Океаническое чувство
* * *
– ощущение вечности, безграничности, неразрывной связи с миром, принадлежности к Вселенной.
Термин «океаническое чувство» был использован французским писателем, профессором истории и музыки Роменом Ролланом (1866–1944) в одном из писем З. Фрейду, в котором он высказал свои соображения по поводу оценки религии как иллюзии, данной основателем психоанализа в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927). Сожалея о том, что З. Фрейд не воздал должное подлинному, по его мнению, источнику религиозности, Р. Роллан заметил, что океаническое чувство обнаруживается у многих людей, оно никогда не покидало его самого, и на основании этого чувства человек может называть себя религиозным, даже если он отвергает какую-либо веру и иллюзию.
В работе «Недовольство культурой» (1930) З. Фрейд предпринял попытку разобраться в том, что Р. Роллан назвал океаническим чувством. У себя он не нашел подобного чувства, которое для него имело скорее характер интеллектуального умозрения, чем чего-то реального. Личный опыт не убедил З. Фрейда в том, что океаническое чувство является первичным по своей природе. Не оспаривая на этом основании факта наличия подобного чувства у других людей, он поставил в то же время вопрос о том, насколько верно оно истолковывается и может ли считаться началом и истоком религиозных верований.
Идея об изначальной связи человека с окружающим миром посредством океанического чувства представлялась З. Фрейду столь плохо совместимой с психологией, что ему пришлось прибегнуть к генетическому исследованию этого чувства. Обратив внимание на то обстоятельство, что не существует четкой границы между Я и бессознательной душевной инстанцией Оно, основатель психоанализа отметил, что по крайней мере в отношениях с внешним миром Я человека при нормальном, а не патологическом состоянии его, отделено от этого мира. Другое дело, что чувство Я взрослого человека прошло долгий путь развития, прежде чем установило некую границу между собой и внешним миром. Так, младенец не отличает своего Я от внешнего мира как источника ощущений, в младенческом возрасте нет различия между внутренним и внешним. Лишь впоследствии под давлением опыта границы примитивного Я исправляются. «Целенаправленная деятельность органов чувств и соответствующих умственных усилий учит человека методам различения внутреннего (принадлежащего «Я») и внешнего, пришедшего из окружающего мира». И если первоначально Я включает в себя все, то со временем у него выделяется внешний мир, происходит отделения Я от этого мира. Первичное всеобъемлющее чувство Я в той или иной мере сохраняется в душевной жизни многих людей, оно является своего рода спутником более узкого чувства Я в зрелом возрасте. Именно этим объясняются, по мнению З. Фрейда, «представления о безграничности и связи с мировым целым», именуемые океаническим чувством.
Однако сведение океанического чувства к ранней инфантильной стадии чувства Я вовсе не означает, что притязание его на роль источника религиозной потребности является оправданным. Подобное притязание не представлялось З. Фрейду убедительным. Он исходил из того, что чувство может служить источником энергии только тогда, когда оно является выражением какой-то сильной потребности. В этом отношении религиозная потребность выводилась З. Фрейдом не из океанического чувства, а из детской беспомощности и связанным с ней обожанием отца. Первоначальный источник религиозных воззрений коренится, как считал он, в чувстве детской беспомощности. «Поэтому роль «океанического» чувства второстепенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарциссизма». Вместе с тем З. Фрейд допускал, что в дальнейшем это чувство оказалось связанным с религией.
