Что такое память чувства

Что такое эмоциональная память

Эмоциональная память – это способность индивида фиксировать, обобщать, удерживать в сознании эмоциональные следы значимых событий. Этот компонент мнестической функции впоследствии нередко становится инструментом, формирующим структуру личности, определяя такие категории, как мотивы, мировоззрение, ценности, психологические установки, вкусы.

Определение

В психологии эмоциональная память – это способность запоминать и впоследствии воспроизводить чувства. Когда человек вспоминает события прошлого, он визуализирует в сознании образы, действия, слова и свои чувства, переживания, которые сопутствовали ситуации. Например, случайная встреча с приятелем, который безразличен, может создать отличное настроение на целый день, если с ним связаны воспоминания о радостных, веселых событиях.

Индивиду свойственно бледнеть при мысли о страхе, пережитом в далеком прошлом, или краснеть при воспоминании о постыдном поступке или перенесенном унижении. Аффективная память направляет поведение индивида, который, например, стремится избегать воспоминаний о трагическом событии, чтобы вновь не испытать неприятные, болезненные эмоции.

Выступая в качестве регулятора поведенческих реакций, способность запоминать эмоции, участвует в предотвращении повторных аморальных поступков, которые сопряжены с пережитым ощущением стыда, неприязни к себе. И наоборот, способствует повторению благородных поступков, которые ассоциируются с чувством гордости и внутреннего удовлетворения.

Эмоциональная память отличается от когнитивных видов (вербальной, образной) и связана с сущностью индивида, что обусловлено направленностью мнестических процессов на личность в отличие от таких видов памяти, как образная и вербальная, ориентированных на внешние факторы (переработка информации, поступающей из окружающего мира).

Память на чувства – это подсистема, которая отвечает за фиксацию, консолидацию, воспроизведение чувственных состояний, отражающих отношение индивида к определенным событиям, субъектам и объектам. Аффективная информация кодируется при помощи субъективных реакций, которые отождествляются с состояниями – приятно или неприятно, комфортно или дискомфортно, полезно или бесполезно.

Эмоциональные следы – мнемические структурные единицы этого вида памяти, из которых образована аффективно-когнитивная структура. Основные компоненты структуры – когнитивные образы объектов, вызывающих эмоции, отношение к объекту, проявляющееся в форме аффективного переживания. Основной продукт функционирования подсистемы – чувства, которые характеризуются признаками:

  1. Предметность. Отношение к объекту в соответствии с его мотивационной значимостью. Чувство всегда ассоциируется с каким-либо предметом, который зафиксирован в сознании в форме вещи, символа, идеи.
  2. Модальность. Устойчивое векторное направление – позитивное, негативное.
  3. Способность к формированию, развитию. Эмоциональное общение с годовалым ребенком провоцирует формирование у него этой памяти, что проявляется в установлении устойчивых связей с объектами внешнего мира, обладающими значимостью. Развитие личности происходит с обязательным участием становления и постоянного совершенствования сферы чувств.

Чувство формируется постепенно. В процессе формирования чувства ситуативные эмоции переживаются многократно, ассоциативно привязываются к объекту. В результате в сознании образуются устойчивые аффективные связи с объектами. Накопление эмоционального опыта происходит посредством попадания индивида в ситуации, которые провоцируют появление разноплановых эмоций, при столкновении с объектами, способными волновать и вызывать переживания.

Примером эмоциональной памяти служит страх, который испытывает индивид при воспоминании о пережитой психотравмирующей ситуации, приятные эмоции запоминаются после веселых событий, таких как свадьба, рождение ребенка, встреча с друзьями, посещение развлекательного мероприятия.

Эмоции, принявшие форму устойчивого чувственного ощущения, формируют память, пребывая в ней в латентной (скрытой) форме, периодически трансформируясь в актуальную форму (яркое, живое переживание в текущий момент). В рамках накопленного эмоционального опыта сформировавшееся чувство становится личностной чертой, влияя на переживания, мысли, мироощущение и поведение индивида.

Читайте также:  Что делать если общение с людьми стресс

Аффективное ощущение актуальной формы, попадая в оперативную память, перерабатывается, дополняется, обогащается, привязывается к новым объектам. Аффективное ощущение латентной формы, попадая в долговременную память, ассоциируется с новым опытом, который впоследствии подлежит ассимиляции (объединению с предыдущим опытом).

Основные функции

Исследования, которые проводятся в сфере психологии, показывают, аффективные ощущения, переведенные из латентного в актуальное состояние, участвуют в координации моторной, когнитивной, психической, физиологической деятельности. Они помогают индивиду решать жизненные задачи. Мнемические следы выстраиваются в определенную структурную систему.

