- Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
- Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
- Алексей Саврасов, Василий Поленов
- Исаак Левитан, Константин Коровин
- Открытый урок по изобразительному искусству 6 класс «Пейзаж – настроение» с технологической картой урока.
Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Алексей Саврасов, Василий Поленов
Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.
Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.
Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.
Исаак Левитан, Константин Коровин
И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.
«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.
Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.
В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.
И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Открытый урок по изобразительному искусству 6 класс «Пейзаж – настроение» с технологической картой урока.
Выбранный для просмотра документ 6 класс пейзаж .docx
по изобразительному искусству
Провела: Петрова Е.В.
с. Таптугары, 2018г.
Учитель: Петрова Екатерина Владимировна.
Тема четверти: «Человек и пространство. Пейзаж»
Тема урока: «Пейзаж – настроение»
Цель : расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира. Познакомить школьников с характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
— Научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
— Выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
— Создать эскиз на тему: «Пейзаж — настроение»
— Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
Методы и формы обучения : рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.
Наглядные пособия: (репродукции картин в презентации);
1) Организационный этап.
2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
5) Практическая работа по закреплению изученного материала.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Приветствие, проверка готовности к занятию, регистрация по журналу.
Учитель: Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
С усердием трудитесь!
Рада вас видеть в полном составе!
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. — Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в которых за правильное выполненное задания вы самостоятельно выставляете себе баллы. В конце занятия вы их сдадите, я их проверю и выставлю оценки в журнал.
На прошлых занятиях мы с вами говорили о видах изобразительного искусства.
— Давайте вспомним виды изобразительного искусства.
Ответы детей: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.
— Назовите жанры изобразительного искусства:
Пейзаж, портрет, натюрморт, животные — анималистический жанр, исторический и бытовой жанр, мифологический.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего занятия нужно разгадать кроссворд. За каждый правильный ответ вы выставляете себе балл:
1. В переводе с французского en plein air это слово означает «на открытом воздухе»
2. Она помогает передать глубину пространства. Может быть линейной и воздушной.
3. Русский художник – маринист.
4. В пейзаже соединяет небо и землю – линия…
5. Как называется точка на линии горизонта, в которую направляются все параллельные линии, идущие в глубину?
6. Вид изобразительного искусства, выразительным средством которого является цвет.
Учитель: Друзья мы верно разгадали кроссворд и сможем назвать главное слово. Да это – пейзаж. Мы продолжим говорить о пейзаже. Это первое слово нашей темы.
Вспомните определение, что такое пейзаж?
Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
пейза’ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность),
Учитель: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. В пейзаже основной предмет изображения – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный.
Я хочу прочитать стихотворение. А вы скажите какие виды пейзажа можно отметить в этом стихотворении. Какие сами можете назвать. За каждый правильный ответ вы также получите балл.
Я не знаю места краше.
автор: Анита Норд
Я не знаю места краше, чем республика моя,
Забайкальские пейзажи воспевают мастера.
Здесь раскинулся священный, славный дедушка
Играет он волною пенной, среди гряд из синих скал.
В нотах воздуха кедровый и березовый настой,
Терпкий, хвойный и медовый – больше не найдешь
Летом здесь в палитре краски, расцветает все вокруг,
А зимою как в старой сказке дремлет край от
Ну, а осень нас уносит, в разноцветную страну,
Дары природы преподносит, чтобы порадовать
Я не знаю места краше, благородней и родней,
Забайкалье — это наше достояние людей!
Край загадочный, священный — моим сердцем
Я теперь слугою верной: буду рядом – мой удел,
Оценить твои просторы, заповедные леса,
В зеркалах озерных – горы и другие чудеса…
Природа дарит вдохновенье, свою силу и огонь,
Я прошу благословенья, приложив к земле ладонь
И склонив себя к подножью, к славной Матушке-
Покрываясь мелкой дрожью, я молюсь лишь о тебе…
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Вы верно назвали виды пейзажа. Что еще мы нового можем узнать о жанре живописи – пейзаж? Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение? (ответы детей)
Наслаждение природой и любовь к родному краю. А вы любите природу? Бережёте ли ее? (ответы детей)
Любовь к природе всегда была источником творчества художников, писателей, композиторов. В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. А как может отражаться душа?
