Что такое лабилен это эмоционально у детей

Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Привалова Наталья Николаевна
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых по тем или иным причинам (вследствие перенесённых болезней, стилей воспитания, экономического и социального положения семьи и т. д.) наблюдаются эмоциональные расстройства. Одно из них — эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости. Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.

Моя задача как педагога психолога — скорректировать лабильность эмоций, развивая у ребёнка коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками.

Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).

На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.

После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми,когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.

Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.

В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).

В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.

Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.

Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.

Игра «Друг из шарика»

Беседа с детьми.

Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики. Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот. Причем, это можно сделать так, что друг будет,каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.

Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.

Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.

Читайте также:  Примеры темперамента знаменитых людей

Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.

Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.

Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).

В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.

Одна из таких релаксаций — «Танцующие руки». Перед каждым участником кладется лист ватмана или обоев, цветные мелки по обе стороны листа.

Инструкция для детей.

Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.

Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.

Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.

Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е. если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.). А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком. Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.

Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.

Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.

Читайте также:  Чувство беспокойства при пробуждении

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Источник

Эмоционально-лабильный тип характера у детей

Что значит этот термин? Под понятие эмоциональной лабильности подходят люди настроения. Причем, это настроение, как правило, не стабильно. Любое внешнее воздействие – доброжелательная улыбка или, напротив, косой взгляд может послужить причиной перемен. От настроения у таких людей зависит многое – работоспособность, общее самочувствие, даже психология окружающего мира.

Эмоции у таких людей основа существования. Они искренни, переживают или радуются от несущественного повода. Очень привязчивы. В обществе, по сути, являются эмоциональными регуляторами. Их чуткость, внимательность, способность к пониманию импонируют.

Но есть и недостатки. Любая атмосфера недоброжелательности или критики повергает их в уныние. Очень болезненно сказывается на таких людях потеря близкого человека. Эмоциональное отторжение может побудить в них чувство вины и в таком состоянии они часто служат объектами для манипуляций.

Особенности детского эмоционально-лабильного типа характера следующие.

Такие дети, как правило, послушные, заботятся о близких, привязываются эмоционально. Если чувствуют холодность окружающих, уходят в себя. Стремятся не расстраивать родителей плохим поведением или низкой успеваемостью.

Очень ревностно относятся к рождению второго ребенка. Долго переживают развод родителей или внутрисемейные конфликты. Вплоть до возникновения невротических реакций. Любят домашних животных. Дети почти всегда дружелюбны, не агрессивны, слушаются старших. Однако, могут сильно переживать из-за ссоры с учителями или сверстниками. Чтобы не расстраивать родителей, могут скрыть свои проблемы. Вплоть до ухудшения самочувствия. Если атмосфера, например, в школе, становится для них негативной, могут притвориться заболевшими, только чтобы туда не идти. Увлечения таких детей поверхностны и разнообразны. Ведомы в этом смысле родителями.

Не просто проходят адаптацию в детском саду из-за сильной привязанности к родителям. Стараются держать маму или папу в поле зрения. При должном отношении могут из благодарности помогать родителям, брать на себя серьезную ответственность.

В части воспитания такой ребенок нуждается в постоянной заботе, важно проявлять к нему свое тепло. И быть очень аккуратными с критикой. Не прибегать к манипуляциям, основанным на чувстве вины. Важно минимизировать конфликтные ситуации. Можно завести домашнее животное, например, собаку, которая будет ребенку настоящим другом.

Источник

Эмоциональная лабильность

Эмоциональная лабильность – это нестабильное эмоциональное состояние, при котором у ребёнка или взрослого человека без видимых на то причин часто меняется настроение. Врачи Юсуповской больницы определяют причину эмоциональной лабильности у взрослых с помощью современных диагностических методик. Для каждого пациента врачи разрабатывают индивидуальный терапевтический комплекс, который включает лекарственную поддержку и немедикаментозные методики терапии. Родственники пациентов с эмоциональной лабильностью получают профессиональную поддержку психологов, обучаются основам взаимодействия с близкими им людьми.

Пациенты имеют возможность в любое время бесплатно проконсультироваться с лечащим врачом. Профессора, доктора медицинских наук применяют инновационные психотерапевтические методики, в том числе когнитивно-поведенческую психотерапию. Специалисты клиники реабилитации проводят сеансы расслабляющего массажа. Реабилитологи составляют каждому пациенту индивидуальный комплекс лечебной гимнастики. Пациенты вначале выполняют их под руководством старшего инструктора ЛФК, затем самостоятельно в домашних условиях. Мультидисциплинарный подход к лечению пациентов, страдающих эмоциональной лабильностью, позволяет быстро стабилизировать состояние их нервной системы.

Причины эмоциональной лабильности

Эмоциональная лабильность – что это такое у взрослых и почему возникает? Синдром эмоциональной лабильности очень часто сопровождает сосудистые и органические заболевания головного мозга, возникает при астенических состояниях. Психическую реакцию человека в ответ раздражитель побуждает кора головного мозга. Эмоциональная лабильность возникает при ослаблении нервной системы. Незначительный раздражитель может провоцировать молниеносную реакцию.

