимости от того, что им раньше говорили родители, учителя, политики, пасторы, раввины или священники, творческий человек живет в более изменчивом и расплывчатом мире. Поэт смотрит на мир с другого ракурса: он все время сомневается, взвешивает, анализирует. Это вызывает ощущение изоляции, отчужденности или депрессии — писатели, композиторы, музыканты, художники ведь отличаются от большинства, поэтому чувствуют себя чужими и странными. Привычная для обычного человека среда у творческого человека может вызвать стресс.

Найдите «своих»

Ощущение изоляции и одиночества в той или иной степени знакомо и понятно каждому человеку. Но творческим нужно искать похожих на себя, чтобы испытать подлинную причастность. Политики чувствовали бы себя неуютно в танцевальной школе, точно так же креативные умы разочаровываются, пытаясь вписаться в общепринятые нормы. Чтобы осознать свои отличия от других и понять, что делает их такими особенными, нужны правильные стимулы и поддержка. Иначе велика вероятность уйти в себя. Что же делать? Как не впасть в уныние?

Примите свою креативность

По мнению Ненси Андреасен, всем креативно мыслящим следует помнить несколько вещей: «Вы должны признавать свои способности, ни при каких обстоятельствах не давать им пропасть зря. Нужно ценить свои таланты и развивать их, словно вы ухаживаете за любимым садом. Если мы душим таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии. Также мы должны принять наши странности. Мы всегда будем казаться странными для менее оригинальных людей. Быть странным гораздо интереснее, нежели нормальным. Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать. Кроме того, вас будут любить и поддерживать такими, какие вы есть».

Ненси Андреасен признает: творческие люди действительно больше других склонны к психическим расстройствам, поскольку испытывают «сложности с фильтрацией и восприятием информации, поступающей в мозг». Некоторые из них избегают социальных контактов из-за высокой чувствительности своей натуры. Однако понимание и признание своей уникальности помогает продвинуться вперед в борьбе с депрессией.

Так что самое важное — найти свой круг или тех, кто поддерживает вас или разделяет с вами ваше мировоззрение.

Источник

Оцените статью