- СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ
- ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ
- ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ
- ЛИТЕРАТУРА — СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ
- Симптомы неврастении: распознать и обезвредить
- Почему развивается
- Общие симптомы расстройства
- Пример из жизни
- Гиперстеническая форма неврастении
- Гипостеническая форма
- Раздражительная слабость
- Диагностика и лечение
СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ
Важнейшим последствием грехопадения явилось нарушение гармонии в человеческом существе. Зло, приобретенное через нарушение гармонии и есть страсти, а противоположность тому состоянию, какое в невинной природе человека, при сохранении гармонии, называлось бесстрастием (Пономарев. 1899, с.82-83).
Интересно этимологическое происхождение слова «страсть». Греческое слово страсть – «παθος» («патос») – происходит от глагола «πασχειν» – страдать и означает такое состояние человека, когда он находится под каким-либо внутренним или внешним противоестественным влиянием, когда он мучается от него и вследствие этого находится в ненормальном состоянии (там же, с.83). Отсюда, кстати и произошло широко используемое в настоящее время понятие «патология«.
По предельно лаконичному определению святителя Игнатия (Брянчанинова): «Грех, овладевший человеком, называется страстию» (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.477). Несмотря на широкую распространенность страстей и наличие их практически в каждом человеке, они являются внешними по отношению к человеческой природе: «Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей» (Иоанн Лествичник. 2001, с.191). Поэтому совершенно неверно противоположное мнение некоторых западных авторов: «Страсть есть прирожденная принадлежность человека и не имеющий их человек должен быть причислен к ангелам, или к животным» (Шольц. 1888, с.231). Во-первых, выше страстей многочисленные христианские аскеты и подвижники (милостью Божьей и своими трудами). Более того, к такому, бесстрастному, состоянию должен стремиться и каждый христианин. Это есть закономерный путь к его усовершенствованию, очищению и, в конечном итоге, к обóжению. Во-вторых, в этом и состояла духовная глубина святоотеческого опыта, что он распознал бесстрастную природу души, несмотря на наличие и широкое распространение страстей. К тому же надо иметь в виду, что «Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как уврачевал все страсти человеческие. » (Исаия авва. 1883, с.57).
Таким образом с христианской точки зрения страсти определяются вполне однозначно негативно, что полностью противоречит обыденному словоупотреблению, когда говорят, например, о «благородной страсти«. При этом под страстью обычно понимают сильное чувство, доминирующее над другими, что, конечно же, с христианской точки зрения совершенно неверно. Во-первых, страсть не является только чувством или эмоцией: выражаясь современным психологическим языком, в ней есть и когнитивная, и волевая составляющие. Более того, в страсти есть даже определенная психосоматическая часть, которая приводит к тому, что душевные страсти влияют негативно и на тело, а телесные страсти развращают душу. Во-вторых, что особенно важно с христианских позиций, в страстях эмоции получают неправильную, безнравственную направленность. Поэтому дело не только и не столько в силе эмоций, а в их направленности: если они влекут человека к вредному, аморальному, то это именно страсти и это однозначно от дьявола, но если человек стремится к Богу и делает это с сильными эмоциями, то это не страсть, а ревность к заповедям Божьим и радость от их исполнения (и много других разных положительных эмоций, поскольку христианство совершенно неверно представляют только как «религию страха» с преобладанием в ней негативных эмоций).
ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ
Какие бывают страсти? – По наиболее распространенному в святоотеческой традиции делению страсти подразделяются на телесные и душевные (Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.193).
Душевные страсти делятся на страсти раздражительной, вожделевательной и мыслительной сил души (Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.171) – то есть фактически страсти возможны в каждой силе души, по названию которых и именуются сами.
Похоже пишут и другие св. отцы: «Страсти разно именуются: разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные подразделяются на вообразительные и рассудочные» (Григорий Синаит. 1900, с.193).
Основными телесными страстями являются чревоугодие и блуд. Авва Дорофей, согласуясь с мнением других св. отцов, различает два вида чревоугодия: лемаргию – гортонобесие (услаждение приятностью вкуса) и гастримаргию – чревобесие (многоядение) (Дорофей авва. 1895, с.638). Борьба с чревоугодием непроста и длительна, она должна включать в себя целый ряд телесных и душевных трудов: пост, воздержание, формирование мужества, воспоминание о грехах и память смертная (служащая уменьшению стремления ко всему земному и временному, а значит, и угождающему телу).
