Что такое разлад чувств

Конфликт разума и чувств, как научиться не трять голову

Добрый день, дорогие домоседы. Сегодня поговорим про конфликт разума и чувств. Чувства являются основой разума. Но при этом первое не сводится к последнему. Да, они задают шаблон для определенного способа мышления. Не просто так говорится, что эмоции – это особое состояние сознание.

Во многом их действия можно сравнить с наркотиком.

Конфликт разума и чувств

Во время сильного эмоционального порыва тяжело мыслить рационально. Например, когда человеку чего-то сильно хочется, то ему нужно приложить массу усилий, чтобы посмотреть на ситуацию конструктивно.

При этом некоторые даже не стараются этого делать. Хотя все же следовало бы научиться контролировать разум и чувства таким образом, чтобы они дружили друг с другом. Если же это невозможно на данный момент, то приоритет чаще всего нужно придавать эмоциям.

А вот тем людям, которые говорят, что сердце не наврет, верить не стоит. Оно порой заведет вас в такие дебри, из которых не выбраться так просто. И тогда нужно будет прикладывать еще больше волевых усилий, чтобы изменить свой образ жизни. Особенно это касается желаний.

Вообще, с нашими влечениями нужно научиться разбираться. Далеко не всегда то, чего мы хотим, действительно нам нужно. Например, когда хочется при плохом настроении много есть или напиться, как свинья, то это сиюминутный порыв. Но и он способен существенно затуманить мозги человеку.

И нужно уметь не терять голову ни на секунду. Важно уметь сохранять спокойствие духа даже в тех сложных моментах, когда эмоции рвутся через край.

При этом не следует их стараться загонять вглубь подсознания. Конфликт разума и чувств. Контролировать эмоции можно лишь в тех случаях, когда признавать их наличие. Если же пытаться подавлять их, то в какой-то момент они все равно вырвутся. Только вы не будете себя контролировать в этот момент.

Поэтому если вам плохо, например, охватила злость, то не следует сразу бросаться на людей или же стараться пережить это в себе. Можно высказывать недовольство и про себя. Позвольте себе быть злым немного. Но при этом такое состояние должно быть только вашим. А вот другие люди пусть видят, что вам плохо, но при этом не чувствуют вторжение на свое психологическое пространство.

На эмоциях можно сделать очень много ошибок, о которых в дальнейшем придется сильно жалеть. Но к сожалению, мы не можем избежать неправильных действий в нашей жизни. Поэтому приходится учиться мыслить рационально и делать выводы.

Это все, что мы можем делать, чтобы не совершить такую ошибку еще раз. Но когда нас охватывают эмоции, то нередко о выводах человек забывает. Причем в прямом смысле этого слова. Ему некогда думать об этом, так как его мозги придают слишком большое значение собственным эмоциональным порывам.

Как преодолеть конфликт разума и чувств? И легче всего преодолеть внутриличностный конфликт эмоций и разума в тех случаях, когда вы научитесь обращать внимание на эмоции, но не придавать им особого значения.

По сути, это определенное физиологическое состояние. Мы любую эмоцию чувствуем телом. И поэтому воспринимать это нужно всего лишь как сигнал. В норме именно такая функция выполняется нашей лимбической системой (это тот участок мозга, который отвечает за формирование определенных эмоциональных состояний).

Нужно не позволять, чтобы данные сигналы становились частью вас. Но вот учитывать их следует. Тогда и конфликта никакого не будет, так как он возникает, когда что-то одинаково важно для человека.

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед» . Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк , оцените наш труд.

Источник

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. К чему приводит душевный разлад?

Прежде всего, приглашаю подписаться на наше сообщество Вконтакте, где вы найдете много полезного материала.

Душа человека многогранна и является отражением нас самих. Душевный разлад крайне опасен и может привести не только к депрессивному состоянию, но и к необратимым последствиям. Большинство людей с данной проблемой уязвимы и не могут найти выход из сложившейся ситуации. Стимул исправить свое положение – единственная возможность переступить внутренние проблемы с высоко поднятой головой. Причины и последствия душевного разлада отражаются во многих художественных произведениях отечественных писателей.

