- Что значит «Хорни»
- Откуда появилось слово «Хорни»
- Антоним к слову «Хорни»
- Что такое Хорни мем. Софт и Хорни сленг
- Происхождение слова «Хорни (Horny)»
- Значение Хорни (Horny) и софт
- Хорни
- Происхождение
- Значение
- Галерея
- Карен Хорни: 10 невротических потребностей человека
- Теория Карен Хорни
- 10 невротических потребностей
- Невротическая потребность в привязанности и одобрении
- Невротическая потребность в руководящем партнёре
- Невротическая потребность в чётких ограничениях
- Невротическая потребность во власти
- Невротическая потребность в эксплуатировании других
- Невротическая потребность в общественном признании
- Невротическая потребность в восхищении собой
- Невротическая потребность в честолюбии
- Невротическая потребность в самодостаточности и независимости
- Невротическая потребность в безупречности и неопровержимости
- Карен Хорни. «Невротическая личность нашего времени»
- Дубликаты не найдены
- Психология | Psychology
- Правила сообщества
- Ответ на пост «Когда всякая зашуганная тля себя интровертом мнит. »
- Неврозы войны
- 16. Психология. Проекция и Перенос
- 11. Психология. Комплекс Электры
- Говорил ли Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара»?
- Сопротивление
- Немного о тревожном расстройстве
Что значит «Хорни»
Хорни – молодежное слово, означающее возбуждение. Таким же словом могут описать пошлого человека, озабоченного темами 18+.
Популярность выражение приобрело относительно недавно, а появилось оно благодаря поклонникам японской и корейской культуры.
Откуда появилось слово «Хорни»
Это слово произошло от английского «horny», что означает «ороговевший», «грубый». Сегодня любое сексуальное желание могут обозначить этим словом. Существительное «хорни» означает возбуждение или человека, находящегося в возбужденном состоянии, а аналогичное прилагательное – пошловатый, озабоченный.
Также словом «хорни» могут обозначать сексуальность, привлекательность девушек.
В данном значении это слово существует уже давно, однако завирусилось только в 2017 году. Сегодня такие мемы изображают персонажей, которые находятся в сильном возбуждении. Также на мемах могут быть абстрактные изображения 18+.
Антоним к слову «Хорни»
Противоположным значением обладает слово «софт» – человек, не думающий о сексе, не видящий в окружении эротического контекста. Это не означает, что такой человек сексуально незрелый или асексуальный.
«Хорни» и «софт» приобрели популярность в Twitter в 2020 году. Чаще всего их использовали фанаты аниме и K-pop.
Источник
Что такое Хорни мем. Софт и Хорни сленг
Хорни (Horny) – сленговое слово для обозначения сексуального возбуждения. Так же называют озабоченного или пошлого человека. Напротив, софт – человек, который о сексе не думает и не замечает сексуальных подтекстов.
Происхождение слова «Хорни (Horny)»
Слово “хорни” буквально происходит от английского horny – “грубый”, “ороговевший”. По аналогии с “ороговевшим” половым членом сексуальное возбуждение или желание теперь называют horny.
Сленг получил вирусное распространение в 2017 году. Хотя само слово в сексуальном значении существовало и раньше.
В 2020 году слова “хорни” и “софт” стали популярны мемом. Особенно эти слова распространены у фанатов кей-попа и аниме.
Софт – это своего рода антоним к хоpни. Так называют человека, который о сексе почти не думает. Это не значит, что он асексуал или сексуально не зрелый. Просто софт не видит эротического подтекста в окружении.
В интернет-искусстве существует категория хоpни мемов. Это всякого рода картинки, изображающие персонажей в возбужденном состоянии. Или любые абстрактные, прожаренные мемы на тему секса.
Слово «хорни» очень популярно у молодежи. Его часто можно встретить в молодежных чатах.
Слово «хорни» английского происхождения. Пишется оно следующим образом : horney и имеет значение «сексуально озабоченный».
В молодежном сленге это слово не всегда означает испытывать возбуждение к человеку, также может использоваться в значении «страстно чем-то интересоваться.
Например: Я хорни реп.
sp;А далее, он перекочевал, как и многие другие американизмы и в наш язык. Хотя я ни разу не слышал, чтобы даже подростки так говорили.