Блуд состоит в греховном использовании богоданных качеств человека, связанных с полом. При этом чаще всего выделяются два его вида: собственно блуд и прелюбодеяние. Последнее заключается в нарушении супружеской верности одним из супругов, что всегда оценивалось в христианстве крайне негативно и считалось очень большим грехом. Собственно блуд заключается в половой невоздержанности до женитьбы или замужества. Хотя прелюбодеяние и считается большим грехом, чем блуд, тем не менее негативные духовные последствия блуда огромны: он не только растлевает тело, но и губит душу – особенно у только вступающих в жизнь юношей и девушек. Борьба с блудом и блудными помыслами также очень трудна и длительна. Здесь необходимы и телесные труды, пост, воздержание и бдение, и познание своей немощи, и послушание с молитвой и покаянием.
Кроме того к частным телесным страстям можно отнести невоздержание, неряшливость, пьянство (а в современных условиях – наркоманию) и т. д., а к общетелесным – плотолюбие и телоуслужение.
Душевные страсти мы только перечислим. Их много и имя им, как и вызывающим их бесам, легион (Мк. 5, 9), самыми же основными среди них являются: сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль, леность, гордость.
При разделении страстей на телесные и душевные надо иметь в виду: «Даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические» (Соколов. 1898, № 10, с.220). То есть, чревоугодие и блуд во всех их видах, будучи грехами, касающимися преимущественно тела, тем не менее, включают в себя и психологические факторы и требуют врачевания религиозно-психологического (там же).
Более подробно о борьбе со страстями мы скажем отдельно – в следующей главе. Это – целая наука со своими законами и особенностями, разнящимися в начале и в конце духовного пути: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Иоанн Лествичник. 2001, с.123-124).
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ
В конечном итоге, страстям подвержены все силы души, по делению которых и можно составить полную классификацию душевных страстей: «Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений» (Иоанн Кассиан. 1993, с.618). То есть, можно разделять страсти каждой из сил души: ума, воли, чувств (эмоций), слóва, памяти, воображения, внимания и т. д.
Кроме того действию страстей подвержен и человек целиком – через самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность и т. д. Недаром, св. отцы называли самолюбие матерью страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия» (Фалассий авва. 1900, с.292). Различные страсти проявляются в отношении человека к другим людям (тщеславие, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, осуждение, зависть и т. д.), миру (сребролюбие, миролюбие, «прилепление» к нему, натурализм) и Богу (гордость, бесчувствие). Обобщив и дополнив все сказанное, приведем таблицу общей классификации страстей.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ
(основные страсти выделены жирным)
ТЕЛЕСНЫЕ СТРАСТИ | общие | плотолюбие, телоуслужение |
частные | – чревоугодие: чревобесие, гортанобесие – блуд, прелюбодеяние – невоздержание, неряшливость, пьянство | |
ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ | ума | ересь (склонность к разномыслию), любоучительность, любопытство, противоречие, придумывание, спорливость |
воли | леность, своеволие, самоугодие, непослушание, малодушие, слабоволие, самонадеянность, властолюбие, упрямство, нетерпение, увлекаемость, азартность | |
чувств, эмоций | гневливость, уныние, печаль, неверие, раздражительность, ярость, нетерпеливость, вспыльчивость, отчаянье, жестокость, зависть, страх | |
слóва | многословие, празднословие, пустословие, сплетни, сквернословие, брань, клевета | |
памяти | злопамятство, забывчивость, забвение грехов | |
воображения | фантазерство, мечтательность, мнительность, самообман | |
внимания | рассеянность, невнимательность | |
органов чувтв | услаждение органов чувств, похоть очей | |
общие | душелюбие, душеугодие | |
СТРАСТИ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМ | по отношению к себе | самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность |
к другим людям | тщеславие, превозношение, осуждение, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, зависть, скупость, мстительность | |
к миру | сребролюбие, миролюбие, натурализм (поклонение природе) | |
к Богу | гордость (первое и последнее из всех зол), бесчувствие |
Как мы видим, основные страсти неравномерно распределились по силам души – наибольшее их количество пришлось на чувства (эмоции), что и понятно, поскольку они являются наиболее подвижными и их гипертрофия приводит к гневливости, а неправильная направленность – к унынию и печали. Поэтому, мы бы дополнили исторически сложившиеся основные страсти таким образом, чтобы туда вошли по одной главной страсти по отношению к остальным силам души, а также страсти по отношению к душе и телу целиком (в таблице мы их выделили курсивом).
