- Что такое темперамент народа
- Итальянцы
- Турки
- Гурийцы
- Мексиканцы
- национальный темперамент
- Полезное
- Смотреть что такое «национальный темперамент» в других словарях:
- Национальный характер и национальный темперамент
- Основные причины, формирующие национальный характер. Его понятие, структура, специфика, эволюция и проблемы формирования. Основные портреты типичных представителей различных этнических групп. Национальный темперамент в структуре национального характера.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Что такое темперамент народа
«Горячий темперамент» некоторых народов — не фантазия путешественников, а вполне конкретная национальная черта, о которой нельзя забывать. Мы расскажем о том, какие народы не скрывают своих эмоций, и как стоит себя вести рядом с ними.
Итальянцы
Итальянцы – прирожденные актеры, а вся их жизнь – сплошная игра. Как пишет Мартин Солли, автор книги «Эти странные итальянцы», они всегда на публике, меняются лишь декорации и зрители: семья, коллеги, друзья, туристы… Обаятельные и страстные, люди которым повезло жить в «la bella Italia» — именно такими считают себя итальянцы и такими хотят выглядеть в глазах иностранцев.
А еще они очень эмоциональные и с точки зрения северных людей, совершенно несдержанны. Личное пространство в Италии – понятие весьма относительное и подвижное. Хорошо настроенный к вам итальянец не будет стесняться своих чувств. После пяти минут знакомства он может уже похлопывать вас по плечу, по-дружески обнимать и целовать. Или, напротив, обмениваться с вами критическими замечаниями на самых нецензурных ругательствах, коими богат итальянский язык. Сдержанность и условности у итальянцев отброшены назад, замененные особым итальянским «свойством натуры»: живостью и эмоциональностью.
Турки
Как пишет один русский этнолог Д.Е. Еремеев: «турки – южане и темперамент у них южный». Правда, намного более спокойный, чем у итальянцев. Они не суетливы, не болтливы и предпочитают избегать излишней жестикуляции, к которой неизменно прибегают жители Аппенинского полуострова. Но спящий вулкан легко разбудить, особенно если речь идет об уязвленном самолюбии. Например, когда в турецком парламенте идут дебаты по наболевшим вопросам, депутаты и-за одного неосторожного слова могут сорваться с мест и накинуться с кулаками на своих оппонентов. Как пишет Еремеев, драка охватывает весь зал в один миг. Летят книги, портфели, скамьи. А через минуту-две все затихает и работа продолжается.
«Турок – соткан из противоречий» — утверждает аналитик Дэвид Хотман.
В его душе уживаются гордость и комплекс неполноценности, безразличие к мнениям о нем других и абсолютная непереносимость критики в свой адрес, видимое спокойствие и невероятная вспыльчивость. Внешне они могут быть безмятежными и неторопливыми, но если есть причины для гнева – их не сдержать. Вспыльчивость, присущая всем тюркским народам часто становится причиной ссор, драк и поножовщины.
Гурийцы
Говоря о темпераментных народах нельзя не упомянуть грузин, среди которых выделяются гурийцы, населяющие сегодня исторический край Гурию на Западе Грузии. Еще в начале XX века русские этнографы отмечали их вспыльчивость, которая нередко приводила к кровавым расправам. Как писал в 1906 году доктор медицины Э.В. Эриксон: «Гурийцы гораздо вспыльчивее и раздражительнее грузин и даже имеретин, самолюбие у них выражено сильнее, при этом они смелы, храбры и хитры».
Он называет их поэтами в душе, которые живут скорее эмоциями и страстями, нежели холодной рассудительностью.
Сегодня гурийцы — немногочисленный народ, живущий в Ланчхутском, Озургетском и Чохатаурском районах Грузии. Несмотря на низкие социальные условия они настоящие патриоты своего края, уверенные в собственной национальной исключительности, которую точно не стоит подвергать сомнению.
Мексиканцы
Чертами характера, в том числе и темпераментом мексиканцы очень схожи с испанцами, которые во время колонизации смешались с местным населением Центральной Америки. Это гордый народ, представители которого могут вспылить без всякой причины. Для мексиканцев также характерно почти полное отсутствие личного пространства – сразу после знакомства, они будут стремиться сократить разделяющую вас дистанцию до расстояния вытянутой руки или захотят положить вам руку на плечо. Не стоит при этом уклонятся от их прикосновений, для мексиканцев это будет означать неприязнь, а этого в свой адрес они никогда не простят. В остальном мексиканцы очень дружелюбные люди, чье гостеприимство славится не меньше их горячности.
Источник
национальный темперамент
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .
Полезное
Смотреть что такое «национальный темперамент» в других словарях:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ — (от латинского слова temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей») в политике признанная характеристика поведения людей со стороны динамических особенностей их психики (темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и… … Политическая психология. Словарь-справочник
Национальный характер — Национальный характер сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) … Википедия
Характер национальный — совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной национальной (этнической) общности в конкретных историко экономических, культурных и природных условиях ее развития. Национальный… … Экология человека
понятийный и категориальный аппарат этнопсихологии — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Этнопсихологический словарь
ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
системообразующие компоненты психологии нации — одно из понятий этнопсихологической науки, призванное объяснять наличие статиче скб й в отличие от динамической формы существования национально психологических явлений. В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются… … Этнопсихологический словарь
структура национальной психологии — совокупность национально психологических явлений, составляющая ее содержание. С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К… … Этнопсихологический словарь
СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ — совокупность национально психологических явлений, составляющая ее содержание. С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Кавказский меловой круг — Der Kaukasische kreidekreis Жанр: пьеса Автор: Бертольт Брехт Язык оригинала: немецкий Год написания … Википедия
Заньковецкая Мария Константиновна — выдающаяся украинская артистка. Родилась в дворянской помещичьей семье (Адасовских) в селе Заньках, Нежинского уезда, Черниговской губернии. Рано почувствовала влечение к сцене. Родители противились ее артистической карьере, но она решила… … Биографический словарь
Источник
Национальный характер и национальный темперамент
Основные причины, формирующие национальный характер. Его понятие, структура, специфика, эволюция и проблемы формирования. Основные портреты типичных представителей различных этнических групп. Национальный темперамент в структуре национального характера.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.04.2009 |
Размер файла | 22,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Национальный характер как категория национальной психологии
2. Национальный темперамент в структуре национального характера
Осмысление исторического опыта, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального темперамента.
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Пунктуальность, высоко ценимая немцами и голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше — в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в России. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть тонким ценителем, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для их собственного и для чужих народов, и нередко (хотя далеко не всегда) подобные характеристики и самохарактеристики совпадают, принимаются без возражений. Но, с другой стороны, все или почти все подобные характеристики субъективны, а то и вовсе произвольны.
Именно эта расплывчатость оценок и описаний вызывает у многих исследователей возражения против существования четких границ в содержании таких традиционных для этнической психологии понятий, как национальный характер, национальный темперамент.
Цель реферата — дать характеристику национальному характеру и национальному темпераменту.
1. Национальный характер как категория национальной психологии
Национальный характер — одна из центральных категорий теории национальных отношений. Национальный характер тесно связан с национальным патриотизмом, национальным сознанием и самосознанием.
В западноевропейской философской мысли второй половины XVIII — начала XIX века был поставлен вопрос о причинах генезиса и эволюции национального характера, введено его понятие, сделана попытка его определения (Д. Юм, К. Гельвецкий, И. Кант, Г. Гегель и др.). Указанные мыслители понимали, что национальный характер — не константа и подвержен изменениям.
Д. Юм указывал на причины, формирующие национальный характер, в числе этих причин он называл социальные (иначе «моральные») и «физические», под последними он понимал «те качества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путем рефлексии и осмысления может победить прежний и преобладать у большинства человечества и влиять на его манеры».
И. Кант в статье «О национальных характерах, поскольку они основываются на различии чувств возвышенного и прекрасного» выделил некоторые черты национального характера итальянцев, французов, англичан, испанцев.
О немцах И. Кант писал: «Он более любезен в обращении, чем первый и, хотя и не носит в общество столь же приятной живости и остроумия, как француз, однако проявляет больше скромности и рассудительности. Как во всякого рода чувствах, так и в любви, он довольно методичен. Поэтому для него имеют большое значение семья, титул и ранг, как в гражданских делах, так и в любви».
В определении понятия национального характера в зарубежных исследованиях пользуются теорией «духа народа». Согласно этой теории «дух народа» — это интеллект специфического сегмента населения. Французский психолог Фойе считает, что характер нации определяется характером элиты. Иначе элита является выразителем национального характера, без нее у нации не было бы истории.
Об «общем духе» народа писал в свое время Шарль Монтескье: «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, обычаи, как результат всего этого образуется общий дух народа».
Проблема национального характера интересовала русскую императрицу Екатерину II. Она отметила, что вера, климат, законы, правила, принятые от Правительства, примеры дел прошедших, нравы, обычаи «рождают общее в народе умствование, с оными сообразуемое».
