- Моральные чувства
- Смотреть что такое «Моральные чувства» в других словарях:
- Моральные чувства: значение определения, понятия и виды чувств
- Что такое чувства?
- Откуда появляются моральные чувства?
- Что будет, если отвергнуть нормы морали?
- Мораль и современный мир
- Как возникают высшие чувства?
- Гуманность
- Честь
- Интеллектуальные чувства
- Эстетические чувства
- Чувство комического
- Моральные эмоции — Moral emotions
- СОДЕРЖАНИЕ
- Определения
- Типы моральных эмоций
- Моральные эмоции и поведение
Моральные чувства
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Моральные чувства» в других словарях:
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,… … Профессиональное образование. Словарь
ЧУВСТВА — (моральные) эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч. это устойчивые условно рефлекторные образования в сознании человека,… … Словарь по этике
чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от… … Большая психологическая энциклопедия
ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ — – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ — разновидность аппробативных теорий; субъективно идеалистические этические концепции, в к рых происхождение морали и ее природа объясняются посредством особого рода чувств, присущих человеку. Школа Н. ч. существовала в Англии в XVII XVIII вв. (А.… … Словарь по этике
СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ — СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ суждения (высказывания), выражающие моральную оценку “X есть добро (зло)” или норму, предписание “Должно (запрещено) (осуществить) X”. В естественном языке суждения морали выражаются в разнообразных языковых конструкциях… … Философская энциклопедия
ЭМОТИВИЗМ — (англ. emotive волнующий, возбуждающий, от лат. emoveo волную, потрясаю) метаэтическая теория, согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний выражать эмоции говорящего и возбуждать соответствующие чувства и… … Философская энциклопедия
Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия
Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия
НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ — или а п п р о б а т и в н а я э т и к а (от лат. approbatio – одобрение, санкция), – класс этич. теорий, для к рых характерен авторитарный способ обоснования нравственности. В истории этики в большинстве теорий моральные понятия обосновывались по … Философская энциклопедия
Источник
Моральные чувства: значение определения, понятия и виды чувств
Для того чтобы дать определение понятию «моральные чувства», следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.
Что такое чувства?
С точки зрения психологии, чувства – это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории – низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
Откуда появляются моральные чувства?
В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает – мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?
Что будет, если отвергнуть нормы морали?
В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: «Что такое нормы морали, как и кем они устанавливаются?»
Мораль и современный мир
В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример – сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.
А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой поступок аморальным? Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.
Именно поэтому мораль – сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали – это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль – это доказательство развитости социума.
Как возникают высшие чувства?
В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.
С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали – эстетические чувства.
Моральные чувства – это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?
Гуманность
Данное моральное чувство основывается на нравственных принципах и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение — основа гуманности.
Честь
Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство – признание общественностью определенных достижений человека.
В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.
Интеллектуальные чувства
Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность – все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником интеллектуальных эмоций является творческая, научная и исследовательская деятельность.
Эстетические чувства
Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.
Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.
Чувство комического
Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны – мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору – сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство – это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.
Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.
Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.
Источник
Моральные эмоции — Moral emotions
Моральные эмоции — это различные социальные эмоции , которые участвуют в формировании и передаче моральных суждений и решений, а также в мотивации поведенческих реакций на свое собственное и моральное поведение других.
СОДЕРЖАНИЕ
Моральные рассуждения были в центре внимания большинства исследований морали, начиная с Платона и Аристотеля . Эмоциональная сторона морали рассматривалась с пренебрежением, как подчиненная более высокому, рациональному, моральному рассуждению , при этом такие ученые, как Пиаже и Кольберг, рекламировали моральное рассуждение как ключевой передний край морали . Однако в последние 30–40 лет возник новый фронт исследований: моральные эмоции как основа морального поведения. Это развитие началось с сосредоточения внимания на сочувствии и вине , но с тех пор перешло к новым эмоциональным исследованиям таких эмоций, как гнев , стыд , отвращение , трепет и возвышение . С новым исследованием теоретики начали сомневаться в том, могут ли моральные эмоции играть большую роль в определении морали, которая может даже превзойти роль морального рассуждения.
Определения
Обычно философы использовали два подхода к определению моральных эмоций. Первый «состоит в том, чтобы указать формальные условия, которые делают моральное утверждение (например, предписывающее, универсальное, такое как целесообразность)». Этот первый подход больше связан с языком и определениями моральных эмоций. Второй подход «состоит в том, чтобы указать материальные условия морального вопроса, например, что моральные правила и суждения« должны иметь отношение к интересам или благополучию либо общества в целом, либо, по крайней мере, лиц, не являющихся судьей или агентом » ». . Это определение больше основано на действии. Он фокусируется на результате моральных эмоций. Второе определение более предпочтительно, потому что оно не привязано к языку и поэтому может применяться к детям и животным, лишенным языка. Моральные эмоции — это «эмоции, которые связаны с интересами или благополучием общества в целом или, по крайней мере, других лиц, кроме судьи или агента».
Типы моральных эмоций
Ведутся споры о том, существует ли набор основных эмоций или есть «сценарии или набор компонентов, которые можно смешивать и согласовывать, что позволяет получить очень большое количество возможных эмоций». Даже те, кто выступает за базовый набор, признают, что существуют варианты каждой эмоции (психолог Пол Экман называет эти варианты «семьями»). По словам Джонатана Хайдта :
Основные моральные эмоции можно разделить на две большие и две малые совместные семьи. Большие семьи — это «осуждающая других» семья, в которой три брата — презрение , гнев и отвращение (и их многочисленные дети, такие как негодование и отвращение ), и «застенчивая» семья ( стыд , смущение , и вина )… [T] две меньшие семьи: семья «других страдающих» ( сострадание ) и семья, «восхваляющая других» ( благодарность и возвышение ).
Хайдт предположил, что чем выше эмоциональность морального агента, тем более вероятно, что агент будет действовать морально. Он использует термин «бескорыстный элиситор» для описания события или ситуации, которые вызывают у нас эмоции, даже если эти эмоции не имеют ничего общего с нашим личным благополучием. Именно эти элиситоры побуждают людей участвовать в том, что он называет «просоциальными тенденциями» (действиями, приносящими пользу обществу). Хайдт объясняет моральные эмоции как «семьи эмоций», в которых каждая семья содержит эмоции, которые могут быть похожими, хотя и не совсем одинаковыми. Эти моральные эмоции провоцируются событиями, которые часто приводят к просоциальным действиям. Вероятность просоциального действия каждого человека определяется степенью его эмоциональности.
Моральные эмоции и поведение
Сочувствие также играет большую роль в альтруизме. Гипотеза эмпатии-альтруизма утверждает, что чувство сочувствия к другому приводит к альтруистической мотивации помочь этому человеку. Напротив, может быть эгоистическая мотивация помочь нуждающемуся. Это модель снижения напряжения Хуллиана, в которой личный дистресс, вызванный другим нуждающимся, побуждает человека помочь, чтобы облегчить собственный дискомфорт. Литература «Альтруизм, рожденная страданиями» утверждает, что люди, пережившие трудные времена и выросшие из этой травмы, идентифицируют себя с тем, что видят других в нужде, и альтруистически реагируют, защищая других или заботясь о них. В контексте изменения климата признается, что для того, чтобы люди действовали альтруистично по отношению к своему обществу и окружающей среде, им необходимо научиться увеличивать свою способность обрабатывать свои эмоциональные переживания, а также улучшать рефлексивное функционирование.
Бэтсон, Кляйн, Хайбергер и Шоу проводили эксперименты, в которых они манипулировали людьми, используя вызванный эмпатией альтруизм, чтобы принимать решения, требующие от них проявления пристрастия к одному человеку над другим. В первом эксперименте участник из каждой группы выбирал кого-нибудь для выполнения положительной или отрицательной задачи. Эти группы включали необщение, общение / низкое сочувствие и общение / высокое сочувствие. Их попросили принимать решения, основанные на этих стандартах, в результате чего группа общения / высокой эмпатии проявляла большую пристрастность в эксперименте, чем другие группы, из-за того, что ими успешно манипулировали эмоционально. Те люди, которыми они успешно манипулировали, сообщили, что, несмотря на то, что в данный момент они чувствовали необходимость проявить пристрастие, они все же чувствовали, что приняли более «аморальное» решение, поскольку следовали эмоциям, основанным на эмпатии, а не придерживались справедливой точки зрения морали.
Бэтсон, Кляйн, Хайбергер и Шоу провели два эксперимента с альтруизмом, вызванным эмпатией, предположив, что это может привести к действиям, нарушающим принцип справедливости. Второй эксперимент работал так же, как и первый, с использованием групп с низким и высоким уровнем эмпатии. Участники столкнулись с решением перевести якобы больного ребенка в группу «немедленной помощи» вместо того, чтобы оставлять ее в списке ожидания после того, как они прослушали эмоционально ориентированное интервью, в котором описывалось ее состояние и жизнь, которую она оставила вести. Те, кто находился в группе с высоким уровнем эмпатии, с большей вероятностью, чем те, кто находился в группе с низким уровнем эмпатии, переместили ребенка выше в списке, чтобы получить лечение раньше. Когда этих участников спросили, какой был более моральный выбор, они согласились, что более нравственным выбором было бы не продвигать этого ребенка впереди списка за счет других детей. В этом случае очевидно, что, когда альтруизм, вызванный эмпатией, расходится с тем, что считается моральным, часто альтруизм, вызванный эмпатией, имеет способность побеждать мораль.
Недавно нейробиолог Жан Десети , опираясь на эмпирические исследования в области теории эволюции , психологии развития , социальной нейробиологии и психопатии, доказал, что сочувствие и мораль не противоречат друг другу систематически и не обязательно дополняют друг друга.
Эммонс (2009) определяет благодарность как естественную эмоциональную реакцию и универсальную тенденцию положительно реагировать на доброжелательность другого человека. Благодарность мотивирует и ведет к тому, что Эммонс называет «взаимностью наверху». Это передача выгод третьим сторонам вместо того, чтобы возвращать выгоды своим благотворителям (Emmons, 2009).
В контексте поведения в социальных сетях исследование Брэди, Уиллса, Йоста, Такера и Ван Бавеля (2017) показывает, что выражение моральных эмоций увеличивает степень распространения моральных и политических идеалов в платформах социальных сетей. Анализ большой выборки сообщений Twitter по поляризующим вопросам, таким как контроль над огнестрельным оружием, однополые браки и изменение климата, показал, что наличие морально-эмоционального языка в сообщениях увеличивает их передачу примерно на 20% на слово по сравнению с обычными сообщениями. -моральный и чисто эмоциональный язык.
Источник