ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Расстановка ударений: ИНТЕРНАЦИОНА`ЛЬНОЕ ВОСПИТА`НИЕ
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. inter — между и natio — народ) — формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. И. в. — одна из важнейших частей коммунистического воспитания. Необходимость И. в. сов. народа, и в том числе детей и юношества, вытекает из интернациональной сущности Сов. гос-ва и политики Коммунистич. партии, направленной на упрочение международной пролетарской солидарности, братских связей с трудящимися всех стран. «Мы — противники национальной вражды, национальной розни, национальной обособленности, — писал В. И. Ленин. — Мы — международники, интернационалисты» (Соч., т. 30, с. 268). В Программе КПСС говорится: «Партия будет неустанно воспитывать советских людей в духе пролетарского интернационализма, всемерно содействовать укреплению международной солидарности трудящихся» (1961, с. 120).
Н. К. Крупская в статье «Интернациональное воспитание детей в начальной школе» писала: «Интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа» (Пед. соч., т. 3, 1959, с. 678).
И. в. детей начинается уже в дошкольные годы. В детских садах воспитатели рассказывают детям о дружбе трудящихся разных национальностей, дети разучивают стихотворения, сказки, песни и танцы народов СССР и зарубежных стран. И. в. пронизывает весь процесс обучения в сов. школе. Уч-ся нач. классов, например, на уроках чтения знакомятся с жизнью народов сов. республик и зарубежных стран. Им показывают диафильмы — путешествия по Сов. Союзу и странам мира, их столицам, крупнейшим музеям, историч. местам. Уч-ся собирают иллюстрации, отражающие жизнь и дела народов СССР и зарубежных стран, борьбу за мир, демократию и социализм; оформляют фотомонтажи, плакаты, стенды; составляют тематич. альбомы.
В ср. школе у уч-ся формируется убеждение в необходимости международной солидарности трудящихся, развиваются навыки правильного отношения к людям другой национальности. На уроках истории уч-ся знакомятся с жизнью и борьбой трудящихся против эксплуататоров, против колониального гнёта; они уясняют общность классовых интересов трудящихся всех стран, узнают, что солидарность трудящихся появилась вместе с появлением трудовых классов и особенно рабочего класса — пролетариата. Для них становятся более понятными международное значение Вел. Окт. социалистич. революции и роль первого в мире Сов. гос-ва, свято выполняющего свой интернациональный долг. Изучение Конституции СССР помогает уч-ся глубже понять идеи братства и дружбы народов всех национальностей, населяющих Сов. Союз. Идеи социалистич. содружества, международной солидарности и дружбы народов уч-ся усваивают и на уроках обществоведения. При изучении темы «Мировая система социализма» уч-ся узнают об экономич., культурном и политич. содружестве социалистич. стран, об их братской взаимопомощи, о международном социалистич. разделении труда. Изучение темы «Соревнование двух миров» помогает уч-ся познакомиться с фактами и событиями, свидетельствующими о росте освободительного движения народов; о поддержке, оказываемой социалистич. странами народам, борющимся за свою независимость и уже добившимся политич. независимости, но нуждающимся в экономич. и иных видах помощи; об укреплении единства пролетариата в борьбе против империализма; о росте влияния коммунистич. и рабочих партий; о важности борьбы за единство и сплочённость междунар. коммунистич. движения.
При изучении географии уч-ся убеждаются, что дружественные интернациональные связи СССР способствуют развитию экономики и культуры стран социалистич. лагеря, содействуют укреплению независимости слаборазвитых стран Африки, Азии и Америки. Уч-ся знакомятся с экономикой, политич. и гос. строем зарубежных стран, с жизнью трудового народа этих стран. Они уясняют значение ленинской теории мирного сосуществования стран с различным гос. и общественным строем.