Русские философы XIX века поставили вопрос о структуре национального характера. Национальный характер являлся объектом исследования советской философии. В 50-х годах исследование национального характера было связано со сталинским определением нации. Национальный характер считался неотъемлемой частью психического склада людей, входящих в нацию. 60-е годы ознаменовались дискуссией с явно противоположными точками зрения на национальный характер. Одни считали, что он существует (П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, А.И. Горячева и др.). Ряд ученых (С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров и другие) просто игнорировали этот признак. Дискуссия по данному вопросу идет уже не одну сотню лет, а единого взгляда как не было, так и нет.
Национальный характер через деятельность отдельных личностей получает выражение в духовной деятельности наций.
Национальный характер — синтез устойчивых, характерных для данной этническо-национальной общности специфических черт восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенное единство эмоционально-чувственных проявлений и скорости реакций на события.
Эволюция современного национального характера представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, продолжающегося в течение многих веков. Различие природных условий, к которым люди с течением времени приспосабливались, вырабатывали определенные общепринятые формы восприятия и реагирования на эти условия, что играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершенствованию человеческой деятельности и общению людей. Подобные формы восприятия и реагирования закреплялись в определенных нормативных, социально одобряемых и закрепляемых способах индивидуального и коллективного поведения, наиболее соответствующих их условиям.
Специфика национального характера находила свое выражение в первичных, наиболее глубинных формах национальной культуры, формируя своего рода социокультурные эталоны, образцы адаптивнго поведения. Было отмечено, что “народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту негу, страсть и ревность”. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. — Л., 1962, — Т. 8. С. 186. В развитых социумах национальный характер оставляет за собой более скромную функцию “эмоциональной подпитки” поведения представителей национально-этнических групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения, которые теперь уже носят вторичный социальнокультурно-детермнированный характер.
Структура национального характера обычно включает: 1) национальный темперамент, 2) национальные чувства, 3) национальные предрассудки, 4) национальные стереотипы реагирования на происходящие события. Попытки систематизации и типологизации и признаков элементов, образующих структуру национального характера, не дали сколько-нибудь надежных результатов, прежде всего, потому, что используемые понятия носят оценочно-метафорический характер и не поддаются ни точной научной квалификации, ни тем более операционализации и квантификации.
Понятие «национальный характер» по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни разных наций и народов. При этом разные авторы имели в виду различные вещи. Поэтому синтетическая, обобщенная трактовка национального характера носит заведомо комбинаторный и оттого недостаточно целостный характер.
Принято считать, что национальный характер — составной элемент и одновременно основа психического склада нации и национальной психологии в целом. Сложная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность эмоциональных (национальный характер) и рациональных (национальное сознание) элементов как раз и представляет собой «психический склад нации» — ту самую духовно-поведенческую специфичность, которая делает представителей одной нации не похожими на представителей др. национальных групп.
Заложенные на ранних, доклассовых этапах развития общества, элементы национального характера служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности в психике членов национально-этнической общности, формируя тем самым ее первичное природно-психологическое единство. Сохраняясь в последующем, они подчиняются влиянию социально-политической жизни, однако проявляются в повседневной жизни на обыденном уровне, а в определенных ситуациях, связанных с кризисами привычных форм социальности, с обострением национальных проблем и противоречий, с появлением ощущения «утраты привычного порядка», могут выходить на передний план, как бы вырываясь на свободу из-под гнета социальности и непосредственно детерминируя кризисное поведение людей. Многочисленные примеры такого рода дают процессы модификации политических систем, в частности распада тоталитарных унитарных государств имперского типа. Именно с взрывными проявлениями национального характера связано большинство случаев быстрого подъема массовых национально-освободительных движений.
Проблемы национального характера давно являются предметом разносторонних научных исследований. Первые серьезные попытки были предприняты в рамках сложившейся в середине XIX в. в Германии школы психологии народов (В.Вундт, М.Лацарус, Х.Штейнталь и др.). Основные идеи этой школы заключались в том, что главной силой истории является народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т.д. — в целом в характере народа, или национальном характере.
Американская этнопсихологическая школа в середине XX в. (А. Кардинер, Р.Ф. Бенедикт, М. Мид, Р. Мертон, Р. Линтон и др.) при построении целого ряда концепций национального характера исходила из существования у разных этносов специфических национального характера, проявляющихся в стойких психологических чертах отдельной личности и отражающихся на «культурном поведении». Это позволяло сторонникам данной школы строить модели «средней личности» той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации «базисную личность», в которой соединены общие для ее представителей национальные черты личности и черты национальной культуры.
