Что такое стресс-тестирование
Что такое стресс-тестирование
В общем смысле стресс-тестирование подразумевает исследование изменений свойств системы или объекта в нестандартных (стрессовых) условиях. В приложении к финансовой организации или институту стресс-тест — это испытание на прочность ее финансового положения в условиях «серьезного, но вместе с тем вероятного шока».
Стресс-тест, как правило, включает четыре элемента:
- Набор тестируемых рисков
Стресс-тесту должны подвергаться ключевые риски финансового сектора; они могут быть сформулированы в общем виде: кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности, или конкретно: например, кредитные риски банков, связанные с компаниями-экспортерами, или рыночные риски, обусловленные ужесточением денежно-кредитной политики ведущими центральными банками.
Макроэкономический сценарий, при котором происходит реализация рисков
Сценарии предполагают экономический спад, рост безработицы, падение цен на недвижимость на горизонте стресс-теста — как правило, 2 — 5 лет.
Модели, описывающие влияние рисков на тестируемые параметры
Модели определяют связи между макроэкономическими показателями и рыночными индикаторами: процентными ставками, доходностями облигаций, ценами акций и так далее, а также финансовыми параметрами — например, рейтингами корпоративных заемщиков, которые, в свою очередь, влияют на объем доформирования резервов по ссудам.
Измерение результатов
В большинстве случаев оценивается финансовый результат на горизонте стресс-теста, итоговый показатель достаточности капитала сравнивается с нормативом и рассчитывается дефицит капитала; в ряде стресс-тестов также оценивается дефицит ликвидности.
Стресс-тест, направленный на выявление стабильности функционирования отдельного финансового института в случае негативного экономического сценария, — это стресс-тест на микроуровне. Глобальный финансовый кризис 2007 — 2009 гг. продемонстрировал, что устойчивости отдельных финансовых институтов недостаточно для обеспечения устойчивости финансовой системы. Поэтому с тех пор широкое распространение получили стресс-тесты на макроуровне, предполагающие проверку устойчивости группы финансовых институтов, которая может оказать влияние на экономику в целом. Также активно применяется термин «макропруденциальный стресс-тест», который определен в докладе МВФ как стресс-тест, «учитывающий реакцию финансовых институтов на экономический шок и их взаимодействие друг с другом, направленный на исследование устойчивости финансовой системы в целом, а не конкретных институтов».
Стресс-тесты, осуществляемые в настоящее время центральными банками и надзорными ведомствами различных стран, фактически направлены на обе цели. При проведении централизованных стресс-тестов распространено разделение на bottom-up и top-down стресс-тесты.
- Bottom-up стресс-тест, реализуемый самими финансовыми институтами с использованием внутренних данных и моделей, но с одинаковым сценарием, определяемым регулятором.
- Top-down стресс-тест проводится регулятором с использованием надзорной или публично доступной информации по отдельным банкам
(в некоторых странах — агрегированные данные по банковскому сектору) также по единому определенному сценарию.
Результаты стресс-тестов могут использоваться самими банками для усиления риск-менеджмента, надзорными органами при установлении требований к капиталу банка в рамках Базеля II, а также регулятором, ответственным за обеспечение финансовой стабильности, при реализации макропруденциальной или антикризисной политики.
Источник
Стресс-бюджет
FESCO спасает логистика
FESCO спасает логистика
Железнодорожный дивизион FESCO принёс в прошлом году наибольшую прибыль по сравнению с судоходным и терминальным бизнесом группы. Но даже двукратный рост этого сегмента не смог спасти компанию от существенного падения прибыли в условиях ухудшения экономической ситуации.
Основным достижением группы FESCO в 2008 году стал существенный рост выручки за счёт увеличения объёмов продаж услуг в железнодорожном и линейно-логистическом дивизионах, говорится в сообщении транспортной группы, посвящённом опубликованию итогов года по Международной системе финансовой отчётности (МСФО). Этот дивизион принёс почти $630 млн выручки, дивизион железнодорожных перевозок – более $300 млн. Оба показателя за год выросли почти вдвое. Выручка от услуг судоходных активов росла скромнее – на $40 млн до $300 млн.
Выручка всей группы составила более $1,2 млрд, что на 40% больше аналогичного показателя 2007 года. Показатель EBITDA вырос на 32%, до $356 млн. При этом чистая прибыль компании снизилась в пять раз – до $20 млн.
«Заметное снижение бухгалтерской чистой прибыли обусловлено отражением отрицательной курсовой разницы и корректировкой по уменьшению стоимости», – говорится в сообщении FESCO. Потери транспортной группы от этих факторов компания оценила в более чем $100 млн.
По данным отчёта, ухудшение экономических условий, которое привело к снижению спроса, сказалось уже в первом квартале 2009 года на работе парка. На протяжении четырёх месяцев простаивало 6% подвижного состава группы, 7% флота простаивало около месяца.
Как рассказал «Гудку» директор по корпоративным коммуникациям FESCO Станислав Вартанян, сегодня около 15% всего парка группы не находятся в постоянной работе. «Нам удалось снизить количество простаивающего подвижного состава окатышевозов, в меньшей степени – в части фитинговых платформ», – сказал он. Простой флота остаётся на том же уровне – около 5%. «Основной тип простаивающего флота сегодня – контейнеровозы и суда «ро-ро», ситуация по ним пока не улучшается», – говорит Станислав Вартанян.
Между тем перед компанией по-прежнему остро стоит вопрос долговой нагрузки. До конца 2009 года группе необходимо погасить около $550 млн долга. По мнению аналитика инвестиционно-финансовой корпорации «Метрополь» Надежды Тимоховой, сейчас компании нужно разобраться в первую очередь с этими долгами. «Нужно будет пытаться их частично погашать, частично рефинансировать, и это вполне достижимо», – считает аналитик. Простой парка объясняется падением контейнерных перевозок, но ситуация в этом сегменте выправится «через год-два», полагает аналитик.
«Нашим приоритетом в части финансовых показателей на 2009 год является максимальное сохранение оборотного капитала. Мы строим сегодня работу на основе так называемого стресс-бюджета, в который были заложены самые пессимистические прогнозы. В соответствии с этим сценарием мы готовимся к тому, что выручка по МСФО может снизиться на 30–35%, EBITDA – на 40–45%», – сказал Станислав Вартанян.
Справка «Гудка»
- Транспортная группа FESCO создана на базе «Дальневосточного морского пароходства», объединяет компании «Русская Тройка», «НКК», «Трансгарант», «Дальрефтранс», «Владивостокский морской торговый порт» и другие активы.
Источник
Стресс-бюджет
FESCO спасает логистика
FESCO спасает логистика
Железнодорожный дивизион FESCO принёс в прошлом году наибольшую прибыль по сравнению с судоходным и терминальным бизнесом группы. Но даже двукратный рост этого сегмента не смог спасти компанию от существенного падения прибыли в условиях ухудшения экономической ситуации.
Основным достижением группы FESCO в 2008 году стал существенный рост выручки за счёт увеличения объёмов продаж услуг в железнодорожном и линейно-логистическом дивизионах, говорится в сообщении транспортной группы, посвящённом опубликованию итогов года по Международной системе финансовой отчётности (МСФО). Этот дивизион принёс почти $630 млн выручки, дивизион железнодорожных перевозок – более $300 млн. Оба показателя за год выросли почти вдвое. Выручка от услуг судоходных активов росла скромнее – на $40 млн до $300 млн.
Выручка всей группы составила более $1,2 млрд, что на 40% больше аналогичного показателя 2007 года. Показатель EBITDA вырос на 32%, до $356 млн. При этом чистая прибыль компании снизилась в пять раз – до $20 млн.
«Заметное снижение бухгалтерской чистой прибыли обусловлено отражением отрицательной курсовой разницы и корректировкой по уменьшению стоимости», – говорится в сообщении FESCO. Потери транспортной группы от этих факторов компания оценила в более чем $100 млн.
По данным отчёта, ухудшение экономических условий, которое привело к снижению спроса, сказалось уже в первом квартале 2009 года на работе парка. На протяжении четырёх месяцев простаивало 6% подвижного состава группы, 7% флота простаивало около месяца.
Как рассказал «Гудку» директор по корпоративным коммуникациям FESCO Станислав Вартанян, сегодня около 15% всего парка группы не находятся в постоянной работе. «Нам удалось снизить количество простаивающего подвижного состава окатышевозов, в меньшей степени – в части фитинговых платформ», – сказал он. Простой флота остаётся на том же уровне – около 5%. «Основной тип простаивающего флота сегодня – контейнеровозы и суда «ро-ро», ситуация по ним пока не улучшается», – говорит Станислав Вартанян.
Между тем перед компанией по-прежнему остро стоит вопрос долговой нагрузки. До конца 2009 года группе необходимо погасить около $550 млн долга. По мнению аналитика инвестиционно-финансовой корпорации «Метрополь» Надежды Тимоховой, сейчас компании нужно разобраться в первую очередь с этими долгами. «Нужно будет пытаться их частично погашать, частично рефинансировать, и это вполне достижимо», – считает аналитик. Простой парка объясняется падением контейнерных перевозок, но ситуация в этом сегменте выправится «через год-два», полагает аналитик.
«Нашим приоритетом в части финансовых показателей на 2009 год является максимальное сохранение оборотного капитала. Мы строим сегодня работу на основе так называемого стресс-бюджета, в который были заложены самые пессимистические прогнозы. В соответствии с этим сценарием мы готовимся к тому, что выручка по МСФО может снизиться на 30–35%, EBITDA – на 40–45%», – сказал Станислав Вартанян.
Справка «Гудка»
- Транспортная группа FESCO создана на базе «Дальневосточного морского пароходства», объединяет компании «Русская Тройка», «НКК», «Трансгарант», «Дальрефтранс», «Владивостокский морской торговый порт» и другие активы.
Источник
Как проверить бюджет на устойчивость к рыночным потрясениям
Составляя бюджет на следующий год, компании зачастую опираются на достигнутые в предыдущем периоде результаты и корректируют их с учетом ожидаемого изменения объемов продаж и суммы затрат. Если прогнозные макроэкономические показатели и принимаются финансовыми специалистами во внимание при расчетах на следующий период, то лишь как подтверждение дальнейшего роста экономики и развития бизнеса. Этот подход имеет право на существование, но только в стабильной экономической ситуации. Вопрос в том, насколько вы уверены в этой стабильности.
Проверить компанию на устойчивость к рыночным потрясениям можно в той же логике, в какой банки проводят свое стресс-тестирование. Оценить возможные последствия при изменениях в экономике, затем взвесить риски, разработать рекомендации по их минимизации, выделить малоэффективные бизнес-процессы и, наконец, подготовить кризисный бюджет. Последовательность построения сценариев развития событий в кризис выглядит примерно так: анализ макроэкономического фона (открытые и закрытые источники информации, мнения экспертов по мировой и российской экономике), затем проекция коэффициентов из макроэкономических прогнозов на финансовые показатели компании и, наконец, формирование кризисного бюджета.
Рассмотрим, как можно оценить устойчивость годового бюджета, на примере российской дистрибьюторской компании, специализирующейся на импорте и дальнейшей перепродаже основного и вспомогательного производственного оборудования. Ее первоначальный сводный бюджет приведен в таблице 1. Стоит отметить, что в нем заложен пессимистичный сценарий, подразумевающий, что указанный объем продаж будет точно реализован потребителям по планируемым ценам в следующем году.
С поставщиками расчеты производятся в долларах, бюджет продаж — тоже в долларах. Ценовая политика определяется, исхо дя из планируемой маржинальности продаж, инфляция напрямую в ценах не учитывается. Фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников компании ежеквартально корректируется на основании показателя потребительской инфляции, коммерческие расходы — индексов цен производителей.