Знакомство с классич. русской, многонациональной сов. и зарубежной лит-рой также способствует воспитанию детей в духе уважения к народам, ведущим борьбу за свою независимость и свободу, помогает им увидеть, что каждая нация — большая или малая — вносит свой вклад в развитие мировой культуры. Художественные произведения рус. классич. лит-ры, изучаемые на уроках и на внеклассных занятиях, пробуждают у уч-ся чувство восхищения красотой братских взаимоотношений людей разных национальностей и подготавливают их к более глубокому и осознанному усвоению принципов интернационализма. Идеи интернациональной дружбы находят своё высшее воплощение в произведениях сов. писателей («Мать» М. Горького, цикл стихов В. Маяковского о загранице, «Разгром» А. Фадеева, «Сами» Н. Тихонова и т. д.). Изучение иностранных языков в школе также способствует И. в. Уч-ся читают газеты, журналы и книги на иностранных языках и расширяют свои знания о жизни народов зарубежных стран. На уроках физики, химии, математики, биологии школьники убеждаются в том, что наука своим прогрессом обязана труду как отечественных, так и зарубежных учёных, они узнают о вкладе сов. учёных в развитие совр. науки.
Т. о., школьники приходят к выводу, что нет рас и народов высших и низших, что трудящихся всего мира объединяют устремления к свободе и миру. На конкретных фактах они убеждаются, что реакционные расовые теории противоречат международной солидарности трудящихся, интересам прогресса человечества, гуманизму.
И. в. в сов. школе не ограничивается разъяснением сущности интернационализма, дружбы народов. Оно включает в себя приучение к чуткому и заботливому отношению к людям любой национальности, к взаимопомощи в учении и труде, развитие чувства и сознания интернационального долга. Этому способствует совместная учебная и общественно полезная работа детей различных национальностей, совместные прогулки и экскурсии, совместный труд.
И. в. в процессе обучения осуществляется не автоматически, а при соблюдении определённых условий. Важнейшие из них: коммунистич. убеждённость учителей, яркость и эмоциональность изложения уч. материала, привлечение внимания уч-ся к основным идеям, раскрывающим сущность интернационализма и т. д. В целях И. в. широко используются также различные формы внеклассной и внешкольной работы. Школы регулярно организуют интернациональные вечера и утренники, встречи с представителями различных национальностей. Проведение их обычно приурочивается к таким датам, как 1 мая — день международной солидарности трудящихся; 5 декабря — день Конституции СССР; 8 марта — Международный женский день; 1 июня — Международный день защиты детей; 10 ноября — Всемирный день молодёжи; 1 декабря — день Африки и др. На вечерах и утренниках уч-ся выступают с сообщениями о жизни и достижениях народов СССР и социалистич. стран, о борьбе трудящихся за мир и демократию, о национально-освободительном движении колониальных народов. Для своих выступлений они готовят нац. костюмы, разучивают песни и танцы, ставят инсценировки, отражающие жизнь и быт народов СССР и зарубежных стран. К международным праздникам в школах организуются выставки, выпускаются тематич. стенные газеты или рукописные журналы.
И. в. способствует внеклассное чтение художественной лит-ры о жизни народов СССР и зарубежных стран. В школьных библиотеках вывешиваются рекомендательные списки книг на тему: «Наши друзья за рубежом». В школах проводятся читательские конференции по прочитанным книгам; путём переписки, обмена стенгазетами, фотографиями и подарками устанавливаются дружеские связи с уч-ся зарубежных стран, организуются «Интернациональные уголки». Полученные письма читаются на собраниях и школьных вечерах, передаются по школьному радио и вывешиваются на спец. оформленных стендах. Коллективный просмотр кинокартин, телевизионных передач, спектаклей, часто с последующим обсуждением их — эффективное средство И. в.
В нек-рых школах созданы интернациональные клубы. При клубе имеются секции или группы переписки со школьниками республик Сов. Союза, зарубежных стран, организуются группы переводчиков, филателистов, художников и т. д. Уч-ся выпускают стенные газеты, ведут дневник.
