- Что такое психосоциальный стресс? — 2021
- ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
- Психосоциальный стресс: пример из реального мира
- Психосоциальные стрессовые симптомы
- Как психосоциальный стресс представляет себя:
- Справиться с психосоциальным стрессом
- Что такое эмоциональный стресс? обзор
- Может ли стресс вызвать диарею? понимание того, как стресс влияет на вашу кишку
- Стресс и увеличение веса: стресс делает меня толстым?
- Что такое психосоциальный стресс
Что такое психосоциальный стресс? — 2021
ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ СÑекло Так вÑпала ÐаÑÑа HD VKlipe Net
Стресс обычно является реакцией на то, что происходит с нами и предназначено для достижения позитивной цели. Например, когда вы подчеркиваете что-то вроде оплаты счетов или кормления ваших детей, это служит напоминанием о важных вещах. Этот стресс держит нас в тонусе и делает нас успешными.
Когда стресс становится чрезмерным, он приносит больше вреда, чем пользы. Кто-то может обнаружить, что он останавливается на мелочах, которые обычно не имеют значения. Они также могут испытывать стресс из-за того, что находятся в людном месте или просто разговаривают с новым человеком.
Есть два общепризнанных типа стресса; физиологический и психосоциальный стресс. Физиологический стресс — это стресс, вызванный физическими проблемами, такими как травма. Психосоциальный стресс, с другой стороны, вызван конкретными социальными ситуациями.
Психосоциальный стресс: пример из реального мира
Снаружи заглядывая, кажется, что у Сары идеальная жизнь. Ее папа — доктор, ее мама, учитель. У нее и ее сестры Джесс есть все, что захочет обычный подросток. Осенью прошлого года их семья покинула небольшой городок Нью-Касл и уехала на несколько сотен миль, чтобы ее отец мог устроиться на новую работу в более крупной больнице. Ее мама нашла преподавательскую работу в местном колледже, и все поселились там.
Поначалу Сара была в восторге от переезда. Она всегда была общительным человеком, поэтому она не боялась ходить в новую школу или заводить новых друзей, как ее сестра Джесс. Все это изменилось в ее первый день в Кловердейл Хай.
Кловердейл сильно отличался от последней школы Сары. Сара и Джесс ходили в маленькую частную школу, которая была полной противоположностью массивной средней школы, которую они посещали сейчас. Сара и ее друзья были вместе с дошкольного возраста, поэтому они все хорошо знали друг друга. В тот день, когда она вошла в Кловердейл, Сара чувствовала себя чужаком.
Опрятная одежда Сары сильно отличалась от той, что носили дети из Кловердейла, поэтому она сразу же выделялась. То, как другие девушки смотрели на нее, вызывало чувство беспокойства. У Джесс был другой график обеда, поэтому к тому времени, когда она села одна за обеденным столом, ее уровень беспокойства был выше крыши.
После нескольких минут размешивания ее спагетти и взглядов в космос подошла девушка из ее урока биологии и попросила сесть рядом с Сарой. Они немного поговорили о своей холодной пасте, но разум Сары не остановился. Она стала думать о худших мыслях о себе и о том, как другие смотрели на нее.
После того, как прозвенел трехчасовой звонок, Сара и Джесс пошли домой. В то время как Джесс бредила о том, как прекрасен был ее первый день в Кловердейле, Сара шла молча.
Тогда она этого не знала, но Сара имела дело с психосоциальным стрессом. В конце концов она смогла преодолеть свои социальные проблемы, но не без помощи высококвалифицированного терапевта.
Психосоциальные стрессовые симптомы
Психосоциальный стресс на самом деле распространен и возникает, когда мы сталкиваемся с воспринимаемой социальной угрозой. Ключевое слово здесь воспринимается, потому что в некоторых случаях, как и у Сары, стресс и беспокойство могут исходить из собственного ума, а не из реальности. Есть три конкретных ситуации, в которых обычно присутствует психосоциальный стресс. Они включают:
- Социальная оценка (судя по коллегам)
- Социальная изоляция (отвергается другими
- Достижения / целенаправленные ситуации (оценивая свою работу другими)
Независимо от причины, воображаемой или нет, психосоциальный стресс может вызывать физические симптомы. Это может показаться странным, но имейте в виду, что существует тесная связь между телом и разумом и что то, что мы чувствуем, думаем и верим изнутри, может проявляться внешне.
