Психофизиология эмоций
Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ
Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Существует большое количество классификаций эмоций.
Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная — его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.
Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.
К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.
Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические — угнетающие активные формы поведения.
К. Изард выделил следующие основные эмоции:
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Источник
Низшие и высшие эмоции
В зависимости от биологической характеристики эмоции разделяются на:
Низшие эмоции наиболее элементарны, связаны с органическими потребностями человека. Они, в свою очередь, подразделяются на два вида:
· гомеостатические, проявляющиеся в виде беспокойства, поисковой двигательной активности, возникновении ощущений жажды, голода и т. д. Эти эмоции всегда носят отрицательный характер;
· инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом самосохранения и другими поведенческими реакциями. Эмоции данного типа бывают как отрицательными, так и положительными.
У человека, а частично и у стадных животных, эмоции возникают еще и в связи с удовлетворением социальных потребностей. Эти более сложные эмоции, именуемые высшими, развились на базе сознания. Они оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Низшие эмоции свойственны как животным, так и человеку. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. Стенические эмоции могут быть положительными и отрицательными, астенические — отрицательными. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.
4 ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИЙ
Появление эмоций следует рассматривать как важное эволюционное приобретение, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для организации сложных форм поведения — начиная с инстинктивного поведения, формирования условных рефлексов и вплоть до рассудочной деятельности.
Эмоции, как субъективная оценка окружающей действительности, проявляются наиболее ярко тогда, когда человек попадает в необычную для него ситуацию и требуется принять адекватное решение для выполнения соответствующего поведенческого акта. Причина возникновения эмоций заключается именно в новизне, необычности или внезапности события. Причем эмоции иногда могут возникать и тогда, когда организм попадает в привычную для него ситуацию, но он к этому заранее не подготовлен, а поэтому ситуация для него на какое-то время также становится новой. Это объясняется тем, что системы регуляции поведения либо не могут обеспечить адекватную реакцию на возникшую ситуацию, либо появляются сомнения относительно возможности успешного ответа. Эмоция тем выраженнее и ярче, чем больше разница между конкретной ситуацией и предшествующем представлением о ней.
Важнейшим поводом для возникновения эмоций являются ситуации, завязанные на сенсорной информации, причем имеет значение как недостаток, так и избыток ее. Дефицит информации порождает ярость, страх, горе, «подчеркнутую эмоциональность речи» у взрослых и повышает общую эмоциональность у детей. Проявлением недостатка информации, а в связи с этим и эмоционального возбуждения является поиск новых сведений «для организации новой деятельности». В то же время избыток информации чаще всего является причиной возникновения различного рода положительных эмоций. Однако чрезмерная информационная перегрузка также может привести к появлению негативных эмоций.
5 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭМОЦИЙ
Экспериментально было показано, что эмоции гнева и страха под влиянием таламических разрядов сопровождаются повышенным поступлением адреналина в кровь, что приводит к развитию симпатикотонии, играющей положительную роль в подготовке организма к деятельности. Эта теория получила название таламической теории эмоции. В норме положительные эмоции умеренной интенсивности связаны преимущественно с парасимпатическими реакциями, отрицательные эмоции, особенно болевые ощущения, связаны главным образом с симпатическим отделом ВНС. Они включают в большей степени симпатоадреналовые и в меньшей степени — вагоинсулиновые механизмы. Однако при сильном эмоциональном возбуждении нисходящие гипоталамические влияния не ограничиваются лишь одним из отделов ВНС, вследствие чего при эмоциях ярко выражены как симпатические, так и парасимпатические реакции. Через указанные механизмы (ВНС и гормоны) в проявление эмоций вовлекаются внутренние органы, функция которых изменяется; меняется также и метаболизм. Особо важно, что обмен веществ меняется не только во внутренних органах и скелетных мышцах, но также в ЦНС.
В соответствии с теорией И.Пейпца, возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, откуда возбуждения идут в мамиллярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих возбуждений на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса сигналов. Лимбическую систему рассматривают как «висцеральный мозг». Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.
В общей характеристике эмоций следует выделить эмоциональное переживание, характеризующее деятельность соответствующих нервных центров и сопровождающееся субъективным компонентом отражения действительности. Другая сторона эмоций — эмоциональное выражение, то есть сопутствующие изменения в соматической и висцеральной сферах организма. Эти состояния обеспечиваются взаимосвязями лимбической системы со структурами мозга. Целостность всей цепи круга Пейпца представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций.
