Уроки итальянского с Натальей Сезень
СУФФИКСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
А знаете ли вы, что к глаголам можно добавить суффиксы?
Они называются – СУФФИКСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Cantare è cant + icchiare = CANTICCHIARE – напевать
mangiare è mang + ucchiare = MANGIUCCHIARE – перекусывать, пожевывать
Посмотрим, какие бываю суффиксы и что с их помощью можно получить (одна интересная особенность, все измененные глаголы будут I спряжения, вне зависимости от изначального):
–ettare; –ottare
- fischiare → fischiettare: насвистывать
- parlare → parlottare: говорить вполголоса, бормотать
- scoppiare → scoppiettare: трещать, потрескивать (например о дровах в печи)
- piegare → pieghettare: закладывать мелкие складки, плиссировать
- picchiare → picchiettare: постукивать
–icchiare; –acchiare; –ucchiare
- cantare → canticchiare: напевать в пол голоса
- lavorare → lavoricchiare: работать кое-как, спустя рукава; подрабатывать (работать мало, когда нет работы)
- mangiare →mangiucchiareперекусывать,пожевывать
- rubare → rubacchiare: по(д)воровывать, тянуть понемножку; заниматься мелким воровством
- vivere → vivacchiare: с трудом перебиваться, еле сводить концы с концами,прозябать
- mordere →mordicchiare: покусывать
- baciare → baciucchiare покрывать частыми поцелуями
–ellare; –erellare; –arellare
- giocare → giocherellare: поигрывать
- saltare → saltellare: подпрыгивать
- bucare → bucherellare: продырявливать
- trottare → trotterellare: идти вприпрыжку, скакать , бежать короткой рысью
А теперь попробуйте перевести фразы (на выбор)
- La legna scoppiettava nel camino.
- Picchiettava in continuazione con la penna sulla scrivania
- Mi piace canticchiare sotto la doccia
- Lavoricchio qua e là per tirare avanti
- A pranzo ho mangiucchiato qualcosa al volo
- Vive alla giornata rubacchiando
- “Come va?” “Si vivacchia”
- Ha un vizio di mordicchiare la matita
- Bisogna coccolare e sbaciucchiare il bambino
- Studiava giocherellando con la matita
- Mi trotterellava intorno tutto contento
Источник
зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской сочинение-рассуждение
Удивительно богат русский язык средствами, помогающими выразить как в письменной, так и в устной речи, все нюансы, оттенки чувств, эмоции. Ведущее место здесь, безусловно, принадлежит лексической стороне языка и синтаксису. Не отстаёт, однако, от неё морфемика. Морфемы служат не только для образования новых слов, но и аккумулируют в себе актуальный и важный для языка потенциал эмоционально — экспрессивных возможностей. Возьмём, к примеру, суффиксы: в особую группу среди них выделяются те, с помощью которых мы выражаем своё отношение к предмету, качеству, признаку. Огромную экспрессию несут в себе суффиксы уменьшительно — ласкательной окраски. Удивительно мудрый и добрый текст Анатолия Приставкина насыщен словами с такими суффиксами. История брата и сестры — пример детского мужества и искренней, всепобеждающей любви по отношению друг к другу.
Во — первых, обратим внимание, как брат говорит о своей сестре: «моя сестрёнка» , «рядом была моя сестричка» . Суффиксы -енк- и -онк- выражают нежное и удивительно искреннее чувство привязанности брата к сестре — «сестричке» .
Стоит отметить, что после извещения о смерти родителей, отношение брата к маленькой хрупкой девочке не изменилось, даже наоборот. Ещё большей проникновенной привязанностью дышат заключительные слова рассказа: «мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии» . Дружба между ними только укрепилась. Я уверен: они всё преодолеют, потому что они вместе!
Во — вторых, чувство любви выражается и в уменьшительно — ласкательной форме имени девочки: «Людочка» , «маленькая Людочка» . Такая форма имени опосредованно вносит в многообразную палитру чувственно — эмоционального фона рассказа новые оттенки значения: она подчёркивает хрупкость, добрую наивность мироощущения маленького человека.
Обратите внимание, мы не знаем внешности сестры, но её знать и не надо. Есть только имя — Людочка- с уменьшительно — ласкательным суффиксом -очк-, которое говорит само за себя. Неосознанно читатель уже полюбил и привязался к маленькой девочке.
В — третьих, эмоциональная экспрессия выражается и в «уменьшительных» суффиксах. Возраст сестры мы узнаём через указание автора на её «синеватые ладошки» .
Не менее важны такие суффиксы и при описании предметов. Так, в предложении 2 мальчик достаёт «конвертик» с фотографиями. Суффикс -к- подчёркивает, с какой трепетностью брат бережёт эти фотографии, что они для него значат.
