- Что такое органы чувств 7 класс биология
- Зрительная сенсорная система (органы зрения)
- Слуховая сенсорная система (органы слуха)
- Вестибулярная сенсорная система (орган равновесия)
- Органы химического чувства (органы обоняния и вкуса)
- Осязательная сенсорная система (орган осязания)
- Проприорецепторы
- Презентация по биологии на тему «Органы чувств» 7 класс
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация по дисциплине «Биомониторинг» на тему: «Биологические объекты- показатели состояния окружающей среды»
- Инструктивная карта по биологии на тему «Экосистема»
- Презентация по дисциплине «Биология развития и размножения» на тему : «Эмбриогенез человека»
- Рабочая программа по биологии 8 класс Пономарева
- Рабочая программа по биологии 9 класс Пономарева
- Презентация по биогеографии «Леса смешанного типа»
- Рабочая программа по биологии 8 класс Пономарева
- Тест по биологии на тему «Основы селекции и биотехнологии» (11 класс)
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Что такое органы чувств 7 класс биология
Анализатор (сенсорная система) — функциональная система, обеспечивающая восприятие и переработку информации из внешней и внутренней среды организма. Учение об анализаторах разработано И.П. Павловым. Совокупность рецепторов, сконцентрированных в определенных участках тела, и клеток других тканей образует органы чувств. Анализатор состоит из трех отделов:
- периферический — рецепторы, которые входят в состав органов чувств. Рецептор — это клетка, способная воспринять раздражитель и преобразовать его в нервный импульс. Есть хеморецепторы (вкуса, обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрения); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы;
- проводниковый — нервы, отходящие от рецепторов органов чувств;
- центральный — участок коры больших полушарий, где происходит декодирование (расшифровка) информации с языка нервного импульса в форму соответствующего ощущения (зрительного, слухового, вкусового и т.п.).
Органы чувств — высокоспециализированные органы, воспринимающие определённый раздражитель. У человека различают шесть органов чувств: орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожно-мышечного чувства и равновесия. Действуя одновременно, они обеспечивают человека разнообразной информацией об окружающем объективном мире, которая отражается в его сознании в виде субъективных образов — ощущений, восприятий и представлений памяти.
Проводящий путь сенсорной системы представлен чувствительными нервами, передающими нервный импульс в ЦНС. Частично информация начинает обрабатываться уже на уровне рецепторов, однако главную роль играет обработка в ЦНС.
Корковый отдел сенсорной системы — определённая зона коры больших полушарий головного мозга, где нервный импульс воспринимается и анализируется. На этом уровне возможно взаимодействие между различными сенсорными системами. В результате согласованной работы сенсорных систем в больших полушариях формируется программа поведения, оценка действий и др.
Зрительная сенсорная система (органы зрения)
Зрительная сенсорная система состоит из глаз, зрительного нерва и зрительных центров в височной области коры больших полушарий (коркового центра).
Глаз состоит из глазного яблока (шаровидное тело, расположенное в глазнице черепа) и вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат и глазодвигательные мышцы).
Брови — волосы, предохраняющие глаза от попадания пота со лба. Веки — кожные складки с растущими по свободному краю ресницами, которые защищают глазное яблоко от ветра, пыли, ярких солнечных лучей. Слёзный аппарат включает слёзную железу, расположенную в верхнем наружном углу орбиты, и систему слёзных путей (слёзный каналец, слёзный мешок, носослёзный канал). Глазодвигательные мышцы соединяют глазное яблоко со стенками глазницы и обеспечивают его движения.
Глазное яблоко состоит из ядра, покрытого тремя оболочками: фиброзной, сосудистой и сетчатой (сетчаткой). Фиброзная оболочка в заднем отделе образует склеру, придающую глазному яблоку определённую форму, а в переднем отделе — прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет свет. Тонкая и нежная сосудистая оболочка с густой сетью тончайших сосудов и капилляров обеспечивает снабжение глаза кровью. В передней части глаза она образует радужную оболочку, в её центре имеется небольшое отверстие — зрачок, он способен рефлекторно расширяться или сужаться в зависимости от интенсивности света. Позади зрачка находится прозрачный и эластичный хрусталик, кривизна которого регулируется ресничной мышцей. Стекловидное тело заполняет почти всю внутреннюю полость глазного яблока. Сетчатка состоит из рецепторов — палочек и колбочек. Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, — слепое пятно. Почти рядом с ним находится жёлтое пятно, образованное скоплением рецепторов, — место наилучшего видения.
На сетчатке образуется уменьшенное перевёрнутое изображение видимых глазом предметов. Действительное изображение формируется в зрительной коре после поступления возбуждения от фоторецепторов. Для чёткого восприятия близких и далёких предметов хрусталик меняет свою кривизну, фокусируя лучи на сетчатке. Эта способность называется аккомодацией. Стереоскопичность (объёмность) зрения достигается сочетанием зрительных осей обоих глаз так, чтобы изображение падало на идентичные участки сетчатки.