Вообще, слово «Хорни» можно отнести смело к сленговым молодежным словам.
Если говорить о смысле, то означает оно своеобразное возбуждение чем-то или кем-то.
К примеру, можно сказать: «Я сегодня хорни футболом», то есть одержим, взбудоражен, возбужден футболом. Можно говорить и о других увлечениях или хобби.
Значение Хорни (Horny) и софт
В широком смысле слово “хоpни” может быть и существительным, и прилагательным, и даже наречием. Существительное “хоpни” – это возбуждение или возбужденный человек. Прилагательное “хорни” – пошлый, озабоченный. Например, часто говорят “он сегодня такой хорни”.
Хорни — озабоченный, софт-невинный. Мем в том, что обычно подушки так помещают, чтобы во время полового акта кровать не стукалась о стенку))
Источник
Хорни
Хорни (Horny) – сленговое слово для обозначения сексуального возбуждения. Так же называют озабоченного или пошлого человека. Напротив, софт – человек, который о сексе не думает и не замечает сексуальных подтекстов.
Происхождение
Слово “хорни” буквально происходит от английского horny – “грубый”, “ороговевший”. По аналогии с “ороговевшим” половым членом сексуальное возбуждение или желание теперь называют horny.
Сленг получил вирусное распространение в 2017 году. Хотя само слово в сексуальном значении существовало и раньше.
В 2020 году слова “хорни” и “софт” стали популярны мемом в твиттере. Особенно эти слова распространены у фанатов кей-попа и аниме.
Софт – это своего рода антоним к хоpни. Так называют человека, который о сексе почти не думает. Это не значит, что он асексуал или сексуально не зрелый. Просто софт не видит эротического подтекста в окружении.
В интернет-искусстве существует категория хоpни мемов. Это всякого рода картинки, изображающие персонажей в возбужденном состоянии. Или любые абстрактные, прожаренные мемы на тему секса.
Значение
В широком смысле слово “хоpни” может быть и существительным, и прилагательным, и даже наречием. Существительное “хоpни” – это возбуждение или возбужденный человек. Прилагательное “хорни” – пошлый, озабоченный. Например, часто говорят “он сегодня такой хорни”.
Галерея
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Карен Хорни: 10 невротических потребностей человека
Встречали ли вы когда-нибудь человека, который испытывал, казалось, патологическую потребность в том, чтобы нравиться другим? По мнению Карен Хорни, такое поведение связано с невротической потребностью в любви и одобрении.
В своей книге «Самоанализ» (1942) Хорни изложила теорию, описывающую различные типы невротического поведения, являющегося результатом чрезмерного использования стратегий решения проблем, вызываемых базовой тревогой, и направленных на удовлетворение неадекватных потребностей. К ним относят потребности во власти, престиже и любви.
Теория Карен Хорни
Психоаналитик Карен Хорни разработала одну из самых известных теорий неврозов. Она считает, что невроз возникает в результате тревоги, вызванной проблемами в межличностных отношениях. Её теория предполагает, что стратегии, обычно используемые для того, чтобы справиться с тревогой, могут использоваться так часто, что со временем начинают подменять потребности. Согласно Хорни, у детей базовая тревога (и, следовательно, невроз) может привести к целому ряду последствий, в том числе, «. прямому или косвенному доминированию, безразличию, странному поведению, отсутствию уважения к индивидуальным потребностям ребёнка, отсутствию реального контроля, принижаю роли отношений, чрезмерному восхищению или его отсутствию, отсутствию тепла в отношениях, необходимости принять сторону одного из родителей в их разногласиях, слишком большой ответственности или её отсутствию, чрезмерной защите, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнению обещаний, враждебной атмосфере и т.
10 невротических потребностей можно распределить по трём основным категориям:
- Потребности, которые приближают нас к другим. Эти невротические потребности заставляют людей искать одобрение и признание других; таких людей часто описывают как настойчивых или навязчивых из-за того, что они ищут одобрения и любви.
- Потребности, которые отдаляют нас от других. Это невротические потребности порождают враждебность и антисоциальное поведение. Людей, у которых они преобладают, часто называют холодными, равнодушными, отстранёнными.
