Что такое патриотические чувства у дошкольника

Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания у дошкольников
консультация на тему

Патриотическое воспитание, как одно из важнейших звеньев воспитательной работы

Скачать:

Вложение Размер
патриотическое воспитание 24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы «Школа № 138»

Департамента образования г. Москвы, ДО № 2

«Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания у дошкольников»

Воспитатель старшей группы

Консультация для педагогов.

«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания у дошкольников».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как… «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»

Патриотическое воспитание — одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно — патриотического воспитания в семье.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно — патриотического воспитания дошкольников, поэтому были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

— знания о себе, своей семье, роде;

-знания о людях, живущих в нашей стране.

-знания о людях разных национальностей ,имеющих особую значимость для формирования толерантности;

-знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;

— элементарные знания о правах человека;

-знание о русских традициях и промыслах;

-знание о России и ее столице;

-знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

— знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.

Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет патриотическое чувство.

Целью нравственно — патриотического воспитания является : формирование духовности, нравственно — патриотических чувств у детей

Основные методы и формы работы по нравственно — патриотическому воспитанию:

  • Игры — путешествия, творческие игры, игры — соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.
  • Экскурсии (природоведческие, бытовые — в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).
  • Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д).
  • Развлечения.
  • Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д)
  • Чтение стихов, рассказов
  • Фотовыставки.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что — то для коллектива, для детского сада.

Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

Работу следует вести одновременно по трём направлениям:

1. с детьми – согласно разработанного плана.

2. с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение

уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),

3. обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и

возрастными особенностями детей. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и

родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными

усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к

близким людям, к малой Родине, к России.

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». — М., 2009

3.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

5.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. — М., 2004.

6.Козлова С.А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9.

Источник

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Ольга Пашкова
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле.

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.

Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой,когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М.Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Теоретической базой для изучения вопросов по теме «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» могут стать идеи известных представителей отечественной дошкольной педагогики Н. К. Крупской, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, Э. К. Сусловой.

Интересны работы других авторов – Н. В. Алешиной, И. Казаковой, М. Кирилиной, Л. Коломейченко, М. Ю. Новицкой, Л. А. Кондрыкинской и других авторов.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании. Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания, отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности. Занималась вопросами патриотического воспитания в игре.

Новицкая М. Ю. отмечает, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детейпедагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.

я — семья / дом — детский сад — улица — район — город — край — страна

Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольниковс родным краем состоит из следующих блоков:

• Что я знаю о себе;

• Мой детский сад;

• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение).

Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей. Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и родителей.

На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Должны учитываться возрастные особенности детей. Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей.

Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Патриотическое воспитание Одним из приоритетных направлений подрастающего поколения является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Эта проблема.

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Источник

Читайте также:  Что это красивые эмоции
Оцените статью