В качестве примера рассмотрим образ главной героини в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Катерина столкнулась с личностным конфликтом между человеческими чувствами и человеческими принципами, что привело ее к душевному разладу. Она отличалась от всех в том месте, где правит тирания и страх своей честностью и открытость. Героине тяжело было принять установленные порядки в городе Калинове. Будучи сильной личностью, Катерина не обращала внимание на общественную молву, но к сожалению, с течением времени людской суд стал ей невыносим.

А. Н. Островский показал нам Катерину как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видели главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она то грустила, то радовалась, то тосковала, то находилась в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возродилась, влюбившись в Бориса. Конечно, она пыталась гнать от себя любовные мысли и была не готова предать своего мужа, но потом призналась сама себе, что образ Бориса постоянно находился перед ее глазами. В итоге главная героиня осталась верна своим принципам и продолжала терпеть тиранию Кабанихи. Катерина пыталась разобраться в своих чувствах, чтобы не обманывать себя. Несмотря на сомнения она публично заявила о своей измене мужу, осознавая всю греховность своего поступка. В финале пьесы Катерина погибла, но смогла показать всю трагедию «темного царства» и осталась честна перед самой собой. Основываясь на критике Н. А. Добролюбова важно отметить, что героиня настолько верна себе, ее поведение настолько «находится в гармонии с ее натурой», что для нее «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ей противны». Таким образом, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» видела лишь один выход из состояния душевного разлада.

Подводя итог всему вышесказанному, важно отметить, что душевный разлад порождает слабость и способность к здравому мышлению. В итоге, данный конфликт разрушает душу человека, лишая его покоя и всех радостей жизни. Только чистый сердцем человек способен преодолеть разлад, встать на путь истинный. В противном случае это может стать началом конца, разрушения личности и даже мира на Земле.

Источник

Итоговое сочинение: К чему приводит душевный разлад? (2 варианта)

Многомудрый Литрекон знает, что душевный разлад очень опасен и приводит к трагическим последствиям. Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: К чему приводит душевный разлад? Аргументы он взял из книг «Гроза», «На дне», «Гранатовый браслет», «Евгений Онегин».

Вариант 1

(407 слов) Душевный разлад всегда был опасен для человека. Конфликт чувства и разума, мечты и реальности, долга и страсти мучит его и приводит к тому, что личность разрушается и ищет спасения в смерти. Такими примерами богата отечественная литература, позволяющая нам проанализировать последствия внутренней борьбы на просторах души.

В качестве примера рассмотрим образ главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза». В произведении автор заострил внимание на трагедии совести. Катерина была набожной и честной женщиной, но при этом любила не своего законного супруга, а Бориса — молодого и образованного племянника купца Дикого. Она разрывалась между религиозными убеждениями и стремлением к личному счастью. На первых же страницах героиня призналась, что боится остаться наедине с Борисом, ведь иначе она не вернется домой и падет в пучину греха. По ночам Катерину одолевали сны, в которых она неслась на тройке, а обнимал ее вовсе не Тихон. Она, как могла, сдерживала свои эмоции, пыталась похоронить это греховное чувство, но оно взяло верх над ней. Героиня не могла скрывать измену и жить во лжи, и признание лишь осложнило ее и без того нелегкую судьбу. Муж по наущению матери бил ее, Кабаниха одолевала упреками и обвинениями, Борис фактически отрекся от нее и ничем не помог. В итоге мучительные противоречия в душе Катерины нашли выплеск в отчаянном шаге — самоубийстве. Душевный разлад довел героиню до депрессивного состояния и фатальной ошибки.

Читайте также:  Искусство не надо понимать надо чувствовать

Конфликт мечты и реальности не менее опасен для личности. Это доказывает пример из пьесы М. Горького «На дне». Актер, который раньше был успешным артистом, а потом спился и попал в ночлежку, узнал от доброго странника Луки о бесплатной лечебнице, где его могли бы избавить от пагубного пристрастия. Герой понадеялся на других и поверил в возможность своего исцеления. Сам он не мог покончить с алкоголем, но таинственные врачи превратились в его представлении в чародеев, способных изменить его жизнь. Актер не мог больше запоминать тексты для сцены из-за своей склонности к пьянству, однако излечение могло бы помочь ему вновь покорить театральные подмостки и вырваться из социального дна. Но Лука ушел, а его рассказы о больнице оказались «ложью во благо». Сатин разоблачил старца. Тогда в душе Актера произошел разлад: мечта разбилась о скалы реальности, надежда умерла, и все его грезы последних дней оказались миражами. Несоответствие желаемого и действительного толкнуло героя на самоубийство. Отчаяние — вот последствие внутреннего конфликта.

Таким образом, душевный разлад приводит человека к самым отчаянным мерам. Бесконечные противоречия запутывают людей, заставляют их страдать, а в итоге становятся причинами их преждевременной гибели. Они разрушают сами себя, потому что жить без внутренней гармонии невозможно.

Вариант 2

(537 слов) Душевный разлад — это внутренний конфликт, который приводит человека к осознанию беспросветности будущего и развитию пессимизма. Это очень опасное состояние, которое, тем не менее, можно преодолеть, если человек наделен волей и стимулом исправить свое положение. Многие авторы интересовались этой темой и описывали свои варианты последствий разлада в душе.

Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал противоречия в душе Татьяны, главной героини книги. В юности девушка влюбилась в соседа по имению — Евгения. Она сама призналась ему в чувствах, но получила вежливый отказ, ведь столичный повеса не хотел связывать себя брачными узами. Татьяна же полюбила Онегина навсегда, но смирилась с тем, что им не быть вместе. Со временем героиня вынуждена была уступить требованиям родственников и выйти замуж. Супруга она не любила, но очень уважала, так как он был нежен с ней. Прошли годы, и скромная деревенская девушка стала прекрасной светской дамой. В такой роли ее увидел Евгений. Он влюбился в Татьяну и уже не сомневался в том, что она — его судьба. Героиня получила несколько страстных писем, и в ее душе разгорелась борьба чувств и долга. Ей было очень тяжело отказать человеку, которого она любила всю жизнь. В то же время она не могла предать мужа и свои убеждения. В такой ситуации люди ведут себя непредсказуемо и совершают фатальные ошибки, но Татьяна нашла в себе силы преодолеть свою страсть и выбрать семью. Она сохранила верность супругу и своим нравственным принципам. Душевный разлад в данном случае привел к тому, что человек проявил силу воли и положил конец внутреннему конфликту. Татьяна страдала, но выстрадала избавление.

Если у героини Пушкина был стимул преодолевать себя и возвращаться к нормальной жизни, то у героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» не его не было, и он по-другому вышел из состояния внутренней конфронтации. Георгий Желтков много лет назад влюбился в женщину, принадлежащую к другому социальному слою и бесконечно далёкую от него. Вера происходила из старинного дворянского рода, и партию для нашли такого же уровня. Василий Шеин был предводителем дворянства и состоятельным человеком. Георгий же мог проявить свою любовь только в письмах, на которые Вера никогда не отвечала. Со временем он смирился с тем, что Вера никогда не будет с ним. Георгий довольствовался платонической любовью. Но однажды Желтков прислал ей гранатовый браслет на именины, чем сильно разозлил брата Веры. Он считал, что честь семьи задета, и побудил супруга сестры найти таинственного поклонника. Николай поставил Георгия перед необходимостью отказаться от преследований замужней женщины. Но Желтков понимал, что не может отказаться о своей любви, и честно признался в этом. После прощального разговора с Верой он убедился, что лишь досаждает ей. В его душе боролись друг с другом любовь и воля Веры. Он не мог не любить, не мог не писать, но в то же время именно этого ждала от него избранница. В этом внутреннем конфликте Георгий потерял смысл жизни и решил свою проблему отчаянным шагом — самоубийством. Последствия душевного разлада в этом примере трагические: человек не смог и не захотел дальше жить.

Таким образом, душевный разлад — это очень опасное состояние, которое может привести к апатии, отчаянию и потере смысла жизни. Но каждый из нас может исцелить себя, если решится на волевой поступок и возьмёт ответственность за окончательный выбор между враждующими сторонами. Человек способен на многое, и нужно лишь поработать над собой и выйти из черной полосы.

Источник

Внутренний конфликт: чувства против разума – сочинение

Сочинение «Внутренний конфликт: чувства против разума» (Вар 1)

Ежедневно находясь в обществе людей, незнакомых, или знакомых не очень хорошо, мы делаем выводы об их внутреннем состоянии по внешнему виду, по теням эмоций, которые играют на их лицах. Не всегда однако это даёт верное представление. На деле, некоторые личности настолько хорошо скрывают свои эмоции, что лишь близкое, тесное знакомство с ними может раскрыть их внутреннее содержимое и раскрыть такими, какие они являются на самом деле.

