- Что такое компенсаторная функция эмоций
- Компенсаторная (замещающая) функция эмоции
- Классификация функций эмоций
- Социальный психоанализ эмоций
- Информационная теория эмоций Симонова
- ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
- Переключающая функция эмоций
- Подкрепляющая функция эмоций
- Компенсаторная (замещающая) функция эмоций
Что такое компенсаторная функция эмоций
С нашей точки зрения результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов. (. )
Компенсаторная (замещающая) функция эмоции
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.
Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства — остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».
Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакций к реагированию по принципу доминанты А. А. Ухтомского. В. П. Осипов неслучайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса — стадию генерализации. (. )
Источник
Классификация функций эмоций
Отражение и оценка окружающей действительности.
Различное эмоциональное реагирование людей на одно и то же событие говорит о разнообразии оценки людьми окружающей действительности, а также субъективном переживании событий и явлений.
С помощью эмоций оцениваются прошлые события и прогнозируются будущие. Предвкушение получения удовольствия, радости от предстоящих дел, является мотивацией на эффективную работу в будущем, вызывает желание стремиться к получению желаемого.
Управляющая роль эмоций.
Эмоциями формируется отношение к тому или иному явлению, событию. Подкрепление деятельности положительными эмоциями, формирует позитивное отношение к ней.
Защитная функция эмоций.
Например, страх предупреждает человека об опасности, реальной или мнимой. Позволяет лучше продумать и прогнозировать сложившуюся ситуацию. Часто, опасения являются проявлением бессознательного контроля безопасности действий. Если человек идёт по краю дороги и не замечает приближающийся автомобиль, то подсознание сигнализирует о возможной опасности, вызывая ощущения, которые субъективно воспринимаются, как опасения или более сильная эмоция – страх.
Мобилизующая функция эмоций.
Очень способствует поднятию общего тонуса эмоции воодушевления, радости, счастья. В кровь выбрасываются определённые гормоны, которые воздействуют на физиологию человека, вызывая прилив сил. С другой стороны, испытывая страх, вроде не очень позитивную эмоцию, человек может мобилизовать себя на активные действия. Данная эмоция способствует выбросу в кровь адреналина, который моментально подготавливает организм к активной работе.
Компенсаторная функция эмоций.
Часто, эмоции компенсируют недостаток информации, необходимой для принятия решения. В сложной и непонятной ситуации, например, трудном конфликте, с помощью эмоций создаётся оценка ситуации, может быть не самая правильная, но самая простая, это хорошо или плохо. В любом случае, можно предположить, что относительная ясность лучше, чем полное непонимание.
Сигнальная функция эмоций.
Внешнее выражение эмоций передаёт другому человеку информацию о состоянии, намерениях, проявлении симпатии или наоборот. Также с помощью эмоциональных сигналов люди управляют друг другом. Создавая эмоцию разочарования можно вызывать у других, например, чувство вины, сожаление. Радость на лице, вызывает в ответ улыбку. Агрессия может обернуться ненавистью, злобой. Более того, эмоциональные сигналы не всегда воспринимаются и оцениваются сознательно. Так, люди склонны в первые секунды составлять впечатление о ком-либо, исходя из его выражения лица, проявляемых эмоций, причём делается это быстро, автоматически. Иногда можно слышать: «ты почему такой грустный?» « — Я не грустный, а задумчивый». Но определённые черты лица, выражающие эмоциональное состояние грусти, сигнализируют другому человеку — это грусть, что конечно является субъективной интерпретацией проявления эмоций другим человеком.
Социальный психоанализ эмоций
Очень интересное практичное понимание развития и функций эмоций предлагает известный психолог Козлов Н.И.
Этапы освоения арсенала эмоций:
1. Управление родителями: Использование врожденного арсенала.
Новорождённый не может говорить, а так хочется сообщить родителям о своих нуждах, потребовать внимания, поблагодарить за тёплое общение. Это можно сделать только одним способом – проявляя эмоции для привлечения внимания и управления родителями, а также другими окружающими людьми. Есть предположение, что с первых дней ребёнок использует эмоции из своего врождённого арсенала, они совсем простые, но от этого не менее эффективные. Главное получается хорошо – родители подходят и озадачиваются проблемами малыша – поесть, укачать, поменять бельё, развлечь.
2. Управление родителями: Обучение новым эмоциям.
Но ребёнок растёт, у него появляются новые интересы, потребности. И всё нужно брать от окружающего мира. Понятно, что окружающим миром для малыша являются родители или те люди, кто рядом. Для такой сложной задачи нужно обучиться новым эмоциям, например, не просто плакать, а использовать разные тона плача или громкость, чтобы мама знала – сейчас ей плачу, потому что хочу есть, а сейчас болит живот и это другой плач, а теперь нужно внимание, соответственно хныкать надо по другому и т.д. Кстати, дети умеют разным людям плакать по-разному, например, бабушке, которая редко приезжает, достаточно пискнуть, она тут же будет рядом, а папе надо орать от души, чтобы оторвать от компьютера. То есть у ребёнка появляется много разных эмоциональных состояний, которые нужны для управления родителями и другими людьми в различных ситуациях.
3. Перекладывание ответственности: мои эмоции вызываете вы.
По мере взросления и освоения богатого эмоционального арсенала, ребёнок начинает получать не только блага от окружающего мира, то есть от родителей, но ещё и мелкие неприятности. Например, оказывается, что кубики за собой нужно убирать, а бить бабушку пистолетом по голове, почему-то – нельзя. Появляется много новых требований: мыть руки, не писать в штаны, есть что дают, а не что хочется, запрещается кусать сверстников, драться, отбирать игрушки, нужно с кем то считаться… И тогда, ребёнок понимает сколь неприятны эти требования и запреты, что очень расстраивает, и выполнять все эти «заморочки» других людей совсем не хочется. Что делать? Как объяснить взрослым простую мысль: требования окружающего мира, начинают расходиться с собственными желаниями малыша. Да, это можно сделать единственно доступным способом, через эмоции. Ребёнок быстренько учится правильно обижаться. Обида родителям – всегда требование, вести себя так, как нужно ребёнку, а если взрослые посмеют отказать, предъявляется обида в виде красочных эмоций: криков, плача, истерики. Причём главное, чтобы взрослые поняли, что своими неправильными действиями они вызывают все эти негативные эмоции ребёнка, и сразу же начали вести себя правильно, то есть уступать всем капризам очень обиженного человека. Закатывая очередную истерику, ребёнок начинает верить сам и показывает это родителям, что они ответственны за эмоции малыша. Вот обидели, и теперь я вам рыдаю, не могу успокоиться, а виноваты вы – родители.
4. От родителей — к сверстникам: Выкидываем ключи эмоций, делаем эмоции непроизвольными.
Сверстники такие же маленькие управленцы, с ними нельзя общаться как с родителями, они, как правило, конкуренты. То есть хотят того же, например, играть такой же игрушкой, требуют к себе внимания, с этим надо считаться – появляется новая вводная. Эмоциональная демонстрация обиды уже работает плохо. Нужны настоящие сильные эмоции, достоверные, правдивые. Чтобы работало всё тело, орать, так до посинения, требовать, так чтобы не было сомнений – игрушка моя! Для полной достоверности включается всё тело: топанье ногами, падения на пол, царапание, кусание, короче истерика до посинения. Это настоящая телесная правда, когда эмоцию действительно уже так просто не остановить. Раньше ребёнка можно было как-то переключить, телесные ключи к эмоциям не были потеряны, например, взять на руки, потормошить, обнять и т.п. Теперь эмоции становятся как бы произвольными, включаются незаметно – ключи от них выброшены за ненадобностью.
5. Выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не реагирует никто…или реагируют, но не так как хотелось бы.
И вот взрослая жизнь. Чаще всего она начинается, когда человек становится кормильцем, хотя бы самого себя, то есть идёт на работу. Кому нужны его эмоции? Какие? Ты обиделся начальнику, поздравляю, желаю, чтобы первый урок неконструктивного проявления эмоций прошёл с небольшими потерями, просто второго может не быть. Зачем руководству сотрудник, болезненно реагирующий на разные эмоциональные особенности начальства. Тебе не вежливо дали распоряжение, порыдать можешь в углу, но чтобы никто не видел, иди и выполняй, работать лучше с позитивными эмоциями. Потому что в бизнесе твои внутренние переживания – это твои проблемы. Более того, если ты их захочешь навязать окружающим в виде излишней неуместной эмоциональности, то для, начала, получишь ответ – спасибо, нам это не надо.
6. Друзья и любимые — те, с кем можно продолжать эмоциональные игры.
Но кому-то обижаться надо, не выбрасывать же накопленный богатый арсенал эмоционального воздействия на близких людей. С ними можно продолжать «эмоциональные игры». Хорошо, когда есть понимание, что работа, деловые отношения, бизнес – это другой контекст, в котором общаются люди, он отличается от личного общения с родными и близкими. Соответственно, способы эмоционального воздействия и реагирования должны быть различными. Когда такого понимания нет, начинаются серьёзные проблемы в деловой коммуникации. Поэтому:
- Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна, определена контекстом общения.
Автор: Пичугин Виталий
Размещено на сайте http://nlplife.ru/ . При публикации статьи ссылка обязательна.
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.
Источник
Информационная теория эмоций Симонова
Наш подход к проблеме эмоции целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.
Информационная теория эмоций. не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных. В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, – писал Павлов, – в безусловных сложнейших рефлексах – (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.
На основании опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».
«Нужно думать, – говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, – что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях – положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного».
Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования – скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к «изучению эмоций».
ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ип – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ип – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
- индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т.п.;
- фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
- качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию и т.д. и т.п.
Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.
Во избежание недоразумений. остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения.
Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т.п.
По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель х поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.
Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ип больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ип) порождает положительные эмоции.
Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодного возбуждения (потребность) с афферентации из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентации окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.
До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга»– универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно – неприятно, полезно – приятно.
Переключающая функция эмоций
С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации – минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.
Переключающая функция эмоции обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условнорефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров).
Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».
Подкрепляющая функция эмоций
Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратян).
Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители –световые, звуковые, тактильные, проприоцептивные, запаховые и т.п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых ингредиентов пищи, если она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т.е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфин благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот.
Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются с данными Т.Н. Онианн, который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5–50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось.
С нашей точки зрения, результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов.
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.
Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности – борьбы или бегства – остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».
Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакций к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. В.П. Осипов не случайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса – стадию генерализации.
Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику перехода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном предметы, соизмеримые с величиной их клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом.
Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет ко вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, – пишет Ж. Нюттен, – тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти энграмм, а с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать определенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей. Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической, неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркиваем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм.
Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели, согласно правилу П = Э/(Ип – Ис), вытекающему из формулы эмоций.
В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития.
Источник