Читайте также:  Ты остыла опали чувства как поцелуи луи

Развитию эмоциональной лабильности у взрослых способствуют следующие факторы:

  • Продолжительное эмоциональное напряжение;
  • Дефицит или избыток внимания окружающих;
  • Частые стрессовые ситуации;
  • Психологические травмы, пережитые в детстве или во взрослом возрасте.

Эмоциональная лабильность может развиться у пациентов, страдающих соматическими заболеваниями: патологией эндокринной системы, заболеваниями органов репродуктивной системы, которые сопровождаются нарушением гормонального равновесия, гиповитаминозом. Причиной эмоциональной лабильности может быть беременность или климакс. В некоторых случаях повышенная эмоциональность выступает в качестве симптома следующих заболеваний:

  • Злокачественных новообразований головного мозга;
  • Атеросклероза сосудов мозга;
  • Гипертонической болезни;
  • Астении.

Признаки эмоциональной лабильности появляются при органической мозговой патологии и после перенесенной черепно-мозговой травмы.

Симптомы эмоциональной лабильности

Проявления эмоциональной лабильности у взрослых разные:

  • Импульсивность;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Совершение необдуманных действий без учёта возможных негативных последствий.

Психологи различают эмоциональную лабильность двух типов: пограничную и импульсивную. Первый тип характеризуется следующими проявлениями:

  • Бурным, развитым воображением;
  • Подвижностью когнитивного восприятия;
  • Излишней впечатлительностью;
  • Аффективной лабильностью;
  • Мучительным восприятием преград, которые встречаются на пути к достижению целей;
  • Болезненным восприятием провалов», ошибок, собственных неудач.
  • Стрессами вследствие гиперболизированного восприятия происходящего.

Пограничный тип эмоциональной неустойчивости формируется в период развития ребёнка. В таком возрасте желания преобладают над правилами и запретами, которые установлены в обществе, окружении ребёнка и в конкретной семье. Подростки с данным типом эмоциональной лабильности характеризуются неусидчивостью. Их настроение постоянно меняется, что может повлечь за собой фрустрацию и невнимательность.

Люди с пограничным типом эмоциональной неустойчивости имеют слабость к испытаниям, которые встречают их на жизненном пути, часто спиваются, начинают принимать наркотики, нарушают закон. В редких случаях у них может развиться депрессия или истерия. Люди с пограничным типом эмоциональной лабильности за короткое время могут привязаться к другому человеку. Они не самостоятельны. Их поведение может характеризоваться конфликтами с окружающими, беспричинной ревностью, суицидальным шантажом.

Люди с импульсивным типом эмоциональной лабильности излишне возбудимы. На них сильно влияют раздражающие факторы. Такие личности считают, что все вокруг настроены против них. Для детей с импульсивным типом эмоциональной лабильности характерны следующие качества:

  • Обидчивость;
  • Капризность;
  • Истерики;
  • Проявления словесной и физической агрессии.

Если человеку не удаётся занять лидерскую позицию, он проявляет злобу в отношении окружающих, замыкается в себе, часто совершает публичные, демонстративные аффективные поступки, гневается. Во время приступа ярости человек может нанести физический и моральный вред другим. Окружающие не понимают и не принимают такое поведение, изолируются от человека с импульсивным типом эмоциональной лабильности. Этим ситуация только усугубляется. Личность становится жестокой, не хочет и не может на уступки. С таким человеком крайне тяжело строить диалог.

Лечение пациентов с эмоциональной лабильностью

Подбирая эффективные терапевтические методики, врачи Юсуповской больницы изначально выясняют причину ослабления нервной системы и связанных с этим нарушений. Чтобы провести полную коррекцию эмоциональной лабильности назначают препараты для терапии заболевания, которое вызвало эмоциональное расстройство. Пациентам рекомендуют обеспечить здоровый сон, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе. Необходимо исключить ситуации, в которых человек будет активизировать свои эмоции. На работе следует избегать нервных отчётов и планёрок, общения с неприятными людьми.

Стабилизирует состояние эмоциональный сферы массаж, танцы, спа-процедуры, плавание, эмоционально приятные виды физических нагрузок. Психотерапевты проводят занятия арт-терапии. Пациент может, не выходя из дома, сделать себе сеанс ароматерапии. Для этого используйте эфирное масло мяты, сосны сибирской, эвкалипта, чайного дерева.

Медикаментозная поддержка заключается в приёме седативных препаратов, антидепрессантов, лекарственных средств, которые обладают ноотропным эффектом. Врачи назначают витаминно-минеральные комплексы на основе растительных компонентов: метабоЛайт, абиВит, иммуниТон.

Самолечение может привести к усугублению ситуации. Поэтому при первых признаках эмоциональной лабильности звоните по телефону контакт центра. Вас запишут на приём к неврологу в удобное вам время.

Источник

Оцените статью