Чем вызван внутренний конфликт: чувства против разума

Мы не имеем возможности заглянуть внутрь человека, в его душу. В противном случае нам открылась бы удивительная и страшная картина вечного внутреннего конфликта, который происходит между восприятием мира на чувственном уровне и логическим ходом мыслей. Постоянная оценка происходящего вокруг вновь и вновь запускает процесс, целью которого является анализ и принятие решений по отношению к той или иной ситуации. И всё это взвешивается на двух чашах: с эмоциональной точки зрения и точки зрения холодного сухого расчёта.

Плюсы и минусы крайних положений

Некоторые индивидуумы в процессе принятия решений руководствуются только холодным расчётам и логически выверенным конструкциям, которые почти с математической точностью подсказывают им верные решения. С точки зрения нормальной последовательности. Другие опираются на мир чувственных эмоциональных ощущений, не обращая внимания на первую же лежащую на поверхности подсказку, они ставят себя на место окружающих и следуют, что называется “велению сердца”.

Первый случай – сух и скучен. Действия таких людей предсказуемы и лишены яркости. Вторые могут излишне поддаться эмоциям и, в прямом смысле, не рассчитать степень их воздействия на окружения.

При этом оба типа людей живут в гармонии с собой и не страдают от тяжелейшего конфликта поставленного во главу данного сочинения.

Золотая середина

Считаю, что обе эти силы для того и существуют в каждом, чтобы уравновешивать друг друга. Тогда, предпринимая какие либо действия, мы будем совершать поступки согласующиеся со здравым смыслом, но скорректированные, в зависимости от того насколько они могут быть болезненными для окружающих, либо напротив прибавят радостного настроения.

Конфликт разума и чувств

Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Вечный спор разума и импульсивных чувств о праве на безумства.

Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства.

Это может быть частичное согласие. Например, чувства говорят: «Я устал!», а голова говорит: «Да, попозже. Отдыхать пока не время». Это может быть явное противоречие и конфликт. Типовая разновидность этого внутреннего конфликта, это когда чувства говорят: «Хочу!», а разум говорит «Нужно». Разум говорит: «Правильно так», чувства протестуют: «Не хочется».

Фильм «Пятая печать»

Дать пощечину — протестуют все чувства. Но он должен это сделать, потому что у него есть ответственность перед детьми, у которых погибли родители и которых он теперь воспитывает.

Кроме конфликта Надо и Хочу, внутренний конфликт может иметь и другие формы. В фильме «Пятая печать» главный герой в главном эпизоде делает нечто, что противно не только всем-всем-всем его чувствам, но вообще всей его натуре — но делает это, потому что он Человек и он обязан это сделать. Ему предложено дать две пощечины умирающему подпольщику, тогда он выйдет на свободу. Он принимает решение это сделать, потому что у него дома 15 человек детей, у которых погибли родители и которых он лично спасает от гитлеровцев. Обдумывая свой будущий поступок, он учитывал и свои будущие чувства — но принял решение уважить не свои чувства, восстающие в жутком протесте, а понимание своего человеческого долга.

Читайте также:  Как убрать чувство вины перед умершим

Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении Разума и чувств разум только согласится с тем, что диктуют ему чувства.

Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше — тем чаще идет обращение к разуму.

У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения. См.

Сочинение «Внутренний конфликт: чувства против разума» (Вар 2)

Человек по своей натуре является очень сложным существом. Его поступки бывают очень трудно предугадать. Рассудок, как правило, пытается найти наилучший вариант для разрешения той или иной ситуации. Но все же, зачастую, в процессе принятия решения вступают и наши чувства. Собственно говоря, в связи с этим и происходит внутренний конфликт чувства и разума.

Что такое внутренняя борьба?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал внутреннюю борьбу. Обычно чувства, живущие в нашем сердце, заставляют нас совершать неразумные или рискованные действия. А голос рассудка, в свою очередь, всеми силами пытается уберечь людей от опасности. Эта борьба – весьма сложный процесс.

Внутренняя борьба

Рассуждая об истинных чувствах, хочется обратиться к произведению Александра Николаевича Островского – «Гроза». Ведь главная героиня пьесы переживала тот самый конфликт между чувством и разумом. Она понимает, что должна быть верна своему супругу, но все же сердцем Катерина принадлежит своему возлюбленному Борису. Девушка была олицетворением светлой и чистой личности. По сути, она является лучиком света в темном царстве Кабановых. Такое же лучик главная героиня видит и в Борисе. Собственно говоря, именно на этой почве у девушки и возникает противоречие между чувствами и разумом.

Все же Катерина не оставляла попыток смириться с тем, что проживет жизнь с человеком, к которому ничего не испытывает. Она пыталась смириться с тем, что будет жить в доме, к которому не лежит душа. Это был голос разума. Он пытался убедить девушку в том, что брак по расчету – это правильный выбор. Катерина верила, что члены новой семьи будут к ней благосклонны, но этого так и не произошло. Девушка желала тепла и любви.

Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происхо­дящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным по­ступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же — неконтролируе­мые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувства­ми и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.

Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня ока­залась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искрен­нюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и раз­умом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чув­ства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, ко­нечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.

Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Та­рас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюблен­ной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.

Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рас­сказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлю­бленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призна­лась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой — бросил Надежду — он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что На­дежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум ли­шает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.

Слово (Санкт-Петербург). Конфликт между чувствами и разумом

Аудио

Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем совладать со своими чувствами, и даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом?
Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени Павлова в институте экспериментальной медицины.

– Почему же наш разум не властен над чувствами?

– Для начала необходимо сказать вот что: так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам был существом совершенным, у него в гармонии находились все силы души. О каких силах идет речь? Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Говоря современным языком, можно их обозначить так: воля, разум, чувства.

В момент грехопадения эти силы пришли в разлад между собой, то есть между ними возник, можно сказать, диссонанс, или раскол. Они оказались в таком состоянии, как лебедь, рак и щука из басни Крылова: кто куда тянет, в разные стороны. Изначально так не было; подчеркнем: изначально человек – существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничном соотношении.

Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но ему оказалось под силу человеческую природу исказить. И вот искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувств, воли) пришло в разлад.

Читайте также:  У парня проснулись ко мне чувства

Этот момент очень хорошо выразил в Послании к Римлянам апостол Павел: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». В этой фразе видно противоречие между моими поступками, стремлениями моей воли и тем, что я хочу. Интересно отметить: почти 2000 лет назад апостол Павел говорил о том, что он не делает того, что хочет.

Современный человек как раз делает то, что хочет. Но хочет он греха, вот в чем дело. Понимаете, современный человек очень часто, не задумываясь, отдается на волю чувств, то есть принимает их за истину и, часто даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам.

Но человек, который даже дает оценку этим чувствам (например, видит, что чувства греховные, что они служат ублажению плоти, плотским желаниям), очень часто вынужден признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии или психофизиологии, – мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, которая в свою очередь зиждется на реальных биологических потребностях.

Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация, когда душевные силы человека стали подчиненными плотским тенденциям, исключительно материальным тенденциям, возникла после грехопадения. Изначально так не было. Весьма интересно апостол Иоанн Богослов в послании говорит о похоти плоти, похоти очей, а еще о гордости житейской. Это основные тенденции, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящее время процентов на 90, если не на 99, биологические. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым противостоять для разума очень тяжело. Получается, что разум находится в состоянии подчиненном по отношению к чувствам и к этим биологическим потребностям.

– А где зарождаются эти чувства – в голове или в сердце?

– В вопросе звучат слова «голова» и «сердце». Конечно, постановка вопроса уже предполагает определенный контекст. Под словом «голова», вероятно, подразумевается деятельность мозга. Значит, сердце Вы в данном случае рассматриваете буквально как анатомический орган. И вот здесь нужно подчеркнуть, что святые отцы, конечно же, говоря о сердце и размышляя о движениях сердечных, имели в виду ни в коем случае не анатомический орган.

Дело в том, что терминология, которую мы часто используем в богословском контексте («дух», «душа», «сердце», «ум»), не является абсолютно выверенной, например, с математической точки зрения. Здесь все время есть некоторые девиации смыслов. Поэтому очень часто нам сложно судить, что конкретно имели в виду святые отцы, употребляя термины «сердце», «ум», «душа».

