Что такое методика настроения

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Читайте также:  Его чувства ко мне десятка пентаклей

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Источник

Методика для коррекционно-развивающих занятий «Моё настроение»

Методика «МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Использую методику на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися ОВЗ, развивающих занятиях, внеурочной деятельности, а также при индивидуальных занятиях.

За основу взята методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагностики.

Цель- изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка.

Основным методическим инструментом цветодиагностики является таблица «МОЕ НАСТРОЕНИЕ», рабочая часть которой демонстрирует цветовой диапазон. Обучающиеся передают друг другу мячик, называя цвет своего настроения. Оценивают своё состояние. Закрашивают в таблице соответствующим цветом ячейку. Можно отслеживать как настроение (состояние) обучающегося в начале и в конце занятия. Дети сами отслеживают своё настроение, как оно меняется в течении занятия, или от занятия к занятию. Называют причины настроения, учатся рефлексии.

Теоретической основой данной методики является представление о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, уравновешенное;
синий – неудовлетворительное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – полный упадок, уныние;
белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».

отражает общее эмоциональное настроение группы детей;

видна динамика эмоциональных состояний детей в процессе реализации программы представлена графически;

дает возможность психологу (педагогу) глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние.

Источник

Диагностика настроения детей. Рисуночная методика.

Диагностика настроения детей. Рисуночная методика.

Взрослый рассказывает детям, что волшебники хотят поблагодарить их за хорошее поведение и подарить волшебные цветы(разного цвета). Дети могут выбрать сами цветок, который им нравится.

Читайте также:  Красивые цветы с надписями хорошего настроения

Детям даётся два контурных изображения волшебников .

« А теперь поговорим о настроении. Нарисуйте настроение доброго и злого волшебников.»

Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников:

У доброго оно весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.

У злого- мрачное,сердитое,угрюмое.

Если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей , то взрослый сам знакомит детей с новыми для них словами.

«А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (по выражению лица, мимике)

Задание: раскрась так, чтобы получились мальчик, который рассердился на своего друга и девочка, которая нашла утерянный бантик.

Упражнение «Рисуем музыку»

Детям предлагается послушать спокойную ,мягкую музыку и

« нарисовать» её (вальс Д.Кабалевского)

Нужно прикрепить лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», даёт в руки фломастер и говорит , что сейчас все будут рисовать корову (слона, зайца, принцессу) все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Получается смешная картина. Во время рисования звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка»(волшебная, пронизывающая, игривая и светлая мелодия)

В начале занятия выясняется настроение детей, для этого педагог просит выбрать цветной листочек и повесить на дерево. Детям предлагагаются 2 дерева: «Радость» и «печаль» ( цвет листьев дети выбирают сами, что позволяет взрослому диагностировать их настроение)

Красный цвет – восторг

Жёлтый — мне приятно

Синий — грустное настроение, неуверенность

Чёрный- унылое настроение

Белый- состояние страха

Взрослый обращает внимание на общий фон настроения: «На каком дереве больше листьев?» Выясняет причину печали, грусти или тревоги, если такие переживания есть.

Рисование «Дерево радости»

Взрослый раздаёт детям контурные изображения дерева и наборы цветных карандашей. Задача детей- передать « настроение» дерева:

«А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево радости»

Рисование « Дорисуй картинку»

Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить. Задача детей- увидеть в штрихах образ и дорисовать его.

Жили- были 3 загадочные подружки: Плакса, Злюка и Резвушка (показать иллюстрации) Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли. Покажите ,как они себя поведут.

По окончании упражнения можно предложить детям подумать: Какую из трёх подружек вам было приятнее изображать? Почему?

Детям даётся контурное изображение девочки .Они должны нарисовать лицо одной из трёх подружек: Плаксы, Злюки или Рёвушки

Занятие в старшей группе «Как зайчишке Тошке скучно было»

1.Разминка (ритуал приветствия)

Психолог: Ребята давайте поздороваемся глазками, ладошками.

Дети стоят по кругу .Психолог с каждым по очереди встречается взглядом, затем по кругу дети касаются друг друга ладошками.