Симптомы психосоциального стресса включают в себя:
- Потоотделение
- Повышение артериального давления
- Быстрое сердцебиение
- Головокружение
- Тошнота и проблемы с пищеварением
- Сильные эмоциональные реакции, такие как грусть или раздражительность
- Злоупотребление наркотиками или алкоголем
Эти симптомы могут быть острыми или хроническими, что означает, что для некоторых людей они исчезают, а для других они сохраняются в течение длительного периода времени.
Как психосоциальный стресс представляет себя:
Чтобы действительно понять, как этот тип стресса влияет на нас, важно по-настоящему понять связь между телом и разумом.
Давайте вернемся к истории Сары. Странные взгляды, направленные на Сару одноклассниками (социальная оценка), вызвали стрессовую реакцию, в результате чего организм выпустил группу гормонов стресса. Эти гормоны, кортизол, дофамин и адреналин (также известный как адреналин), когда они высвобождаются, высвобождают сильный всплеск энергии (думаю, активация Power Rangers).
Это вызвало нечто, называемое «режим борьбы или бегства» в теле Сары. Через несколько секунд она вспотела, и ее сердце колотилось. Так как тело может вернуться к нормальному состоянию, то час к тому времени, когда гормоны прекратились, у Сары уже была физическая тошнота.
Бороться или бежать не всегда плохо. На самом деле, может реально спасти нашу жизнь в определенных ситуациях. Например, если ваш дом загорелся и вам нужно сбежать, прилив гормонов во время боя или бегства может дать вам прилив сил, вам нужно будет переместить тяжелый комод, блокирующий окно, и спуститься по пожарной лестнице, чтобы первая история.
К сожалению, иногда наши тела не могут отличить реальные физические угрозы, такие как огонь, от тех, что находятся в наших умах (то есть судить по другим). Постоянное выделение этих гормонов может привести к долгосрочным последствиям для здоровья, таким как повышенный риск сердечного приступа или инсульта.
По этой причине важно по возможности уменьшать количество эпизодов психосоциального стресса.
Общие сценарии
Вы можете или не можете иметь отношение к истории Сары. В конце концов, если вы взрослый, страх быть отвергнутым сверстниками детства, вероятно, давно прошел. Тем не менее, есть много стрессоров, которые могут привести к психосоциальному стрессу в зависимости от того, где вы находитесь в жизни. Наиболее распространенные триггеры включают в себя:
- Родительский развод / изоляция
- Злоупотребление и пренебрежение
- Быть запуганным и / или отвергнутым сверстниками
- Социальные отношения с друзьями и коллегами
- Быть оцененным на работе
- Публичное выступление
Один общий фактор, независимо от возраста, — это переезд на новое место (или переход во время старения) и увеличение социальных ситуаций, которые это может вызвать.
Справиться с психосоциальным стрессом
Поскольку общение с другими людьми — это огромная часть жизни, нельзя избегать психосоциальных факторов, а также других видов стресса. Знание этого делает еще более важным оставаться активным и создавать новые механизмы выживания.
Позитивный рефрейминг
Многие древние философии учат, что не конкретная ситуация, с которой мы имеем дело, определяет результат, а то, как мы реагируем на него. Сара и Джесс являются ярким примером в поддержку этой теории, поскольку они вошли в одну и ту же ситуацию, но увидели ее с двух совершенно разных точек зрения.
Хотя вы, возможно, не сможете контролировать все, что с вами происходит, особенно когда в это вовлечены другие люди, вы можете контролировать свою реакцию.
Столкнувшись с дилеммой в школе, на работе или дома, которая вызывает психосоциальные страхи, попытайтесь переосмыслить это событие в своем сознании, положив на него положительный оборот. Например, когда все смотрели на нее в коридоре, Сара предположила, что они оценивают ее негативно из-за ее одежды. На следующий день в школе одна из девушек из прихожей похвалила Сару за наряд накануне. То, что Сара видела как «странный взгляд», вовсе не означало негативного.