ЛИТЕРАТУРА — СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ
Васильев М. /Г./ Учение отцов Церкви о страсти // Богословский вестник. 1911, № 5, с. 244-251 (3-я пагин.); № 10, с. 410-424 (2-я пагин.); № 12, с. 804-822 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: № 5, № 10, № 12.
Зарин С. М. Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов – аскетов // Христианское чтение. 1904, № 4, с. 483-515; № 5, с. 660-669. – Текст в формате pdf по номерам: № 4, № 5.
Зарин С. М. Протестантская оценка восточной аскетической схемы восьми главных пороков // Христианское чтение. 1904, № 10, с. 535-553; № 11, с. 703-719. – Текст в формате pdf: № 10.
Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. – М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).
Иоанн Кассиан. Писания. – Сергиев Посад, 1993.
Пономарев П. П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. – Казань: Типо-лит. Имп. Ун-та, 1899.
Соколов Л. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей церкви // Вологодские епархиальные ведомости. 1898, 1 мая, № 9, с.192-203; 15 мая, № 10, с.219-227; 1 июня, № 11, с.243-254; 15 июня, № 14, с.348-354; 1 авг., № 15, с.360-366; 15 авг., № 16, с.386-393; 1 сент., № 17, с.405-411; 1 окт., № 19, с.471-475; 15 окт., № 20, с.487-492; 1 нояб., № 21, с.531-534; 15 нояб., № 22, с.547-555; 1 дек., № 23, с.571-579.
Шольц Ф. Диэтетика духа. Пер. с нем. – Харьков, 1888.
Страница добавлена 10.05.2011.
Последнее обновление 01.01.2019.
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ адресом этой страницы НАШ БАННЕР ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ Источник Симптомы неврастении: распознать и обезвредить
Неврастения или астенический невроз хорошо поддается лечению, если пациенту оказывается квалифицированная помощь. Однако многое зависит и от самого больного, в частности, создание благоприятной атмосферы. Почему развиваетсяВпервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками. Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:
Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению. Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение. Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение. Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции. Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков. Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:
Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью. Общие симптомы расстройстваАстенический невроз может проявляться в таких формах:
Каждая из них сопровождается собственным симптомокомплексом, но существуют признаки заболевания, общие для всех видов:
Головная боль нарастает обычно к концу дня, носит расплывчатый характер. Появляется ощущение сдавления головы, как будто на нее надет массивный шлем. Явление получило название «каска неврастеника». Головокружение проявляется чувством вращения внутри, но не окружающих предметов. Нередко оно сопровождает ситуации, сопряженные с физической усталостью, нарастающим волнением, переменой погоды. Среди соматических симптомов распространены:
Соматические нарушения могут возникать изолированно или в комплексе неожиданно, в любое время, особенно в момент психического напряжения.
