Что такое музыкальные темы настроения

Как музыка влияет на человека и его настроение

Всю жизнь человека сопровождают звуки природных явлений: шум дождя, порывы ветра, шорох листьев, журчание воды и т. п. Эти звуки могут раздражать, а могут, наоборот, успокаивать или вдохновлять.

Такое же воздействие оказывают и звуки музыки, вызывая в душе определенные ассоциации и образы. Одни музыкальные мелодии навевают лирическое настроение, другие возбуждают или вызывают желание изменить свою жизнь к лучшему, третьи же нагоняют тоску и ввергают в уныние, четвертые помогают сконцентрироваться на работе или учебе.

Ответная реакция, вызываемая музыкой, не зависит от музыкального жанра: у кого-то бурю эмоций вызывает симфоническая музыка, а у кого-то – незатейливая поп-композиция. На музыкальные предпочтения прежде всего влияют кругозор, образование и личный опыт человека.

Каковы «физика» и «химия» музыкального воздействия

Человеческими эмоциями «заведуют» центральные части головного мозга. В частности, гипоталамус, который представляет собой небольшую область в промежуточном мозге.

Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преобразуют его в нервный импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. А гипоталамус, в свою очередь, преобразует нервный импульс в эмоциональные переживания и информирует об их возникновении кору головного мозга.

О полученном звуковом сигнале кору головного мозга уведомляют и затылочные доли мозга, после чего она объединяет всю полученную информацию в определенные ассоциации.

Гипоталамус играет значительную роль и в синхронизации биоритмов человеческого организма: при нарушении ритмичной сбалансированной работы органов он получает сигналы и синхронизирует их работу, приводя в состояние равновесия и гармонии.

Вызываемые музыкой волновые колебания, которые гипоталамус получает от органов слуха, схожи с биоритмическими. И гипоталамус обрабатывает их тем же способом, но синхронизировать музыкальные ритмы он не может. Поэтому, например, политональная или полиритмичная музыка у многих людей вызывает неприятные ощущения.

В гипоталамусе также находится центр удовольствия. При прослушивании приятной для человека музыки к нервным окончаниям поступает больше крови, что стимулирует выработку дофамина – вещества, вызывающего чувство наслаждения и удовлетворения.

Как воздействует музыка на человека

Музыка вызывает приятные ощущения, если она:

  • состоит из многих звуковых элементов, которые периодически повторяются;
  • эти звуковые периоды между собой синхронизированы;
  • кроме них, в музыке должны быть звуковые элементы, которые постоянно изменяются и зависят от основных периодов.

Если же цель музыки – вызвать тревогу и страх, создать напряженность, как, например, в саундтреках из фильмов-ужасов, периодичность звуковых элементов и их синхронизация нарушаются. Устрашающему действию фильмы-ужасы обязаны именно музыке, а не изображению. Это можно заметить, если выключить звук: изображение будет гораздо в меньшей степени воздействовать на эмоции, чем музыка.

Однообразная же музыка обладает свойством «одурманивать» сознание. Такая музыка у многих людей вызывает раздражение, поскольку их мозг сопротивляется однообразию. Есть мнение, что длительное прослушивание однообразной музыки может привести к деградации разума, тогда как использование отдельных элементов такой музыки расслабляет и вызывает приятные ощущения.

Таким образом, музыка может многое: с ее помощью можно как улучшить, так и ухудшить здоровье, как повысить, так и понизить уровень интеллекта. Некоторые исследователи, изучающие воздействие музыки на человека, считают, что посредством музыки можно влиять на мораль, пробуждая в людях возвышенные или низменные чувства, и даже изменить темперамент либо характер, сделав из робкого и застенчивого человека решительного и инициативного.

Читайте также:  Как выйти с родовой депрессии

Какие лечебные свойства имеет музыка

Лечебные свойства музыки заметили еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Пифагор с ее помощью излечивал не только душевные, но физические недуги. Свой день он начинал и заканчивал определенной музыкой, утром настраиваясь на рабочий лад, а вечером – на отдых и расслабление. Давид, второй царь Израиля, в юности, играя на лире, отгонял от царя Саула «злого духа», терзавшего его душу.

В наши дни лечение музыкой называют музыкотерапией и даже готовят врачей, которые занимаются ей профессионально. В России музыкотерапия признана официальным методом лечения в 2003 г. А в Российской академии медицинских наук открылось отделение музыкотерапии и реабилитации. Создано такое отделение и при Музыкальной академии им. Гнесиных.