Пересматривая негативные мысли, основанные на страхе, в более позитивном свете, можно лучше справляться со стрессовыми ситуациями.
Поддерживать спокойствие
Опять же, реакция является ключевой. Если вы не можете переосмыслить ситуацию в позитивном свете, постарайтесь сохранять себя максимально физически собранным. Например, если у вас есть проблема со сплетником на работе, режим «сражайся или беги» может вызвать у тебя злость. Вы можете даже подумать о том, чтобы противостоять этому человеку и дать ему часть своего разума.
К сожалению, решения, принимаемые под влиянием трех гормонов «Power Ranger», не всегда являются лучшими. Отсутствие реакции в этот момент позволит вам успокоиться и придумать подходящий ответ.
Подумайте об использовании любого из этих 15 способов успокоиться, как только психосоциальный стрессор активирует ответ.
Укреплять поддерживающие отношения
Даже если другие действительно осуждают вас, исключая вас или плохо обращаясь с вами, это не должно испортить вам весь день, неделю, месяц или год. Когда на нас воздействует психосоциальный стресс, люди часто имеют тенденцию уходить и изолироваться. Хотя это нормальная реакция, на самом деле она может усугубить последствия.
Возьмите в привычку регулярно обращаться к поддерживающей семье, друзьям и коллегам. Знание о том, что у вас есть люди, которые любят и принимают вас такими, какие вы есть, в вашем углу, может немного облегчить жгучую позицию, когда вас отвергают или судят другие, и вам будет легче с этим справляться.
Если в вашей жизни нет никого, кто, по вашему мнению, мог бы помочь в социально-стрессовых ситуациях, подумайте о том, чтобы обратиться к профессионалу, который специализируется на таких вопросах. Программа интерактивной терапии BetterHelp предлагает альтернативные способы получения помощи, поэтому вам не нужно беспокоиться о каких-либо дополнительных социальных нагрузках.
Что такое эмоциональный стресс? обзор
BetterHelp предлагает частные и доступные онлайн консультации, когда вам это нужно, от лицензированных, аккредитованных Правлением терапевтов. Получите помощь, вы заслуживаете того, чтобы быть счастливым!
Может ли стресс вызвать диарею? понимание того, как стресс влияет на вашу кишку
BetterHelp предлагает частные и доступные онлайн консультации, когда вам это нужно, от лицензированных, аккредитованных Правлением терапевтов. Получите помощь, вы заслуживаете того, чтобы быть счастливым!
Стресс и увеличение веса: стресс делает меня толстым?
BetterHelp предлагает частные и доступные онлайн консультации, когда вам это нужно, от лицензированных, аккредитованных Правлением терапевтов. Получите помощь, вы заслуживаете того, чтобы быть счастливым!
Источник
Что такое психосоциальный стресс
Педагогические профессии традиционно считаются в наибольшей степени стрессогенными. Это вызвано преобладанием интеллектуальных нагрузок над физическими, высоким уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного участия во множестве непрерывно меняющихся ситуаций, часто принимающих конфликтные формы, которые требуют значимых усилий в процессе саморегуляции и регуляции возникающих социальных стрессов.
В настоящее время в литературе все чаще используются понятия «социальный стресс», «психосоциальный стресс». В качестве главной особенности этого вида стресса большинство авторов отмечают особый характер вызывающих его стрессоров: их источником является общество, социальная среда. Однако, эта особенность свойственна очень многим стрессорам, и понятие социального стресса постепенно стало очень широким. В настоящей статье поставлена задача проанализировать накопленные в социальной психологии данные о различных видах социального стресса, их влиянии на социальную адаптацию человека и роли системы образования в педагогической коррекции этого влияния.
Как известно, создатель учения о стрессе Г. Селье понимал под ним неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, вызывающее необходимость перестройки жизнедеятельности организма [6]. В дальнейшем были выделены физический стресс, связанный с воздействием стрессоров физической природы, и психический стресс, вызываемый различными психическими стрессорами – стимулами и ситуациями, воспринимаемыми как угрожающие, а также процессами, основанными на следах эмоциональных переживаний [12].
