Учебно- исследовательский проект «ТЕМПЕРАМЕНТ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ».
Учебно- исследовательский проект «ТЕМПЕРАМЕНТ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» выполнен ученицами 10 класса МБОУСОШ № 14.
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом. Статья была опубликована в Сборнике материалов международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Genius».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bukharova.docx | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Бухарова Анна, Карпухина Елизавета
10 класс, МБОУСОШ №14, г. Тула
Руководитель Большакова О.Б.
Консультант Надеинская Т.И.
Темперамент — ключевой фактор профессионального самоопределения.
«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека,
самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет
ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».
Проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в быстроменяющихся требованиях экономической действительности.
К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и потенциальной доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам и к нервным заболеваниям.
Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится и темперамент.
В нашей школе были проведены исследования по определению типов темперамента у учеников 10-11 классов «Влияние темперамента на выбор жизненного пути и профессионального самоопределения».
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.
В ходе работы над проектом нами был проведен анализ научной литературы с целью выявления понятия «темперамент», изучения типов темперамента, его влияния на поведение, стиль жизни, успешность профессиональной деятельности человека.
Мы исходили из того, что темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания [1].
Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.
От темперамента человека зависят:
• скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
• пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
• темп и ритм деятельности;
• интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
• направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “Detemperamentum” (лат. “соразмерность”, “ надлежащее соотношение частей”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от греч. phlegma — флегма), холерик (от греч. chole — желчь), меланхолик (от греч. melaschole — черная желчь).
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. По мнению И. П. Павлова, свойства нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы[3].
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения.
В нашей работе мы сформулировали краткие характеристики для каждого типа темперамента:
Флегматик – работоспособный, малоэмоциональный, серьёзный, надёжный, спокойный.
Сангвиник – активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный.
Холерик – очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный.
Меланхолик – замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный.
Для проведения исследовательской части работы была использована методика Е. И. Рогова по выявлению типа темперамента[7]. Предлагаемая методика дает возможность узнать о некоторых особенностях нервной системы человека — ее силе, подвижности, уравновешенности.
Объектом наших исследований были подростки: тридцать три девушки и девятнадцать юношей в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 10-11 классов. В ходе работы были получены следующие результаты (Таблица 1):
Таблица 1. Структура исследуемого контингента учащихся по типам темперамента.
Интересным оказался структурный состав по половому признаку (рис.1, рис.2)
Рис. 1. Соотношение типов темперамента среди юношей
Рис.2 Соотношение типов темперамента среди девушек.
Вторым этапом нашей работы было теоретическое исследование влияния темперамента на профессиональное становление человека. Изучив информацию по данному вопросу, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента [4]. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.
Согласно теоретическим исследованиям Резапкиной Г.В. [6] были выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2. Соответствие типов темперамента и направлений
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения.
Интеллектуальная сфера деятельности: программирова-ние, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации».
Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».
Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, эконо-миста, технолога, менеджера по персоналу и т.д.
Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высо-кой активностью, малой чувствитель-
ностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, само-обладанием. Трудно сходится с новыми людьми.
Профессии диспетчера, лабо -ранта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д.
Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих.
Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, спе-циалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, биз-несмены.
Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также педагогов школы при организации обучения и воспитания подростков.
По результатам работы мы предлагаем некоторые советы для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса (по Р. М. Грановской [2])
При работе с холериком недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию, полезно контролировать его деятельность как можно чаще. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.
В сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом систематически контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессов, и в тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.
Проведённые исследования могут носить практический характер в рамках психолого-педагогической деятельности, в вопросах профориентационной работы в школе, а также служить ориентиром при открытии профильных классов в школе.
1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И., «Основы физиологии человека: учебник»; издание 2-е, М.; изд. РУДН, 2005.
2. Грановская P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. — 5-е изд. — СПб.: Речь, 2003.-656c.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.. Физиология высшей нервной деятельности. Москва, Учебная литература, 1997г.
4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
5. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
7. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 320с.
Источник
презентация на тему «Темперамент в психологии
проект
В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_psihologiya.ppt | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему: ТЕМПЕРАМЕНТ
Экскурс в историю В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
Считал, что в теле человека имеются 4 основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь . Виды темперамента: Холерический – от слова «желчь» Сангвинический – от слова «кровь» Флегматический – от слова «слизь» Меланхолический – от слова «черная желчь» Гиппократ От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов
И.П.Павлов 1849 — 1936 Русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью
Типология темперамента по И.П.Павлову: Особенности нервных процессов Типы нервной системы Слабый Сильные инертный живой безудержный Сила Уравновешенность Подвижность Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный Сильный Уравновешенный Инертный Сильный Уравновешенный Подвижный Сильный Неуравновешенный Подвижный Темперамент Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик Реакции Медленные Сильные Медленные Сильные Быстрые Умеренные Быстрые Чрезмерные
Сравнительный анализ Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову ФЛЕГМАТИК Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный САНГВИНИК Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный Сильный Уравновешенный Подвижный ХОЛЕРИК Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный Сильный Неуравновешенный Подвижный МЕЛАНХОЛИК Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный Слабый Неуравновешенный Сдержанный
Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Понятие темперамента
Виды темперамента темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник
Проведем небольшой тест на выявление вашего темперамента: Инструкция: Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!
Интерпретация данных: Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик
Характеристики темпераментов сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д ’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.
Характеристики темпераментов меланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.
Характеристики темпераментов холерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.
Характеристики темпераментов флегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.
Темперамент и профессиональная сфера Сангвиник Частая смена работы, хорошие организаторы и руководители Флегматик Четко спланированная деятельность, пунктуальность, стереотипные действия Холерик Высокие притязания, идут навстречу трудностям, загружают себя работой Меланхолик Сильная мотивация на выполнение монотонной работы
Выбор профессии и темперамент Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других. Меланхолики: часто люди искусства. Холерики: великолепные летчики-испытатели, каскадеры. Флегматики: прекрасные бухгалтера, экономисты, аудиторы. Сангвиники: хорошие водители, саперы, инженеры.
Известные личности и их темперамент А.С.Пушкин (холерик) М.Ю.Лермонтов (сангвиник) Н.В.Гоголь (меланхолик) А.В. Суворов (холерик) М.И. Кутузов (флегматик)
Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всех развеселить подчиняет, непреклонен, властен спокойный, созерцатель подопечный, беззащитный
Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду наивысшая, стремление к первенству, соперник занижена, скромен, не на виду низкая, стеснителен, в группе держится в тени сангвиник холерик флегматик меланхолик
Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен, скрывает слабости нет самоуверен- ности, переживает за себя, не унывает Неуверен в себе, преувели- чивает недостатки, не верит в удачу
Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими, другом командует, сильно привязан, склонен к гневу, ревности, к разрыву из склонности переживает симпатии легко, ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, влюбчив, спокойная привязанность преданность, подчиняется паре, стыдится открывать свои чувства, однолюб
Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный, резкий, напряженный подвижный, быстрый, «непоседа» замедленный, плавный, расслабленный замедленный, нерешительный
Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший, «лакомка» ест быстро, много сниженный ценит процесс еды, не торопится во время еды
Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало, поздно просыпается, работает ночью спит мало, вечером ощутима усталость, клонит ко сну быстро засыпает, разбудить трудно
«Всякий человек есть творец своей судьбы» (Саллюстий) Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация может быть использована в качестве основного или дополнительного демонстрационного материала на занятии по предметам «Психология», «Социальная психология», «Психология профессиональной дея.
Психологические особенности подростков.
Серия презентаций к урокам по предмету «Этика и психология деловых отношений» по профессии «Секретарь- машинистка».
Серия презентаций к урокам по предмету «Этика и психология деловых отношений» по профессии «Секретарь- машинистка».
В данной презентации содержится творческая работа команды «ЛУЧ» средней возрастной группы. В презентации отражена совместная работа обучающихся над заданиями группового тура олимпиады. Выполняя совмес.
Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога.
Данная презентация является методическим сопровождением практико-ориентированного семинара с преподавателями СПО по теме «Возрастная психология».
Источник