- Потребности, которые настраивают нас против других. Эти невротические потребности приводят не только к враждебности, но и к желанию управлять другими людьми. Таких людей часто называют сложными, властными и недобрыми.
Так что же делает эти стратегии решения проблем невротическими? Как утверждает Хорни, именно чрезмерное использование одного или более из этих стилей межличностных отношений.
10 невротических потребностей
Невротическая потребность в привязанности и одобрении
Она включает в себя желание быть любимым, стремление угодить другим людям и соответствовать их ожиданиям. Люди с этим типом потербности чрезвычайно чувствительны к отказам и критике, а также боятся гнева или враждебного отношения со стороны других.
Невротическая потребность в руководящем партнёре
Она включает в себя необходимость сосредоточиться на партнёре. Люди с этим типом потребности испытывают крайне сильный страх быть брошенными своими партнёрами. Часто эти люди придают преувеличенное значение любви и считают, что наличие партнера решит все проблемы в их жизни.
Невротическая потребность в чётких ограничениях
Люди с этой потребностью предпочитают оставаться незаметными. Они неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Они не желают материальных вещей, часто принижая свои собственные потребности и недооценивая собственные таланты и способности.
Невротическая потребность во власти
Те, у кого преобладает эта потребность, стремятся к власти для своего собственного блага. Они, как правило, восхищаются силой и презирают слабость, при любом удобном случае они воспользуются другим человеком или начнут доминировать над ним. Эти люди боятся ограничений, беспомощности и неконтролируемых ситуаций.
Невротическая потребность в эксплуатировании других
Эти люди рассматривают других только с точки зрения того, чего можно с них получить. Такие люди гордятся своей способностью использовать других людей и часто сосредоточены на манипуляции другими с тем, чтобы добиться желаемых целей, в том числе власти, денег или секса.
Невротическая потребность в общественном признании
Лица с потребностью в престиже оценивают и себя, и других с точки зрения общественного признания. Материальные блага, личностные характеристики, профессиональные достижения и даже близкие отношения оцениваются на основе этого параметра. Такие люди часто боятся попасть в неловкую ситуацию или потерять социальный статус.
Невротическая потребность в восхищении собой
Лица с невротической потребностью в восхищении собой — в основном, самовлюбленные эгоисты, у которых сложилось преувеличенное представление о себе. Они хотят, чтобы ими восхищались, за основу принимая именно это мнение, а не то, что они на самом деле из себя представляют.
Невротическая потребность в честолюбии
Как считает Хорни, из-за базовой тревоги люди сами заставляют себя достигать всё большего и большего. Эти люди боятся неудач и чувствуют постоянную необходимость в свершению большего по сравнению с другими, и иногда даже по сравнению с собственными успехами.
Невротическая потребность в самодостаточности и независимости
Эти люди обладают менталитетом «одиночки». Они стремятся дистанцироваться от других, чтобы избежать возникновения привязанности или зависимости от других людей.
Невротическая потребность в безупречности и неопровержимости
Такие люди постоянно стремятся к полной непогрешимости. Общей чертой этой невротической потребности является поиск собственных недостатков для того, чтобы быстро их побороть или скрыть.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Карен Хорни. «Невротическая личность нашего времени»
О неврозах написано немало. Каждый практикующий психотерапевт публикует минимум одно издание, где раскрывает собственный взгляд на аспекты невротического развития личности, причины и способы её формирования, упоминает авторские методы психокоррекции навязчивых состояний. Сегодня, когда невротическая личность – это почти герой нашего времени, человека трудно удивить очередным изысканием на эту тему. Но Карен Хорни смогла.
Если рассматривать культурное наследие не в глобальных масштабах, а с более узкой точки зрения – семейные традиции, образовательные школьные программы, модные тенденции и субкультурные течения, характерные для определённого промежутка времени, то можно спрогнозировать не только типичные черты характера здорового человека, но и предусмотреть наиболее определяющие факторы формирования невроза. Об этом рассказывает в своей книге Карен Хорни. Актуальное для нашего поколения издание намного опередило своё время. Прогресс, наступивший на западе гораздо раньше, создал предпосылки для появления тревожной личности.
