- ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ, КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?
- Что такое темперамент?
- Виды темпераментов у детей
- Тип темперамента холерик
- Что нужно знать родителям про холерика?
- Тип темперамента сангвиник
- Что нужно знать родителям про сагвиника?
- Тип темперамента флегматик
- Что нужно знать родителям про флегматика?
- Тип темперамента меланхолик
- Что нужно знать родителям про меланхолика?
- Почему так важно знать, какой у ребенка темперамент?
- Характеристика разных видов темперамента у детей
ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ, КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?
Медленный или быстрый, улетающий в облаках или мгновенно принимающий решения все это о темпераменте наших малышей. Многие мамы и папы постоянно жалуются на маленького копушу, который целый день собирает портфель в школу. Или на непоседу, который убегает из комнаты, потому что не может выслушать и половины того, что хотели ему сказать взрослые.
Что такое темперамент?
Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность людей, которую нельзя изменить. Вид темперамента не влияет на талант человека, просто одни жизненные действия легче совершаются человеком одного вида темперамента, другие другого.
Не стоит путать с темпераментом хамство, неуважение к другим людям, безответственность. Темперамент это качество, с которым человек рождается. Он определяет, насколько индивид эмоционален, энергичен.
Виды темпераментов у детей
Психологи выделяют 4 типа темперамента детей: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Естественно, чистых типов не бывает. В каждом человеке смешиваются разные виды.
Сангвиник (от лат. сангвис кровь) уравновешенный, общительный, практичный, сдержанный.
Холерик (от греч. холе красно-желтая желчь) порывистый, энергичный, эмоциональный.
Флегматик (от греч. флегма слизь) вдумчивый, миролюбивый, надежный, старательный, неразговорчивый.
Меланхолик (от греч. мелайн холе черная желчь) тревожный, необщительный, замкнутый, угрюмый.
Тип темперамента холерик
Если малыш быстро принимает решения, очень подвижен, не может долго ждать и его эмоции меняются слишком быстро перед вами холерик. Ребенок-холерик не идет на компромисс, может поссорить со всей группой в детском саду или учениками в классе, увлекается новым хобби и не доводит начатое до конца.
Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом. Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.
Что нужно знать родителям про холерика?
Мама и папа лишь усугубят ситуацию и лишатся контакта с сыном или дочерью, если начнут постоянно контролировать холерика и ограничивать его активность. Таким детям необходимо заниматься подвижными видами спорта, чтобы выбросить бушующую энергию и удовлетворить стремление к лидерству. Кроме того, спорт научит рассчитывать силы и сможет дисциплинировать сына или дочь.
Общайтесь с малышом, объясните, что быстрота в решении задач часто уступает качеству. Не нужно ставить в пример холерику одноклассника, это лишь разозлит его. Лучше рекомендуйте для чтения книги о героических
подвигах и приключениях, в которых герои побеждают и выигрывают с помощью выдержки, силы воли и умению общаться с людьми.
Тип темперамента сангвиник
Про сангвиников часто говорят ребенок с легким характером. Ребенок-сангвиник почти всегда в хорошем настроении. Они умеют контролировать эмоции и уверены в себе, умеют и любят общаться с людьми, не слишком придирчивы к окружающим.
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание. Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубокие.
Что нужно знать родителям про сагвиника?
Родителям сангвиников необходимо знать, что малыш с таким видом темперамента может забыть о начатом деле, если ему стало скучно в процессе. Он сможет быстро переключится на более интересное занятие.
Под внешним весельем мама и папа иногда могут не заметить душевные переживания сына или дочери. Прощайте маленькому сангвинику непостоянство, чаще хвалите и поощряйте его старание, внимание к деталям, и тогда он вырастет сильным и успешным человеком.
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику, контролируйте его действия и поступки. Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством. Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку. Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения. Формируйте устойчивость интересов ребёнка. Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
Тип темперамента флегматик
Ребенок-флегматик всегда спокоен и уравновешен, предпочитает тихие компании и уступает лидерство. Флегматик может нарочно медленно одеваться, чтобы вынудить родителя помочь — его выдержки нет предела.
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью. В
делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.
Что нужно знать родителям про флегматика?
Если взрослые будут ругать маленького флегматика, называть его медлительным, тюфяком, то ребенок вырастит с чувством собственной неполноценности. На флегматика можно положиться, он ответственен и самостоятелен. Родителям важно объяснить ребенку с таким темпераментом, что вокруг есть люди с другими взглядами на жизнь, которые нужно уважать.
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами. Не торопите ребенка. Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность. Хвалите флегматика за скорые действия. Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо. Относитесь к флегматику так, как он относится к миру спокойно. Уважайте его внутренний покой.
Тип темперамента меланхолик
Дети меланхолики замкнуты, нуждаются в постоянном одобрении близких. В коллективе, они предпочитают находиться в тени авторитетов, порой обидчивы и не уверенны в себе, не могут сделать выбор самостоятельно.
Меланхолики мягкие послушные дети, они настолько нерешительны и неинициативны, что им сложно заводить новые знакомства, зато подружившись, становятся отличными друзьями. Учителя в школе их называют рассеянными и невнимательными, маленькие меланхолики не могут сосредоточиться на учебном процессе, быстро устают и теряют интерес к процессу.
Что нужно знать родителям про меланхолика?
Родители часто не видят внутренних переживаний ребенка-меланхолика под внешне спокойным видом. Упрекая ребенка в медлительности, взрослые еще больше вселяют в малыша не уверенность в себе. Меланхолики сложно адаптируются в новом коллективе, да и потом чувствуют себя белой вороной. Родителям нужно постараться стать лучшим другом для ребенка, научить общаться в компании детей, объяснить, что людям свойственно ошибаться.
Всегда помните о психофизических особенностях вашего малыша. Растите его в соответствии с ними. Основной принцип это Не навредить.
Пока ваш малыш совсем маленький, оградите его от негативного влияния окружающей среды. Только помните разницу между изоляцией и защитой психики ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь, заботу, защиту, поддержку. Попытайтесь избегать семейных ссор и конфликтов. Не стоит делать из дома гостевой двор. Не смотрите страшные передачи и ужастики, не включайте громкую музыку.
Почему так важно знать, какой у ребенка темперамент?
Однако родителям стоит знать к какому типу темперамента относится их ребенок, чтобы лучше его понимать, а, следовательно, снизить градус конфликтных ситуаций. Именно темперамент определяет, как человек ведет себя в коллективе, как играет, радуется и переживает.
Когда родители знают тип темперамента ребенка им легче понимать его, заинтересовывать и развивать таланты, рассчитывать физические и умственные нагрузки.
Источник
Характеристика разных видов темперамента у детей
Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.
Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь
Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.
При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.
Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.
Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».
Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.
В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.
В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.
Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.
Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.
Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.
Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.
Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.
Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.
Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.
Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.
Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.
Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.
Источник