В настоящее время нет возможности выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследования проводятся в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Их различия подчас связаны с различающимися идейно-политическими ориентациями ученых, что превращает исследования национального характера в аргументы социально-политических споров. Сложность собственно научного анализа проблем национального характера всегда была связана с тем, что практически любые эмпирические данные и теоретические построения могли быть использованы теми или иными националистическими или даже расистскими направлениями в политике.
Было признано, что социально-экономические, исторические и природные условия развития нации, особенности её жизнедеятельности не могут не оказывать влияния на формирование её психологии, ценностных установок, стереотипов и т.д. Однако нации развиваются не локально, изолированно от других наций. В своем развитии они подчинены общим закономерностям, несмотря на специфические особенности. Поэтому общечеловеческое доминирует в жизнедеятельности любой нации, любого народа, каким бы своеобразием исторического процесса они не выделялись.
Вопрос об определении национального характера является весьма сложным. Дефиниция, какой бы полной она ни была, не может дать исчерпывающей социально-психологической характеристики нации. В связи с этим И. Кон пишет: «Над учеными-непсихологами, занимающимися проблемами национального характера и т. п., часто довлеет житейское представление, что народы, как индивиды, обладают набором устойчивых качеств, «черт», которые можно измерять и сравнивать более или менее самостоятельно. Тайная «голубая» мечта — составить на каждый парод вроде психологического паспорта-характеристики, который давал бы его индивидуальный портрет. Увы, это неосуществимо даже для отдельного индивида» Кон И. C., Нужна помощь психологов // Сов. Этнография. — 1983. -№ 3. -С. 75-76. .
Проблема национального характера может быть рассмотрена исходя из диалектического единства категорий общего и единичного. Именно эти категории являются предпосылкой и основой анализа такого важнейшего структурного элемента национальной психологии, как национальный характер. Конкретной формой выступит диалектика общечеловеческого и национального. Раскрыть сущность национального характера — это значит исследовать диалектику проявления общечеловеческого в национальном, покачать его специфику в конкретных социально-экономических и исторических условиях жизни данной нации. Именно это специфическое, своеобразное и составляет содержание национального характера, но возникает оно в результате проявления общего в единичном.
Иногда в литературе можно встретить утверждение о том, что существенной чертой национального характера того или иного народа является чувство юмора. При этом напрашивается вывод о существовании народов, лишенных данной черты. Подобный анализ ничего, кроме путаницы, не вносит в исследование проблемы. Было бы неправильно наделять этим свойством одни народы, а другие лишать его. Просто в силу особенностей развития национальной культуры проявление данной черты имеет специфические особенности. Поэтому французский юмор отличен от английского, английский от польского, польский от русского, русский от норвежского и т. д. Ю.Б. Борев пишет: «. в качестве объекта юмор чаще всего имеет дело с определенным национальным характером — как в жизни, так и в художественном произведении» Борев Ю.Б. Национальные особенности юмора // Проблемы развития литератур народов СССР. -М. 1964. -С. 367. .
Наиболее полно и всесторонне проявляется национальный характер в национальной культуре, которая выражает этническое своеобразие народа. Именно в культуре объективируются черты национальной психологии и прежде всего такого ее компонента, как национальный характер, Посредством культуры раскрывается содержание и особенности национального характера. В национальном характере, в свою очередь, отражаются достижения общечеловеческой культуры.
Исторические и социально-экономические факторы играют решающую роль в формировании национального характера, однако когда мы говорим о том, что национальный характер проявляется в культуре данного народа, то имеем при этом в виду его материальную и духовную культуру, а также тот факт, что уровень культуры народа определяется его отношением к природе, окружающей среде.
2. Национальный темперамент в структуре национального характера
Для понимания этнической специфики используется и такое понятие, как национальный темперамент. Национальный характер наиболее отчетливо проявляется в национальном темпераменте, например, отличающем скандинавские народы от латиноамериканских, казахских. В русском языке существует 1800 слов, обозначающих различные психологические черты людей.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Своеобразие национального темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой. Отсюда и наглядные различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. В научно-популярной литературе, как правило, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято говорить не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов темперамента, тех или других его особенностей или же о доминировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту — образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы — явные холерики. Славянские народы отличаются повышенной сенситивностью, социальной эмоциональностью, а прибалтийские — некоторой флегматичностью.