В осуществлении И. в. в школе ведущая роль принадлежит учителю. Учитель не только подбирает интересный материал для И. в., но и организует жизнь уч-ся так, чтобы они на практике проявляли чувство интернационализма, сам является высоким примером интернационалиста. Большую роль в И. в. играют комсомольская и пионерская организации. На пионерских сборах и комсомольских собраниях проводятся беседы о международных событиях, организуются обсуждения спектаклей и кинофильмов, рассказывающих о дружбе народов, разоблачающих расовую дискриминацию. Комсомольские организации проводят вечера на темы «Миру — мир», «Молодость мира в борьбе за мир», «Мир победит войну» и т. п. Иногда вечера посвящаются отдельным странам, союзным республикам. Пионеры и комсомольцы устраивают встречи с молодёжью зарубежных стран; выпускают тематич. номера стенных газет, посвящённые этим странам; отмечают памятные даты. Большое воспитательное значение имеют и личные встречи детей разных национальностей. Во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» сов. пионеры отдыхают вместе с пионерами зарубежных стран. В международных пионерских лагерях (в Польше, Болгарии, Чехословакии и др.) отдыхают пионеры Сов. Союза. Совместные игры, прогулки обогащают знания детей о разных народах и странах, пробуждают стремление изучить язык той или иной национальности, крепят дружбу. Пионеры и комсомольцы принимают активное участие в сборе средств в фонд мира, в подготовке и отправке посылок детям политич. заключённых, участников забастовок и безработных.
Во дворцах и домах пионеров и школьников, в детских парках и библиотеках создаются интернациональные комнаты или уголки, организуются выставки лит-ры о зарубежных странах и т. д.
Успех И. в. во многом зависит от семьи. Личный пример родителей, их дружеское и сердечное отношение к людям другой национальности, их непримиримость к пережиткам бурж. национализма способствует И. в. детей и молодёжи.
Успешное решение задач И. в. невозможно без правильного марксистско-ленинского понимания национального вопроса в истории развития общества; оно создаёт предпосылки для формирования высоких моральных качеств строителей коммунистич. общества (коллективизм, уважение и любовь к трудящимся всех стран, чувство сов. национальной гордости).
В империалистич. странах существует расовая дискриминация в обучении детей и молодёжи. Господствующие классы стремятся воспитать подрастающее поколение в духе пренебрежения и ненависти к народам других национальностей, проповедуют космополитизм, расизм. Изучая в школе географию, историю, лит-ру, уч-ся часто получают искажённые сведения об экономич., политич. и культурной жизни разных народов, особенно о народах социалистич. стран. Прогрессивные, политич. деятели и педагоги в буржуазных странах ведут упорную борьбу с дискриминацией в обучении, за воспитание молодого поколения в духе дружбы и взаимопонимания народов.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Национальный вопрос в нашей программе, Соч., 4 изд., т. 6; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 20; его же, О национальной гордости великороссов, там же, т. 21; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31, гл. 1, 10; его же, О нашей революции, там же, т, 33; Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; с. 61, 236; Крупская Н. К., Избр. пед. произв., М., 1957, с. 271 — 76, 341, 485 — 91, 563 — 64, 656 — 58, 661 — 63; Макаренко А. С., Соч., т. 2, М., 1957, с. 67 — 72; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Полторак Д. И., Воспитание школьников в духе пролетарского интернационализма, М. 1958; Абросимова Ю. И. и Мандель Е. М., Интернациональное воспитание школьников во внеклассной работе, Саратов, 1959; Дедюхин А. М., Из опыта интернационального воспитания учащихся во внеклассной работе, Свердловск, 1960; Лабутин А. И., Интернациональный долг советского народа, Л., 1961; Советский человек — интернационалист. [Сб. статей], М., 1962.
Н. И. Болдырев. Москва.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.
Источник
Воспитание интернациональное
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ — целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.
Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное — это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.
В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.
Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.
В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.
См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.
Источник