2.Организационный момент (настрой на занятие)

а. «На лесной опушке»- локти ,ладони соединить

б. « В маленькой избушке»- руки домиком

в. « Жил был зайчишка Тошка»- руки зайчик

г.Каждое утро мама – зайчиха пекла для него вкусные бублики-

«бублик»- образуем пальчиками круг –бублик

д. Тошка за обе щёки уплетал бублики –поочерёдное надувание щёк.

е. похлёбывая горячий чай из красивой чашечки- ручками делаем «чашечку»

ж. В гости к зайцам заглянула весёлая змейка .Она приветствовала ушастиков на своём змеином языке ш-ш-ш , а после угощения благодарила ш-ш-ш (руки перед грудью ,локти опущены ,ладони от себя, выполняем волнообразные движения руками вперёд.

3.Узнай пиктограмму « Чудесный мешочек» (пиктограммы)

«Что вы делаете , чтобы не было скучно»

5.Прощание :руки на руку ведущему с хорошими пожеланиями.

Затем говорим до свидание. До новых встреч.

Игры с использованием материалов психологического уголка

Игры с клубочками

Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приёмов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток

Ход игры: Педагог предлагает расшалившемуся ребёнку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше. Взрослый сообщает дошкольнику , что это клубочек не простой , а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать , он успокаивается.

Цели: воспитание чувств принадлежности к группе , безопасности в коллективе, единства, сплочённости ,умения действовать согласованно.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в круг .Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передаёт клубок следующему ребёнку ,называя его в песенке по имени когда песенка заканчивается все дети и воспитатель соединены ниточкой . Клубок должен вернуться к педагогу , проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут её на стол. Внимание детей обращается на то , что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить.(попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе)

Читайте также:  Какие есть эмоциональные нарушения

Игра «Мешочки настроений»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением .Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок ,веселья. Второй – мешочек плохого настроения из тёмного материала, на нём изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры: Выяснив , у кого из воспитанников плохое настроение , педагог предлагает им воспользоваться мешочками . Дети развязывают шнурки , «складывают» своё плохое настроение , злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение , улыбки , смех, радость.

Игра «Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: подушка , на которую можно сесть двум детям . К ней пришиваются на резинках перчатки.

Ход игры: Поссорившиеся дети садятся на подушку , надевают перчатки и мирятся , произнося разные стихи- мирилки.

Игра « Коробочка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры: Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки , внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи- мирилки.

Игра « Коробочки добрых дел»

Цели: научить чуткому , доброжелательному отношению к товарищам , побудить детей к нравственным поступкам, воспитать чувства уважения к людям, доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

Оборудование: Коробочки разного размера и цвета, у каждого ребёнка своя коробочка.

Ход игры: Воспитатель показывает и рассказывает детям о том , что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и хорошие дела . Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками , складывая их в коробочку . Когда закончится неделя , дети смогут посмотреть , в чьей коробочке фишек больше. Кто из дошкольников совершит больше всех хороших поступков , замечательных дел – заслужит приз.

Игра « с сонными игрушками»

Цели: Снижение тревоги , агрессии , общей тревожности и невротичности в период адаптации ребёнка в детском саду, создание положительной мотивации на режимный момент сна ,улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей с вредными привычками и гиперактивных детей – игрушки с наполнителем. Диск с медленной спокойной музыкой для засыпания и пробуждения.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками и объясняет : « Это сонные игрушки. Они вам помогут заснуть и увидеть сказочные сны.»

Тихо звучит музыка, вместе с игрушкой педагог подходит к детям , которые легли в постель и шепотом обращается к каждому , называя его ласковым словом .Например « Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова и ты ему прошепчи тоже что то приятное и приласкай его. После того как все игрушки « выбрали» детей , музыка затихает и воспитанники вместе с ними отдыхают. Пробуждаются дети под музыку одеваются, по желанию рассказывают сны друг другу и взрослому, затем аккуратно ставят игрушку на полочку , поблагодарив за сон.

Игра « Доска настроений»

Цель: определение эмоционального состояния каждого ребёнка в группе выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка .

Оборудование: доска с вертикальными полосками липкой ленты и набором картинок , изображающих настроение людей , фотографии всех детей группы

На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать почему оно такое . В последующие дни провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?» Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов в группу вносят доску настроений. Воспитатель просит каждого ребёнка определить и показать на доске , какое у него настроение.

Источник

Оцените статью