Что такое патриотические чувства определение

Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры

Приветствую Вас, друзья!

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
  • Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
  • Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Читайте также:  Ты не чувствуешь запах ног

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Примеры ложного патриотизма лучше всего описаны в романе Л. Толстого «Война и мир». Таких персонажей в произведении много. Они гуляют на балах и пируют во время войны, но при этом без конца «патриотично» рассуждают о грядущей победе над неприятелем. Ложными патриотами автор показывает и многих офицеров, которые мечтают о войне, чтобы наконец-то получить побольше наград и боевой славы, но при этом совершенно не думают, сколько страданий это принесёт народу. Увы,такие персонажи встречаются не только в литературных произведениях.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

  • формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
  • создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
  • привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
  • воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
  • формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.

Читайте также:  Чертами характера являются указанные кроме трудолюбия вежливости чувства долга впечатлительности

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
статья (подготовительная группа) по теме

Особенность патриотических чувств

Специфика патриотических чувств

«Патриот», по В.И. Далю и С.И. Ожегову

Связь понятий «Отечество» и «чувство долга»

Родина — «внутреннее наше»

Концепция военно-патриотического воспитания

Скачать:

Вложение Размер
патриотизм как психолого-педагогическое явление 20 КБ

Предварительный просмотр:

Особенностью патриотических чувств является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.

Рассмотрев сущностные характеристики категории «чувства», обратимся к анализу специфики патриотических чувств, для этого определим ряд понятий.

Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В.И. Даля. «Патриот», по В.И. Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

«Родина — 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь». Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.

Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — великом целом своем — для всех она одна».

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию — близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Трудно представить, чтобы человек был похож на страну. Речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» — широкие поля, «голубые глаза» — ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь — неторопливо текущие реки и т.д.

Для того чтобы свободно развиваться, необходимо было отстаивать территорию (землю), культуру, язык, верования отцов, могилы предков. Поэтому, одними из первых формируются понятия, по своей сути, глубоко нравственные: «Отчизна», «Отечество», «Родина».

«Русский толковый словарь» дает следующие определения: «Отечество — страна, где родился данный человек, к гражданам которой он принадлежит». Эти понятия, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям должен испытывать чувства любви, проявлять уважение: в старости, болезни и т.п. (в трудный час) взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.

По мнению В.В. Усова, содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество», «Родина» всегда остаётся неизменным.

Отечество — понятие, родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное.

Проводя аналогию отношений ребенка к своим родителям и гражданина к Отечеству, мы разделяем точку зрения В.В. Усова, который указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к вооружённой защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. Получается, что долг — это предъявляемые к человеку и внутренне принятые им требования к его поведению и деятельности со стороны общества и государства, направленные на обеспечение блага последних.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества — связь функциональную. Данная связь включает функции (роли), человека по отношению к стране.

В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. Н.Е.Щуркова подходит к понятию «Родина» с эстетической точки зрения — «это люди, среди которых родился и познал счастье человек» — и определяет патриотизм как отношение человека к Родине. Солидаризируясь с русским философом А.Ф.Лосевым, рассматривающим Родину как «интимно-интимно — внутреннее наше», она отмечает скрытый характер патриотизма, проявляющийся в экстремальных ситуациях. Привязанность к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в труде на благо Родины, готовность и способности к её защите являются предпосылками формирования патриотизма, которые необходимо использовать в системе воспитательной работы.

Слово «патриот» впервые, как свидетельствует в своём исследовании Е.В.Лисецкая, стало употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношениях личности к Родине, что определялось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот — это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм — как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия и переживании своей духовной связи с ней.

Мнение А.М. Новикова, что патриотизм — это любовь к Отечеству, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его.

В концепции военно-патриотического воспитания молодежи патриотизм рассматривается как олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

В.Я.Гожиков в своём исследовании указывает, что наиболее приемлемым является целостное определение. Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Разделяя точку зрения Е.В.Лисецкой, что взаимоотношения человека с Отчизной нельзя рассматривать только с позиции нравственного чувства. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют качество личности. Автор рассматривает патриотизм как психолого-педагогическое явление, имеющее сложную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность.

Как уже отмечалось, существует классификация чувств в зависимости от их направленности. Поэтому к характеристикам патриотизма как чувства можно отнести его моральную (переживание человеком его отношения к другим людям) и практическую (связь с деятельностью человека) направленность. Так как чувства выступают в качестве стимулов деятельности человека, развитие патриотических чувств имеет своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Патриотизм как чувство можно отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам, можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.

Источник

Читайте также:  Помещения для снятия стресса
Оцените статью