Работа внутренних органов регулируется нервной системой, где особая роль отводится балансу между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс их взаимодействия приводит к сбоям правильного функционирования НС, в результате чего органы получают ошибочные сигналы, нарушающие их работу. В первую очередь «сдает позиции» самый уязвимый орган, который до воздействия стрессового фактора уже имел проблемы функционирования. Важно разграничивать неврастеническую и обычную физиологическую усталость. Последняя возникает вследствие чрезмерных физических или умственных нагрузок, нарушении режима работы и отдыха, смене климатических поясов. Физиологическая усталость развивается одноразово и исчезает после достаточного отдыха. Неврастеническая усталость отличается постепенным развитием, не проходит даже после длительного отдыха. Пример из жизниБольная, 43 года, жалуется на головные боли в лобной области, плохое настроение, чрезмерную беспочвенную раздражительность. Присутствует постоянное чувство страха сойти с ума, заразиться сифилисом, из-за чего больную сопровождает чувство пугливости. Симптомы беспокоят женщину на протяжении 6 месяцев. Она отмечает у себя присутствие таких, как обидчивость, застенчивость, впечатлительность. В школе училась хорошо, трудолюбива, усидчива, много работает, отличается хорошей выносливостью. Дважды была замужем, первый муж погиб. Второй супруг злоупотреблял алкоголем и проявлял по отношению к ней физическое насилие. Когда заразил женщину сифилисом, больная чрезмерно переживала этот факт как позор. Очень переживала по поводу взаимоотношений с мужем и развода, много и напряженно работала. Вскоре начала систематически испытывать головные боли, появился шум, боль и зуд в ушах. По этому поводу пришлось обратиться к ЛОР-врачу. Было проведено лечение, но осталось ощущение, что в ушах образовались язвы. Стала раздражительной, нарушился сон, пребывала практически постоянно в плохом настроении. Головные боли нарастали. Обратилась к другому специалисту. Тот долго и пристально всматривался в больную и молчал, из-за чего женщина сделала вывод, что сифилис вернулся. Ей стало очень страшно, по ночам вообще перестала спать, постоянно ходила по врачам. Состояние ее ухудшалось, нарастало беспокойство, появились неописуемые ощущения в голове, взрывалась по малейшему поводу. В какой-то момент решила, что сходит с ума, и обратилась за помощью к психиатру. После должного обследования ей был выставлен диагноз: неврастения с навязчивостями. Навязчивые ощущения при неврастении – довольно частый симптом. Как правило, они вытекают из ипохондрических мыслей, приобретающих устойчивый, тяжелый характер. Гиперстеническая форма неврастении
Данный вид расстройства, в первую очередь, определяется повышенной возбудимостью с преимущественной раздражительностью. Больного способно привести в раздражение что угодно: посторонний звук (капающая вода, колебание форточки, тиканье часов, скрип дверей), разговоры, любое движение, собрание людей. Легкая «воспламеняемость» передается на окружающих. Больные часто беспочвенно кричат на близких, коллег, оскорбляют, не задумавшись, быстро теряют самообладание, зачастую им бывает трудно сдерживать себя. Наблюдается снижение работоспособности. Но связано это не с переутомлением, а с ослаблением концентрации внимания. Больному сложно сосредоточиться на объекте. Он становится рассеянным, несобранным, неспособен длительное время фокусировать внимание на нужном объекте или процессе. Пациенту сложно проследить мысль собеседника, дочитать текст, прослушать лекцию и до конца вникнуть в ее смысл. Немного поработав, он отвлекается, переключается на другую деятельность, что вынуждает тратить большое количество времени впустую. В результате продуктивность неврастеника очень низкая. Сон – с затрудненным засыпанием. Во время сна просыпается, затем снова засыпает, цикл повторяется несколько раз за ночь. Такая цикличность носит название кивающего сна. Возникают яркие сновидения с картинками прожитого дня. С утра больной встает с трудом, разбитый, с «тяжелой» головой. Уже сразу после пробуждения ощущает усталость, обессиленность, раздражительность, подавленность. Симптомы «отпускают» только к вечеру. Головная боль носит особый, многообразный характер. Описывается как стягивающая, давящая, покалывающая, возникает ощущение несвежей головы. Она сопровождается звоном или шумом в ушах, головокружением с чувством неустойчивости. При поворотах — иррадиирует в позвоночник, туловище, конечности. Болевые ощущения усиливаются с умственным напряжением, при проезде в транспорте, изменении погоды. Интенсифицируются во время касаний к голове, расчесывании волос. Гипостеническая форма
В картине гипостенической формы расстройства преобладает апатия и упадническое настроение. Характерна вялость, безразличие, адинамия, ощущение хронической усталости. Больные не способны настроить себя на какую-либо деятельность. Долго собираются, чтобы приступить к работе. Процесс продвигается очень медленно и малопродуктивно. В данном случае работоспособность снижена именно из-за постоянного ощущения усталости, слабости, мышечного переутомления даже при небольшой нагрузке. Присутствует постоянная напряженность, не получается расслабиться.
Гипостеническая форма заболевания способна формироваться самостоятельно у людей, имеющих слабый тип нервной системы: тревожных, мнительных, астеничных, или выступать в качестве третьей фазы астении. Раздражительная слабостьДанное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения. На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно. Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью. Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии. Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения. В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие. Диагностика и лечениеДиагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы. Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства. Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:
Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план. Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня. Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:
Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения. Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:
Из психотропных средств используют:
Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской. Назначают физиотерапевтическое лечение: Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу. Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом. Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации. В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении. Источник |