Уже в 70-х гг. ХХ века было отмечено влияние социальных условий, в которых живет индивид, на возникновение стрессовых реакций. Принадлежность к той или иной социальной группе, уровень и образ жизни, семейные отношения стали рассматриваться как источник стресса. Так, в работе S. Levine и N.A. Scotch источниками самых различных стрессоров считаются условия жизни, свойственные стране или району проживания, социальной группе, к которой принадлежит человек [13, с. 16–18]. Проживание в одних странах влечет за собой воздействие одних стрессоров, проживание в других странах – других. Это касается и различий в уровне образования, образе жизни (городском или сельском). Любые социальные условия содержат специфические стрессоры, задачу педагогической коррекции, хотя предоставляют и специфические виды ресурсов для адаптации.
Особенности жизни той или иной социальной, расовой или этнической группы также стали рассматриваться как источник специфического стресса. В работе B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend социальные стрессоры рассматриваются как объективные события, которые разрушают или угрожают разрушить обычную жизнь и деятельность индивида. Они различны у людей различных социальных, расовых, этнических групп. Основная причина различий в характере стрессоров – социальное неравенство. Так, специфическими источниками стресса для негров по сравнению с белыми в США в 70-е гг. ХХ в. выступали более низкий социальный и образовательный статус, более низкий уровень занятости, бедность, ограничения в расселении, нарушения безопасности. Медиаторами стресса, связанными с принадлежностью к тому или иному классу или расе являются такие переменные, как качество медицинского обслуживания, количество разводов, традиции семейной жизни, возможности усвоить уверенность в себе, сформировать высокую самооценку [10, с. 123–125].
Источником специфического стресса стала рассматриваться и семья. S.H. Croog в своей работе отмечал, что есть целая группа стрессоров, которые «появляются в семье и имеют именно в ней свои корни», например, разногласия супругов по поводу детей, по поводу финансов, по поводу совместного отдыха [9, с. 21]. Среди семейных стрессов автор выделяет «нормативные» стрессы, появляющиеся на основных стадиях развития семейной системы (рождение ребенка, конфликт ролей невестки и жены, занятость матери на работе) и ненормативные стрессы (рождение ребенка с отклонениями в развитии, потеря работы и статуса, серьезная болезнь). Дезинтеграция в семейной системе не только является самостоятельным источником стрессоров, но и может влиять на интеграцию всей системы социальной адаптации педагога.
В последние десятилетия усилилось внимание к стрессам, возникающим вследствие военных конфликтов и гражданских войн. В работе T.M. McIntyre, M. Ventura, посвященной психическим травмам у подростков в Анголе, было показано, что продолжительность пребывания в зоне военных действий и интенсивность «суровости» условий в данном очаге военного конфликта тесно связана с интенсивностью симптомов посттравматического стрессового расстройства. Вместе с тем, подтвердилась гипотеза о значении сопротивляемости личности по отношению к травмирующему воздействию. Несмотря на то, что ангольская молодежь относится к группе риска по возникновению психологических проблем, были выявлены протективные факторы, способствующие позитивному развитию личности даже в условиях военных действий, ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям или быстрому и эффективному излечению. К их числу были отнесены степень значимости племенных ценностей, наличие полной семьи, позитивная Я-концепция. Значительную роль играет гендерный фактор: девушки в большей степени подвержены возникновению симптомов тревоги, чем юноши [14]. Военный конфликт часто ведет к возникновению вынужденной миграции населения. В условиях вынужденной миграции большинство параметров среды становятся стрессорами: смена места жительства, изменение социокультурных условий, снижение уровня жизни, трудности поиска работы и т.д. Вследствие этого возникает пролонгированная психическая травматизация. При обследовании мигрантов разной этнокультурной принадлежности соматоформные расстройства были выявлены – у 80–90 %, депрессивные расстройства – у 40–60 %, тревожные расстройства – у 30–40 % [5].
Еще одна сфера жизни, являющаяся источником социальных стрессов, – экономическая. Бедность, неустойчивость материального положения и экономической независимости являются важнейшими источниками социального стресса. По данным А.Ф. Шафиркина и А.С. Штемберга, действие таких факторов, как низкий уровень доходов в семье, плохие жилищные условия, деформация семейных и трудовых отношений всегда влияет на психоэмоциональную устойчивость человека, а при их совокупном длительном действии скорость старения и снижения суммарного объема компенсаторных резервов увеличивается, определяя сокращение продолжительности жизни человека [7, с. 27].