Слуховая сенсорная система (органы слуха)
С помощью слуха человек воспринимает и анализирует огромное многообразие звуков окружающего мира и овладевает способностью говорить.
Слуховая сенсорная система состоит из рецепторов, расположенных в улитке внутреннего уха, слуховых нервов, проводящих импульс в головной мозг, и слуховых центров в височной доле коры головного мозга, где окончательно различается характер звука, его высота и тембр.
Орган слуха человека состоит из трёх отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо служит для улавливания и проведения звуковых колебаний. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Среднее ухо расположено внутри височной кости, отграничено барабанной перепонкой и овальным окном внутреннего уха. Оно состоит из заполненной воздухом барабанной полости (соединена с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, через которую уравновешивается давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением) и тремя слуховыми косточками — молоточком, наковальней и стремечком, соединёнными между собой суставами. Вибрация барабанной перепонки передаётся сращённому с ней молоточку, а затем — наковальне и стремечку, передающему её на овальное окно. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Основные части: улитка (содержащая слуховые рецепторы) и три полукружных канала (орган равновесия). Улитка — тонкостенный спиральный канал, заполненный жидкостью. В её полости расположен кортиев орган, содержащий волосковые клетки, преобразующие колебания жидкости улитки, вызванные звуковыми колебаниями, в нервные импульсы.
Вестибулярная сенсорная система (орган равновесия)
Вестибулярная сенсорная система (анализатор равновесия и положения тела в пространстве) играет важную роль в управлении движениями. Она включает рецепторные клетки органа равновесия, нервы, проводящие возбуждение в продолговатый мозг и мост, корковые центры в теменной и височной долях больших полушарий (при сознательном определении тела в пространстве) или мозжечок и спинной мозг (при рефлекторных реакциях).
Орган равновесия (вестибулярный аппарат) — часть внутреннего уха, состоящая из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия (сферического и эллиптического). В стенках мешочков группами расположены волосковые клетки. Волоски этих клеток погружены в студнеобразное вещество, в котором разбросаны мелкие известковые кристаллы — отолиты. При любом положении тела отолиты деформируют волоски определённой группы волосковых клеток. Эта деформация вызывает возбуждение в оплетающих эти клетки нервных волокнах. Возбуждение поступает в нервный центр (в продолговатом мозге) и при необычном положении тела вызывает ряд двигательных рефлекторных реакций, приводящих тело в нормальное положение. Полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому их рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.
Органы химического чувства (органы обоняния и вкуса)
Хеморецепторные сенсорные системы — обонятельная и вкусовая, их периферический отдел состоит из специфических хеморецепторов (обонятельных и вкусовых).
Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке носа. Попадая вместе с воздухом в нос, молекулы пахучих веществ растворяются в слизи, затем путём химического взаимодействия возбуждают обонятельные клетки. Это возбуждение по волокнам обонятельного нерва поступает в центр обоняния (обонятельные зоны промежуточного мозга и коры больших полушарий), где происходит различение запахов.
Скопления вкусовых рецепторов (вкусовые луковицы), размещённые во вкусовых сосочках (выростах слизистой оболочки), расположены на языке и стенках ротовой полости. На вкусовые рецепторы химически воздействуют растворённые в воде вещества. Возникающее возбуждение по волокнам вкусового нерва поступает в мост и продолговатый мозг, а оттуда — в центр вкуса, расположенный на внутренней поверхности коры между полушариями головного мозга. Там возникают четыре вкусовых ощущения: солёного, горького, кислого и сладкого. Вкус пищи — комбинация этих ощущений в разном соотношении, к которой добавляется также ощущение запаха пищи.
Осязательная сенсорная система (орган осязания)
Кожные рецепторы разбросаны в толще кожи по всей поверхности тела. В большинстве случаев они представляют собой многоклеточные тельца разной формы, внутрь которых заходит и разветвляется чувствительное нервное волокно. Кожные рецепторы расположены неравномерно. Наибольшая их концентрация отмечена на кончиках пальцев рук, губах и наружных половых органах. Поэтому эти участки тела наиболее чувствительны к механическим и температурным раздражителям.
В коже и слизистых оболочках расположены механорецепторы, реагирующие на различные механические раздражения — давление, прикосновение, вибрацию; особенно многочисленны они на языке, ладонях и кончиках пальцев. Возбуждение от рецепторов по центростремительным нервам через спинной мозг поступает в зону кожной чувствительности коры больших полушарий. С помощью осязания человек способен различать форму, размеры, характер поверхности предмета.
Температурная чувствительность связана с холодовыми и тепловыми рецепторами, расположенными в коже, а также во многих внутренних органах. Импульсы от них посылаются в ЦНС, где информация анализируется, и запускается реакция терморегуляции.
Боль — психофизиологическая реакция на повреждающий раздражитель, вызывающий в организме органические или физиологические нарушения, она является врождённой сигнальной реакцией. Боль вызывает оборонительную реакцию, направлённую на сохранение целостности организма. Специальных болевых рецепторов нет, поэтому боль воспринимают свободные нервные окончания, расположенные по всему организму.
Проприорецепторы
В опорно-двигательном аппарате есть особые механорецепторы — проприорецепторы, посылающие в головной мозг информацию о состоянии мышц (их сокращении или растяжении). Благодаря проприорецепторам человек всегда знает, в каком положении пребывают разные части его тела. Строение их различно — от простых нервных окончаний до сложноустроенных мышечных веретён (покрытые соединительнотканной капсулой скопления из нескольких видоизменённых мышечных волокон, оплетённых одним или несколькими чувствительными нервными волокнами). Растяжение или сокращение мышечных волокон вызывает в нервном волокне возбуждение, которое направляется в зону мышечной чувствительности коры больших полушарий и к мозжечку.
Это конспект по теме «Органы чувств, их роль в жизни человека». Выберите дальнейшие действия:
Источник
Презентация по биологии на тему «Органы чувств» 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Органоиды
одноклеточных
Специализированные клетки
Специальные органы
Описание слайда:
Органы чувств
Орган
равновесия
Орган
зрения
Орган
осязания
Орган
обоняния
Орган
слуха
Орган
химической чувствительности
Описание слайда:
Простейшие
Осязание всей поверхностью тела
Осязание ресничками, химическая чувсвительность
Светочувствительный глазок
Описание слайда:
Описание слайда:
Плоские черви
простые глаза
статоцист
органы осязания волоски
Описание слайда:
Круглые черви
простые глаза
органы хим. распознавания (обонятельные ямки)
чувствительные сосочки
Описание слайда:
Кольчатые черви
специализированных органов нет,
чувствительные клетки по всему телу
Описание слайда:
Двустворчатые моллюски
органы чувств развиты слабо
орган равновесия в основании ноги
Орган химического чувства в жабрах
чувствительные клетки во всех покровах
Орган осязания-ротовые лопасти
Описание слайда:
Брюхоногие моллюски
органы осязания и обоняния
глаза
чувствительные клетки в коже
орган равновесия в ноге
органы осязания и обоняния
глаза
органы осязания и обоняния
глаза
органы осязания и обоняния
глаза
Описание слайда:
Головоногие моллюски
сложноустроенные глаза
(хрусталик и сетчатка)
орган равновесия
статоцист
органы химического чувства
щупальца для исследования окружающей среды
Описание слайда:
Ракообразные
сложные фасеточные глаза
органы равновесия и слуха в основании передних усиков
осязание и хим. чувство – волоски по всему телу
длинные усики (антенны) служат органами осязания,
короткие (антеннулы) — органами обоняния и осязания
Описание слайда:
Паукообразные
органы химического чувства в углублениях по всему телу
простые глаза
тактильные и осязательные волоски по всему телу
слуховые пузырьки
Описание слайда:
Насекомые
органы чувств развиты хорошо.
глаза простые или сложные (фасеточные), различаю цвета УФ часть спектра
одна пара усиков (антенн), на которых располагаются органы обоняния и осязания
органы вкуса, на щупиках нижней губы и нижней челюсти
орган слуха
орган равновесия
Описание слайда:
Ланцетник
органы чувств примитивные
светочувствительные клетки вдоль нервной трубки
осязание — клетками в ротовой полости
обоняние – ямка на переднем конце нервной трубки
Описание слайда:
Описание слайда:
Амфибии
глаз с выпуклой роговицей и хрусталиком в виде линзы,
есть веки
появилась полость среднего уха
внешние и внутренние ноздри
вкус –язык и полость рта
осязание всей поверхностью тела
Описание слайда:
Рептилии
органы вкуса и обоняния в области ротовой полости
внутреннее и среднее ухо
зрение отличное
чувствительные клетки с осязательными волосками на чешуйках
Описание слайда:
Птицы
зрение, вкус, слух, осязание, обоняние
отличный слух
отличное зрение (глаза с веками и мигательной перепонкой)у большинства монокулярное
обоняние слабое
Описание слайда:
Звери
зрение, вкус, слух, осязание, обоняние
органы обоняния в носовой полости
наружная ушная раковина
бинокулярное зрение
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по биологии на тему «Органы чувств» 7 класс может быть использована при изучении новой темы в классе и самостоятельно. Поможет быстро вспомнить и систематизировать материал при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по дисциплине «Биомониторинг» на тему: «Биологические объекты- показатели состояния окружающей среды»
Инструктивная карта по биологии на тему «Экосистема»
Презентация по дисциплине «Биология развития и размножения» на тему : «Эмбриогенез человека»
Рабочая программа по биологии 8 класс Пономарева
Рабочая программа по биологии 9 класс Пономарева
Презентация по биогеографии «Леса смешанного типа»
Рабочая программа по биологии 8 класс Пономарева
Тест по биологии на тему «Основы селекции и биотехнологии» (11 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5187640 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник