Что такое ортодоксальные эмоции

Значение слова «ортодоксальный»

ОРТОДОКСА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. Книжн. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения. Всем известно также, что именно пролетарские тенденции движения выражает ортодоксальная, а демократически-интеллигентские — оппортунистическая социал-демократия. Ленин, Шаг вперед, два шага назад.

[От греч. ’ορθόδοξος — правоверный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОРТОДОКСА’ЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно [от греч. orthodoksos — правоверный] (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. О. марксизм.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ортодокса́льный

1. книжн. правоверный в смысле строгого следования принятому учению в области религии, науки, общественных вопросов и т. п. и отсутствия всякого сомнения в истинности своей веры

2. книжн. неукоснительно следующий какому-либо учению (обычно некритически), строго придерживающийся принятого направления, мировоззрения; последовательный ◆ Ортодоксальные взгляды. ◆ Ортодоксальный марксизм.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: анализирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Ортодоксальный

* * *
крайний, последовательно Придерживающийся какой-либо популярной у большинства людей точки зрения. Ортодоксальный человек занимает, как правило, непримиримую, крайнюю позицию в каком-либо вопросе и не идет на компромисс. То же самое касается так называемых ортодоксальных учений.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Ортодоксальный» в других словарях:

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — (греч.). Правоверный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ [гр. orthodoxos правоверный] неукоснительно следующий какому л. учению, строго придерживающийся принятого направления,… … Словарь иностранных слов русского языка

ортодоксальный — См … Словарь синонимов

ортодоксальный — ая,ое. orthodoxe. 1. Строго придерживающийся принципов данного направления, учения. БАС 1. Университет в Упсале .. в настоящее время служит представителем самого ортодоксального, традиционального и нетерпимого направления в науке. дек. 1883. С.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. Ортодоксальный марксизм … Толковый словарь Ушакова

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Неуклонно придерживающийся основ какого н. учения, мировоззрения. Ортодоксальные взгляды. | сущ. ортодоксальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ортодоксальный — Ортодоксия (от греч. ὀρθοδόξια прямое мнение , правильное учение) неуклонное следование основам какого либо учения, мировоззрения, которое воспринимается как единственно верное и не допускающее сомнения. Ортодоксия предполагает неуклонное… … Википедия

Ортодоксальный — прил. Последовательно и неуклонно обычно некритически придерживающийся основ какого либо учения, мировоззрения, каких либо взглядов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ортодоксальный — ортодоксальный, ортодоксальная, ортодоксальное, ортодоксальные, ортодоксального, ортодоксальной, ортодоксального, ортодоксальных, ортодоксальному, ортодоксальной, ортодоксальному, ортодоксальным, ортодоксальный, ортодоксальную, ортодоксальное,… … Формы слов

ортодоксальный — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где orthodoxal суф. образование от orthodoxe «ортодокс» < греч. othodoxos «правильно думающий», сложения orthos «правый, правильный» и doxa «мнение». Ср. орфография, Евдокия … Этимологический словарь русского языка

ортодоксальный — Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – имеющий правильное мнение (orthos – правый , doxos – мнение ) … Этимологический словарь русского языка Крылова

Читайте также:  Иногда спокойствие лучше чем радость

Источник

Ортодоксальный — что это значит и когда уместно употребление слова ортодокс и ортодоксия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «ортодоксальный» неоднозначно: один увидит в нем отрицательное личностное качество, а другой – комплимент.

Оно часто ассоциируется с религией (ортодокс), но такое понимание тоже однобоко. Поэтому стоит разобраться, что на самом деле скрывается за этим словом.

Ортодоксальный — это какой?

Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие», «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».

В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся основ какого-то мировоззрения, доктрины, концепции (что это такое?), преданно следующий своему миропониманию.

Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:

  1. традиционный;
  2. последовательный;
  3. устаревший;
  4. косный;
  5. проверенный;
  6. правоверный.

Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом.

Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.

Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.

Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.

В современном понимании, ортодокс – это тот, кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.

Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!

Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.

Ортодоксальность (ортодоксия) в религии

Это понятие очень часто употребляют в религиозном контексте, хотя это не совсем точно отражает смысл. Здесь оно работает в связке с термином «ортодоксия». Так обозначают консервативный тип религиозного мышления, где скрупулезно следуют вере в базовом варианте в противовес любым реформаторским шагам.

В широком смысле ортодоксия – это позиция, преподносимая как на 100 % соответствующая первоначальному и буквальному пониманию того или иного учения.

Религиозная ортодоксальность ассоциируется прежде всего с иудаизмом. Это связано с появлением в начале 19-го века нового, реформированного направления в этом учении. С легкой руки ее сторонников иудаизм в прежнем виде, каким он существовал тысячелетиями, стали называть ортодоксальным.

Ортодоксальные иудеи выделяются поведенческими особенностями (ограничениями в пищевых пристрастиях, чтением Торы), одеждой, ношением специфических символов.

Сегодня активно развивается новое направление — ортодоксальный модернизм, или современная ортодоксия. Оно сохраняет прежние принципы, интегрируя их с современным миром и его культурой.

Вопреки сложившемуся стереотипу, не иудаизм, а православная вера отличается особой приверженностью традициям. В переводе на многие языки «ортодоксальный» звучит в том числе и как «православный» (правоверный).

Это направление отличается строгостью в плане обрядов и правил. Во время православных богослужений прихожане стоят (порой даже на коленях). Эта вера связана с длительными строгими постами и послушаниями.

Большинство самых известных религий имеют ортодоксальное «ядро» — классическую версию, и «периферийные», обновленные варианты.

Философские школы ортодоксов

В странах Востока все обстоит иначе: здесь это понятие не значит неактуально, оторвано от жизни, косно, а наоборот. Ортодоксальное «крыло» сохраняется в китайском конфуцианстве, оно называется «Школа канона древних знаков». Его последователи отстаивают незыблемость авторитета Конфуция, его учеников, непреложность их заветов.

Известны на весь мир и индийские ортодоксальные системы, опирающиеся на ведические каноны: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика.

Такая тенденция свойственна и западным учениям, яркий пример – ортодоксальный марксизм. По мнению многих историков и политологов, социалистическая идеология XX века, называемая марксизмом-ленинизмом, по сути, и есть то самое направление.

Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда

В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.

В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.

Читайте также:  У кого был стресс при воспитании ребенка

Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах»:

  1. Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
  2. Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, моральные нормы, самоконтроль т.д.).
  3. Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – это личность человека, его разумное начало.

» alt=»»>

В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.

Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.

Ортодоксальный – это плохо или хорошо?

Подсознательно это понятие несет в себе некую негативную окраску. У среднестатистического человека любые ограничения вызывают отторжение (это тенденции современного мировосприятия), а здесь еще добавляется отсутствие гибкости, невозможность адаптироваться к постоянной смене жизненных обстоятельств.

Тот, кто мыслит ортодоксально, часто видится как принципиальный оппонент всякого развития. Он пользуется постоянным набором стратегий, многие из которых устарели (от них явно попахивает нафталином!), однако не позволяет себе покинуть границы единственного, с его точки зрения, правильного, должного.

Косность мышления — это признак наступающего слабоумия

Впрочем, не следует однозначно воспринимать ортодоксальность как нечто негативное, абсолютно невостребованное в современной жизни. Есть сферы, в которых приверженность установившимся канонам очень важна (например, юриспруденция, делопроизводство).

Много споров в этом контексте вызывает ортодоксальная медицина. Так обозначают традиционную медицинскую науку сторонники альтернативной, или натуропатической медицины (остеопатии), вкладывая в это обозначение негативный смысл.

По их мнению, официальная медицина «делит на кусочки» человеческий организм между разными врачебными специальностями, не уделяя внимание целостной картине, а это основная причина неизлечимости некоторых недугов.

Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива. В разной степени она свойственна всем людям, по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и причиной деградации.

В современном обществе полным-полно ортодоксальности в том или ином виде, и не всегда это связано с религией. Она несет стабилизирующее начало, помогает сохранять всеобщий порядок. Перебор с ней так же нежелателен, как и ее полное отсутствие. Все хорошо в меру!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Изредка использую в разговорной речи выражение «ортодоксальные взгляды», но мало кто понимает, что это значит 🙂

В современном мире важно иметь гибкий ум, ведь новые открытия совершаются постоянно, а ортодоксальный взгляд может сделать мировоззрение костным и заангажированным.

Источник

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

Ортодоксальный подход

Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. Считается, что расщепление психической сферы на уровни — бессознательный, предсознательный и сознательный — происходит в раннем детстве; по мнению Эрнеста Джонса (44), на первом году жизни. Психическая жизнь новорожденного поэтому может быть охарактеризована как недифференцированное состояние, из которого начинают быстро формироваться уровни сознания.

Определение и значение бессознательного. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась или прежде была сознательной и подверглась вытеснению. Это динамическая концепция в том смысле, что бессознательные импульсы постоянно самым активным образом стремятся к сознательному выражению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем сознаваемого, оно может глубоко изменять идеи, эмоции и даже соматическое состояние, при этом человек не сознает его влияния. Важность данной концепции для теории суммировал Фенихель (18, с.7):

«Предположение о существовании бессознательного способствует психоаналитическим исследованиям в поиске научного объяснения и понимания сознания. Без такого предположения феномены сознания в их взаимодействии остаются непонятными; такое предположение делает возможным предсказание и систематическое воздействие, что характеризует успешность любой науки».

