Что такое радость христианина

В чем радость христианина?

Подсчитано, что в Библии слово «радость» упоминается более ста раз! О радости и веселии людей, идущих по жизни со Христом, мы читаем в Священном Писании, в житиях святых, в православной литературе. Но почему не так часто видим радостных людей рядом с нами? И чем отличаются радости земные от духовных? Можно ли и нужно пропагандировать свою православную веру, или религиозные чувства — дело интимное? На эти и другие насущные вопросы наших читателей отвечает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая поселка Новопушкинское священник Алексий Талалаев.

— Иисус Христос сказал: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Должен ли верующий человек, следуя Евангелию, проявлять свои религиозные чувства, или все-таки вера — дело интимное, и не стоит открыто заявлять о ней в неверующей среде, раздражая окружающих или даже отталкивая их от себя? Как правильно вести себя, чтобы не фальшивить, не лицемерить, но оставаться христианином?

— Опыт показывает, что говорить-то надо как раз поменьше. Всякий сеятель должен понимать, в какую почву он бросает семя, ибо сказано: Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6). Не каждый человек может воспринять вашу радость. Поэтому не нужно воображать себя апостолом и стремиться наставить каждого человека на путь истинный, тем более, если ему это не нужно. Возможно, ваш близкий человек не выбрал для себя жизнь с Богом, значит, не следует упорствовать, навязывая ему свою религиозность. Если Господь дает людям право выбора, так мы тем более не имеем права их этого лишать. Спросят — расскажи, но не будь навязчив. Лучший способ говорить о вере — это жить по-христиански. Слова, наверное, могут иметь силу, но по-настоящему взволновать, потрясти, убедить другого человека в истине православной веры может только личный пример. За тебя должны говорить поступки. Сказано в Евангелии: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Если человек реально меняется в лучшую сторону на глазах своих близких, что же может быть более убедительным, чем эти перемены? Надо жить так, чтобы любой мог сказать о тебе: «Этот человек — христианин».

В таком случае, стоит ли вообще говорить о вере, чем можно поделиться с людьми, а что не следует выставлять напоказ?

— Делиться самым сокровенным не стоит. Зачем рассказывать, какие чувства вы испытываете в храме, как молитесь, какую благодать ощущаете от Причастия или прикосновения к какой-либо святыне? Любые чувства, даже не относящиеся к религиозным, носят интимный характер, и рассказывать постоянно, что происходит в твоей душе, значит, расточать самого себя. Но и скрывать свои религиозные чувства, не показывать, что вы имеете отношение к Православию, будет неправильно. Не надо стесняться креститься перед трапезой, даже если за столом собрались неверующие люди; проходя мимо храма, верующий обязательно осенит себя крестным знамением; найдет возможность помолиться, находясь вне дома, в пути и т. д.

Бывают также ситуации, когда о своей вере нужно заявить твердо и объяснить свои поступки. Например, во время поста христианин воздерживается от увеселительных мероприятий и шумных застолий, и тут нужно объяснить, почему он так поступает. У моего близкого друга день рождения совпал с Великим постом, и в его доме в этот день для нас с супругой всегда готовили отдельные постные блюда. Это проявление уважительного отношения к верующему человеку.

— Скажите, отец Алексий, в чем главная задача христианина — спасать близких или спастись самому?

— У святых старцев я прочитал, что когда спасаешь утопающего, протягивай ему не руку, а палку. Почему? Потому что палку всегда можно отпустить, а твою руку он уже не выпустит, и ко дну пойдете оба. Так вот, погубить свою душу, пытаясь спасти душу другого, для христианина непозволительная роскошь. Спасая себя, мы спасаем других. Яркий пример тому — жизнь и подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского. Избрав местом служения портовый город, где проживали люди из самых низших слоев общества, он сумел привести ко Христу множество далеких от Церкви людей. Отец Иоанн сам шел к ним в такие трущобы, куда и заходить было опасно. Силой никого в храм не тянул, а сумел зажечь сердца тысяч и тысяч людей настоящей христианской любовью. Но, в первую очередь, он спасал себя, свою душу.

— Чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что в мире не так много радостей, гораздо больше бед и несчастий. Почему православное учение требует от нас отказа от удовольствий, которые эту радость несут? Есть же радость творчества, радость от соприкосновения с искусством, природой, радость от успеха, от любимой работы, от общения с друзьями, родными, радости отцовства и материнства и многое другое, что делает нашу жизнь ярче. Однако очень многие святые категоричны в том, что настоящие радости могут быть только от общения с Богом, но никак не в земной жизни. Чем же отличается духовная радость от обычной, земной? И почему люди не могут в полной мере радоваться на земле, а ждать только небесного счастья?