Выразив в работе «Недовольство культурой» свое несогласие с признанием океанического чувства как источника религиозной энергии, З. Фрейд послал эту работу Р. Роллану и тем самым продолжил начатый с ним в 1923 году обмен мнениями по целому ряду вопросов. Известно, что основатель психоанализа подарил французскому писателю такие свои работы, как «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) и «Будущее одной иллюзии» (1927). Последняя работа как раз и послужила исходной точкой размышлений З. Фрейда об океаническом чувстве.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Полезное
Смотреть что такое «Океаническое чувство» в других словарях:
“НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ” — “НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ” (Das Unbehagen in der Kultur) сочинение З. Фрейда. Вышло в самом конце 1929, но уже с датой “1930” на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить ее “Несчастье в культуре” (Das Unglьck in der Kultur). 1 й раздел … Философская энциклопедия
«НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» — (Das Unbehagen in der Kultur) – сочинение З.Фрейда. Вышло в самом конце 1929, но уже с датой «1930» на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить ее «Несчастье в культуре» (Das Unglück in der Kultur). 1 й раздел книга является прямым… … Философская энциклопедия
Недовольство культурой — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Будущее одной иллюзии — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Изменённое состояние сознания — Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ’НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ’ (‘Das Unbehangen in der Kultur’, 1930) книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в… … История Философии: Энциклопедия
Контркультура — 1) молодежные движения 1960 х годов, отвергающие господствующую культуру как «культуру отцов»; 2) совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. К. историческое понятие (ее… … Альтернативная культура. Энциклопедия
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ( Das Unbehangen in der Kultur , 1930) книга Фрейда , посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого… … Социология: Энциклопедия
Общение с Богом — одна из осн. составляющих религ. опыта, проявление религ. чувства. В виду разл. понимания сущности религ. опыта в разных науч. школах, а также по причине множества принципиальных различий в вероучении и практике мировых религий феномен О. с Б.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ( Das Unbehangen in der Kultur , 1930) книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого… … История Философии: Энциклопедия
Источник
Океаническое чувство
ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (OCEANIC FEELING). Первоначально заимствованный Фрейдом у Ромена Роллана для описания гипотетического мистического источника благотворно действующей энергии, этот термин стал относиться к невыразимому переживанию, включающему в себя ощущение выхода за пределы обычных пространственных и временных границ. Первое часто описывается как слияние, второе — как безвременность. Считается, что это чувство связано с психическим состоянием раннего младенческого возраста, когда нарциссический младенец воспринимает все пространство и время слитно со своим Я. Переживание океанического чувства взрослым является выражением крайней регрессии, обычно возникающей вслед за ощущением одиночества. Это переживание напоминает невротический симптом, поскольку защита от угрозы оказаться во власти чувства агрессии сосуществует с удовольствием, то есть иллюзией нарциссического блаженства.
Тесно связанное с этим понятие слияния также основывается на предположении о природе отношений между ребенком и матерью. Предполагается, что насытившийся и сонный ребенок возвращается к психическому состоянию, в котором коэнестетические восприятия физиологических и поведенческих проявлений аффекта у матери не дифференцируются от его собственных. Попытки восстановления этого состояния у взрослых, нередко инкорпорированные в религиозно-мистические обряды, могут вести к регрессивному поведению, сопровождающемуся фантазиями о физическом единении с матерью.
Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.
Источник
Океаническое чувство — Oceanic feeling
В 1927 письме Зигмунда Фрейда , Ромен Роллан придумал фразу « океаническое чувство » для обозначения «ощущение„вечности“», чувство «единства с внешним миром в целом», вдохновленный примером Рамакришны , среди других мистиков. Согласно Роллану, это чувство является источником всей религиозной энергии, которая пронизывает различные религиозные системы, и человек может с полным основанием называть себя религиозным только на основе этого океанического чувства, даже если он отказывается от всех верований и всяких иллюзий. Фрейд обсуждает это чувство в своих « Будущем иллюзий» (1927) и « Цивилизация и ее недовольство» (1929). Там он считает это фрагментарным пережитком своего рода сознания, которым обладает младенец, который еще не отделил себя от других людей и вещей.
СОДЕРЖАНИЕ
История
5 декабря 1927 года Роллан придумал эту фразу в письме к Фрейду , написав, что он должен учитывать духовные переживания или «океаническое чувство» в своих психологических работах:
Mais j’aurais aimé à vous voir faire l’analyse du seut très bien n’être pas éternel, mais simplement sans obceptible и др.).
В строгом переводе:
Но мне бы хотелось, чтобы вы занимались анализом спонтанного религиозного чувства или, точнее, религиозного чувства, которое является . простым и прямым фактом чувства вечного (которое вполне может быть не вечным, а просто без ощутимых пределов и вроде океанического).
Роллан основывал свое описание на примере Рамакришны, который впервые испытал духовный экстаз в возрасте шести лет. Начиная с 10-го или 11-го класса школы, трансы стали обычным явлением, и к последним годам его жизни периоды самадхи Рамакришны приходились почти ежедневно.
Роллан описал транс и мистические состояния, переживаемые Рамакришной и другими мистиками, как «океаническое» чувство », которое Роллан испытал также. По описанию Роллана, это «ощущение« вечности », ощущение чего-то безграничного, безграничного», «чувство неразрывной связи, единства с внешним миром в целом». Роллан считал, что универсальная человеческая религиозная эмоция похожа на это «океаническое чувство». В своей книге «Жизнь Рамакришны» 1929 года Роллан проводил различие между чувствами единства и вечности, которые Рамакришна испытывал в своих мистических состояниях, и интерпретацией этих чувств Рамакришной как богини Кали .
Фрейд заканчивает «Будущее иллюзии» обсуждением концепции и возобновляет обсуждение в начале « Цивилизации и ее недовольства» , отвечая на просьбу Роллана. Там он приписывает идею анонимному другу.
