Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?
Помните анекдот?
– Чем отличается холерик от флегматика?
– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.
Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.
А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?
Такие разные темпераменты
Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.
“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?
Холерик
Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.
Сангвиник
Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.
Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
Флегматик
Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.
Меланхолик
Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.
Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента
Холерики
Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.
Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.
Сангвиники
Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.
Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.
Флегматики
Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.
Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.
Меланхолики
Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.
Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.
Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?
Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.
Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.
Как помочь холерику
- Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
- Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
- Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
- Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
- Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.
Мотивируем сангвиника
- Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
- Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
- Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
- Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.
Повышаем мотивацию флегматика
- Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
- Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
- Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.
Помогаем меланхолику
- Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
- Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
- Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
- Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.
Буклеты школьного психолога для родителей
Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.
Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
Источник
Что такое темперамент: объяснение простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
Вы готовы узнать, что такое темперамент, и на что он влияет, а также какие разновидности темперамента выделяются на сегодняшний день? Не будем тратить время, начнем.
Что такое темперамент?
Темперамент — это устойчивая характеристика личности, заложенная на физиологическом уровне. Он оказывает значительное влияние на высшую нервную деятельность человека, определяя его реакцию на происходящие события. Тип темперамента обуславливается наследственными факторами и не зависит от воспитания и жизненного опыта. Отождествлять темперамент и характер неправильно, но между ними присутствует отчетливая взаимосвязь: темперамент определяет развитие характера в течение жизни.
Термин «темперамент» происходит от латинского слова temperamentum, переводящегося как «устойчивая смесь». Устойчивость проявляется в том, что он не зависит от жизненного опыта, возраста, настроения и прочих временных или постоянных факторов. Сам темперамент является определяющим фактором, от которого зависит настроение человека, его восприятие и реакция на происходящие события. И если характер и остальные особенности личности постоянно меняются, темперамент остаётся неизменным всю жизнь.
На что влияет темперамент?
Поскольку темперамент является врожденным фактором, он определяет развитие психики и формирование характера. Он заложен на физиологическом уровне и оказывает влияние на биохимические процессы, происходящие в нашем мозге. Благодаря этому он является определяющим фактором для таких особенностей личности как:
- скорость принятия решений;
- импульсивность или обдуманность поступков;
- качество памяти;
- сила эмоций;
- интенсивность реакции на внешние события;
- переменчивость настроения.
Перечисленные черты полностью определяют судьбу человека, влияя на его самореализацию, карьеру и личную жизнь. Следует учитывать, что темперамент не влияет на интеллектуальные способности напрямую, но определяет мотивацию и стремление к развитию. Кроме того, активный сангвиник или жизнерадостный холерик, как правило, оказывается более успешным, чем неторопливый флегматик или изначально настроенный на неудачу меланхолик.
Важно учитывать, что одинаковые темпераменты могут быть у совершенно разных людей. К примеру, в фильмах главный положительный герой и антагонист могут обладать одинаковым типом темперамента. В реальной жизни ситуация такая же.
Типы темперамента
Первым ученым, много лет изучавшим, что такое темперамент, был Гиппократ. Он определил, что у людей существует четыре основных модели поведения, и предположил, что они связаны с состоянием лимфы, крови и желчи (с учетом возможностей тогдашней науки данную неточность ему можно простить). При этом его предположение о физиологической природе темперамента оказалось правильным.
Позже учение Гиппократа было доработано Галеном, а в современной психологии его идеи были уточнены и поставлены на прочный научный фундамент. Актуальная классификация включает такие типы темперамента как:
- холерик (импульсивный, взрывной);
- сангвиник (веселый, доброжелательный, уравновешенный);
- флегматик (спокойный, отстранённый);
- меланхолик (ранимый, впечатлительный, астеничный).
Изначально Гиппократ предположил, что характеристики темперамента определяются «жизненным соком», доминирующим у конкретного человека. В те времена считалось, что физическое и психическое здоровье человека определяется четырьмя основными жидкостями, текущими в его жилах:
- «холе» (желчь);
- «сангуа» (кровь);
- «флегма» (мокрота, лимфа);
- «мелэне холе» (чёрная желчь).