— Действительно, невозможно прожить жизнь, не испытывая много раз физическую и душевную боль. Но когда приходит беда, надежда на будущую радость помогает ее пережить. У иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие стихи:

Кто не был в скорби, тот не испытал

Блаженный миг скорбей земных забвенье,

И радость обретенного спасенья

Доступна лишь тому, кто погибал.

Читайте также:  Когда мужчина скрывает свои чувства от женщины

Но при этом поводов для радости тоже множество, просто мы не всегда замечаем созданный Богом прекрасный мир и умеем радоваться этому чуду. Если же говорить о других земных радостях — встречи с друзьями, любимая работа, спортивные достижения, интересные поездки и многое другое, то они должны быть, но центр жизни христианина все-таки не в этом.

Что такое радость? Это состояние глубокого удовлетворения, а вот чем человек удовлетворяется — это уже другой вопрос. Известно, что в жизни устремленного в Православие, глубоко верующего христианина, самого читаемого в мире русского классика Ф. М. Достоевского был период страстного увлечения игрой. Он был охвачен этой страстью, но, по словам самого писателя, не находил в игре упокоения, игра не спасала его от тоски и духовной пустоты. Рождения детей и старания жены поубавили его азартный пыл, и пришло время, когда игрок в Достоевском умер, остался только писатель, который много и плодотворно работал до самой своей кончины. Дух — это такая энергия, которая может человека возвысить, а может и погубить.

— Но что плохого в увлечении театром, музыкой, живописью, другими зрелищными видами искусств, от которых нас предостерегает Церковь, начиная с древних времен и по сей день?

— Надо понимать, что учения и наставления отцов Церкви в основном всегда были обращены к монахам, сознательно отрезавшим от себя все мирское и посвятившим свою жизнь Богу.

Напомню, что в период упадка Римской империи театр представлял собой абсолютно развратное зрелище. Поэтому отношение святых отцов ко всякому роду зрелищам было категорически отрицательное. И в поучениях святителя Иоанна Златоуста и других, более поздних святых отцов, в том числе святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также у архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы видим негативное отношение ко всякого рода зрелищам.

Все мы, конечно, свободны в своем выборе, но, как говорит апостол, все мне позволительно, но не все полезно (Кор. 6,12). В идеале через художника, поэта, писателя, музыканта должен говорить Бог, такое искусство полезно христианину, оно развивает его душу и эстетические чувства. Но даже самые талантливые творения не могут полностью удовлетворить потребность души в поисках смысла жизни. И уж никак не способствует христианскому мировоззрению произведения искусства, в которых нет ничего доброго и душеполезного. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Существует расхожее мнение, будто Православие — это религия запретов. Я всегда в таких случаях сравниваю поведение христианина с жизнью спортсмена. Чтобы добиться результата, он также отказывается от многих удовольствий. В любой области человеческой деятельности для достижения результата нужны постоянные ограничения. Человек идет к своей цели, полностью посвящая себя ей. Так и христианин. Его поведение, все его поступки — это четко выверенные действия, и они обязательно связаны с ограничениями. Другого пути к спасению нет.

— Но это не отменяет простых человеческих радостей?

— Конечно, нет. Но все наши радости земные, к сожалению, кратки, Церковь же предлагает радость, которую у человека никто и никогда не отнимет и которую нельзя обрести вне Церкви. Радость православных — Христос. «Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают, как велика эта радость и насколько она превосходит всякое сравнение», — пишет в своих творениях святитель Иоанн Златоуст.

Если человек за всю жизнь ни разу не почувствовал участие Бога в своей судьбе, то духовная радость ему, конечно, непонятна. Бывает и так, что человек слишком сильно озабочен земными хлопотами, и эта суета заслоняет собой Христа, тогда духовная радость уходит из его сердца. Заметьте, что даже находясь в храме, участвуя в Божественной литургии, люди часто стоят не с радостными, а озабоченными лицами. А ведь в это время христиане не должны думать о своих грехах или бедах, они должны благодарить Бога и радоваться, что могут участвовать в его Божественной трапезе. Радость — это внешнее проявление любви к Богу. Как мы знаем, преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Это и есть духовная радость. Но чтобы научится так радоваться, надо пройти долгий путь перерождения, увидеть красоту христианства, его вечную радость.

Источник

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)

О христианском понимании радости

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» [1]

Читайте также:  Особенности темперамента ребенка детского сада

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» [2] .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» [3] .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» [4] .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» [5] .

Читайте также:  Микроволновка вирпул 6 чувство

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость» [6] .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» [7] .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» [8] .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» [9] .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» [10] .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» [11] .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» [12] .

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» [13] .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» [14] .

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу» [15] .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» [16] .

Источник

Оцените статью