Вот как выглядят портреты типичных представителей различных этнических групп.
1. Японец: трудолюбивый, осторожный, организованный, серьезный, упорный, озабоченный.
2. Англичанин: тактичный, спокойный, критичный, умный.
3. Немец: практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий, пунктуальный.
4. Русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый.
5. Грузин: возбужденный, импульсивный, боевитый, претенциозный, агрессивный.
6. Татарин: гордый, самоуверенный, сметливый, трудолюбивый, хитрый, вспыльчивый, отходчивый.
Монтень писал по поводу распространенных в его время взглядов на «варварские» народы: «. я нахожу. что в этих народах, согласно тому, что мне рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны».
Естественно, что окружающая среда, условия жизни так же оказывают влияние на изменения национального темперамента, как и темперамента личности. Об этом писал еще Н. Г. Чернышевский: «. врожденные склонности к быстроте или медлительности движений и речи слабы и гибки, . главное дело не в них, а в том влиянии, какое оказывают на народы, племя или сословие народа обстоятельства жизни» Чернышевский Н. Г., Избранные философские сочинения в 3т. -Т. 3. — С. 608. .
Отождествление национального характера и национального темперамента приводит к упрощению, схематизации столь сложного социального феномена, каким является национальный характер. Отсюда попытка некоторых авторов, рассматривающих национальный характер того или иного народа, оценивать один из них как эмоционально сдержанный, другой — как добродушный, третий — как порывистый, горячий. Подобные оценки никоим образом не раскрывают сущности национального характера, и описывают народы скорее со стороны национального темперамента. Когда же с помощью свойств и черт, составляющих содержание последнего, пытаются трактовать национальный характер, ничего, кроме вульгаризации последнего, не выходит.
Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.
Я думаю, что, существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания. Он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены отдельного народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.
Многое, даже очень многое закладывается в человека во время его становления как личности, гражданина общества в раннем возрасте. Всё, что вложат в ребёнка его родители, будет помогать ему в дальнейшей жизни, в последующие периоды развития, которые уже не будут продвигаться так стремительно, накладывая свои, присущие только им, отпечатки.
Большинство определенных черт характера, таких, как трудолюбие, патриотизм, мужество, целеустремленность, являются общечеловеческими. Безусловно, это ни в коей степени не зависит от самого народа, от национальности или от цвета кожи.
Национальный темперамент входит в состав национального характера.
1. Борев Ю.Б. Национальные особенности юмора // Проблемы развития литератур народов СССР. — М., 1964.
2. Козлов В. И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования // Соц. этнография. — 1973. — № 2.
3. Кон И. C., Нужна помощь психологов // Сов. Этнография. — 1983. -№ 3.
4. Платонов Ю. П. Этническая психология. — СПб., 2001.
5. Саракуев Э. А., Крысько В. С. Введение в этнопсихологию. — М., 1996.
Подобные документы
Понятие о темпераменте и его физиологические основы. Анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека. Темперамент и свойства человека. Характер и черты личности. Основные компоненты, определяющие темперамент.
курсовая работа [25,9 K], добавлен 27.04.2011
Этнические стереотипы как форма проявления национального характера, определяющая поведение человека в различных ситуациях. Основные признаки, виды и задачи этностереотипов. Функциях и полезность этнических стереотипов в решении этносоциальных задач.
реферат [29,2 K], добавлен 07.07.2014
Определения «характер» и «структура личности». Строение характера. Основной принцип классификации личностей. История учений о характере. Черты характера. Характер и темперамент. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
курсовая работа [45,1 K], добавлен 01.05.2003
Определение понятий «структура личности» и «темперамент». Общее понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. История учений о типах темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.
курсовая работа [27,2 K], добавлен 24.03.2003
Общее понятие о характере и его научное определение. Главные особенности характера как психического феномена, его структура и свойства. Что такое темперамент, его признаки, основные типы. Формирование характера в социальных группах, роль наследственности.
реферат [21,9 K], добавлен 10.11.2010
Темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на жизненные ситуации, следовательно и реакции окружающих на его поведение. Понятие о темпераменте. Физиологическая и психологическая характеристика темпераментов. Темперамент и личность.
реферат [22,0 K], добавлен 20.02.2008
Определение человеческой неординарности понятиями «характер», «темперамент», «личность». Различия в деятельности нервной системы людей, свойства процессов возбуждения и торможения. Типические и индивидуальные черты характера, пути его воспитания у детей.
курсовая работа [28,5 K], добавлен 19.01.2011
Источник