Что такое психокоррекция эмоциональных состояний
Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от человека сдержанности в проявлении чувств, поэтому человеку сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность человека, его поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать), в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства [2]. Они включают в себя три основных компонента: 1. Физиологический компонент представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий компонент – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).
Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Для физического и душевного здоровья человека необходим своевременный сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые [4].
Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям.
Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н.Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует [2] .
С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоциональной жизни человека. Первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные или так называемые физические чувствования удовольствия и неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут выступать в качестве эмоциональной тона отдельного ощущения. Так же они могут выражать общее самочувствие индивида, носящее неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек всегда боится чего-то, точно так же удивляется чему-то и любит кого-то. На данном уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства. Они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы – продукты воспитания, а не врожденные [3].
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. И наоборот, астенические эмоции, вызывают скованность и пассивность. Так, переживающий чувство стыда школьник нередко испытывает внутренние угрызения совести и старается оставаться «в тени» [2].
В зависимости от ситуации и индивидуальности человека, эмоции могут по-разному оказывать влияние на его поведение. У каждого имеются индивидуальные различия по глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно, у других же, чувства захватывают их целиком и оставляют в сознании глубокий след. Именно это обусловливает неповторимость каждого из людей, определяет его индивидуальность.
В практической части работы мы поставили перед собой цель определить уровень эмоционального состояния студентов. В опросе приняли участие 30 студентов вуза: 14 девушек (педагогический институт, 4 курс) и 16 юношей (технический институт, 4 курс). В работе был использован тест «Проверь свой эмоциональный интеллект» (автор Г.Г. Ларин). Тест состоит из 3 частей: часть A – отношение к себе (внутренний, личностный EQ); часть B – отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ); часть C – отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ).
Уровень эмоционального развития студентов
Из опрошенных девушек педагогического института у 21 % высокий уровень эмоционального развития, а у остальных девушек 79 % – средний уровень. Студенты технического института (юноши): 6 % (высокий уровень), 94 % (средний уровень). У всех студентов констатирован высокий и средний уровни эмоционального развития, что означает следующее: студенты как гуманитарного, так и технического профиля, вполне могут управлять своими эмоциями, что не маловажно для их физического и психического здоровья. Так же это может оказывать благотворное влияние на культуру их межличностного взаимодействия и в целом, эмоциональный фон в студенческом коллективе.
Обработка результатов теста по параметру эмоциональный интеллект EQ показала следующие результаты. В части А (внутренний, личностный EQ), например, в утверждении «Я страшен (страшна) в гневе. Могу что-нибудь разбить, ударить человека» из парней выбрали вариант «скорее да» 7 юношей. А из девушек выбрали этот вариант 6. В части В (социальный, коммуникативный EQ), в утверждении «Если я в плохом настроении, могу запросто нагрубить» из парней выбрали вариант «правда» двое, а вариант «скорее да» семеро. А из девушек вариант «правда» – четверо, вариант «скорее да» – четверо. В части С (бытовой, житейский EQ), в утверждении «Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать все на свете» из юношей вариант «скорее нет» выбрали только двое, а из девушек – семеро. Следует, отметить, что у выше рассмотренных респондентов средний уровень эмоционального развития. В целом, они умеют управлять своими эмоциями, но в некоторых ситуациях, все же эмоциональное состояние у девушек может выходить из-под контроля. Статистический анализ (t-критерий Стьюдента) показал, что выборочные средние, равные в нашем случае 100,7 (юноши) и 105 (девушки), достоверно не отличаются друг от друга. Значение t оказалось равным 1,4. Для выборки с общим количеством респондентов 30, значение t должно быть не меньше, чем 2,05. Следовательно, эмоциональное состояние юношей технической специальности и девушек гуманитарной специальности практически не отличаются, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.
Таким образом, эмоциональная сфера психики и ее развитие оказывают определяющее значение в становлении личности. Данные тестирования определили, что эмоциональное состояние студентов технической и гуманитарной направленности практически не различаются.
Источник
Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.
Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:
Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.
Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.
Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.
Форма проведения занятий индивидуальная.
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.
- Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции. Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
- Поведение;
- Взаимодействие и социальные навыки;
- все виды памяти
- координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела
Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.
3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.
СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Поведенческих навыков
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,
Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).
Источник