Что такое темперамент что такое характер 9 класс

Темперамент и характер

Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.

Темперамент и характер: основные различия

Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.

Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.

Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.

Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.

Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения

Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:

Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.

Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.

Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.

Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.

Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.

Свойства характера и темперамент

Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.

Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:

  • Сангвиник будет проявлять инициативу, браться за новые проекты, легко переживать неприятности, быстро забывать о них и снова увлекаться новым делом;
  • Холерик посвятит себя работе со свойственной его типу страстностью, но будет то раздражаться по мелочам, то опять вдохновляться и снова злиться, доходя до настоящей агрессии;
  • Флегматик предпочтет спокойно сосредоточиться на деле, хорошенько вникнуть в его суть, обдумать и рассчитать все нюансы. Причем внешне может показаться, что он отнюдь не заинтересован в своей работе. Но на самом деле он просто не любит спешить: так проявляются его сосредоточенность и уравновешенность;
  • Свойства характера и темперамент меланхолика в данном случае приведут к тому, что он будет днями и ночами думать о своей задаче, усердно трудиться, но одновременно корить себя за малейшие ошибки. Этот тип склонен в любом деле видеть возможные промахи и неудачи, которых он безумно боится, что обусловлено его природной мнительностью.
Читайте также:  Настроение у меня было нехорошее

Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.

Источник

Темперамент и его виды.Определение темперамента моих одноклассников
презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему

Автор: Ивлева Яна Вячеславовна

Ученица и обучающаяся 9 «б» Класса МОУ СШ№3

Города Тутаева Ярославской области

Руководитель:Черепанова Татьяна Вячеславовна

Учитель биологии МОУ СШ№3

Данная исследовательская работа была представлена на защиту проектных исследовательских работ учеников 9 классов в соответсвии с ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_issledovatelskaya_rabota_po_psihologii_ivleva_yana.pptx 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Темперамент и его виды. Определение темперамента моих одноклассников МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 Выполнила Ученица 9 «б» класса Ивлева Яна Руководитель: Черепанова Татьяна Вячеславовна Психолог: Белкова Татьяна Анатольевна Тутаев 2018

1. Узнать, что такое темперамент, каких типов он бывает, определить типы темперамента моих одноклассников. 2.Формировать знания о влиянии темперамента на профессиональное становление человека. 1.Познакомиться с типами темперамента и их характеристиками. 2.Изучить методику определения типа темперамента человека. 3.Выявить тип темперамента одноклассников с помощью теста. 4. Соотносить свой тип темперамента с предполагаемым выбором будущей профессии. Цели: Задачи :

это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств, индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов. Темперамент-

Изучение и объяснение типов темперамента учеными

Физиологические основы темперамента. Иван Петрович Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он считал, что темперамент- врождённые особенности человека.

Свойства нервной системы и темперамент по И.П. Павлову

Психологическая характеристика холерического темперамента «Боевой, задорный, легко и скоро раздражающийся» И.П. Павлов Холерик вспыльчивый, но отходчивый, его деятельность быстрая, но не продолжительная, у него не хватает выдержки, чтобы выполнять длительно какую-либо работу. Страсть холерика — честолюбие, он берется за общественные дела, чтобы его громогласно хвалили, он любит блеск и пафос, часто берет под свою защиту других, чтобы выглядеть великодушным, хотя делает это только из любви к себе, чтобы стать «центром вселенной».

