Что такое сценический темперамент

Актерская профессия и сценическое обаяние

Те из Вас, кто задумывается о том, чтобы выбрать актерскую профессию (ну, или режиссерскую, или какую-либо другую, творческую) в качестве основного дела своей жизни — должны знать одну вещь. Даже, наверно, не одну, а целых три вещи. Эти вещи нигде — в том «стакане», что я тут пишу, — не встречаются (лично мне никогда не приходилось их видеть именно в таком разложении и последовательности). Но это — фундаментальные вещи. И они важнейшие — как для актерской профессии, так и для любой творческой — другой.

Надо же, прямо три «О» получилось. Пол-олимпиады:))) Но это — шутка, конечно.

Про актерское обаяние я говорил на страницах этого блога — не раз. Мог бы поискать ссылки на соответствующие статьи, но времени на это у меня сейчас совсем мало. Но ничего, повторю еще. Ибо к таким вещам возвращаться — не грех.

Когда Вы пускаетесь по тропе творчества (я сейчас говорю о творчестве сценическом, в частности, актерском) — Вы должны отчетливо понимать, каковы Ваши первичные цели. ЗА ЧЕМ Вы пускаетесь. И это «за чем» зовется — определение (нахождение) своего сценического обаяния . Да-да, обаяние в жизни и обаяние на сцене — это СОВСЕМ не одно и то же. Хотя — и то, и другое — имеет к Вам самое непосредственное отношение . Любой актерский тренинг ставит своей целью — достижение Вами максимально полного, многогранного и глубокого — сценического обаяния. Ибо — Вы по жизни — можете быть весельчак и балагур — а на площадке — куда что девается.

И даже если Вы привносите на сцену свой веселый нрав — не факт, что Вы будете в нем обаятельны. Быть может, сцена оттолкнет и отринет все то, что Вы считали «своим» и «наработанным». Она очень обнажает человека, сцена. Там никуда не спрячешься.

Так вот, Ваше сценическое обаяние — может быть СОВСЕМ не тем, что в жизни. Каким же? Вот ответу на этот вопрос и посвящены все занятия, предметы и тренинги, что Вы получаете в театральных вузах или на каких-либо курсах или уроках творческой направленности.

Поиск Вашего сценического обаяния должен проходить в контексте Вашей органики (природной естественности). Помните: теряя естественность, Вы теряете (точнее, не приобретаете) обаяние. Органика и обаяние — как две стороны одной медали: расширяя обаяние в нужную сторону, ища его новые грани, возможности и глубины — Вы, тем самым, развиваете свою сценическую органику . Органика и обаяние, в свою очередь, «растут» в результате тренинга темперамента (чувственности и заразительности) актера. И если органику и обаяние можно назвать (условно говоря) — «монетой», то стол, на котором лежит эта монета — темперамент.

У хорошего актера темперамент никогда не бывает вялым. Никогда не бывает «спящим». Темперамент — это то, чем играет актер, находясь при этом в зоне своего органичного обаяния. И любой жанр, в котором в процессе спектакля существует тот или иной актер — это а) темперамент б) обаяние и в) органика.

Темперамент — рушащий органику — ложный (вредный) темперамент. Потому что — разрушение органики автоматически влечет за собой Ваше НЕОБАЯНИЕ на сцене. А значит, отсутствие заразительности. Смотреть на Вас в этом случае зрителю не захочется. Долго, по крайней мере.

Вам, должно быть, встречались когда-либо ранее — спектакли (постановки), где на сцене всего один актер. И в процессе действа за ним хотелось наблюдать все больше и больше, несмотря на то, что партнеров рядом с ним не было. О чем это говорит? Его темперамент был настроен таким образом, чтобы усиливать его органичное сценическое обаяние, что притягивает взор, становясь все более и более заразительным (выразительным). Известны Вам, думаю, и обратные случаи.

Читайте также:  Заколдованная липа про деда водяного птица радость три аннушки

«Причем же тут «оправдание?» — спросит кто-то.

Оправдание — это то, что подпитывает (разогревает, создает по сути) Ваш темперамент . И если «монета» — это сценические органика и обаяние, «стол», на котором она лежит — темперамент, то оправдание — «пол», на котором стоит этот «стол». Понятно, что я рассуждаю образно, возможно, кто-то придумает и более интересную картинку-схему или сравнение. На здоровье.

Существует оправдание ситуации и оправдание (присвоение) текста. Есть еще оправдание поступка(ов) Вашего героя (персонажа). Через элемент оправдания (а оправдание — есть оценка существующих обстоятельств и действие в адрес этих обстоятельств) Вы приближаете к себе все обстоятельства сценарного или драматургического материала, как бы «вживляя в себя» образ своего героя. Без оправдания вообще ничего нет. Оправдание — это фундамент актерской профессии. Это то, без чего не бывает ни сценического обаяния, ни органики, ни ПОДЛИННОГО темперамента. Этот базовый элемент следует тренировать денно и нощно (если актерская профессия — это то, о чем Вы мечтаете). Почему тренировать? Я об этом сказал выше.

Как же его тренировать? Этой темы я коснусь немного позднее — это вообще особый вопрос, которому нужно посвящать отдельный материал.

«Ну, хорошо, — скажет кто-то умный и находчивый. — А что тогда — фундамент вообще всего?»

А это — Ваше жизненное обаяние и органика . Развивая жизненное обаяние и органику через оправдание — Вы получаете темперамент. А развивая темперамент — Вы получаете сценические обаяние и органику. Иногда сценические обаяние и органика — равны жизненным (природным) органике и обаянию. Но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит, к сожалению.

Но то, что Вам также нужно время от времени оправдывать — это не только поступки Вашего сценического героя. Это также и Ваше присутствие (нахождение) в творчестве. Вам нужно периодически думать о том, ЗАЧЕМ (с какой целью) Вы занимаетесь актерской (или какой-то еще) профессией, что ИМЕННО Вы можете дать этому миру (и можете ли). Это не значит, что надо постоянно рефлексировать или — то и дело уходить в монастырь. Нет.

Но задумываться о таких вещах — хотя бы немного — все-таки стОит. Полезно это.

Источник

Темперамент и творческий процесс

Творческая деятельность означает самовыражение, которое включает в себя отражение объективного мира и раскрытие и познание своей индивидуальности, воспринимающей и осмысляющей действительность.

Творческий процесс включает в себя два крупных этапа – рождение замысла и его воплощение.Но чтобы проследить проявление темперамента в творческом процессе, условно разделим его на более мелкие фазы. Тогда творческий процесс будет выглядеть следующим образом:

Восприятие мира или явления. Для режиссерской деятельности это означает знакомство с пьесой.

Оценка, осмысление воспринятого. В режиссерской деятельности это – первое эмоциональное впечатление от пьесы.

Сопоставление воспринятого с личными знаниями, опытом, мировоззрением, в результате чего формируется субъективный образ мира и отношение художника к объективному миру. В нашей профессии – это режиссерский анализ пьесы до встречи с актерами.

Формирование идеального образа мира на основе своего личного опыта, воображения, фантазии, интуиции, мировоззрения. Для режиссера это означает – осмысление будущего спектакля в пространстве: формирование образного решения спектакля (декорация в макете, свет, музыка). А с актерами – читка пьесы актерам.

Читайте также:  Настроение прекрасное погода роскошная

Соотношение идеального (воображаемого) и реального, где идеальный (воображаемый) образ – это цель деятельности. В результате соотношения возникает план деятельности, направленной к идеальному (воображаемому) образу. В режиссерской деятельности это этап распределения ролей, начало репетиций (этюдный анализ), процесс репетиций «за столом», в выгородке.

Осуществление творческого акта. В театре осуществление творческого акта – это процесс работы от начала репетиций до премьеры и далее. Но условно примем за фазу осуществления творческого акта сценические репетиции, прогоны и генеральные.

Сопоставление результата деятельности с идеальным (воображаемым) образом. Коррекция результата деятельности в той же последовательности. В театре это – последняя генеральная и премьера (и послепремьерная доработка спектакля).

Таким образом, фазы 1 – 4 относятся к этапу замысла, а 5 – 7 — к этапу воплощения.

Теперь обратимся к темпераментам и проверим, как каждый из них соотносится с фазами творческого процесса. Начнем с меланхолического темперамента.

Меланхолики более успешно и продуктивно справляются с первыми четырьмя фазами творческой деятельности. В силу своей природной эмоциональной возбудимости и впечатлительности они особенно остро, ярко и полно воспринимают окружающую действительность. Но пониженный мышечный тонус ориентирует на переживание этих сильных эмоциональных впечатлений внутри себя. Отсутствие способности природного торможения нервных процессов не позволяет им произвольно прекращать свои переживания и сосредоточиваться на чем-то другом. Впечатление как бы застревает в психике меланхолика в качестве идеи. Реализовать идею в поступке ему трудно. Иными словами, процесс анализа, т.е. фазы 1-4 и 5, протекают у меланхолика успешно, но ему очень сложно выйти в 6 фазу – осуществление творческого акта.

