- Что такое метрическое чувство
- «Весёлые картинки» (Музыка)
- Изготовление книжки-малышки (Оригами)
- «Всем нужны друзья»
- Что такое метрическое чувство
- «Весёлые картинки» (Музыка)
- Изготовление книжки-малышки (Оригами)
- «Всем нужны друзья»
- Диагностика тест по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Диагностика метрического чувства
- Диагностика чувство ритма
- Диагностика звуковысотного слуха
- Диагностика динамического чувства
- Диагностика ладово-мелодического чувства
- Пение
- Диагностика музыкального творчества
- Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.
Что такое метрическое чувство
Цель: расширять представления детей о веществах и их свойствах в ходе рисования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Вопросы:
- Что такое мыльный пузырь?
- Какие мыльные пузыри?
- Почему увеличиваются в размере пузыри?
- Почему пузыри маленькие и большие?
Рекомендации родителям: Описание работы (открыть pdf)
Результат: ребенок узнал новое о свойствах мыла, что ими можно не только играть, надувая пузыри, а также рисовать. По желанию можно оформить выставку работ под названием «Сказка мыльных пузырей».
«Весёлые картинки» (Музыка)
Цель: развитие метрического чувства (слух, ритм);
Игра «Весёлые картинки»:
Задания родителям:
- Используя форму игры «Весёлые картинки», взрослый прохлопывает ребёнку любой ритм. Ребёнок, внимательно прослушав, повторяет за ним.
- Ребёнок сам придумывает ритм, прохлопывает его. Взрослый повторяет ритмический рисунок, заданный ребёнком. Ребёнок внимательно слушает, говорит правильно или нет, повторил взрослый.
Результат: у ребенка развивается метрическое чувство (слух, ритм);
Рекомендации для родителей: В часы отдыха между интеллектуальными занятиями и в часы семейного досуга используйте ритмические игры.
Изготовление книжки-малышки (Оригами)
Цель: развивать устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.
Вопросы:
- Зачем нужны книги?
- Где живут книги?
- Как изготавливаются книги и где?
Рекомендации для родителей:
Предложите ребенку самому изготовить книжку.
Результат: повысился познавательный уровень дошкольников; интерес детей к чтению художественной литературы, пополнились знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширить представления детей о произведениях детских писателей.
«Всем нужны друзья»
Цель: продолжать формировать комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, развитие чувства ритма.
Рекомендации для родителей:
- Послушайте в записи песню «Мир похож на цветной луг», муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского. (текст песни «Мир похож на цветной луг»)
- После прослушивания, внимательно разберите текст песни, останавливаясь на непонятных ребёнку фразах.
- В свободной форме поговорите с ребёнком о дружбе, о роли друзей в жизни каждого человека. Приведите примеры своих друзей. Остановитесь на таком понятии как «настоящий друг – кто он?» Попросите ребёнка назвать своих друзей, расспросите, почему он выбрал его своим другом и тд..
- Выучите песню.
- В альбоме «Музыкальные картинки» нарисуйте друзей.
- Посмотреть мультфильм «Однажды утром» («Союзмультфильм», 1981г.). Мультфильм о дружбе и взаимопомощи между друзьями. В конце сказки, герои мультфильма исполняют песню «Мир похож на цветной луг».
Вопросы:
- Какую песню мы слушали? («Мир похож на цветной луг»)
- Какой характер у песни? (спокойный, напевный, ласковый, весёлый, энергичный. озорной, лёгкий и тд.)
- Что под неё хочется делать? (танцевать)
- Придумай движения по тексту песни («инсценируй песню»).
Результат: расширяется музыкальный кругозор, формируются музыкальные способности ребёнка.
Источник
Что такое метрическое чувство
Цель: расширять представления детей о веществах и их свойствах в ходе рисования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Вопросы:
- Что такое мыльный пузырь?
- Какие мыльные пузыри?
- Почему увеличиваются в размере пузыри?
- Почему пузыри маленькие и большие?
Рекомендации родителям: Описание работы (открыть pdf)
Результат: ребенок узнал новое о свойствах мыла, что ими можно не только играть, надувая пузыри, а также рисовать. По желанию можно оформить выставку работ под названием «Сказка мыльных пузырей».
«Весёлые картинки» (Музыка)
Цель: развитие метрического чувства (слух, ритм);
Игра «Весёлые картинки»:
Задания родителям:
- Используя форму игры «Весёлые картинки», взрослый прохлопывает ребёнку любой ритм. Ребёнок, внимательно прослушав, повторяет за ним.
- Ребёнок сам придумывает ритм, прохлопывает его. Взрослый повторяет ритмический рисунок, заданный ребёнком. Ребёнок внимательно слушает, говорит правильно или нет, повторил взрослый.
Результат: у ребенка развивается метрическое чувство (слух, ритм);
Рекомендации для родителей: В часы отдыха между интеллектуальными занятиями и в часы семейного досуга используйте ритмические игры.
Изготовление книжки-малышки (Оригами)
Цель: развивать устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.
Вопросы:
- Зачем нужны книги?
- Где живут книги?
- Как изготавливаются книги и где?
Рекомендации для родителей:
Предложите ребенку самому изготовить книжку.
Результат: повысился познавательный уровень дошкольников; интерес детей к чтению художественной литературы, пополнились знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширить представления детей о произведениях детских писателей.
«Всем нужны друзья»
Цель: продолжать формировать комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, развитие чувства ритма.
Рекомендации для родителей:
- Послушайте в записи песню «Мир похож на цветной луг», муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского. (текст песни «Мир похож на цветной луг»)
- После прослушивания, внимательно разберите текст песни, останавливаясь на непонятных ребёнку фразах.
- В свободной форме поговорите с ребёнком о дружбе, о роли друзей в жизни каждого человека. Приведите примеры своих друзей. Остановитесь на таком понятии как «настоящий друг – кто он?» Попросите ребёнка назвать своих друзей, расспросите, почему он выбрал его своим другом и тд..
- Выучите песню.
- В альбоме «Музыкальные картинки» нарисуйте друзей.
- Посмотреть мультфильм «Однажды утром» («Союзмультфильм», 1981г.). Мультфильм о дружбе и взаимопомощи между друзьями. В конце сказки, герои мультфильма исполняют песню «Мир похож на цветной луг».
Вопросы:
- Какую песню мы слушали? («Мир похож на цветной луг»)
- Какой характер у песни? (спокойный, напевный, ласковый, весёлый, энергичный. озорной, лёгкий и тд.)
- Что под неё хочется делать? (танцевать)
- Придумай движения по тексту песни («инсценируй песню»).
Результат: расширяется музыкальный кругозор, формируются музыкальные способности ребёнка.
Источник
Диагностика
тест по музыке по теме
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_zadaniya.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент социально-культурных и дошкольных
образовательных учреждений МО ГО «Воркута»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка»
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
I квалификационной категории:
Чудинова Оксана Викторовна
Диагностика метрического чувства
«Шаги великана, Саши и гнома»
Цель : выявление уровня развития чувство метра.
Стимулирующий материал : часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).
Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.
3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);
2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);
1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).
Диагностика чувство ритма
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).
1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Диагностика звуковысотного слуха
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.
Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.
Исполняются последовательно звуки.
Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.
Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.
1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.
2 – 3 набранных балла — средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.
4 – 5 набранных баллов — высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.
Диагностика ладово-мелодического чувства
Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.
Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, — какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.
Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.
2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.
3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.
Пение
Цель: определить уровень развития вокальных способностей.
1.задание: Исполнить знакомую попевку в музыкальном сопровождении
2.задание: Исполнить знакомую попевку без музыкального сопровождения.
3.задание: Исполнить мало знакомую попевку в музыкальном сопровождении.
Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.
1 балл – ребенок не интонирует мелодию.
2 балла – ребенок интонирует мелодию частично, или с помощью.
3 балла – ребенок самостоятельно интонирует мелодию.
(сравнительная рефлексия эмоционально отзывчивости)
Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»
Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности)
Используемые музыкальные произведения
А.Лядов Прелюдия; П.Чайковский «Баркарола» Д.Кабалевский «Печальная история».
Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»
М.Глинка «Вальс-фантазия»; П.Чайковский «Полька» («Детский альбом»); С.Майкапар «Полька» («Бирюльки»)
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»); М.Глинка «Камаринская»; Д.Шостакович «Марш» («Детская тетрадь»)
С.Прокофьев «Раскаяние» («Детская музыка»); М.Глинка «Разлука»; П.Чайковский Ноктюрн до диез минор, соч.19, № 4.
Музыкальный руководитель: Послушай и определи, какие два из трех произведения в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от других?.
Критерии для определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
- Низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходнях музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания, неспособность аргументировать свой выбор в определении лишнего, исключаемого из предъявленного ряда фрагментов. Или неправильный выбор исключаемого музыкального фрагмента. Оценивается как 1 балл
- Средний уровень – правильный выбор двух сходнях фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности. Оценивается как 2 балла.
- Высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки. Оценивается как 3 балла.
Диагностика музыкального творчества
Цель: выявить уровень развития музыкально-творческих способностей.
1.Задание – исполнение движений в свободной пляске (танцевальная импровизация)
2.Задание – сочини колыбельную кукле (песенная импровизация)
3.Задание – сочини мелодию на металлофоне (инструментальная импровизация)
Критерии оценки
3 балла – высокий уровень. Импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная.
2 балла средний уровень. Импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога.
1 балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат.
Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений
«Музыкальный магазин» (В.П. Анисимов)
Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкально-эстетические вкусы личности, уровень развития музыкально-эстетического сознания.
Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий. Каждая серия проводится в разные дни.
Музыкальный руководитель : Представь что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился в магазин и продавец предложил прослушать тебе музыку из разных музыкальных альбомов. Выбери ту музыку, которая тебе больше понравится, можно выбрать несколько музыкальных произведений.
Перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий
Источник