Но общий контекст их писаний приблизительно таков: речь идет о некой сердцевине, о неком средоточии души человека, скажем так, о некой глубине. То есть сердце в данном случае рассматривается не как анатомический орган, конечно же, а именно как таинственная глубина души человека.

Безусловно, нам крайне интересно, как это соотносится с современной терминологией, в том числе и с современными научными понятиями, что мы можем предложить в параллель термину «сердце», как его понимали святые отцы. Наверное, самое близкое толкование понятия «сердце» с научной точки зрения будет примерно следующее: «мотивационно-эмоциональная сфера нашей психической деятельности».

То есть это те механизмы (если мы говорим уже о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции, которые находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным способностям, к аналитическим способностям, к интеллектуальным способностям.

А под термином «голова» Вы подразумевали скорее всего некую рассудочную, интеллектуальную деятельность. И в этой связи, конечно, можно сказать, что чувства имеют большее отношение вот к этой мотивационно-эмоциональной сфере деятельности мозга, нежели к интеллектуальной, рациональной, аналитической и так далее.

– Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

– Вопрос очень сложный, вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Вы знаете, в современном мире это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы, и, кстати говоря, они ставили перед собой такую важнейшую задачу: подчинять себе различные чувства, влечения, быть очень внимательным к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир.

Это очень важные моменты. Человек формирует свою душу всеми своими мыслями, всеми своими желаниями, которые он принимает и не принимает. Действительно, возникает глобальная задача владения, управления своим внутренним миром или наведения порядка в нем. Поэтому хочу подчеркнуть, Ваш вопрос крайне актуален: «Как же научиться управлять?»

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов, ими дано очень много советов. Первый момент: для начала надо быть просто внимательным к своим мыслям, к своим душевным движениям, к своим впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность развертывания той или иной мысли, того или иного желания. Желание не возникает сразу, мгновенно со всей своей силой.

Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло опознание, как только дана оценка этому желанию. Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам; причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные. Но вот оно возникло. Человек тут же вправе дать ему нравственную оценку: это желание я принимаю или не принимаю на нравственной основе, на основе заповедей Христовых.

Например, мы говорим, что желание греховное. Если мы эту оценку сделаем в самом начале, в самый первый момент возникновения желания, у нас достаточно сил его отвергнуть или, применяя интеллектуальное, рассудочное усилие, сказать: «Нет, желание, я тебя не принимаю».

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, вот здесь его побороть очень и очень сложно. Человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию.

Именно поэтому весьма актуальна задача внимательного отношения к своим чувствам. Давайте еще раз подчеркнем: чувства не возникают мгновенно, они всегда развиваются. Их очень легко остановить или направить в другое русло на первых стадиях развития, когда они еще не овладели вами в полной мере. Если мы дали им волю или возможность развиться в полной мере, то остановить их бывает практически невозможно; об этом предупреждают святые отцы.

Собственно, именно так гибель человека и происходит; гибель по отношению к вечности, то есть впадение в тот или иной грех, когда человек, скажем так, проворонил возникновение тех или иных чувств. Когда чувство очень сильно, врачевать его очень сложно. Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба с теми или иными чувствами со стороны подвижников.

Но, заметьте, они ведь ставят перед собой задачу побороть эти чувства. А современный человек даже и не ставит такой задачи. Но если она актуальна, необходимо признать, что возможна такая сила чувств, которую побороть своими силами не удастся. Остается только молить Бога: «Господи, дай мне сил, дай мне благодати преодолеть, как-то погасить вот эти очень сильные душевные движения!»

Кстати, у святых отцов это описано. Когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и гасил те или иные греховные движения. Бывает, наше сердце сдается под устойчивым натиском нашего разума. То есть если мы настойчиво говорим себе, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять, в конце концов, если проявляем настойчивость, разум одерживает победу. Но дело в том, кто быстрее это сделает: желание или разум.

– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться.

– На пользу Вам и всем смотрящим.

– Дорогие телезрители! Еще с античных времен миру известна мысль: «Познай самого себя». Святые преподобные отцы Церкви говорят о том же, подчеркивая важность познания себя в деле спасения души. К этому можно добавить слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Учитесь властвовать собой». Спасибо, что были с нами. До новых встреч!

Источник

Оцените статью