Лимбическая система имеет широкие двусторонние связи с новой корой, особенно с височной и лобной областями. За счет их лобные области новой коры регулируют деятельность самой лимбической системы. Именно через эти связи можно сознательно управлять возникновением или проявлением эмоций. Примечательно, что ведущая роль в формировании эмоций принадлежит правому полушарию, где зарождаются отрицательные аффекты. Левое полушарие коры участвует в придании эмоциям положительной окраски.
Значение взаимодействия лобной коры с лимбической системой наглядно проявляется при появлении патологического очага, разрушении или удалении лобных долей и префронталъной области коры больших полушарий, При этом резко снижается эмоциональная реактивность больного, возникает состояние эмоциональной тупости.
Височные области отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалинам и гиппокампу. Клинические и экспериментальные данные свидетельствуют о важном значении височно-амигдалярной системы в приобретении мотивационных поведенческих реакций организма. Вероятно, здесь происходит сопоставление наиболее важной сенсорной информации со следами ее в памяти. В результате поступившая информация приобретает определенную значимость для организма и приводит к запуску эмоциональных поведенческих реакций, которые в прошлом оказались полезными в аналогичных ситуациях.
Представление о механизмах формирования эмоций дает потребностно-информационная теория П.В.Симонова. Согласно этой теории, эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения потребности. Этот этап осуществляется путем сравнения информации о средствах и времени, необходимых для удовлетворения потребности, и информации о тех же параметрах, которые существуют в данный момент. Положительные эмоции возникают, когда имеющаяся информация превышает необходимую, отрицательные — при недостатке имеющейся информации.
Другой аспект возникновения эмоций рассматривает биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Суть ее заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Несовпадение параметров действительного и запрограммированного результатов приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и в организации новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для возникновения нового полноценного периферического акта. Последний обеспечит получение результата с параметрами, совпадающими с запрограммированными в акцепторе результатов действиями.
Эмоции являются мощным фактором преобразования поведения, деятельности. Эмоции влияют не только па направленность, интенсивность, общую структуру деятельности, но и на выполнение отдельных ее элементов. При совпадении модели с реальностью эмоция обеспечивает оптимальную мобилизацию резервов, необходимых для выполнения деятельности, путем активизации механизмов автономной и эндокринной систем, в первую очередь гормонов и регуляторных пептидов.
В этой связи становится актуальной проблема управления эмоциональным состоянием, его выраженностью и направленностью. Показано, например, что в процессе учебной деятельности у студентов формируется психоэмоциональный стресс, негативно влияющий на состояние здоровья студентов и снижающий успешность учебы. Развитие стрессового состояния связывают с наличием ряда особенностей студенческого труда, одной из которых является длительное переживание отрицательных эмоций. Профилактика развития негативных последствий психоэмоционального стресса заключается прежде всего в формировании ситуаций, способствующих возникновению положительных эмоций. Отрицательные эмоции, как это было доказано работами академика К.В. Судакова, не могут привести к негативным последствиям, если они периодически сменяются эмоциями положительными.
ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙРОННОЙ ОСНОВЫ
Большинство сведений о нейронной основе эмоций получено в эксперименте на животных и в наблюдениях над больными, у которых имеются поражения соответствующих структур мозга. Так, после вживления электродов в вышеуказанные структуры при раздражении их можно наблюдать соответствующее поведение животного. Если электрод находится в центрах и путях положительных эмоций, то животное очень быстро обучается самостоятельно нажимать на рычажок и посылать в свой мозг раздражения. При раздражении отделов, связанных с отрицательными эмоциями, нередко уже с первого предъявления вырабатывается рефлекс избегания.
Эти данные свидетельствуют о важном значении эмоционального подкрепления (эмоциональной мотивации) в образовании новых рефлексов, памяти. В лимбических структурах мозга общее число нейронов положительных эмоций больше, что экспериментально доказано, по крайней мере, для животных (у крыс это соотношение 7:1). Точки мозга, раздражение которых приводит к возникновению эмоциональных состояний, для положительных и отрицательных эмоций чаще всего находятся рядом. Вероятно, поэтому человек достаточно легко переходит от смеха к слезам и наоборот. Но можно выделить отдельные зоны, где располагаются нейроны одного типа эмоций. Например, при раздражении передней и нижней поверхности височной доли возникает чувство страха, переднего и заднего отделов гипоталамуса — тревог и ярости, а перегородки — наслаждения.
