Что такое идейно эмоциональное содержание стихотворения

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Литература для всех

Сайт Чарушиной Ирины Григорьевны

Анализ лирического текста. Часть 2

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Выявляя особенности лирического произведения, необходим мо осмыслить его пафос, уловить и понять его эмоциональные настрой. В некоторых случаях верное определение пафоса лирического стихотворения делает дальнейший анализ остальных художественных элементов содержания (идеи, идейного мира про изведения) незначительным, так как часто идея растворяется в пафосе и не имеет отдельного самостоятельного значения. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» — пафос романтики, в стихотворении А.А. Блока «Я Гамлет, холодеет кровь…» — пафос трагизма.

Читайте также:  Седьмое чувство кто ведущий

Пафос — (греч. — pathos — сильное, страстное чувство эмоциональное одушевление, страсть в художественном произведении, которая пронизывает все произведение в целом и сообщает ему «общее дыхание»; глубокая и исторически правдивая оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением; высокое воодушевление автора постижением сущности изображаемой жизни.

Трагический – утверждение конфликта между влечением и долгом; внутренних душевных противоречий человека.

Героический — утверждение величия подвига отдельной личности и целого народа, его огромного значения для развития нации и всего человечества.

Сентиментальный — умиление проявлениями нравственной чистоты и цельности характеров простых людей.

Романтический — рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному идеалу и его воплощениям.

Драматический — утверждение противоречий в реальной жизни людей.

Юмористический — утверждение комических противоречий частных человеческих характеров; смех над относительно безобидными недостатками.

Сатирический — наиболее сильное и резкое, негодующе насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни.

На данном этапе анализа определяем идейно-тематическое своеобразие лирического произведения, выявляем ее основные мотивы. Не следует сильно увлекаться анализом тематики лирического произведения, так как лирика изображает внутренний мир человека, его переживания, чувства, эмоции, размышления. Изображенный мир лирического произведения – прежде всего психологический мир. Тематика является объективной стороной содержания, поэтому авторская индивидуальность, субъективность не могут полностью проявиться на этом уровне содержания. Субъективность и индивидуальность поэта на данном уровне выражаются только в отборе жизненных явлений, поэтому не дает серьезных оснований для постижения художественных особенностей произведения. Ответ на вопрос: «О чем данное лирическое произведение?» (о природе, о любви, о родине) дает мало информации об индивидуальной авторской манере поэта.

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной лирического произведения, поэтому в ней максимально проявляются самобытность поэта, его индивидуальный подход. Особенности проблематики — своеобразная примета данного поэта. Например, А.С. Пушкин считал поэта пророком, вдохновленным Богом, подчеркивал его величие и роль в развитии националь­ной культуры. М.Ю. Лермонтов повышенное внимание уделял одиночеству поэта среди людской толпы, его непонятость, трагическую судьбу. Поэзия для А.А. Фета — возможность увидеть, почувствовать истинную красоту, прекрасное. Н.А. Некрасов, напротив, являлся противником «чистого искусства» и отстаивал гражданственность поэтического творчества, по его мнению, поэзия должна служить обществу и выражать его идеалы. Таким образом, видно, что при наличии единой тематики проблематика у каждого поэта своя. Своеобразие лирического произведения на уровне содержания часто находится именно в области проблематики. Анализ проблематики — важный этап анализа поэтического текста. От читателя требуются внимательность, вдумчивость, глу­бина постижения, поставленных поэтом проблем.

На данном этапе анализа важным является и выявление идейного своеобразия лирического произведения, так как идейный мир — сфера художественных решений, где становятся понятными авторская позиция, авторское отношение к миру и его отдельным проявлениям, здесь поэтом отрицается или утверждается определенная система ценностей.

Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика — совокупность тем данного лирического произведения; общая тематическая направленность.

Проблема — (от греч. problema — нечто, брошенное вперед, т.е. выделенное из других сторон жизни) основной вопрос, поставленный поэтом в художественном произведении.

Проблематика — круг проблем данного лирического произведения; основные вопросы, волнующие поэта.

Идея — выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми поэтом идеалами жизни и человека.

Идейная направленность — идейно-эмоциональная оценка чувств, переживаний, эмоций лирического героя.

Мотив — мельчайший элемент художественного произведения, один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

Лейтмотив — ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. В литературе XX века, в особенности в лирических произведениях поэтов-модернистов, повышается смысловая и композиционная нагрузка на лейтмотивы, которые объединяют и организуют повествование.

Тема лирического произведения

Пример поэтического произведения

Тема любви (любовная лирика)

Поэтические произведения о проблеме люб­ви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

А.С. Пушкин «Я вас любил…», «Храни меня, мой талисман…»

Тема природы (пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

С.А. Есенин «Береза», «Топи да болота»

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон…», «Пророк»

Тема поисков жизненного

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

А.С. Пушкин ода «Вольность», «Деревня»

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

А.С. Пушкин «К портрету Жу­ковского», «К портрету Вяземского»

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Выхожу один я на дорогу…»

Тема родины (патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

Читайте также:  Наша природа такова что созерцания могут быть только чувственным

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный»

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

Н.А. Некрасов «Железная доро­га», «Размышления у парадного подъезда»

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Подчиненный M . B . Ломоносовым общегосударственной и общенациональной проблематике жанр оды исключал, на первый взгляд личность самого поэта. Основная тема оды — прославление деяния государственного деятеля, но, несмотря на это, Ломоносов ввел в оду, посвященную Петру III , личные мотивы. Именно личными воспоминаниями навеяно описание переживаний мореплавателя:

Когда по глубине неверной

К неведомым брегам пловец

Спешит по дальности безмерной,

И не является конец,

Прилежно смотрит птиц полеты

В воде и воздухе приметы, —

И как уж томную главу

На брег желанный полагает,

В слезах от радости лобзает

Песок и мягкую траву.

В торжественное повествование врывается голос лирического героя, который вводит тему природы («птиц полеты», «в воде и воздухе приметы»).

2. Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. В центре первой части стихотворения — образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сеннной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. Сопоставляя свою музу публично избиваемой женщиной, Н. А. Некрасов определяет гражданскую направленность собственного творчества:

И музе я сказал: «Гляди!»

Сестра твоя родная!»

3. Основная тема стихотворения Ф.И. Тютчева «Волна и дума» — природа. Грани между человеческим и природным миром разрушены: природа живет радостями и страданиями человека, человек — страданиями и радостями природы:

Дума за думой, волна за волной —

Два проявлены! стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь — в заключении, там — на просторе…

Снятие границ между разными явлениями и предметами бытия приводит у Тютчева к созданию единого образа мироздания.

4. Основная тема стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» — роль родной речи, русского слова в годину тяжелых испытаний. «Русская речь», «русское слово» — то достояние, которое необходимо сохранить, поэтому в стихотворении звучи призыв быть мужественным:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

На «чаше весов» положена не только человеческое существование, не только родной дом, но и жизнь всех последующих поколений, выраженная поэтессой через обобщенный образ «великого русского слова»:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» ПОЭТА

При анализе лирического произведения важная роль принадлежит выявлению особенностей лирического героя, произведения, характеристике его чувств, эмоций, переживаний. Необходимо понять, как через изображение внутреннего мира лириче­ского персонажа объясняется позиция поэта, особенности его мировоззрения.

Лирический герой — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Лирик, в отличие от эпического и драматического писателя, является не только субъектом, но и объектом своего творчества. При анализе лирического произведения иногда специально подчеркивается то обстоятельство, что мы имеем дело не с эмпирическими фактами (например, фактами биографии поэта), а с эстетическим отражением, с художественным инобытием авторского «я». Этой цели служит употребление термина «лирический герой». Термин «лирический герой» условен и начал широко употребляться в критике с конца 40-х годов XX века. Многие критики в ходе дискуссий, развернутых на страницах журналов «Звезда», «На рубеже» в 1953 году и на страницах «Литературной газеты» в 1963 году, высказывались против использования термина «лирический герой», так как, по их мнению, он как бы узаконивает некий разрыв между реальной жизненной практикой поэта и его творчеством, рождает неверное представление о поэте как о лицедее, скрывающем свое истинное лицо под серией вымышленных «лирических Масок». Но при современном анализе лирического произведения употребление: термина «лирический герой» обязательно. Ученик, анализирую­щий стихотворение, должен четко понимать, что между реаль­ной личностью поэта и ее выражением в искусстве существует единство, но не тождество, так как лирик не просто изливает свое чувство, — он очищает свой индивидуальный опыт от ка­призов субъективности, расширяя его рамки до степени типиче­ского, обобщения. Образ лирического героя создается не помимо жизненного опыта поэта, а на основе этого опыта, закрепленного в произведении в художественно преображенной форме. Образ поэта в лирике условен и заключает в себе элемент вымысла в той же мере, в какой условен любой художественный образ, но эта условность вовсе не вступает в противоречие ни с правдивостью образа, ни с искренностью поэта. Как всякий художественный образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты личности поэта, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо отождествлять его с конкретным автором. Часто лирический герой близок автору по складу личности, характеру переживаний, испытываемых чувств, но различие между ними носит принципиальный характер и всегда сохраняется. В каждом конкретном произведении поэт актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизирует лирическое переживание. Благодаря этому и сам читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Лирический герой, как правило, не имеет бытийных черт: портрета, у него нет имени, возраста, иногда даже непонятно, к какому полу он относится — к мужскому женскому. Лирический герой практически всегда существует вне времени и пространства; его переживания, чувства, эмоции протекают «всегда» и «везде».

Читайте также:  Что такое ладовое чувство у детей

Одна из первых попыток конкретизации термина «лирический герой» была сделана Л.Я, Гинзбург в ее книге «О лирике». Она указывает на то, что термин ввел Ю.Н. Тынянов применительно к лирике А.А. Блока потому, что в стихах Блока личность поэта ощущается не просто как единство отношения к миру, как призма авторского сознания, а наполняется некими устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, сюжетными, выступает как фигура. Лирический герой — единство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной цельной характеристикой. Это особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с лирикой романтизма. Открытие лирической личности в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии М.Ю. Лермонтову. Большая или меньшая степень разъединенности лирического героя от личности автора зависит от творческого метода поэта и литературно-общественных потребностей эпохи.

Лирике как особому роду литературы свойственен определенный тип построения художественного образа, представляющий собой образ-переживание, тогда как в эпосе и драме в основе образа лежат многостороннее изображение человека в его деятельности, сложные взаимоотношения между людьми в жизненном процессе. Лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя не исключает в отдельных случая наличие простейшего сюжета. Развитие переживания предполагает обращение ко времени. В лирическом стихотворении перо дано мгновение человеческой внутренней жизни. Здесь важно, что именно данный поэт испытал подобное переживание, а так же то, что вообще такое переживание могло быть испытано в подобных обстоятельствах. Лирический герой — посредник между поэтом и его лирическим произведением, делающий лирику поэта его художнической автобиографией. Литературовед Н.Л. Степанов, говоря широте понятия «лирический герой», предупреждает от формалистического понимания лирического героя как «чего-то противостоящего автору, обладающего полной самостоятельностью».«Но в то же время, — пишет он, — следует отказаться и от наивного биографизма в истолковании авторской личности в лирике. Ведь даже самая личность автора в лирическом стихотворении выступает как поэтический образ, как художественное обобщение, а не только как биографическое изображение самого писателя». Специфика лирического произведения подмеченная В. Вересаевым применительно к художественным произведениям А.С. Пушкина: «Увидим, что в подавляющем большинстве их изображается не непосредственное переживание, а воспоминание». Воспоминание само по себе — проявление поэтичности. Воспоминание всегда поднимает, уводит от конкретности, поэтизирует. Есть здесь и своего рода деликатность, с которой поэт вторгается в чужую душу, К некоторым случаям применимо такое деление: чувство лирического героя обнажено, сиюминутно, когда поэт через своего лирического героя говорит о себе. И оно окрашивается завесой воспоминания, когда в стихотворении заходит речь о затаенном в душе другого. Воспоминание всегда несколько таинственно. Неслучайно поэты-романтики, культивирующие таинственность, создали особый «жанр» лирического воспоминания. Лирика не может существовать без выражения живого, сиюминутного чувства — иначе стихи не могли бы волновать. И потому лирические произведения, даже если они обращены в прошлое, повествуют о сегодняшнем, настоящем. По мнению литературоведа Т. Сильман, «Лирическое стихотворение — это прежде всего «разговор героя с самим собой», выяснение каких-то очень важных для его душевной биографии проблем, вопросов, анализ каких-то важных для него событий, будь то события объективного или субъективного плана. В данный момент с лирическим героем как будто и не происходит ничего нового, но по-другому предстают перед ним уже известные ему из прошлого или же непосредственно происходящие перед ним события, по-новому понимает он окружающий его мир… Атмосфера лирического стихотворения — это атмосфера открытий другой «правды», атмосфера «наитий» и «озарений». В лирическом произведении непосредственность, открытость, сиюминутность настроения, порыва, чувства служат художественной задаче создания формы, адекватной содержанию. В работе В. Сквозникова об этом написано следующее: «Иллюзия сиюминутности выраженного переживания, отсюда — ненарочитости словесной формы (притом, что слова здесь наиболее нужны, чуть ли не единственно возможные), — это, по-видимому, самое сильное из средств эстетического воздействия».

Поэт вдумывается в жизнь свою и других людей, оценивает, Сочувствует, страдает, проверяет прошлым, обращается к будущему, полнее других при этом выражая смысл человеческого существования. Через своего лирического героя поэт умеет говорить за других людей.

В большинстве случаев лирическое произведение построено как монолог лирического героя («Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина). Но некоторые стихотворения построены в форме диалога «действующих лиц» («Разговор Книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина, «Поэт и гражданин» Н.Л. Некрасова). В данном случае вступающие в диалог «герои» воплощают разные стороны лирического сознания, поэтому также не имеют своей собственной речевой манеры. Принцип монологизма и здесь выдерживается. Обычно речь лирического героя характеризуется правильностью, поэтому ее не надо анали­зировать с точки зрения особой речевой манеры.

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Дорожные жалобы» утомлен кочевой, неприкаянной жизнью:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,;

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Свою странническую судьбу он воспринимает в общерусском контексте: здесь и характерное для России бездорожье, и неустойчивость русского климата, и одиночество личности, и всероссийская беззаботность, и равнодушие к какому-либо комфорту:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

2. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние пережива­ния человека во время его приобщения к высшему таинству молитвы. Здесь слова молитвы — символы вечной жизни, истинной святости:

Источник

Оцените статью