Воспитание актерских способностей у меланхолика без достаточно высокой мотивировки и силы воли практически невозможно. Так считают некоторые психологи и некоторые режиссеры-практики. Но можно ожидать успехов у меланхоликов на поприще режиссуры. Почему такой приговор подписывают меланхоликам? Считается, что в актеры меланхолики не годятся из-за того, что обладают слабой нервной системой, а актерская профессия связана с огромными нервными перегрузками. Однако специалисты кафедры психологии Петербургского института театра, музыки, кино доказали, что при условии укрепления нервной системы меланхолики могут добиться значительных результатов и в актерской деятельности. Глубина переживаний, глубокая впечатлительность, скупая внешняя выразительность – это замечательные качества актера современного театра, и именно ими обладает меланхолик, и если он сумеет укрепить свою нервную систему, то успех его ждет и на поприще актерской деятельности

В процессе же обучения на актерских факультетах меланхолики на начальных этапах обучения не подают надежд на актерское будущее; им очень сложно существовать в этюдах «Я в предлагаемых обстоятельствах», так как им сложно раскрывать свое «я». Большие физические и темпоритмические нагрузки они также не выдерживают. Но с появлением возможности выразиться в характерности они могут зарекомендовать себя как хорошие актеры. Психика меланхолика особенно уязвима. И если на первых этапах обучения он был травмирован замечаниями, грубыми оценками, обвинениями в беспомощности и пр., то «возрождения» в связи с характерностью образа на старших курсах может и не произойти. Меланхолик предрасположен к возникновению устойчивого комплексования.

Холерик – это сильная эмоциональная реакция, повышенная впечатлительность, возбудимость. Всё это находит выход в активной физической деятельности, направленной на объект. В то же время это же свойство является недостатком, мешающим человеку осознанно управлять своим поведением. Для холерика очень характерно, что он сначала делает, а потом думает. Его стиль поиска – методом проб и ошибок. В отношении фаз творческого процесса – наиболее продуктивно проходит первая фаза; получив сильное возбуждение, холерик сразу стремится к 6-й фазе – творческому акту, пропуская все предшествующие (2,3,4,5 фазы), он торопится воплотить, не обдумав.

Читайте также:  У меня постоянно депрессия постоянно все плохо

Индивидуальный стиль деятельности холерика связан с необходимостью смены циклов активности и отдыха.

Холерика необходимо сдерживать и направлять его внимание на развитие способности самостоятельного анализа своих действий.

Холерики по своей природной организации наиболее близки к актерской деятельности. Но при болезненном, легко уязвимом самолюбии они могут озлобиться, в них может умереть творческая инициатива (если педагог или режиссер не понимает природы темперамента и не обладает педагогическим тактом).

Флегматиквладеет способностью трезвого анализа. Он приступает к работе не спеша, с раскачкой, готовится долго и обстоятельно, не проявляя при этом никаких внешних признаков, но зато ничего не упускает из виду.

Стиль его работы можно охарактеризовать так: он не стремится сделать больше и лучше, чем требуется. Он предпочитает реже менять цели, проявляя упорство и настойчивость. Флегматика нельзя подгонять. Ускорить его темпоритм можно, помогая и подбадривая, но не опекая. Критерием его деятельности является не количество, а качество.

В театральных вузах Москвы, Петербурга на актерских факультетах, а также в вузах культуры и искусств – 5-7% флегматиков (по данным кафедры психологии Петербургского института Театра, Музыки, Кино).

Сангвиник предрасположен к живой подвижной деятельности, но их доля в общей массе еще более мала. Сангвинику свойственно работать не по необходимости, а ради достижения желаемой цели. Отсюда – склонность к смене впечатлений: любое, даже незначительное препятствие, задержка в достижении цели заставляет его отказаться от еще недавно желаемой цели.

Сангвиники несамостоятельны. Они нуждаются в постоянном руководстве, чтобы их деятельность была продуктивной. А продуктивность будет зависеть от подстановки новой цели, каждая из которых позволяла бы довести творческую деятельность до конца. Иными словами, режиссеру-педагогу необходимо при работе с актером-сангвиником предлагать ему всё новые манки, соблюдая логику и последовательность, увлекательность и направленность цели. И это – на каждой репетиции.

Даже беглый анализ темпераментов позволяет задуматься о методике работы с актером и сформулировать следующие выводы:

Если мы обнаружили зависимость творческой деятельности даже от некоторых черт темперамента, то необходимо обратиться к поиску индивидуального стиля работыкаждого обучающегося (или участника театрального коллектива).

Несоответствие тех или иных свойств темперамента для развития актерских способностей может быть компенсировано другими характеристиками личности, положительными для данной деятельности (воспитанием воли, характера, эмоций, мотивации и пр.).

Познание особенностей своей нервной системы, выработка на этой основесвоегоиндивидуального стиля работы дает возможность плодотворно работать.

Обучение методам художественного творчества не предполагает ориентации ни на «лучших», ни на «средних» членов коллектива. Метод «делай, как я» в искусстве несостоятелен. Необходим поиск индивидуального стиля работы каждого обучающегося и педагога с каждым обучающимся.

Возникает некоторое противоречие: формирование коллектива требует равного ко всем отношения, выработки общественного мнения и опоры на него. А творческий процесс предполагает индивидуальный подход. Противоречие может быть снято, если равное отношение педагога позволяет находить индивидуальный стиль, не выделяя, не противопоставляя, не сравнивая участников друг с другом по их творческим данным. Сравнимо только отношениек общему делу, к творческому процессу.

Источник

Оцените статью