- Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард)
- Приложение 4 Методика «Шкала дифференциальных эмоций» ( русскоязычная адаптация А .В . Леоновой и М .С . Капицы , 2003)
- Читайте также
- Приложение 1. Шкала гипнабельности (по Дейвису и Хьюсбэнду)
- Методика изучения эмоций
- Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]
- Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]
- Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А .Б . Леоновой , 1984)
- Приложение 3 Методика «Шкала ситуативной тревожности» ( русскоязычная адаптация Ю .Л . Ханина , 1977)
- Приложение 5 Методика «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова и И.В. Шишкина; модификация – 2003 )
- Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 )
- Приложение №1. Квантификационная шкала СФМ (сексуальная формула мужская)
- Приложение 5: Шкала для определения уровня стресса
- Методика «Шкала совестливости»
- Методика «Шкала: робость, стеснительность»
- Приложение А Шкала оценки стрессогенных факторов
- Приложение Б Шкала самооценки депрессии Цунга
- Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард)
Данная методика разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины.
Данная методика включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным оттенкам эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются три частные шкалы, расположенные в следующем порядке:
1. Интерес (п. 1-3); 2. Радость (п. 4-6); 3. Удивление (п. 7-9); 4. Горе (п.10-12); 5. Гнев (п. 13-15); 6. Отвращение (п. 16-18); 7. Презрение (п. 19-21); 8. Страх (п. 22-24); 9. Стыд (п. 25-27); 10. Вина (п. 28-30).
В данной методике все шкалы прямые, т.е. возрастание оценок по ним соответствует увеличению силы эмоционального переживания.
Инструкция. «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до5, соответствующий по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим Вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще Вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается Ваше первое ощущение!»
Ваши возможные оценки:
1 — переживание полностью отсутствует; 2 – переживание выражено незначительно; 3 – переживание выражено умеренно; 4 – переживание выражено сильно; 5 – переживание выражено в максимальной степени.
Источник
Приложение 4 Методика «Шкала дифференциальных эмоций» ( русскоязычная адаптация А .В . Леоновой и М .С . Капицы , 2003)
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Инструкция: «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют проявления различных чувств и эмоциональных переживаний. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр от 1 до 5, соответствующий по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим Вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще Вам в данный момент времени, подчеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается Ваше первое ощущение! Ваши возможные оценки: 1 – переживание полностью отсутствует; 2 – переживание выражено незначительно; 3 – переживание выражено умеренно; 4 – переживание выражено сильно; 5 – переживание выражено в максимальной степени».
Процедура обработки данных по этой методике включает два этапа.
На первом этапе подсчитываются оценки по каждой из 10 базовых эмоций – для этого суммируются баллы по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получаются 10 показателей базовых эмоций, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов.
Используя полученные показатели, можно построить «профиль эмоций», где по оси абсцисс наносятся наименования или номера базовых эмоций, по оси ординат – полученные балльные оценки по каждой из них. На рисунке представлен образец профиля базовых эмоций.
На втором этапе подсчитываются обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций:
1)индекс позитивных эмоций (ПЭМ), характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
ПЭМ = ? (Интерес + Радость + Удивление);
2) индекс острых негативных эмоций (НЭМ), отражающий общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
НЭМ = ? (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение);
3) индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ), определяющий уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса, опосредующих субъективное отношение человека к наличной ситуации:
ТДЭМ = ? (Страх + Стыд + Вина).
Диапазоны разброса оценок показателей
Значения показателей по данной методике могут варьировать в диапазонах: ПЭМ – от 9 до 45 баллов, НЭМ – от 12 до 60 баллов, ТДЭМ – от 9 до 45 баллов.
Интерпретация данных по обобщенным показателям методики ШДЭпроводится с учетом следующих градаций по каждому из индексов:
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Приложение 1. Шкала гипнабельности (по Дейвису и Хьюсбэнду)
Приложение 1. Шкала гипнабельности (по Дейвису и Хьюсбэнду) Первая стадия.Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного
Методика изучения эмоций
Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная
Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]
Методика «Шкала самооценки тревожности» [20] Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для
Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]
Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21] Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной
Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А .Б . Леоновой , 1984)
Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному
Приложение 3 Методика «Шкала ситуативной тревожности» ( русскоязычная адаптация Ю .Л . Ханина , 1977)
Приложение 3 Методика «Шкала ситуативной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный
Приложение 5 Методика «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова и И.В. Шишкина; модификация – 2003 )
Приложение 5 Методика «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова и И.В. Шишкина; модификация – 2003) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и соотнесите его с тем, как Вы себя обычно чувствуете в течение последних нескольких месяцев.
Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 )
Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в
Приложение №1. Квантификационная шкала СФМ (сексуальная формула мужская)
Приложение №1. Квантификационная шкала СФМ (сексуальная формула мужская) Датаженат /холостинициалыразведенВ каждом из разделов обведите цифру, которая стоит против ряда, наиболее отвечающего Вашему состоянию в настоящее время.I. Потребность в половых сношениях Как
Приложение 5: Шкала для определения уровня стресса
Введение Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.В ходе войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась
Методика «Шкала совестливости»
Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла).»Шкала совестливости» предназначена для измерения
Методика «Шкала: робость, стеснительность»
Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии — знак «—».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я
Приложение А Шкала оценки стрессогенных факторов
Приложение А Шкала оценки стрессогенных факторов С помощью этой шкалы, которая еще известна как «Шкала жизненных событий Холмса-Рея», Вы можете оценить степень своей стрессовой нагрузки. Более того, Вы можете оценить степень стрессовой нагрузки Ваших родных и близких,
Приложение Б Шкала самооценки депрессии Цунга
Приложение Б Шкала самооценки депрессии Цунга С помощью этого Опросника, Вы самостоятельно можете оценить степень своей депрессии и выраженности депрессивных симптомов.Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых Вам необходимо оценить как очень
Источник
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.
Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека.
Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций).
Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пяти бальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время.
В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени.
Цель второй шкалы — определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель «эмоциональной черты».
Ниже дается перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания.
Ваши возможные оценки:
1 – переживание полностью отсутствует;
2 – переживание выражено незначительно;
3 – переживание выражено умеренно;
4 – переживание выражено сильно;
5 – переживание выражено в максимальной степени».
1. Внимательный | 11. Концентрированный | 21. Собранный |
2. Наслаждающийся | 12. Счастливый | 22. Радостный |
3. Удивленный | 13. Изумленный | 23. Пораженный |
4. Унылый | 14. Печальный | 24. Сломленный |
5. Взбешенный | 15. Гневный | 25. Безумный |
6. Чувствующий омерзение | 16. Чувствующий отвращение | 26. Чувствующий неприязнь |
7. Презрительный | 17. Пренебрегающий | 27. Надменный |
8. Пугающий | 18. Страшный | 28. Сеющий панику |
9. Застенчивый | 19. Робкий | 29. Стыдливый |
10. Сожалеющий | 20. Виноватый | 30. Раскаивающийся |
Ключ.
Обработка результатов
Процедура обработки данных по этой методике включает два этапа.
На первом этапе подсчитываются оценки по каждой из 10 базовых эмоций – для этого суммируются баллы по трем шкалам, описывающим проявления соответствующих эмоций. В результате получаются 10 показателей базовых эмоций, значение каждого из которых может варьировать в диапазоне от 3 до 15 баллов.
Используя полученные показатели, можно построить «профиль эмоций», где по оси абсцисс наносятся наименования или номера базовых эмоций, по оси ординат – полученные балльные оценки по каждой из них. На рисунке представлен образец профиля базовых эмоций.
На втором этапе подсчитываются обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций:
1)индекс позитивных эмоций (ПЭМ), характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
ПЭМ = ? (Интерес + Радость + Удивление);
2) индекс острых негативных эмоций (НЭМ), отражающий общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:
НЭМ = ? (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение);
3) индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ), определяющий уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса, опосредующих субъективное отношение человека к наличной ситуации:
ТДЭМ = ? (Страх + Стыд + Вина).
Диапазоны разброса оценок показателей
Значения показателей по данной методике могут варьировать в диапазонах: ПЭМ – от 9 до 45 баллов, НЭМ – от 12 до 60 баллов, ТДЭМ – от 9 до 45 баллов.
Интерпретация результатов
Интерпретация данных по обобщенным показателям методики ШДЭ проводится с учетом следующих градаций по каждому из индексов:
Источник