Однако не всегда «уменьшительные» суффиксы несут в себе положительную информацию. Контрастно звучат здесь слова «листок» и «тетрадка» . Если обратить внимание на контекст, который окружает эти слова, становится ясно почему. «Листок» оказывается похоронкой, а «тетрадка» , в которую записывали имена родственников, несёт в себе бессмысленную и ужасную пустоту ответа: «Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению…» .
Наконец, стоит обратить внимание, что известие о гибели отца принесла «почтальонша» . Не случайно автор использует именно такую форму имени существительного с суффиксом -ш-. С помощью этого суффикса он намеренно стилистически «огрубляет» слово, делая из нейтрального «почтальона» женщину, которая несёт страшную весть.
Таким образом, проанализировав текст А. Приставкина, можно выделить, по крайней мере, две основных функции суффиксов эмоционально — экспрессивной окраски. Во — первых, они подчёркивают минорный, лирический тон рассказа, выражая чувства любви и привязанности главных героев друг к другу. Во — вторых, «уменьшительные» суффиксы, которые используются в изображении предметов вещного мира, наделяются многозначностью. С одной стороны, они подчёркивают особое, трепетное отношение героев к этим предметам, с другой, наделяются и отрицательной семантикой.
Однако в целом, эмоционально — экспрессивные суффиксы, без сомнения, усиливают смысловую глубину рассказа, его удивительную доброту и искренность.
Жилин О. Ю. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Харлу.
они могут придавать эмоц. — экспр. окр. — уменьшительную, ласкательную, преувеличительную.
с помощью таких сло автор выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству.
суф. придаеет слову значение уменьшения, позволяет понять не только отношение рассказчика к чему — либо, но и увидеть, но и например что например, девочка — совсем еще малышка.
Источник
—>Русский язык и литература —>
—>
« Октябрь 2021 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
—>
Эмоционально-оценочные суффиксы
Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?
Суффиксы – значимая часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для каждой части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое значение. Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и деятеля, и орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае отвлечённое существительное, в другом – собирательное.
В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка — девчурка — девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.
Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи.
В русской художественной литературе множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, у Грибоедова Фамусов использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу): «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее». В иных репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его монологов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»
А пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка». В монологах Чацкого слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо». Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики».
Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.
Однако, как это ни странно, нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «Головка болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?
У некоторых людей есть дурная привычка — делать свою речь «слишком вежливой»:
«Два билетика, прошу вас!», «Мне справочку заверьте, пожалуйста!»
В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.
(Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных.
От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом — домик, домишко; брат — братец, браток, братишка; рука — ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А. Потебни) другое: маленький домик, седенький старичок.
В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом — домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.
Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё; отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка — девчурка — девчушка — девчонка — девчоночка — девонька — девулька — девка — деваха; старик — старичок — старикан — старикашка — старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов»: Дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.
Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных. Ей обязаны своей выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.
Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также-отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий. Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый. Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака.
Числительные, как правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей речи. Так, слова тысяча, миллион, миллиард, сохраняющие грамматические признаки имен существительных, образуют формы субъективной оценки: тысчонка, миллиончик.
В составе неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий, суффиксальные экспрессивные образования не редкость: немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко.
Среди местоимений можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский. Все они снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение.
В стилистическом словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносительны, и прежде всего существительных и прилагательных: рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку, а также числительных: помаленьку, нисколечко и местоимений: по-свойски, по-нашенски. Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий: опосля, впервой, вдругорядь.
Глагольное словообразование, для которого не характерны словообразовательные формы, уступает именному по силе экспрессии (ср. «странное» словечко у В. Хлебникова: Кому сказатеньки, как важно жила барынька?). Однако и среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской. Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, охать, мукать, тявкать, а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение: базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать.
Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на -ничать: активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать и др. их дополнительные смысловые оттенки — неодобрение, порицание.
Другая продуктивная модель — глаголы на -ить, образованные от существительных: бюллетенить, температурить. Они также выделяются сниженной окраской. Разговорно-просторечный характер отличает глаголы типа тормознуть, спекульнуть.
Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса -ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола: звониться, зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться.
В арсенале словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже просторечные: тратиться — поистратиться; франтить — прифрантиться — выфрантиться.
Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами: добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.
Кроме знаменательных частей речи, стилистическую активность в процессе аффиксации проявляют междометия и частицы. Многие из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам: баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки, аиньки (частица а), нетушки, спасибочко и др. К этим эмоционально окрашенным словам примыкают и изолированные формы изменяемых частей речи, трансформированные в результате экспрессивной суффиксации: спать — спатеньки; потягушки, потягушеньки, потягунюшки. Эти слова употребляются только в устной речи с экспрессией ласкательности, причем обычно при обращении к детям.)
Источник