Объяснение Фрейда
Фрейд утверждает, что «океаническое чувство», если оно существует, является сохраненным «примитивным чувством эго» с младенчества. Первобытное чувство эго предшествует созданию эго и существует до тех пор, пока мать не прекращает кормить грудью. До этого младенца регулярно кормили грудью в ответ на его плач и он не подозревал, что грудь ему не принадлежит. Следовательно, младенец не имеет представления о «я» или, скорее, считает грудь частью себя. Фрейд утверждает, что взрослые, испытывающие океаническое чувство, на самом деле переживают сохранившееся примитивное чувство эго. Эго, напротив, возникает, когда грудь убирается, и включает в себя признание младенцем того, что она отделена от груди матери и, следовательно, существуют другие люди. Фрейд утверждает, что сосуществование этого первичного эго-чувства вместе с эго у некоторых людей не обязательно противоречит психоаналитической теории. Главный аргумент в пользу этого состоит в том, что психоаналитическая теория утверждает, что все мысли сохраняются при сохранении психической энергии. Следовательно, «океаническое чувство», описываемое как единство с миром или безграничность, — это просто описание чувства, которое младенец испытывает до того, как узнает, что в мире есть другие люди.
Прочие объяснения
Актуальность позиции Ромена по поводу океанического чувства была признана учеными, которые выступают за более всеобъемлющее понимание религии и духовности, предлагая трансформационную модель психологии, которая подтверждает утверждения мистиков. С другой стороны, нейротеология исследует неврологические основы религиозных переживаний , такие как единство со вселенной и экстатический транс.
Вначале спонтанные переживания Рамакришны интерпретировались как эпилептические припадки , что было отвергнуто самим Рамакришной. По словам Анила Д. Десаи, Рамакришна страдал психомоторной эпилепсией, также называемой височной эпилепсией .
Эти переживания также могут быть вызваны намеренно. Эндрю Б. Ньюберг , Юджин Г. д’Акили и Винс Рауз «обнаружили [. ], что интенсивно сфокусированное духовное созерцание вызывает изменение активности мозга, которое приводит к восприятию трансцендентных религиозных переживаний как твердой, осязаемой реальности. Другими словами, ощущение того, что буддисты называют единством со вселенной ».
Болгарско-французский философ Юлия Кристева пишет об океаническом чувстве в « Черном солнце: депрессия и меланхолия» . Ее концепция похожа на концепцию Фрейда, которая связывает это чувство с инфантильной регрессией. Совсем недавно чернокожий ученый и поэт Джеки Ван написал о понятии океанического чувства в статье «Океаническое чувство и коммунистическое влияние», описав его историческое развитие через работы Роллана и его связь со Спинозой , Фрейдом , Кристевой , наконец, связав его с чернота и травма Среднего перехода, как это обсуждалось Фредом Мотеном .
Источник
океаническое чувство
Словарь психоаналитических терминов и понятий . 2014 .
Смотреть что такое «океаническое чувство» в других словарях:
Океаническое чувство — в психоанализе – выражение писателя Р.Роллана для обозначения истинного источника религиозных чувств (термин содержится в письме З.Фрейду). З.Фрейд не смог обнаружить это чувство у себя, но тем не менее он решил, что оно суть регрессия «к ранней… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
“НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ” — “НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ” (Das Unbehagen in der Kultur) сочинение З. Фрейда. Вышло в самом конце 1929, но уже с датой “1930” на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить ее “Несчастье в культуре” (Das Unglьck in der Kultur). 1 й раздел … Философская энциклопедия
«НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» — (Das Unbehagen in der Kultur) – сочинение З.Фрейда. Вышло в самом конце 1929, но уже с датой «1930» на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить ее «Несчастье в культуре» (Das Unglück in der Kultur). 1 й раздел книга является прямым… … Философская энциклопедия
Недовольство культурой — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Будущее одной иллюзии — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Изменённое состояние сознания — Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ’НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ’ (‘Das Unbehangen in der Kultur’, 1930) книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в… … История Философии: Энциклопедия
Контркультура — 1) молодежные движения 1960 х годов, отвергающие господствующую культуру как «культуру отцов»; 2) совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. К. историческое понятие (ее… … Альтернативная культура. Энциклопедия
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ( Das Unbehangen in der Kultur , 1930) книга Фрейда , посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого… … Социология: Энциклопедия
Общение с Богом — одна из осн. составляющих религ. опыта, проявление религ. чувства. В виду разл. понимания сущности религ. опыта в разных науч. школах, а также по причине множества принципиальных различий в вероучении и практике мировых религий феномен О. с Б.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КУЛЬТУРОЙ — ( Das Unbehangen in der Kultur , 1930) книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого… … История Философии: Энциклопедия
Источник