Музыка, в частности классическая, способна снижать болевой порог, приглушать болевые ощущения и уменьшать тревогу, поэтому во время хирургических операций, не требующих общего наркоза, ее используют как фоновую. Врачи утверждают, что такая музыка сокращает и продолжительность реабилитационного периода после операций. Звучание тихой музыки практикуется и в современных родзалах при родильных домах, и в стоматологических клиниках.

Для профилактики сердечнососудистых заболеваний рекомендуют слушать радостную и веселую музыку, создающую хорошее настроение и вызывающую положительные эмоции. Согласно исследованиям, благодаря такой музыке улучшается циркуляция крови, расширяются кровеносные сосуды и снижается давление. Для скорейшего восстановления после операции на сердце также рекомендуют слушать мелодии, настраивающие на позитивный лад.

Занятия музыкой развивают умственные способности и память – у людей, занимающихся музыкой, меньше проблем с запоминанием и они реже страдают забывчивостью. Кроме того, профессиональные музыканты намного реже обычных людей страдают возрастной потерей слуха, сохраняя его до глубокой старости. Слушать музыку, в частности Моцарта, рекомендуют и при нарушениях мозгового кровообращения, при восстановлении после инсульта.

Существует любопытное мнение, что музыка определенной частоты способна губительно действовать на болезнетворные микробы. Подтверждение тому – легенды о колокольном звоне, благодаря непрерывному звучанию которого в некоторых средневековых городах удалось остановить эпидемию чумы. Правда, и современные исследования подтверждают, что активность болезнетворных микробов несколько снижается под воздействием колокольного звона или церковной музыки.

Какая музыка от чего помогает

Специалисты классифицировали музыкальные классические произведения в соответствии с влиянием, которое они оказывают на физическое и психическое состояние человека.

  • Например, «Лунная соната» Бетховена помогает при лечении неврозов и депрессии.
  • Пьесы Чайковского предлагается слушать при бессоннице, а Полонез Огинского – при головной боли.
  • Музыка Баха, Вивальди, Генделя нормализует сердечный ритм и расслабляет тело.
  • Танцевальные мелодии Кальмана, Штрауса и Легара настраивают на оптимистический лад.
  • Прелюдии Листа и произведения Брамса помогают преодолеть робость и застенчивость, а Шостаковича – раздражительность и злобу.
  • Симфонии Чайковского уводят от неприятных воспоминаний, а духовная музыка М. Бортнянского, литургии С. Рахманинова наполняют энергией и внутренней гармонией.
  • Сюита Вивальди «Времена года» улучшает память, вселяет уверенность и избавляет от чувства тревоги и страха.

Свойство музыки влиять на психику и настроение человека активно используют и менеджеры торговых учреждений: с помощью спокойной музыки они создают в торговом зале расслабленную неспешную атмосферу, располагающую к покупкам. Или, наоборот, при большом наплыве покупателей посредством громкой энергичной музыки побуждают совершать «быстрые» покупки.

Источник

Настроение в музыке

Настроение в музыке

Вот звонок нам дал сигнал:

Так что время не теряем

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы, чтобы посмотреть, как мы с вами занимаемся. А мы их должны порадовать своими знаниями. Сядьте правильно, красиво, спина прямая, руки положите на парту.

Читайте также:  Чувства одушевленный или нет

Мы с вами сегодня будем говорить об удивительном мире музыки.

Посмотрите на доску и скажите, кого вы видите? (слайд)

Дети: веселого и грустного клоунов.

У клоунов разное настроение.

Ребята, а вы знаете, что у музыки тоже бывает настроение? Музыка обладает волшебным свойством – она может выражать разные чувства, переживания, грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость.

И тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Музыка и настроение». (На доске)

Скажите, а кто сочиняет музыку? (композитор).

Сейчас мы с вами прослушаем произведение известного вам композитора Бетховена и определим , какое настроение у вас вызвало это произведение. Слушаем Бетховена «Сурок» (грустное, печальное) . И произведение Микиса Теодоракиса «Сиртаки» (веселое, радостное.)

Любое музыкальное произведение, любая песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.

Словарное слово – ЛАД (НА ДОСКЕ).

Что такое музыкальный лад?

Лад – это настроение в музыке.

Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. (слайд 4).

Мажорный – светлый, радостный.

Минорный – грустный , печальный. (слайд)

Сейчас я вам хочу прочитать стихотворение

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Друзья, представиться спешу, знакомству очень рад!

Меня зовут Мажор, я лучший друг ребят

С собой всегда я приношу улыбку, шутку, смех

И если дружен ты со мной, то ждёт тебя успех!

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Меня Минором все зовут, я вот что вам скажу —

Со смехом мне не по пути, я грустью дорожу

Люблю, вздыхая, слёзы лить и предлагаю вам

Давайте, вместе погрустим – о чём – не знаю сам.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Мажор – минор», где вы должны будете угадать, какой клоун выйдет на арену цирка, подняв при этом соответствующий смайлик.

Игра «Мажор – минор» (видеоигра, где дети определяют какой звучит лад» поднимая соответствующий смайлик.

Дети отвечают на забавные вопросы: (если настроение мажорное, то дети поднимают руки вверх и трясут кистями, а если минорное, то топают).

— Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?

Если вы болеете?

Если вы получили в школе «5»? (ПОЧЕМУ)

Если вам дают горькое лекарство?

Если у вас день рождения и вам дарят подарки? (ПОЧЕМУ)

— А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

Если вы лакомитесь сладостями?

А сейчас давайте вспомним песню, которую мы с вами учили. Песня называется «Настоящий друг». Какой лад у этой песни? (мажор).

Исполнение песни вместе, а потом по несколько человек каждый куплет

Ребята, скажите, а кто сочиняет музыку? (композитор)

Вот сейчас я вам прочту стихотворение, а вы скажите, в каком ладу надо сочинить мелодию к этому стихотворению?

Все дождь и дождь, увяли розы

Цветы озябли не цветут

И на деревьях только слезы

Еще неделька и морозы

К нам грозно с севера придут. ( в миноре).

Подберите соответствущие слова к этому настроению.

Читайте также:  Если не поем чувствую усталость

На доске вывешаны слова ( весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно).

А теперь прочту другое стихотворение. А вы постарайтесь определить , в каком ладу надо сочинить мелодию?

За окошком дождик льет

По минутам день ползет

Надоело долго ждать

Буду солнце рисовать.

Приклею на оконце

Стало в комнате светлей

Сразу стало веселей.

Я скажу вам не тая

Жить без солнышка нельзя! ( в мажоре)

Подберите соответствущие слова к этому настроению.

( весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно).

А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

Давайте подведем итог нашего урока:

— с каким новым словом мы сегодня с вами познакомились?

— Какие лады в музыке встречаются?

— Чем отличается мажор от минора? (слайд)

— Как вы думаете, влияет ли музыка на настроение человека?

Я ВАМ ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПОБОЛЬШЕ БЫЛО РАДОСТНЫХ, ВЕСЕЛЫХ (МАЖОРНЫ) ДНЕЙ, ЧЕМ ГРУСТНЫХ И ПЕЧАЛЬНЫХ (МИНОРНЫХ)

Два дружных брата близнеца

Почти похожи два лица

Но на одном цветет улыбка

А на другом – печаль, укор

И никакой тут нет ошибки

Один – мажор, другой – минор!

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

Закрепить тему «динамическое развитие».

Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

Добиваться эмоциональной отзывчивости.

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.

Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.

Цели и задачи темы: научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора. Задачи урока: 1.Знакомство с понятиями «лад», «мажор» и «минор». На примере пьес Л. Бетховена и Р. Шумана, объяснить разницу между мажором и минором. 2.Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню исполняемую в классе. 3.Воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету. Развить внимание, музыкальный слух, образное мышление.

дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;

формировать у обучающихся представления о внешних признаках весёлого и грустного настроения человека;

дифференцировать внешние признаки весёлого/грустного настроения;

учить применять на практике, демонстрировать признаки весёлого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;

совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен).

корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;

развивать слуховое восприятие посредством восприятия музыкальных произведений;

развивать музыкальную память через угадывание по мелодии, вступлению, аккомпанементу ранее изученных песен;

корригировать и развивать связную устную речь через подбор словосочетаний к подходящей по смыслу картинке, работу в группах.

воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;

содействовать приобретению навыков искреннего и свободного общения с окружающими.

Д. Кабалевский «Клоуны»

П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Мендельсон «Свадебный марш»

С.Прокофьев « Тема волка»

настроение можно передать при помощи слов, при помощи жестов, мимики, при помощи красок. А также настроение можно передать при помощи музыки. Ведь каждый композитор в свои музыкальные произведения вкладывает свои мысли, чувства, настроение.

Источник

Оцените статью