Доводы Фрейда в пользу бессознательного: «. а) В постгипнотическом состоянии выполняются внушения, удерживаемые в бессознательном, б) доказательства, полученные посредством интерпретации сновидений, в) раскрытие причин ошибок памяти, речи, действий, г) факт неожиданного появления в сознании неизвестно откуда взявшихся идей или даже решение проблем без участия сознания, д) небольшой объем содержания сознания по сравнению со скрытым содержанием психики, е) распознание посредством психоаналитической техники значения психических и физических симптомов свидетельствует о скрытой стороне психической жизни, и, вообще, аналитическое исследование раскрывает процессы, имеющие характеристики и особенности, которые кажутся нам чуждыми, не заслуживающими доверия и прямо противоречат известным атрибутам сознания, ж) наконец, доказательство от противного основано на том, что признание бессознательного позволяет создать высоко успешный практический метод для оказания воздействия на процессы сознания» (40, с. 22, 24) (прим. 4).

Читайте также:  Что чувствует наркоман когда ломка

Свойства бессознательного. Бессознательное имеет определенные специфические характеристики, которые отличают его от предсознания (уровня, близкого к сознанию, с содержанием, способным стать сознательным) и самого сознания:

1. Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. По словам Фрейда, «они свободны от противоречий». Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель.

2. Процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются по истечении времени и не имеют временной последовательности. Временные отношения являются функцией сознания (прим. 5).

3. Бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным.

4. Бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т.е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное — аморально.

5. Энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с «первичным процессом». Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики; легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. «Вторичный процесс», которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Происхождение бессознательного. Вопрос о происхождении бессознательного остается очень спорным. Фрейд говорит о «первичных фантазиях», которые обнаруживаются настолько часто, что складываются в типичные формы. Поначалу Фрейду казалось, что их происхождение восходит к опыту раннего детства, но позднее он перешел на «филогенетическую» позицию. Индивид посредством расовой наследственности преодолевает «пределы своей жизни и становится обладателем опыта древности, его собственный опыт носит только рудиментарный характер». Фрейд добавляет, что бессознательные фантазии «были реальностью в первобытном существовании человечества, и воображение ребенка просто заполняет пропасть между индивидуальной и доисторической истиной» (прим. 6).

Сущность бессознательного. Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. Неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях, чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания — только идея, представляющая инстинкт. Подобным образом дело обстоит с бессознательным, поскольку, если инстинкт не связан с идеей, о нем ничего не известно. Рассуждения о бессознательных или вытесненных инстинктивных влечениях не более чем безвредное несовершенство языка.

Как не бывает бессознательных инстинктивных влечений, так не может быть и бессознательных эмоций. Рассмотрение на практике бессознательных — любви, вины, тревоги — основано на трудно распознаваемом процессе, который не противоречит общему принципу. Случается, что некая эмоция неправильно интерпретируется. Это искажение возникает в результате связи эмоции с иной идеей. Эмоция переживается в процессе выражения вторичной идеи. В данном случае первоначальная идея может быть описана в качестве бессознательной, она и была реально вытесненным представлением.

Фенихель, с другой стороны, считает, что закономерно говорить о бессознательных эмоциях. Состояния напряжения в организме, если не блокируются, вызывают специфический настрой. Он может рассматриваться как бессознательная предрасположенность. Поэтому то, что неведомо индивиду, возможно, представляет робой установки — на гнев, сексуальное возбуждение, тревогу или вину.

Отношение бессознательного к ид. Фрейд впоследствии дополнил свое представление об уровнях психики топографическим разделением личности на ид, эго и супер-эго. С точки зрения последовательности нашего изложения в данном разделе целесообразно рассмотреть только ид.

Точное отношение между бессознательным и ид никогда не было ясно сформулировано. Некоторые авторы используют оба понятия поочередно, в то время как другие, включая Фрейда, считают плодотворным их разграничение. Вероятно, наилучшим является представление об ид как части бессознательного. Другими словами, ид целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает его.

Ид может быть описано следующими характеристиками:

1. Ид — источник инстинктивной энергии индивида, резервуар его либидной энергии (прим. 7).

2. Ид служит удовлетворению либидных побуждений, повинуясь принципу удовольствия.

3. Ид — аморально и алогично, не отличается единством намерений.

Источник

Оцените статью