В бюджете дистрибьюторской компании используется всего два макроэкономических показателя — курс рубля и инфляция (потребительская и производственная). Если рынок спокоен, этих корректировок может быть вполне достаточно. Но при серьезных экономических изменениях спланированный бюджет перестает соответствовать действительности. Например, с этим столкнулись компании в 1998 и 2008 годах — растет расходная часть бюджета, снижается спрос на продукцию и, как следствие, планы продаж и прибыльность бизнеса. В итоге многие предприятия попросту стали убыточными и обанкротились. В кризисной ситуации макроэкономические показатели, которые остаются за рамками традиционного подхода к бюджетированию, начинают значительно влиять на работу компаний.
Таблица 1. Базовый сводный бюджет компании на 2012 год
ПОКАЗАТЕЛИ
ИТОГО ЗА ГОД
Объем продаж основного оборудования, шт.
Объем продаж вспомогательного оборудования, шт.
Стоимость основного оборудования, тыс. долл. за шт.
Стоимость вспомогательного оборудования, тыс. долл. за шт.
Бюджет продаж, тыс. руб.
Себестоимость основного оборудования, %
Себестоимость вспомогательного оборудования, %
Себестоимость, тыс. руб.
Аренда помещений (115 долл./квартал), тыс. руб.
Административные расходы, тыс. руб.
Фонд оплаты труда административного персонала (с учетом инфляции)[1], тыс. руб.
Фонд оплаты труда производственного персонала (с учетом инфляции), тыс. руб.
Маркетинговые расходы, тыс. руб.
Коммерческие расходы, тыс. руб.
Расходы на сопровождение эксплуатации оборудования, тыс. руб.
Индекс промышленных цен*, % кварт.
Потребительская инфляция*, % кварт.
Курс доллара[2], руб/долл.
Финансовый результат периода (прибыль/убыток до уплаты налогов и процентов по займам), тыс. руб.
Условия тестирования
Исходное условие для стресс-тестирования бюджета компании стагфляция мировой экономики, спад в реальном секторе на фоне растущей инфляции. В России возможны три варианта развития событий: резкая девальвация рубля (аналогично 1998 году), плавная девальвация (как в 2008 году) или же удержание курса национальной валюты (вероятнее всего, с учетом президентских выборов в 2012 году). Из них первый наименее вероятен, власти вряд ли захотят повторения кризиса 1998 года, поэтому в дальнейшем будем ориентироваться на оставшиеся два (возможное развитие событий отражено в схеме). При кажущихся различиях между собой эти сценарии в итоге ведут к одному и тому же результату, с той лишь разницей, что при попытке удержания курса рубля спад в российской экономике будет продолжительнее и глубже (из-за неконкурентоспособности внутренних производителей на фоне удерживаемого курса рубля к доллару и евро).
Теперь предстоит выразить базовый сценарий спада в конкретных цифрах. Макроэкономических прогнозов выпускается достаточно много: от официальных, исходящих от властей, до оценок инвестиционных банков и различных экспертов. В зависимости от степени доверия финансового директора к конкретным экспертам можно выбрать наиболее адекватный прогноз.
Стоит отметить, что без экспертных оценок независимых аналитиков построить достоверный прогноз практически невозможно, ведь использование государственной статистики «как есть» — это вопрос сложный и противоречивый, альтернативы ей нет, публикуется она со значительной задержкой после отчетного периода, достоверность данных зачастую вызывает сомнения.
Итак, предположим, что финансовый директор рассматриваемой дистрибьюторской компании доверяет прогнозам банка Goldman Sachs, который составил сценарий стресс-теста российской экономики, основанный на изменении стоимости барреля нефти. По мнению аналитиков банка, если в 2012 году цена на нефть опустится до 80 долларов за баррель, последствия будут такими:
- рост тарифов на газ составит 7 процентов вместо планируемых 15 процентов, на электроэнергию — 7 процентов (вместо 13–14%);
- объемы кредитования останутся прежними вместо предполагаемого роста на 2324 процента;
- объем розничной реализации увеличится лишь на 9,6 процента вместо оптимистичного прогноза в 12,7 процента;
- производство стали, угля и калийных удобрений сократится примерно на 10 процентов, объем добычи золота не изменится, никеля — упадет на 6 процентов, алюминия — на 5 процентов.
Стоимость барреля нефти, равная 80 долларам, как показал пример 2008 года, далеко не худший из возможных вариантов развития событий в российской экономике, поэтому он может рассматриваться как базовый для формирования бюджета компании. Инвестиционный банк Goldman Sachs также прогнозирует курс доллара на уровне 29 рублей. Для анализа воспользуемся более пессимистичной оценкой 10-процентное ослабление рубля по отношению к прогнозу Минэкономразвития России (27,9 руб. за доллар).
Кроме того, при экономическом спаде ситуация в розничной торговле, скорее всего, окажется еще хуже, чем прогнозная, сокращение реальных доходов населения, вероятно, будет более существенным, чем предполагают аналитики инвестиционного банка.
Перечисленных макроэкономических показателей пока недостаточно, поэтому сделаем еще несколько экспертных допущений. Все они основаны на данных по предыдущему кризису 2008–2009 годов и обсуждаемы:
- падение реальных доходов граждан не менее чем на 10 процентов. Рассматриваемый сценарий повторяет траекторию первой волны кризиса 2008 года (данные Росстата с корректировкой на дополнительные параметры, рассчитанные сторонними аналитиками);
- экономия на расходах, сбережения составят 10–20 процентов от уровня дохода. Кризис влияет на изменение структуры и объема потребления, и в первую очередь за счет роста сберегаемой части доходов. После 2008 года этот показатель увеличился до 15 процентов;
- рост цен производителей, работающих с импортным сырьем и комплектующими (СиК) на 5–10 процентов, неизменные цены в отраслях, потребляющих отечественное сырье. Предполагаемое повышение объясняется изменением курсов иностранных валют, в частности доллара. Если учитывать долгосрочные контракты на поставки, можно предположить, что рост цен в этих секторах будет на 5–10 процентов выше, чем ожидается в базовом сценарии, основанном на данных Минэкономразвития России с поправкой на мнения экспертов рынка. Для российских производителей, работающих с отечественным сырьем и комплектующими, падение спроса, скорее всего, будет аналогично ситуации 2008 года и обернется либо снижением цен, либо нулевым ростом.
Итак, базовый сценарий поведения макроэкономических показателей в условиях кризиса готов, можно спроецировать его на показатели компании.
Схема. Базовые сценарии развития кризиса в РФ
Проверка на прочность
На первый взгляд, финансовым результатам упомянутой дистрибьюторской компании угрожают падение курса рубля по отношению к валюте расчета с поставщиками, а также снижение спроса на продукцию. Но не только они. Оцифруем влияние изменения макроэкономических параметров на объем продаж и затраты компании (см. табл. 2). Допущения будут такими:
- рост курса доллара на 10 процентов к заложенному в базовом бюджете;
- падение продаж основного оборудования на 21 процент, вспомогательного — на 28 процентов. В основе прогноза лежит изучение взаимосвязи объемов рынка сбыта с макроэкономическими параметрами, например, при помощи регрессионного анализа и оценок отдела продаж компании, касающихся изменения объема реализации в зависимости от конъюнктуры рынка;
- увеличение индекса цен производителей на 20 процентов. В базовом сценарии рост индекса равен 15,6 процента. Но учитывая растущие объемы ввоза импортных комплектующих и их существенную долю в российском производстве, можно предположить, что при росте курса доллара на 10 процентов индекс цен производителей изменится пропорционально, то есть дополнительно увеличится на 5 процентов, а в итоге — на 20 процентов.
Таблица 2. Результаты стресс-теста бюджета на 2012 год без сокращения расходных статей
Источник