Например, в иерархии любви выделяют депрессивный, позитивный, вегетативный, сексуальный компоненты. В структуре гнева наблюдаются составляющие – агрессия, вегетативные нарушения, своеобразные двигательные реакции, проявление самоконтроля. Эмоциональная память играет значимую роль в познавательной деятельности. Для этой подсистемы типичны свойства:

  • Быстрота формирования.
  • Устойчивость, прочность.
  • Непроизвольный характер воспроизведения.

Человек непроизвольно реагирует проявлением аффекта на внешний стимул, который ассоциируется с определенной ситуацией. Например, уловив запах духов любимой женщины, даже в случае ее отсутствия рядом, мужчина непроизвольно испытывает чувство удовольствия, нежности, страсти, сексуального желания.

Аффективная память лежит в основе талантливой актерской игры, когда актер вспоминает моменты жизни, ассоциирующиеся, связанные с чувствами, которые нужно воплотить на сцене. Например, если по сценарию нужно заплакать, актеры вспоминают реальное трагическое событие. Когда нужно изобразить страстные чувства, они воспроизводят в сознании образ реального любимого человека.

Аффективная память регулирует взаимоотношения индивида с окружающим миром, определяя его настроение и поступки, влияя на решения. Важная роль подсистемы прослеживается в изучении иностранного языка, истории, литературы. Психологи выяснили, что запоминание учебного материала происходит быстрее, если у ученика в рамках смыслового прочтения обучающих текстов формируются эмоции в отношении их содержания.

Если формируется личностное отношение ученика к содержанию учебного материала, в памяти запечатлеваются чувства, которые помогают лучше запомнить смысловой компонент текста. Эмоциональная память – важный элемент функции воображения. В контексте формирования личностного отношения к изучаемому материалу происходит оценка личности персонажей, исторических деятелей, их действий, домысливание сюжета и эпизодов истории.

Механизм участия эмоциональной подсистемы в процессе запоминания новой информации объясняет, почему ученики быстрее фиксируют и впоследствии воспроизводят сведения, которые вызвали у них интерес и выраженные эмоции. Аффекты мотивируют деятельность индивида, что отчетливо проявляется в сфере налаживания коммуникативных контактов.

Особенности проявления аффективных реакций

Эмоциональный тип памяти характеризуется воспроизведением аффективных следов прежнего опыта после того, как явления, спровоцировавшие аффект, уже исчезли. Ситуации, которые сопровождаются появлением определенных эмоций, нередко запускают механизм возвращения к эмоциям, пережитым в прошлом. В психологии эмоции считаются основой деятельности индивида во всех сферах.

Определенная эмоция возникает в тесной взаимосвязи с конкретной ситуацией, которая выделяется, как категориальная. Например, несправедливость вызывает агрессию и ярость, предательство – отвращение, негодование и досаду, благородный поступок – благодарность, симпатию и расположение. Благодаря градуировке эмоциональных ситуаций в коммуникативной сфере можно предугадать реакцию партнера.

Развитая аффективная память – предпосылка для способности сочувствовать и сострадать. Эмоция возникает как следствие физиологического возбуждения в ответ на раздражающий стимул. Качество эмоций зависит от оценки ситуации индивидом независимо от ощущений, отражающих физиологическую реакцию.

Воспоминания о любви, счастливых моментах, успехах в жизни дают силы противостоять жизненным сложностям и проблемам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда умирающий от опухоли мозга муж перед смертью написал жене несколько писем, которые она получила после его похорон. Письма согласно воле усопшего, открывались с периодичностью 1 раз в месяц.

Читайте также:  Если нос не чувствует запахи при простуде что делать

В каждом письме он напоминал ей о счастливых моментах совместной жизни и просил сосредоточиться на своих потребностях (купить новое платье, участвовать в музыкальном конкурсе, съездить на море), отстранившись от переживания горя. Эти письма помогли женщине пережить тяжелый период и вернуться к нормальной жизни. Она научилась жить самостоятельно, бережно храня память о супруге.

Чтобы воспроизводить позитивные аффективные воспоминания, рекомендуется вести дневник с записями о счастливых моментах – перечитывая написанное от раза к разу можно неоднократно переживать приятные ощущения прошлого. Чтобы вызвать отклик в виде слез, приступа смеха или крика ужаса, нужно вспомнить событие из прошлого, которое сопровождалось подобными эмоциями.

Эмоциональная память – совокупность чувств, связанных с пережитыми событиями, ассоциирующихся с определенными вещами, людьми, явлениями.

Источник

Эмоциональная память

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.

Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.

Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.

Определение

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.

Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».

Читайте также:  Подросток чувствует себя одиноким как помочь

Эмоциональная память в актерском искусстве

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.

Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.

Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?

В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.

Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.

Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».

Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.

Источник

Оцените статью