Ответы детей: через чувства, переживания, своё настроение.
Учитель: Так какое второе слово нашей темы? (Ответы детей)
Верно – настроение! Назовите полностью тему занятия.
Тема нашего занятия “Пейзаж – настроение”.
Вам понятна тема занятия? Предположите цель нашего занятия?
Ответы детей: Познакомимся с понятием пейзаж – настроение. Попробовать создать пейзаж – настроения. Продолжить знакомство пейзаж.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве не только различные виды пейзажного жанра, но и характеры пейзажа.
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что пейзаж — это большой мир и сегодня на занятии мы должны расширить знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства, познакомиться с характерами пейзажного жанра, узнать откуда пошло выражение «пейзаж – настроения» и создать эскиз такого пейзажа. (Цели вешаю на доску).
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Пейзажная живопись очень разнообразна, и каждый художник индивидуален, обладает собственным изобразительным языком. В зависимости от характера художественного образа пейзаж может быть эпический, романтический и лирический.
Эпический пейзаж . Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Романтический пейзаж. Пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.
Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — мотивы романтического пейзажа.
«Рожь» И. И. Шишкин 1878г.Третьяковская галерея Северный Ледовитый океан. 1822 −1824 гг. Национальная галерея Берлина.
Ярчайшим представителем в России считается Иван Айвазовский, он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик.
Лирический пейзаж. Лирический пейзаж – еще называют пейзаж настроения, который передаёт поэтические переживания автора, выражая их через изображение природы. Более 100 лет назад на художественной выставке в Париже появилась картина художника Клода Моне, изображающая восход солнца «Впечатление. Восход солнца». Название картины было точным: «Впечатление» и оно положило название целому направлению в живописи, от французского «impression» — впечатление. Импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером. В русской живописи родоначальником лирического пейзажа является Алексей Кондратьевич Саврасов. Он сумел показать ненарочитую красоту и нежность неброской русской природы. Полещук Илья подготовил сообщение (Сообщение). Алексей Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». По замечанию историка искусства Н. А. Рамазанова, художник «передал . момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню».
Самой известной работой А. Саврасова является картина «Грачи прилетели». Но она стала настолько культовой, что затмила все другие его замечательные пейзажи. Глядя на картину, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запаха мокрой коры и тающего снега, весеннее тепло.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас это полотно? (ответы учащихся).
Учитель: Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежда на лучшее.
Жизнь художника сложилась не очень счастливо и закончилась трагически. Любимый его ученик Левитан также любил писать пейзажи. Он окончательно утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения». Левитан обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Пожалуйста Никита. (Обучающейся читает сообщение)
Перед вами одна из известнейших работ Исаака Ильича Левитана “Март” и занимает особое место в Третьяковской галерее. Картина была написана всецело с натуры, без применения этюдных штрихов. На первый взгляд, кажется, что на полотне нет ничего особенного – изба, лошадка, запряженная в сани, и лес, деревья которого бросают свою синеватую тень на подтаявший снег. Если присмотреться и на мгновение представить себя стоящим на том самом мокром снегу, то можно заметить множество мелочей, из которых и складывается великий дух природы, кропотливо переданный любовью автора.
Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?
(Лирическое настроение, настроение радости.)
Пейзажи Левитана – это глубокие, наполненные колоритом полотна. Только ему свойственно умение сочетать контрасты темных и светлых оттенков. (Обучающейся читает сообщение).
Полотно «Первая зелень. Май» демонстрирует нам это. Художник использует всего несколько основных цветов, но буйство красок не может не поражать. Хочется бесконечно всматриваться в пейзаж. Он успокаивает и дает душевное созерцание. Заставляет остановиться и подумать, обратить внимания на такие прекрасные и простые вещи, которые нас окружают. Это природа во всех ее проявлениях.
Для Левитана природа – второе “я”. Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт; какое это великое счастье”.
Еще много можно рассказывать о картинах великих художников, для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и других художников, воспевающих красоту русской природы. Существует большое количество художников, которые любят изображать пейзажи, умиляясь красотой нашей природы. Не является исключением и наш Забайкальский край, в котором живет и творит множество прославленных, талантливых людей, посвятивших свою жизнь и творчество обогащению сокровищницы национального искусства.
С творчеством одного Забайкальского художника я хочу вас познакомить. Кузнецов Юрий Петрович 1924 г. Выпускник Иркутского художественного училища (1950). Участник ВОВ. Служил Юрий Петрович арт-разведчиком в 17 армии Забайкальского фронта в Монголии. Награжден правительственными наградами. Участвует в выставках с 1994 года. Почти тридцать лет жизни отдал Юрий Петрович Кузнецов учительскому делу. Работал в средней школе № 1 города Читы учителем рисования и черчения.
На картинах Юрия Кузнецова текут лесные реки и ручьи, цветет черемуха, березка склонилась над рекой, пленяют взор янтарные закаты, багульник огнем полыхает, идет дождь и осень пленяет нас сказкой, и мартовский снег, и весь в лучах солнца летний пейзаж и холодный зимний пейзаж.
От полотен этого художника веет какой-то трогательной тишиной и легкой грустью, где мы видим стройные станы тоненьких и милых сердцу берез, поляны, освещенные солнцем и золото травы. Мы видим чарующий край Забайкалье с прохладой и глубиной рек и шикарными разлапистыми кронами огромных вековых сосен.
Вы просмотрели презентацию, прослушали выступления друг друга. Постарайтесь ответить на вопросы и не забывайте выставлять себе баллы.
Главное изображения пейзажа – это… (природа)
Назовите основные характеры пейзажа (эпический, лирический, романтический)
Лирический пейзаж называют (пейзаж – настроения)
Известный русский художник-пейзажист утвердивший лирический жанр. (И.И. Левитан)
Автор известной картины «Грачи прилетели». (А. К. Саврасов)
Физкультминутка: Предлагаю немного расслабиться и немного поиграть, а заодно повторить теплые и холодные цвета.
Правила: Если дети видят карточку с теплым цветом, то они должны подпрыгнуть вверх на двух ногах, а если карточку с холодным цветом, то выполняются приседания.
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
5. Практическая работа по закреплению изученного материала.
Задание: Выполнить эскиз на тему: «Пейзаж — настроение».
Учитель: Сегодня вам предлагается выполнить эскиз пейзажа, пейзажа настроения, в котором вы сможете выразить свое настроение.
Прежде всего, определим композицию листа (вертикально или горизонтально)
Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.
А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
— Как правильно компоновать пейзаж?
(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). Определить линию горизонта
— Где будет линия горизонта?
— Что такое линия горизонта?
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Чтобы грамотно написать картину повторим правила по линейной, воздушной перспективам .
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Назовите законы линейной перспективы.
По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
назовите законы воздушной перспективы.
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.
При рисовании переднего плана используются более яркие, контрастные цвета.
При рисовании заднего плана цвет становится тусклым, все изображение сливается в воздушной дымке .
Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.
Учитель делает целевые обходы:
• контроль организации рабочего места,
• контроль правильности выполнения приемов работы,
• оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
• контроль объема и качества выполнения работы.
Пока отложите работы, вспомним, о чём мы говорили на занятии.
Лирический пейзаж называют (пейзаж – настроения)
Главное изображения пейзажа – это… (природа)
Известный русский художник-пейзажист утвердивший лирический жанр. (И.И. Левитан)
Автор известной картины «Грачи прилетели». (А. К. Саврасов)
Учитель: Какой же можно сделать вывод по уроку:
Ответы детей: Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, её состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: Закончить композиционные эскизы с колористическим решением. И подумать в каких видах искусства могут быть выполнены пейзажи?
7. Рефлексия. Анализ работ. Подведение итогов занятия.
Учитель: Вот и подошло время к концу занятия. У меня ребята прекрасное настроение и я нарисовала его в виде солнца с лучами. Прошу вас поделиться своим настроением. Если у вас хорошее настроение то прикрепите к моему солнцу луч, если у вас не все получилось и настроение у вас не очень хорошее то к лучу добавьте тучу, если вам не понравился урок то только тучу.
Посмотрев на ваши эскизы, можно сказать: каждый художник неповторим.
Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К. Г. Паустовского.
“ В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.
Источник