- Что такое настроение лирического героя
- Помогите! Настроение лирического героя в стихотворении «19 октября»
- 15. Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем? 16. В чём сходство и отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений других поэтов, посвящённых теме природы? (ЕГЭ по литературе)
- Что такое настроение лирического героя
- Что такое настроение лирического героя
Что такое настроение лирического героя
Незнайка: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР запись закреплена
Разбор С3 из комментариев на сайте. Автор Дмитрий Зорин.
Вопрос: С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
В стихотворении А.С Пушкина «Зимнее утро» настроение лирического героя постепенно сменяется от восторженного к легкому разочарованию, и снова, к еще более и более восторженному пока не достигает своей кульминации.
В первой строфе стихотворения Лирический герой испытывает радость при виде зимнего утра. Эмоции передаются здесь при помощи восклицательных предложений. (Мороз и солнце; день чудесный! Звездою севера явись!) Далее во второй строфе, мы узнаем о предшествовавшем дне. Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня. При помощи противопоставлений мы узнаем, как за одну ночь все изменилось. (А нынче. погляди в окно) Настроение лирического героя от легкой грусти, вызванной воспоминания о вчерашней вьюге, сменяется восторженным, еще более восторженным, чем оно было прежде. Далее следует пейзаж, описывающий погоду за окном, в строфе присутствует анафора (И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит), которая способствует передаче настроения. Лирический герой наслаждает атмосферой домашнего уюта и тепла, о чем нам говорят строки «Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки.» и такие эпитеты как «янтарным блеском» «Веселым треском» однако, он хочет выбраться наружу, на природу. В последней строфе восторженное настроение лирического героя достигает своей кульминации, потому что он оказался на природе.
Таким образом в стихотворении «зимнее утро» настроение лирического героя сменяется, усиливается от радости по поводу прекрасного дня за окном, до настоящего восторга испытанного при соприкосновении с природой.
—
Комментарий к ответу:
В целом — получился здравый ответ.
Начал верно, как и учили. Далее ты идешь по каждой строфе, таким образом не нарушая логику ответа.
Цитаты тоже верно использованы.
Пожалуй, тут неправильно: Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня.
Правильнее, полагаю, было бы так сказать: С помощью олицетворения «вьюга злилась» и сравнения «Луна, как бледное пятно» автор рисует картину вчерашнего дня.
Далее я бы сказал так: Используя противопоставление, автор передаёт как быстро сменилась погода, а вместе с ней и настроение лирического героя: от лёгкой грусти к восторгу.
Чтобы наш ответ не выглядел слишком большим, можно его сократить примерно так: В «такой-то строфе» автор использует анафору, которая также способствует передаче настроения героя.
Герой наслаждается атмосферой домашнего уюта и тепла.
Общая рекомендация: больше работать над стилем, не бояться править, убирать лишнее, искать синонимы. Есть над чем работать.
Фактических ошибок нет, но за речевую позицию балл снимаем.
Оценка 3 балла из 4.
Источник
Помогите! Настроение лирического героя в стихотворении «19 октября»
Лирический герой не может быть в Петербурге на
традиционной встрече лицеистов первого выпуска.
Пушкин в Михайловском.
Стихотворение начинается печально, и день лицейской
годовщины изображен как грустный, несчастливый:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством,
разлукой с друзьями-это одиночество поэт не в состоянии
преодолеть даже силой воображения.
По аналогии с судьбой лирического героя, которому не дано
ни наяву, ни в мечтах прийти на лицейский праздник,
Пушкин упоминает о другом лицеисте, которого также нет
на торжестве друзей-лицеистов:
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого из вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Далее описываются три встречи лирического героя с тремя
бывшими соучениками: с Пущиным, Горчаковым, Дельвигом.
Каждой из встреч посвящена отдельная строфа.
В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Обращение к друзьям — поэтам пробуждает творческий
дар и в душе лирического героя.
Об этом Пушкин не пишет, но такая перемена подразумевается.
Ведь сразу вслед за строфами, посвященными Дельвигу и
Кюхельбекеру, содержится описание встречи на
будущем праздничном пире — встречи, которая происходит
в ожившем, “проснувшемся” воображении поэта:
Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической
способности перед лицом разлуки и безжалостного рока:
Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я
Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг,
и собственные чувства и мысли.
Воображение торжествует над разлукой и одиночеством и приводит
поэта в круг друзей. Но в стихотворении явно выражена не эта,
а противоположная мысль — о неспособности воображения
соединить поэта с лицейскими товарищами:
“. вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет”.
Однако сама структура, сам текст пушкинского произведения
есть победа воображения над действительностью.
Стихотворение, открывающееся мотивом “невстречи”,
продолжается описанием прихода лирического героя на
желанный пир.
Поэт как бы переживает и проживает милый ему сердцу день дважды:
сначала наяву — в одиночестве, в окружении печальной и
пасмурной осенней природы; затем —
в радостном мире вымысла, соединяющего “затворника.
опального” с товарищами-лицеистами.
На будущее: с уроками лучше обращаться в категорию Домашние задания.
Источник
15. Как настроения лирического героя соотносятся с романтическим пейзажем? 16. В чём сходство и отличие пейзажной лирики А. С. Пушкина от стихотворений других поэтов, посвящённых теме природы? (ЕГЭ по литературе)
В стихотворении изображен не просто зимний вечер, а путешествие лирического героя. Зимний пейзаж не разнообразен, вызывает чувство пустоты, грусти (“по дороге, зимней, скучной”, “глушь и снег”, “ни огня, ни чёрной хаты”). Более того, неоднократно в описании природы повторяется эпитет “печальный”:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
В душе лирического героя тоже тоска, его тяготит нахождение в дороге (“скучно”, “грустно”).