«Флегматик- спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». И.П. Павлов Флегматиков стоит называть миротворцами. Это не конфликтные люди, которые быстро приспосабливаются к любым условиям. Их всегда все устраивает. Они могут долгое время находиться без общества, однако любят и умеют дружить. Вывести из равновесия флегматика практически невозможно. Он всегда счастлив и спокоен. С такими людьми просто договориться. Они всегда идут на компромисс. Психологическая характеристика флегматического темперамента

«Сангвиник- горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение» И.П. Павлов Это живой и подвижный человек с богатыми и быстро сменяющими эмоциями, выразительной мимикой и быстрой реакцией на все события. Он не склонен к страхам и тревоге, чаще оптимист, довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник очень продуктивен в работе, особенно когда ему интересно. Психологическая характеристика сангвинического темперамента

«Меланхолик, попадая в новые условия жизни, очень теряется» И.П.Павлов Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. У него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. Психологическая характеристика меланхолического темперамента

Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные свойства Тип ученика ПЛЮСЫ МИНУСЫ Холерик Активность, энергичность, увлечённость, оптимистичность, трудоспособность, целеустремлённость Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, беспокойность, непостоянство Сангвиник Мобильность, оптимизм, жизнерадостность, общительность, отзывчивость, успешность в делах, трудоспособность, лидерство Склонность к зазнайству, разделению работ на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность Флегматик Устойчивость, постоянство терпеливость, надежность, осмотрительность, миролюбивость Пассивность, медлительность, невыразительность Меланхолик Высокая чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствие Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, тревожность, пессимистичность

В опроснике 4 блока, в каждом из которых 20 свойств, характерных для представителей каждого темперамента. Напротив них ставится знак «+»или «-». Обработка результатов по формуле: 1. Подсчитать количество «+» по каждому блоку. 2. Вычислить % положительных ответов. Х=( А х :А )*100; С=( А с :А )*100;Ф=( А ф :А ) х 100; М=А м :А )*100, где Х, С, Ф, М- виды темперамента Ах, Ас, Аф , Ам — число положительных ответов А — общее число положительных ответов по четырём блокам. Метод психолога Александра Белова.

Чётко выражен (более 40%)доминирующий тип темперамента у 7 человек. 1

Достаточно ярко (30-39%)выражены типы темперамента у 16 человек.

Показатели типа темперамента по результатам исследования.

В процентном отношении класс состоит из: Флегматическому и меланхолическому темпераменту более подвержены девочки, у мальчиков более преобладает сангвинический темперамент.

Результаты тестирования № п / п Имя ученика Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик 1. Даша Л. 25,8% 30,5% 3,2% 40,5% 2. Саша А. 25% 20,8% 37,5% 16,7% 3. Алина П. 19,6% 28,3% 30,4% 21,7% 4. Костя Н. 40,2% 25% 16,6% 18,2% 5. Илья Д. 26,2% 38,1% 30,9% 4,8% 6. Аня С. 13,6% 20,6% 23,6% 42,2% 7. Соня К. 23,1% 28,2% 41% 7,7% 8. Наташа С. 25% 22,2% 33,3% 19,5% 9. Иван Б. 33,3% 51,5% 6,1% 9,1% 10. Саша Р. 27,5% 36,4% 27,1% 9,0% 11. Андрей Г. 24,4% 22,2% 29,2% 24,2% 12. Илья З. 20% 25,7% 31,4% 22,9% 13. Сергей К. 27,5% 22,9% 27,1% 22,5% 14. Влад Б. 17% 20,8% 32,1% 30,1% 15. Денис К. 30,8% 42,4% 19,2% 7,6% 16. Яна И. 23% 26% 20% 31% 17. Алина К. 19% 21% 26% 34% 18. Аня Л. 26% 15% 42% 17% 19. Матвей С. 18% 30% 39% 13% 20. Полина М. 28,9% 33,3% 30% 7,8% 21. Женя Х. 22% 32% 28% 18% 22. Даша К. 21,3% 24,2% 30,3% 24,2%

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ ОТВЕТОВ ОДНОКЛАССНИКОВ СО СТАНДАРТОМ . Вопрос Ответ Анны Л. (флегматика) Настоящий флегматик Ответ Анны С.(меланхолика) Настоящий меланхолик 1.Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Как вы среагируете на данное замечание? Примет к сведению и исправится Отреагирует спокойно, исправит замечание Извинится за внешний вид и придёт в школьной форме. Расстроиться, замечание может вызвать обиду и слезы, но примет к сведению 2.Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Ваши действия. Дослушает до конца Ответственный человек, ему трудно сказать «нет», Дослушает до конца, а потом уже уйдёт. Глубоко чувствителен к друзьям, хороший слушатель 3.Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваши действия. Спокойно попросить перестать разговаривать Тактично и осторожно попытается остановить говорящих. В конфликт вступать не будет. Вежливо попросит говорить тише или пересядет на другое свободное место Никогда не вмешается в конфликтную ситуацию, т.е не примет никаких действий. 4.Вы спешите домой, а учитель предлагает вам остаться для выполнения конкретного задания. Ваши действия. Быстро согласится Останется, не говоря ни слова. Попытается объяснить учителю, почему не может остаться Проявляет неуверенность 5.Вы пришли в столовую, а там очередь из первоклашек. Ваши действия. Встанет в очередь и будет спокойно ждать Проявит терпение и будет ждать своей очереди Встанет в очередь или уйдет и придет в другое время. Расстроиться, что впереди много народа, но без очереди не пройдет 6. Как вы будете вести себя в незнакомой обстановке. Будет спокойна и попытается побыстрее адаптироваться. Спокойно присматривается вокруг, с решениями не спешит, но решение будет правильным Спокойно присмотрится к происходящему, с решением не спешит. Трудно приспосабливается к незнакомой обстановке 7. Как поведёте себя в опасной ситуации? Подумает и примет какое-либо решение. Мобилизируется, действует обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время. Растеряется В этих случаях самая опасная личность, т.к. может удариться в панику. \ .

Вопрос Ответ Ивана(сангвиник) Настоящий сангвиник Ответ Константина (холерика) Настоящий холерик 1.Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Как вы среагируете на данное замечание? Скажет «Нет, вы не правы», будет спорить с учителем Отношение к замечанию спокойное, хотя виноватым себя не признает ,. Извинится, но на следующий день придёт в той же одежде. Резко реагирует на замечания, демонстрирует желание поступать по-своему. 2.Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Ваши действия. Прервёт его и скажет, что ему пора уйти Если ему интересен разговор- он дослушает до конца, если нет- может прервать собеседника и уйти. Прервёт его, извинится и уйдёт. Во взаимоотношениях резок и прямолинеен, сразу прервет собеседника . 3.Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваши действия. С сарказмом попытается прервать их разговор, надавливая на совесть. Конфликтовать не будет: сгладит обстановку и умело выйдет из положения Попросит их не мешать или говорить тише. Будет громко возмущаться 4.Вы спешите домой, а учитель предлагает вам остаться для выполнения задания. Ваши действия. Будет возмущаться Быстро соглашается Останется, не говоря ни слова Возмущается 5.Вы пришли в столовую, а там очередь из первоклашек. Ваши действия. Пройдет без очереди С шутками, прибаутками попытается пройти без очереди. Скажет, что торопится на урок и пройдёт без очереди. Ожидание может вывести их из себя, начинают опережать события и суетиться. 6. Как вы будете вести себя в незнакомой обстановке. Будет спокойно присматриваться к происходящему вокруг. В любой обстановке сможет легко и быстро адаптироваться. Проявит максимум активности, легко и быстро сориентируется, Активен, проявляет повышенную возбудимость 7. Как поведёте себя в опасной ситуации? Будет действовать решительно. Мгновенно мобилизируется , действует решительно но может принять неправильное решение. Будет срочно принимать какие-либо меры. Совершенно непредсказуем. Он может стать лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации

Будете ли Вы учитывать свой тип темперамента при выборе будущей профессии? Как Вы считаете, повлияет ли тип темперамента на Вашу успешность в профессии? Результаты опроса учеников с доминирующим типом темперамента по учёту темперамента и будущей профессии.