Эмоциональные зоны мозга содержат большое количество катехоламинергических нейронов. К появлению положительных эмоций причастен медиатор норадреналин, некоторых отрицательных — серотонин. В формировании эмоций участвуют также и эндогенные опианты, что создает предпосылки для появления пристрастия к морфию.
7 ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Эмоции, их проявления связаны с целым комплексом двигательных, вегетативных и эндокринных компонентов, У человека эмоциональные состояния отражаются на позе и походке, мимике и жестикуляции, повышении напряжения мышц и движении глаз. Эмоции могут вызвать непроизвольное вскрикивание, учащение дыхания, изменение характера пульса, артериального давления, электрической активности мозга, температуры кожи, потоотделения, дермографии, секреторных и моторных процессов ЖКТ. В крови и моче повышается содержание катехоламинов, пептидов, сахара. Регистрация ряда указанных вегетативных проявлений эмоций служит объективным критерием их проявления, даже если человек в состоянии подавить внешние признаки эмоций. Этот факт явился основополагающим при создании прибора, называемого «детектором лжи».
Выраженность (интенсивность проявления) эмоций обусловлена как врожденными и приобретенными особенностями ЦНС, так и внешними причинами. Причем интенсивность проявления эмоций при действии конкретной ситуации может меняться. Нередко сами эмоции (вернее, их проявления) вместо полезного для организма эффекта могут послужить основой для развития патологических состояний. Хорошо известно, что необходимость в постоянном торможении проявления эмоций может привести, например, к инфаркту миокарда. Это обусловлено тем, что мобилизация ВНС и адаптогенных гормонов, не использовавшись, может привести к спазму коронарных сосудов.
Можно выделить четыре стадии проявления эмоции, наиболее характерных для отрицательных эмоций:
· СН-І (состояние напряжения) — состояние внимания, мобилизации органов и систем, обеспечивающих решение данной задачи. СН-І возникает при решении нешаблонной задачи, вставшей перед организмом.
· СН-ІІ— появление стенической отрицательной эмоции (гнев, негодование) и предельного напряжения органов и систем, что вызывается возрастанием напряжения, когда выход из создавшейся ситуации не найден.
· СН-ІІІ — астеническая отрицательная эмоция возникает, если задача оказалась выше возможностей организма при максимальной мобилизации всех сил (ужас, тоска). Если безвыходность положения сохраняется, то может наступить IV стадия.
· СН-ІV — невроз, представляющий собой заболевание, «полом» ряда регуляторных механизмов.
Таким образом, эмоциональные состояния являются реальным физиологическим фактором, необходимым для организации ряда форм сложной деятельности человека. Они составляют неотъемлемую часть его приспособительных реакций. Все без исключения жизненные потребности и отправления, в том числе и умственная деятельность человека, сопровождаются эмоциональным тонусом, благодаря которому жизненные функции поддерживаются на некотором оптимальном для организма уровне. И. в этом плане об эмоциях можно говорить как об одном из ведущих механизмов регуляции, интенсивности всей нервно-психической деятельности организма.
8 ЭМОЦИИ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЙ
Необходимо иметь в виду, что эмоции сами по себе, если они слишком сильные или нереализованные (то есть «невыполнившие» свое физиологическое назначение), могут послужить основой стрессорного ответа организма (эмоционалъный стресс).
Так, при действии на организм неблагоприятных факторов внешней среды, особенно у людей с высоким уровнем тревожности, активность симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем столь резко повышается, что само по себе может стать причиной развития различной психосоматической патологии—дистоний, неврозов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе мы рассмотрели взаимодействие отдельных структур мозга и их влияние на возникновение эмоций, и сделали вывод, что отдельно взятая структура мозга не сможет вызвать эмоцию, т.е. в одиночку никакая ничего не сможет сделать.
Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции идеальны потому, что на базе ранее накопленного опыта они отражают вероятности эффективности действий до того, как сами действия начнут реализоваться. Эмоции всегда несут на себе отпечаток субъективности. Под влиянием отрицательной эмоции система будет стремиться к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, к ликвидации этой потребности. Особенности человеческих эмоций определяются прежде всего спецификой главных потребностей человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлов И.П. Журнал высшей нервной деятельности// М: Наука, том 47, выпуск 2, 1997г.
2. Физиология человека. Журнал// МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД// М: Учебная литература, 1997г.
4. Физиология человека и животных //под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, том 2, 1984г.
5. Физиология человека// под ред. Г.И.Косицкого. М: Медицина,1985г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник