Что такое картинно эмоциональный план

Картинный план: что это такое и как его составить

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.
Читайте также:  Эмоции умственно отсталых ответ

Источник

Эмоциональный план человека

Эмоциональный план представляет чувства и эмоции. Это уровень доброты и сочувствия. Здесь факты отступают на задний план и уступают место воображению, вдохновению, внутреннему видению и творческому воображению, не имеющему практической основы. Поступками и реакцией на жизнь и других людей здесь управляет не рассудок, а окрашенные любовью и нежностью чувства. Для замыслов человека эмоционального склада не слишком важна логика. В большинстве имен Интуитивный план не выделяется своими показателями, поскольку для общего благополучия и нормальной жизни много интуиции не требуется. Однако и нулевое значение для данного плана встречается редко, поскольку для того, чтобы жить мудро, каждому для защиты и направляющего руководства необходимо иметь хоть какой-то «контакт с небом».

Узнайте свой эмоциональный план

Для того, чтобы узнать эмоциональный план и его нумерологическое значение онлайн, введите в форму фамилию, имя и отчество.

Когда на Эмоциональном плане мало или совсем нет чисел, это означает, что человек не умеет выражать собственные чувства или вообще не придает им значения — как бизнесмен, который полностью обеспечивает свою жену, но не считает нужным говорить ей, что любит ее. Когда на Эмоциональном плане больше чисел, чем на других, это говорит о том, что эмоции и чувства превалируют над логикой и рассудком. Эмоциональность обусловливает веселый нрав, привлекательность, любовь к красоте, художественный вкус и артистический талант.

Когда на Эмоциональном плане слишком много чисел, это может свидетельствовать о склонности впустую растрачивать энергию, об отсутствии целенаправленности, слишком богатом воображении и чрезмерной возбудимости, но если эмоции распознаются как талант и направляются в продуктивное русло, в мир привносятся красота и тепло, которые согревают сердца молодых и старых.

Источник

Составляем картинный план с помощью онлайн-редактора

Картинный план текста — это последовательно выстроенные иллюстрации к каждой части произведения. Такие планы педагоги учат составлять учеников с начальной школы. Картинки можно нарисовать самим, распечатать, а можно. использовать графический онлайн-редактор.

В Интернете есть замечательный ресурс «Canva». Это онлайн-редактор, который в первую очередь предназначен для дизайнеров, однако в нем масса возможностей и для обучения. В Canva есть бесплатный тариф.

Что представляет собой ресурс?

Это платформа, которая содержит огромное количество всевозможных шаблонов, разбитых по тематическим разделам. Есть и раздел «Для обучения», однако с успехом можно использовать шаблоны из других направлений. Работа в этом онлайн-редакторе поможет организовать увлекательную творческую работу учеников на уроках и дома.

Сегодня я расскажу, как применить шаблон «Раскадровка» для составления картинного плана. (Кстати, в нем же можно сделать диафильм).

  1. Прочитать произведение, разделить его на части.
  2. Озаглавить каждую часть (можно использовать цитаты из произведения).
  3. Подобрать изображения в Интернете. Это может сделать учитель или сами ученики.
  4. Загрузить изображения в сервис «Canva» (для этого, конечно, надо там зарегистрироваться).
  5. Найти вкладку «Шаблоны», выбрать раздел «Для обучения», открыть шаблоны «Раскадровка» и выбрать тот макет, который вам нужно.
  6. Далее дело техники. Удаляем картинки, которые уже загружены в шаблон и вставляем свои. Точно так же поступаем с текстом. Меняем цвет, размер шрифта, фон, если посчитаем нужным.
  7. Сохраняем это в нужном нам формате или делимся ссылкой на созданный картинный план.

Более наглядно все показано в видеоролике.

Такую работу ученики могут выполнить как в классе (если есть технические возможности), так и дома. Это может быть индивидуальным, парным или групповым заданием. На сервисе есть возможность организовать совместную работу нескольких человек. Для этого одному из учеников нужно создать шаблон и дать к нему доступ своим товарищам.

Что дает такая работа?

  • Умение работать с текстом, делить его на смысловые части;
  • лучшее запоминание содержания прочитанного;
  • умение подбирать подходящий визуальный ряд;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса, начальных навыков дизайна, работы с цифровыми ресурсами.

Результат такой работы остается у каждого ученика в электронном виде. Файл можно распечатать и использовать на следующих уроках, например, как опору для пересказа текста.

Источник

Семинар для воспитателей «Картинно-графические схемы в работе по формированию навыков описательного рассказа»

Янина Жураковская
Семинар для воспитателей «Картинно-графические схемы в работе по формированию навыков описательного рассказа»

Цель: ознакомление с приёмами формирования связной монологической речи

Задачи: 1) уточнить понятия «связная речь», «монолог», «рассказ-описание»

2) дать представление об использовании приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи

3) познакомить с методикой обучения описательному рассказу «Картинно-графический план»

Читайте также:  Терпение это чувство или качество человека

Один из главных показателей владения родным языком — умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.

Развитие связной монологической речи — основная задача обучения дошкольников родному языку.

В преддошкольном периоде ребенку доступен только диалог – т. е. речь, связанная с конкретной ситуацией общения. Постепенно ребенок усваивает грамматические формы развернутых высказываний и в дошкольном возрасте переходит к новой форме речи – это рассказ-монолог (связная речь)

При нормальном онтогенезе речи элементы монологической речи появляются в высказываниях детей уже в возрасте 2-3 лет. С 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на 7 году жизни – и короткие рассуждения.

Слушая, как говорят наши воспитанники, мы часто отмечаем, что их самостоятельные высказывания обрывочны и малоинформативны. Детям трудно составить рассказ по наглядной опоре, пересказать текст, описать предмет или явление. Часто они не могут определить замысел рассказа, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Таким образом, полноценно овладеть навыками связной речи дети могут только при целенаправленном обучении.

Его необходимо начинать с 3-4 лет. Мы не учим трехлеток самостоятельному рассказу, а создаем условия для его формирования, проводим подготовительную работу. Иными словами – закладываем фундамент для развития связной речи.

Что входит в этот фундамент:

1. ЧТО говорить и КАК говорить?

Необходим определенный уровень сформированности лексикона и грамматического строя речи. Например, Ребенок не сможет составить рассказ, не умея точно назвать предметы, их действия и признаки, передать в каких отношениях они находятся.

Начиная с трех-четырех лет проводим с детьми различные словарные и грамматические упражнения (рассматривание предметов, обогащение словаря признаками, антонимами, упражнения в наблюдательности (т. е. учим детей видеть признаки предметов)

2. ЗАЧЕМ говорить?

Большое значение для формирования связной речи имеет мотив, потребность употреблять развернутые высказывания. Диалог допускает неполные предложения, короткие, односложные ответы. Монолог требует полноценную фразу.

Наша задача — побуждать детей говорить, отвечать не односложно – а развернутым предложением.

Большое значение имеют наши вопросы. Необходимо так ставить вопрос,чтобы малыши могли взять слова для своего ответа из нашего вопроса: Какая чашка у Кати? Какого цвета яблоко? Какой формы часы?

С 4-5 лет, когда у детей накоплен словарный запас, начинаем работу над связной речью.

В. К. Воробьева и Т. А. Ткаченко отмечают, что описания более трудны для детей с ОНР, нежели повествовательные рассказы. Дети затрудняются

• самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета

• установить последовательность их изложения

• удержать в памяти данную последовательность

Кроме того, описательный рассказимеет параллельную организацию: мысль каждого нового предложения подчиняется только общей теме, а не следует из мысли предыдущего предложения, как при повествовании.Отсюда отсутствие строгой программы: порядок описания и вычленения признаков можно изменить, и структура рассказа не изменится, смысловых «дыр» не возникнет.

Остановимся подробнее на использовании картинно-графического плана в работе по формированию описательной речи.

У дошкольников преобладает наглядное мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин значительно ускоряют понимание и запоминание.

Таким образом, в качестве вспомогательного средства при формировании монологической речи целесообразно использовать наглядное моделирование.

Как писал Л. С. Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т. е. моделируется план высказывания.

Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным.

В. К. Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему,которая включает три части:

1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета

2. Объединяет корпус выделенных признаков.

3. Представляет изображение самого предмета.

Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться.

Как создается текст?

Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказавключает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.

Символ «ГЛАЗ» — определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.

Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает)

Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т. п.)

Читайте также:  Что делать если есть чувство нехватки воздуха

Через символ «РОТ» — вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)

Логические признаки обозначает вопрос,символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»

Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).

В качестве примера приведу алгоритм составления рассказа о пирамидке.

Глаз: Пирамидка большая, треугольная. Пирамидка состоит из семи колец, палочки для колец и макушки. Кольца у пирамидки красные, желтые, синие, зеленые, макушка пирамидки зеленая.

Рука: Пирамидка твердая и гладкая. Пирамидка сделана из дерева.

Логические признаки: Пирамидка – это детская игрушка. Её можно собирать и разбирать.

На основе сенсорно-графической схемы В. К,Воробьевой Т. А. Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т. д.

Эти схемы мы активно используем при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.

Составление рассказа по КГП предполагает подготовительную работу. Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т. д.

В подготовительную работу входит и развитие умения дешифровки модели (схемы описательного рассказа). Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому рассказыванию всегда предшествует подробный разбор схемы. Если используем схему В. К. Воробьевой, то предлагаем детям выбрать символы, обозначающие цвет, величину, фактуру и т. д. предмета описания. Так, при описании чайника в наборе цветовых квадратов дети находят тот, что соответствует цвету изучаемого объекта; для описания фактуры среди разного материала выбирается стальная пластинка, для описания формы – геометрическая фигура и т. д. Так мы заполняем графу признаков.

В обучении детей описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка мера помощи, представляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.

В начале работы мы используем готовую схему (от детей требуется наполнить ее языковым содержанием, и составляем рассказ «по цепочке» – т. е., в описании принимает участие вся группа, и каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа. В конце «сильный» ребенок повторяет рассказ целиком.

Затем коллективное составление рассказа превращается в самостоятельное. И. используя готовую схему, дети

рассказывают о разных предметах из одной тематической группы (Например, игра «Какой фрукт ты любишь?»)

• составляют рассказ в обратном порядке (игра «Шагаем назад»). После составления «прямого» рассказаребенку дается инструкция: «Расскажи о яблоке, но пройди схему с конца». Эта игра помогает детям понять особенности структуры описательного рассказа, наглядно показывая, что от изменения порядка описания, план рассказа не ломается

• составляют загадки-описания (игры «Реклама», «Любимая ягода», «Покупаем посуду», «Телевизор» и т. п.).

Наглядное моделирование мы применяем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР в течение многих лет, и этот метод неизменно подтверждает свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.

Представленные приемы работы могут быть также использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков речи. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.

1. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. №4, 1990

2. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 1982.

3. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М. : АРКТИ, 2004.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.

7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

8. Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.

9. Ткаченко Т. А.В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999

Обучение детей пересказу Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Сказка как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста. Хорошо сформированная связная речь для старшего дошкольника.

Источник

Оцените статью