Несложно сопоставить эти названия с перечисленными выше типами темперамента. Несмотря на архаичное происхождение, в современной психологии по-прежнему используются данные термины.
Характеристики типов темперамента
Людей, которых можно однозначно отнести к определенному типу личности, мало. Для большинства из нас характерен смешанный темперамент, в котором все типы представлены в разной мере. При этом один тип является доминирующим, и именно он влияет на поведение человека сильнее всего. Рассмотрим подробнее каждый тип темперамента и его влияние на свойства личности:
- Холерик. Быстрый, импульсивный, неуравновешенный тип характера, для которого характерна резкая смена настроения и эмоциональные вспышки. Холерик может проявлять невероятный энтузиазм и непродолжительное время работать с очень высокой эффективностью, но быстро тратит энергию и истощается.
- Сангвиник. Весёлый, горячий, жизнерадостный и общительный человек. Он весьма эмоционально воспринимает происходящее, но способен легко справляться с негативными эмоциями и спокойно переживает неудачи. В общении сангвиники эмоциональны, много шутят, активно выражают эмоции через мимику и умеренно жестикулируют. Как и холерики, работают эффективно, пока сохраняется энтузиазм.
- Флегматик. Неспешный и невозмутимый человек, скупой на эмоции и часто выглядящий отрешенным. Обычно флегматики спокойны и уравновешены, настойчивы и ответственны. В работе они прилежны и могут похвастаться высокой производительностью, не снижающейся со временем.
- Меланхолик. Данный тип темперамента отличается повышенной эмоциональностью и слабой волей. Внешние воздействия легко выбивают меланхолика из равновесия. Он впечатлителен и раним.
Научный подход к изучению темперамента
Современная психология активно изучает, что такое темперамент и как он влияет на поведение. Сегодня ученые разделяют влияние темперамента на эмоциональность и активность человека, поэтому традиционные классификации были усовершенствованы. Над изучением темпераментов работали такие ученые как Карл Юнг, Ганс Айзенк, Борис Теплов и прочие известные ученые.
Большой вклад в изучение темпераментов внёс русский ученый Иван Павлов. Он доказал, что высшая нервная деятельность животных и человека устроена одинаково, поэтому типы темперамента присутствуют и у животных (сильнее всего они проявляются у млекопитающих). Борис Теплов провел большую работу по изучению динамических особенностей высшей нервной деятельности. Он изучал скорость возникновения, протекания и прекращения психических процессов.
Карл Юнг ввёл понятия интроверт и экстраверт, отражающие склонность и способность человека к межличностной коммуникации. Он уделял внимание зависимости темперамента от чувств, мышления, ощущений и интуиции. В предложенной Юнгом альтернативной классификации представлено 8 психотипов личности.
Ганс Айзенк собрал всю доступную информацию и создал новую методику для достаточно точного определения темперамента. Она сохраняет актуальность, обеспечивая хорошую точность и сегодня, благодаря чему активно применяется в современной психологии под названием «Тест на темперамент по Айзенку».
Для чего нужно знать свой тип темперамента?
Любой человек, стремящийся к саморазвитию и повышению своей эффективности во всех сферах жизни, должен знать, что такое темперамент. Зная собственные особенности, можно быстро и точно определить причину возникающих проблем, а также найти способ их решения. Обладая данной информацией, вы сможете мотивировать себя на эффективную работу и легче справляться с эмоциями.
Умение определять темперамент собеседника также может оказаться полезным для улучшения взаимопонимания. Так холерик очень вспыльчив, поэтому его лучше не провоцировать. У флегматика практически невозможно выиграть спор – он не ленится придумывать аргументы, даже когда явно неправ. Сангвиники совершенно не понимают людей, жалующихся на жизнь. А меланхолику лучше не давать возможности перейти на «нытьё».
Заключение
Разбираться в типах темперамента и их особенностях должен каждый человек, желающий быть успешным в работе, общении и личных отношениях. Понимание собственных особенностей позволяет лучше контролировать своё настроение и находить для себя эффективные способы мотивации. А умение быстро определять тип темперамента у собеседника позволит более грамотно выстраивать стратегию общения. Как видите, изложенная в данной статье информация необходима во всех сферах жизни.
Источник