Диагностика профессионального самоопределения учащихся с доминирующим типом темперамента по методике Е.А.Климова. Имя Тип темпе- рамента «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-Т» «Ч-Х» «Ч-З» Предпочтение Отрицание Костя Холерик +6/-2 -8 +8 -8 +3/-5 «Ч-Т» «Ч-П», «Ч-Х» Иван Сангвиник +3/-5 -8 +1/-7 +3/-5 +5/-3 «Ч-З» «Ч-П» «Ч-Т» Денис Сангвиник +8 +1/-7 +4/-4 +5/-3 +2/-6 «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-З» Аня Флегматик +3/-5 +5/-3 +1/-7 +3/-5 +7/-1 «Ч-З» «Ч-Т» Даша Меланхолик +6/-2 -8 -8 +4/-4 +3/-5 «Ч-Ч» «Ч-П» «Ч-Т» Аня Меланхолик +8 +4/-4 +3/-5 +7/-1 +2/-6 «Ч-Ч» «Ч-З» « + » — сумма положительных ответов « — » — сумма отрицательных ответов

Рекомендации для наилучшего общения с людьми с разными типами темперамента. При общении с холериком: -если он на вас кричит, помните, что на самом деле он вовсе не кричит, а так разговаривает; -не обманывайте его, он не прощает обман; При общении с сангвиником: -хотите понравиться сангвинику- удивляйте его; -чаще обсуждайте различные темы и поддерживайте его шутки; При общении с флегматиком: -не шутите остро в их адрес; -не требуйте от него быстрых решений и действий; При общении с меланхоликом: -как можно чаще хвалите его, поддерживайте и поощряйте; -грубость, резкость и повышенный тон в общении с ним недопустимы;

Темперамент с древности был предметом исследования многих ученых. Темперамент занимает одно из центральных мест в структуре личности. Темперамент представляет собой единственную личностную особенность человека, от него зависят действия и поступки людей. Важно учиться видеть и знать не только свой темперамент, но и окружающих тебя людей. В результате исследования выяснилось, что на 100% одним типом темперамента не обладает ни один ученик моего класса. Вывод

1.Каждый человек должен знать свой тип темперамента, как биологический фундамент, на котором формируются социальные качества личности. 2.Знание типа темперамента необходимо для лучшего установления межличностных контактов, адаптации человека в социальной среде. 3.При учете своего темперамента и его свойств достаточно легко сделать правильный выбор будущей профессии, что особенно важно, так как перед нами, выпускниками девятого класса, стоит важная задача- выбор пути трудовой деятельности. Практическая значимость.

1.Воронин Л.Г.,Колбанский В.Н., Маш Р.Д.,Физиология высшей нервной деятельности и психология,2-изд.;перераб.М., «Просвещение»,1997-223с. 2.Дубравина И.В., Данилова Е.Е, Прихожан А.Н., Психология: учебное пособие, 2-е изд.; стереотип.-М : издат.центр «Академия» 2003-464 с. 3.Лукацкий М.А., Остромкова М.Е.. Психология:учебник-М.:Эсмо , 2007-416 с.( образоват.стандарт ХХ I ) 4. Немов Р.С., психология, книга 1. Москва «Просвещение « Владос » 1994 –576с. 5. Словарь: психология (под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — 2-е изд , испр и доп.)- М.Политиздат 1990г. 6.Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Биология.Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций , М., «Издательство «Просвещение»,2016-143 Список литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента.

Данная работа — результат учебного проекта, подготовленного учениками 6 класса. Работа сопровождалась показом презентации. Дальнейший выход -окружная конференция.

Материал содержит презентацию и теорию для проведения классного часа.

Исследовательская работа «Происхождение и значение фамилий моих одноклассников» .

Исследовательская работа «Имена моих одноклассников».

Профориентация. Презентация включает в себя диагностику темперамента. Презентация помогает определить какой вид профессии подходит каждому виду темперамента.

впрезентации рассказывается о видах темперамента, даются советы для каждого вида темперамента.

Источник

Читайте также:  Как заставить человека чувствовать вину по переписке
Оцените статью