Мы полагаем, что самостоятельным видом социального стресса можно считать стресс достижения, связанный в западной культуре с представлением о том, что человек должен добиться социального признания и успеха, продвинуться в обществе; тот, кто не сумел этого сделать, воспринимается другими и воспринимает сам себя в качестве неудачника. Один из ведущих исследователей социального стресса H. Kaplan отмечал, что данный вид стресса возникает тогда, когда индивид осознает наличие или предвидит возможность негативного развития событий, собственной или коллективной неуспешности, неспособности достигнуть желаемого социального статуса и дистанцироваться от нежелательного. Психосоциальный стресс является результатом негативного опыта, нескольких, следующих друг за другом, провалов и неудач. Он проявляется в таких явлениях, как самодискредитация (снижение самооценки, потеря веры в себя), когнитивные нарушения (снижение концентрации, потеря мысли) и тревога [11, с. 75–76].
На наш взгляд, есть еще один важный источник социального стресса – трудности самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей в обществе. Стресс самореализации – стресс новейшей эпохи. В отличие от человека традиционного общества, которого готовили к выполнению определенных функций в своей социальной нише, современный человек стремится к творчеству, к достижениям, реализации своего потенциала. После работ К. Роджерса, А. Маслоу эта потребность считается одним из критериев зрелости личности. На ее формирование нацелена современная система образования. Между тем, несмотря на кажущееся разнообразие возможностей, состояние рынка труда таково, что многие люди не могут позволить себе работать в той сфере деятельности, с которой для них связаны самореализация и творчество. Особенно это касается научного и художественного творчества, работы в учреждениях культуры, образования, здравоохранения. Да и далеко не все родители обладают достаточными ресурсами для того, чтобы дать своим детям желаемый уровень общего и дополнительного образования, дать им возможность для развития своих способностей в художественном творчестве, науке, спорте.
Сказанное подчеркивает тезис, с которого мы начали обсуждение этой проблемы в самом начале статьи: социальный стресс считается сегодня исключительно актуальной проблемой в образовании (Зыбарева В.Н., Чухин С.Г., [4]); ещё не до конца изучено большинство составляющих социального стресса, сопровождающего профессиональную педагогическую деятельность (Захарчук Л.А., [3]); не выявлена система всех многообразных особенностей реакции современных педагогов на социальный стресс (Дунаевская Э.Б., Котова С.А., [2]); не созданы целостные антистрессовые программы (Баранова О.В., [1]).
Вместе с тем, педагогу приходится решать профессиональные задачи часто в поле интеграции всех обсуждаемых социальных стрессов – семейного, профессионального, организационного, экономического, информационного, экологического стресса, стресса самореализации и стресса достижений, стресса, связанного с общением в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с детьми, предполагающего значительные энергетические затраты, личностные особенности и эмоциональную устойчивость.
В своих работах мы ранее уже обсуждали систему критериев и показателей развития эмоциональной устойчивости педагогов, среди которых названы когнитивный (познавательный), мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты.
Каждый из критериев конкретизируется рядом показателей, диагностика которых позволяет описать их проявления на нескольких уровнях, например, на высоком, среднем и низком. На низком уровне наблюдается стихийное развитие эмоциональной устойчивости, знания о развитии эмоциональной устойчивости и видах рациональных установок на восприятие событий не систематизированы, регуляция и коррекция уровня эмоционального напряжения вызывают затруднения, существуют затруднения в осуществлении самостоятельной практической деятельности, наблюдается стремление к копированию действий; теоретические представления об особенностях педагогической деятельности в сложном эмоциональном пространстве поверхностны. Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию этого важного качества.
Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с иными людьми, которые присутствуют под действием тех же социальных стрессов, они вполне могут стремительно перевоплотить своих коллег в категорию «выгорающих». Большая возможность того, что это произойдет, присутствует в образовательных организациях с высочайшим уровнем социальных стрессов.
Поэтому разрешение проблем преодоления и коррекции социальных стрессов является исключительно актуальной целью в процессе поиска личностью себя, её самореализации и адаптации.
Источник