Даже песня ямщика навевает печаль, на что обращают внимание эпитеты “сердечная тоска”, “колокольчик однозвучен”. Единственное, что радует героя, это скорая встреча с возлюбленной:
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Таким образом, пейзаж отражает настроение лирического героя, зимняя стужа и холод передают его грусть.
К природе обращалось множество поэтов и писателей. И не только А. С Пушкин в своих стихотворения изображает пейзаж. В стихотворении С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы. ” описана тоскливая осень, как и А. С. Пушкиным печальная зимняя дорога. Оба стихотворения проникнуты грустью, ощущением пустоты:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Но если у С. А Есенина присутствует лишь описание природы, то у А. С. Пушкина передано и романтическое переживание героя, предвкушающего встречу с возлюбленной.
В стихотворении “Метель” И. А. Бунин тоже обращается к образу зимы. Пейзаж здесь такой же пустынный, как и в стихотворении А. С. Пушкина, всюду царит тишина — возникает мотив пустоты и одиночества:
Мёртвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Однако если стихотворение “Зимняя дорога” имеет больше печальный характер, то стихотворение
И. А. Бунина передаёт ещё и таинственность зимних вечеров.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Что такое настроение лирического героя
Незнайка: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР запись закреплена
Разбор С3 из комментариев на сайте. Автор Дмитрий Зорин.
Вопрос: С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
В стихотворении А.С Пушкина «Зимнее утро» настроение лирического героя постепенно сменяется от восторженного к легкому разочарованию, и снова, к еще более и более восторженному пока не достигает своей кульминации.
В первой строфе стихотворения Лирический герой испытывает радость при виде зимнего утра. Эмоции передаются здесь при помощи восклицательных предложений. (Мороз и солнце; день чудесный! Звездою севера явись!) Далее во второй строфе, мы узнаем о предшествовавшем дне. Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня. При помощи противопоставлений мы узнаем, как за одну ночь все изменилось. (А нынче. погляди в окно) Настроение лирического героя от легкой грусти, вызванной воспоминания о вчерашней вьюге, сменяется восторженным, еще более восторженным, чем оно было прежде. Далее следует пейзаж, описывающий погоду за окном, в строфе присутствует анафора (И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит), которая способствует передаче настроения. Лирический герой наслаждает атмосферой домашнего уюта и тепла, о чем нам говорят строки «Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки.» и такие эпитеты как «янтарным блеском» «Веселым треском» однако, он хочет выбраться наружу, на природу. В последней строфе восторженное настроение лирического героя достигает своей кульминации, потому что он оказался на природе.
Таким образом в стихотворении «зимнее утро» настроение лирического героя сменяется, усиливается от радости по поводу прекрасного дня за окном, до настоящего восторга испытанного при соприкосновении с природой.
—
Комментарий к ответу:
В целом — получился здравый ответ.
Начал верно, как и учили. Далее ты идешь по каждой строфе, таким образом не нарушая логику ответа.
Цитаты тоже верно использованы.
Пожалуй, тут неправильно: Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня.
Правильнее, полагаю, было бы так сказать: С помощью олицетворения «вьюга злилась» и сравнения «Луна, как бледное пятно» автор рисует картину вчерашнего дня.
Далее я бы сказал так: Используя противопоставление, автор передаёт как быстро сменилась погода, а вместе с ней и настроение лирического героя: от лёгкой грусти к восторгу.
Чтобы наш ответ не выглядел слишком большим, можно его сократить примерно так: В «такой-то строфе» автор использует анафору, которая также способствует передаче настроения героя.
Герой наслаждается атмосферой домашнего уюта и тепла.
Общая рекомендация: больше работать над стилем, не бояться править, убирать лишнее, искать синонимы. Есть над чем работать.
Фактических ошибок нет, но за речевую позицию балл снимаем.
Оценка 3 балла из 4.
Источник
Что такое настроение лирического героя
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Предметом изображения в стихотворении А. С. Пушкина являются личные переживания и настроения лирического героя, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий — это характерно для _____ рода литературы. Стихотворение имеет черты _______ направления.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
А. С. Пушкин, 1830
Укажите род литературы, к которому относится пушкинская «Элегия».
Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Сравнение: «тяжело, как смутное похмелье». Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.
Метафора: «мой закат печальный». Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается.
Эпитет: «безумных лет». Эпитет — образное определение.
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
А разве здесь нет анафоры?
А не слишком далеко друг от друга строки для единоначатия?
Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»?
##Лирический герой стихотворения размышляет о быстротечности жизни. Размышления эти наполнены грустью: прошла беззаботная молодость, сравнимая с «угасшим весельем», да и грядущее сулит поэту «труд и горе». Такие мысли волнуют автора в первой строфе «Элегии». Начало второй строфы звучит набатом: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Герой готов к тому, что грядущие дни, возможно, будут наполнены и заботами, и волненьями, но ведь среди горестей будут и наслажденья, а в этом сочетании и есть прелесть жизни. Таким образом, содержательно первая и вторая строфы построены по принципу контраста, антитезы. Положительно эмоционально окрашенной является вторая строфа, завершающая стихотворение, поэтому вся «Элегия» воспринимается как жизнеутверждающий призыв.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
Философская тема звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Лирический герой как бы отождествляет себя с образом паруса. Читатель видит рассуждения о его бытие и свободолюбивом нраве:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Лирический герой стремится навстречу приключениям. Он молод и прекрасен, не думает об опасностях и рвется навстречу ветру:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
У Александра Сергеевича Пушкина мы чувствуем немного другую энергию. В первой строфе — тоска по молодости, упадок сил, печаль. Во второй — резвость, свобода и надежда. Герой верит, что, несмотря на возраст, жизнь еще сумеет сделать его счастливым:
Источник