От познания до самосознания: по следам «Невротической личности»
Идея «Невротической личности» скрыта в одном единственном предложении: «Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем». Если присмотреться к окружающей нас действительности, то можно разглядеть, как социальные и культурные аспекты влияют на значимость наших эмоциональных переживаний, какую окраску им придают, и в какую форму их облекают.
Чтобы читатель смог разобраться в сложной взаимосвязи культурного развития общества и формирования невротической личности, Карен структурирует свой сюжет, выделяя такие понятия, как невроз, невротическая личность, формирование тревожных оттенков в проявлении характера, влияние родителей на будущий характер своего ребёнка и влияние культурной среды как основополагающего фактора возникновения невроза. Карен Хорни убирает на задний план физиологические условия формирования невроза, отмечая, что большинство её пациентов, принявших участие в данном исследовании, уже имели склонность к определённым выводам и поведению задолго до вовлечения в травмирующую ситуацию. Более того, психолог сосредотачивает внимание читателей на том моменте, когда общество и сам индивид определяют невротичность в несовпадении мышления и образа жизни конкретного человека общепринятым клише, стереотипам и запретам, характерным для современного общества.
С чего всё начинается или «Культурный и психологический аспекты понимания неврозов»
В самом начале Карен разъясняет суть определения невротичной личности и рассматривает невротичность с точки зрения общепринятого клише, развенчивая все возможные мифы по этому поводу. Автор утверждает, что понять невроз невозможно без «детального знания обстоятельств жизни индивида», а это в свою очередь подразумевает его место в социальной прослойке и уровень культурного развития. Таким образом, медицинский термин «невротичная личность» не может употребляться в отрыве от культурных аспектов.
Критерии нормальности свои в каждой культуре, более того, они индивидуальны для каждого социального слоя и меняются в зависимости от половой принадлежности. Эти нюансы необходимо учитывать психотерапевту при постановке такого диагноза, как невроз. Основная проблема современного человека, провоцирующая рост уровня тревожности и приводящая к невротичному состоянию, это большая разница между амбициями и возможностями для их реализации. Отсутствие финансов, времени или сил для осуществления планов приводит к глубокому внутреннему конфликту, который обостряется из-за страха, вызванного опасениями негативной реакции окружающих. Невроз выступает в качестве защитной реакции на эту мнимую угрозу.
Как понять, что он невротик или «Что побуждает нас говорить о «невротической личности нашего времени»»
Не всегда страх или тревога, лежащие в основе любого невроза, могут свидетельствовать о том, что у человека наблюдается психическое расстройство. Даже мнительная и тревожная личность может соответствовать всем критериям нормальности, проявляя свои слабые стороны лишь в момент травмирующих ситуаций. О неврозе, по мнению Карен, можно говорить лишь в том случае, когда наряду с общепринятой симптоматикой заболевания проявляется деформация характера. Психолог утверждает, что клинические симптомы могут отсутствовать. В этом случае трансформация характера послужит тревожным сигналом.
Проблема современной психотерапии в том, что она направлена на устранение симптомов невроза и поиск его причины в детских травмах. Отчасти это верно. Но необходимо учитывать сложную систему объединения детских психологических травм и общественных устоев. Также важно осознать, что устранение внешних проявлений симптоматики невроза не означает полного излечения, так как культурные установки по-прежнему будут оказывать влияние на личность.
«Тревожность» — источник невроза
Страх, равно как и тревога лежит в основе инстинкта самосохранения и является адекватной реакцией организма, если рассматривать его с точки зрения физиологических аспектов. Однако Карен подошла к трактовке данных понятий с точки зрения социальных и культурных проявлений, подразделяя их на здоровые (оправданный страх) и нездоровые (субъективная тревога) реакции.
Если читатель придёт к правильным выводам и сможет взять контроль над субъективным тревожным состоянием, то самый сложный шаг в сдерживании и предотвращении развития невроза будет сделан.
Развитие ребёнка и невроз: взаимосвязи и вытекающие последствия
Путь к невротической личности начинается в раннем детстве, поэтому Карен не обходит период становления личности стороной. Автор обозначает корень проблемы в отсутствии любви и уважения к ребёнку. В этих условиях слабая детская психика воспринимает даже конструктивный воспитательный процесс как травму и обиду. Не зря же говорят, что самая большая угроза для неокрепшей детской психики – неокрепшая взрослая. А если ко всему этому присовокупить социальное давление на юную личность, то в результате получится бомба замедленного действия в виде целого клубка тревог и подавленной агрессии. Точное время взрыва неизвестно.
«Невротическая личность нашего времени» выступает пособием не только для состоявшегося невротика, но и своеобразным учебником для молодых родителей, как не воспитать потенциального невротика.
Мир глазами невротической личности
В своей книге Карен рассматривает состояние невротической личности в периоде здесь и сейчас. Она раскрывает читателю внутренние конфликты, противоречия и переживания, в которых находится страдающий от невроза человек. Если сильная и здоровая личность преодолевает трудности без ущерба для своей психики, то реакции невротика усиливают любую трудность до такой степени, что получение удовлетворительного результата не представляется возможным. Невроз – это персональный ад на земле. Ад, который мы строим своими руками, превознося культурные и общественные устои на первый план, пускаясь в погоню за ценностями, которые нужны лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза, соперничая и соревнуясь, вместо того, чтобы задуматься о самом главном – гармоничном душевном состоянии.
Источник: Хорни Карен. «Невротическая личность нашего времени».
Автор: Диброва Ирина, журналист
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Дубликаты не найдены
Психология | Psychology
7.7K поста 42.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Дурня всё это. Человек может и должен сомневаться.. Но в определённые моменты концентрироваться и принимать решения молниеносно..и это абсолютно нормально. Иль чо-то мной пропущено и недочитано??
Гармоничное душевное состояние. Мы должны там быть.. А где мы.
Ну, долженствования еще никого счастливыми не сделали. Вы придумали себе, как должно быть на самом деле, а миру до этого дела нет. Внутренний конфликт, ура.
Ответ на пост «Когда всякая зашуганная тля себя интровертом мнит. »
Если у психолога есть железобетонное мнение по какому-то поводу (которое он тем более постит куда-то используя словечки на слуху) — то он плохой психолог со своими непроработаннными проблемами.
Автор исходного твита не психолог, но (как он написал о себе в твиттере) «Блистательный скептик, флегматик, ценитель психоанализа.».
Для чего люди бросаются такими тезисами что «стесняться, испытывать неудобства, хотеть сделать всё идеально — это болезнь»? Люди жаждут одобрения у одной группы людей за счёт принижения другой группы людей. Автор исходного поста вот тоже называет этих людей в заголовке «всякая зашуганная тля».
Это не было бы проблемой если бы не касалось уязвимой группы людей, которые могут в этот момент искать поддержки. Как минимум это аморально. (Ах ну да, это ж интернет, «это другое». )
В общем, будьте добрее друг к другу.
А интровертам и тем кто себя к ним относит хочется сказать: всё с вами в порядке, (неожиданно) у всех есть свои проблемы, и если они мешают вам жить — попробуйте поговорить об этом с хорошими людьми с подходящим образованием — не ищите ответов в твиттерах и инстаграммах, где люди занимаются самопиаром и ищут одобрения.
Неврозы войны
Есть интересная теория, что на войне все неврозы отступают. Почему?
Потому что отступает тревога, ведь тревога – это страх неопределённости. Тревожный человек строит предположения у себя в голове, а на поле боя нет места предположениям: взрыв – нужно подчиняться инстинктам. Вот враг, вот опасность. Убей врага, избегай опасности.
Конечно, после войны тревоги возвращаются и усиливаются. Ведь теперь ты остаёшься наедине со своей головой, для которой каждый громкий звук – это предвестник боли.
Похожий результат получают дети, которые росли в семье, где присутствовало насилие. Чтобы выжить, им приходилось быстро определять настроение бухого бати, чтобы тот не запустил в тебя бутылкой. Поэтому такие дети могут распознать настроение по звукам шагов. К сожалению, когда ребёнок вырастает в таком окружении, он начнёт видеть опасность в каждом движении, что жизнь совсем не упрощает.
К чему это я? К тому, что боль не проходит бесследно. А жить в боли – значит привыкнуть к ней, и видеть её даже там, где над головой уже давно мирное небо.
16. Психология. Проекция и Перенос
Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.
Примерно 2-3 недели назад мне довелось быть тем, на кого проецировали образ иррационально мыслящего угнетателя без способности к сопереживанию (примерно тем, кого современные феминистки назвали бы «консервативным патриархальным ублюдком»). Был удивлён тем, как эти люди приписывали мне слова, мысли, качества и даже чувства, которых я не только не испытывал, но и к которым многократно доказывал свою непричастность. (Завершилось это общение тем, что я перестал поддерживать связь с этими людьми.)
Этот случай возбудил во мне интерес к теме психологии проекции и психологии переноса. Тем, что нашёл для себя интересным или значимым, делюсь с Вами.
Проекция — это механизм психологической защиты. Изначально этим термином обозначали тот феномен, когда человек, отвергая в себе какие-то плохие качества, переносит их на окружающих его людей, считая не себя источником этих плохих качеств, а людей вокруг себя. (удобно, воистину)
1. Пример: человек, склонный к измене, может обвинять своего партнера (свою партнершу) в склонности к измене.
Человек не желает (или не может) соглашаться с тем, что он является источником деструктивного отношения (то есть плохим человеком), потому что он хочет оставаться «на стороне добра» (социально приемлемым). Чтобы сохранить свою целостность в борьбе между тем, что хочется, и тем, что должно быть, он делает «хитрый ход» — он проецирует своё желание на ближнего (или дальнего), тем самым сохраняя себя на «позиции добра». Далее человек может взять на себя роль «спасителя», то есть пытаться исправить положение своего ближнего, «излечить» его. Или же человек может оправдать свой непристойный поступок тем, что он «не один такой».
2. Пример: Задира проецирует свои чувства незащищенности и уязвимости (которые он в себе не одобряет) на людей вокруг себя, и «борется» с ними.
Позже термин «проекция» обрёл более широкие границы, его перестали считать лишь средством защиты внутреннего «Я». Теперь проекцию принято рассматривать как одно из средств интерпретации (трактовки) мира. То есть проекция может иметь место практически везде и в любых отношениях (даже в отношении к каким-то предметам или явлениям). Мы можем наделять людей, животных, предметы, ситуации и даже абстрактные понятия «человечными» (то есть собственными) качествами. Пример: «очеловечивание» своих питомцев или животных, необоснованное (иррациональное) наделение целых групп людей (по политическому/расовому/половому признаку) определенными качествами, «одухотворение» предметов. Проецировать мы можем не только плохие качества, но и добрые, а так же мысли, чувства
Некоторые ученые также рассматривают проекцию как реакцию на неизвестность (когда мы сталкиваемся с чем-то/кем-то незнакомым, мы чаще всего проецируем на этот объект один из архетипов).
Проекция — это также результат обобщения или спекуляции, созданной личностью на основе идеи о том, что «все мы похожи». Эта мысль до некоторой степени верна, она же нам и помогает индуктивно (от частного к общему) выводить суждения о мире (и о других людях в частности). Важно не злоупотреблять этой мыслительной стратегией. Это можно сделать путём соотношения своих суждений с фактами, и не спешить с выводами.
Проекцию также соотносят с эмпатией. Проекция помогает нам сопереживать окружающим людям, так как она исходит из представления о том, что «ты такой же как и я».
Перенос и Контрперенос
Перенос (или Трансфер) — это особый вид проекции.
Он возникает, чаще всего, между людьми с разным статусом: психолог и клиент, работодатель и работник, учитель и ученик, старший и младший. Человек переносит на другого человека своё отношение к какой-то значимой личностью из прошлого (чаще всего из детства, но бывают исключения). Пример: студент может перенести своё отношение к отцу на преподавателя.
Перенос имеет несколько отличительных черт:
1. Он иррационален. Человек приписывает другому человеку слова, качества, мысли, чувства, которых нет.
2. Перенести могут и хорошие, и плохие качества. Пример: девушка может идеализировать своего терапевта, приписывая ему/ей качества, отношения, желания, которые она ожидала найти в своих отношениях с родителем, но которые не были реализованы. (поэтому уместно опасаться людей, которые слишком сильно к нам привязаны, которые имеют идеализированные ожидания от наших с ними отношений, хотя бы потому, что их ожидания и не )
3. Перенос бессознателен. Часто человек не способен дать отчёт о том, почему он поступает подобным образом, считая свои поспешные выводы обоснованными.
4. Перенос появляется, чаще всего, при нейтральном отношении человека, на которого переносят, к тому, кто этот перенос осуществляет. (Часто психотерапевты стараются быть «чистыми листами» (относиться нейтрально к клиентам), потому что при таких условиях клиент легче осуществит свою бессознательную «дорисовку» личности психотерапевта, что в свою очередь открывает для психотерапевта окно в прошлое клиента.)
5. Перенос чаще всего является следствием неразрешенных конфликтов между клиентом и значимой личностью.
Стать жертвой или даже инициатором переноса может быть кто угодно. Мы сами до некоторой степени воспроизводим отношения с родителями в отношениях с другими людьми. Это не хорошо и не плохо, это просто стратегия, способ ориентироваться в пространстве межличностных взаимоотношений. «Плохо» начинается тогда, когда мы присваиваем людям те, слова, мысли, черты, чувства, которые им не свойственны.
Контрперенос — это перенос психотерапевта на клиента. Психотерапевт тоже, до определенной степени, подвержен искушению проецировать свои нерешенные проблемы в отношениях с кем-то на своего клиента, особенно если клиент уже начал свой «театр отыгрыша опыта прошлого». В таком случае рекомендуется не поддаваться на эту искусную провокацию, и сохранять отстраненную позицию, иначе есть риск ввязаться в нездоровые отношения, где оба участника видят не то, что есть, а то, что они хотят (или ожидают) видеть.
Благодарю Вас за то, что прочитали этот материал.
При желании, оставляйте свои предложения для тем, я буду рад удовлетворить Ваш интерес.
11. Психология. Комплекс Электры
Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.
Про комплекс Эдипа есть много материала, про комплекс Электры гораздо, гораздо меньше, что вызвало моё раздражение, в виду того, что это один из самых распространенных в России диагнозов, но, тем не менее, найти основательного материала сложно.
Получилось достать книгу «Electra vs Oedipus. The Drama of Mother-Daughter Relationship», которой руководствовался при изучении данной темы, не считая персональный опыт.
Меня озадачило обильное количество женщин, девушек и даже девочек с инцестуозными, или около-инцестуозными фантазиями (сексуального и вне сексуального характера) с которыми я сталкиваюсь. Хотя, учитывая увеличивающееся количество разводов и неполноценных семей, это не должно было быть для меня таким сюрпризом.
В этом посте собрана в кратком виде та информация, которую я посчитал интересной или полезной по данной теме.
На три вещи можно смотреть вечно: на воду, на огонь, и на то, как психоаналитик пытается опуститься в глубокий омут сердечных переживаний своего пациента, и вытащить оттуда что-то ценное. Всё больше и больше убеждаюсь в том, что психоанализ Зигмунда Фрейда — это попытка разгадать и упорядочить «тайну любви». Ошибки в передаче этой любви от родителя к ребёнку, естественно, ни к чему хорошему не приводят, они же и являются предметом психоаналитических теорий австрийского доктора.
Автор вышеупомянутой книги часто пишет о «наследуемых травмах», которые передаются через кривое воспитание. Наименее затратная стратегия воспитания детей — это реактивная стратегия, то есть реагировать на ребёнка так, как на нас реагировали в детстве наши родители. Такое выполнение родительского долга сложно назвать продуктивным, или воспитанием вообще, так как у любого процесса должен быть какой-то план, в отличии от реакции, которая призвана лишь отвечать на внешние раздражители выученной схемой.
Воспитание, будучи ресурсоёмким занятием, требует от нас состояние зрелости (эмоциональной самодостаточности, способность давать не ожидая что-то в ответ). Это оберегает нас от того, чтобы делать из ребёнка своего «аватара», через которого мы бы пытались удовлетворить свои психологические потребности или незавершенные гештальты. (о саморазвитии как способ борьбы с психологическими проблемами писал психоаналитик Карл Юнг, советую ознакомиться)
Незрелый взрослый, который совершает много ошибок и придерживается провальных стратегий воспитания, обречён чем-нибудь травмировать ребёнка, и ребёнок, в свою очередь, с большой вероятностью передаст эту травму через воспитание уже своему ребёнку. Чтобы остановить этот процесс, следует «вырасти над собой».
Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, имеет дело с обоими родителями. Принято считать, что эти комплексы выражаются в желании вытеснить родителя своего пола, и занять его место в жизни родителя противоположного пола. Такое, безусловно, бывает. Это не обязательно должно быть открыто выражено. Пример: девочка отказывается от того, чтобы её купала мама, и требует, чтобы её мыл только папа.
Однако, комплекс Электры имеет дело не только с этим. В легенде о Электре мы видим идеализацию отца, желание убить мать, отказ от своей женственности (возможно, выражение протеста против матери), и, при этом, болезненное стремление к любви и невозможность её удовлетворить. Таким образом, легенда помогает собрать воедино тот эмоциональный хаос, который творится в жизни женщины, травмированной семейным положением. В мифе о Эдипе мы такой же эмоциональной напряженности не находим, так как его история — это театральное представление, призванное пофилософствовать на тему предопределенности человеческой судьбы.
Возникают такие комплексы тогда, когда жизни и роли родителя и ребёнка смешиваются:
* мать идеализирует ребёнка, игнорируя своего мужа, отдавая приоритет ребёнку в любых условиях
* мать пытается «переиграть» свою жизнь через ребёнка
* мать пытается получить ту любовь от своего ребёнка, которую не получала в детстве от своих родителей.
* дочь, не получая достаточного внимания от матери, переключается на идеализацию отца, от которого любовь получить легче.
* дочь, ощущая мать как женщину с привилегиями на получение мужского ограниченного внимания отца, пытается вытеснить её из своих отношений с отцом.
Фаллическая мать, или «кастрирующая мать» — это женщина, которая придерживается выраженной доминантной позиции в отношениях. Она доминирует над своим ребёнком, решает за него, делает его зависимым, манипулирует им. Её стратегия воспитания примерно такова: «Дорогой мой ребёнок, ты получишь мою любовь, внимание и одобрение тогда, и только тогда, когда я буду тобой удовлетворена. Если ты не будешь меня слушаться, я откажусь от тебя (то есть перестану тебя любить).» Ребёнок, который с малых лет был втянут в такие манипулятивные отношения с матерью, то, безусловно, во взрослой жизни продолжит играть роль зависимого человека.
Фаллическая мать делает ребёнка своим «эмоциональным рабом», что затем сказывается на отношениях ребёнка со своими сверстниками и на его любовных связях.
Если девушка в таких отношениях с матерью не получает нужного количества любви, внимания, поддержки, доверия и прощения, она может переключить свои эротические фантазии с мужчин на женщин, что не удивительно. Такие гомосексуальные фантазии (и отношения) будут играть роль поля для удовлетворения детских потребностей. Безусловно, такой сценарий грозит не всем девочкам с проблемами в отношениях с матерью, но его стоит иметь в виду прежде чем начать воспитывать собственных детей.
Родитель, который унижает своего ребёнка (эмоционально, физически, психологически), рискует подарить своему подопечному мазохистические наклонности, которые заставят его искать себе садиста чтобы переиграть прежние унижающие отношения. Это, конечно, не единственная причина, почему некоторым людям могут быть необходимы унижения.
Симбиотические отношения — это созависимые отношения. Они возникают между теми существами, которые могут друг другу чем-то помочь, например, симбиотические отношения возникают между младенцем и некоторым видом бактерий в его желудке, который помогает справляться с перевариванием молока.
Такие отношения между родителем и ребёнком с первого взгляда могут показаться продуктивными, однако, зачастую их финал плачевен.
Мама, воспринимающая свою дочь (не достигшую совершеннолетия) как подругу, которой можно доверить свои интимные чувства, от которой можно ожидать внимания, любовь и поддержку, от которой следует ожидать советов и помощи в жизненных выборах, к которой можно прийти поплакать на плече. Другими словами, мать, которая воспринимает свою дочь как равную (или выше) себе, совершает ошибку, которую можно исправить самосовершенствованием и интериоризацией своих желаний. Такая мама может частично или полностью оставить свою ведущую роль в отношениях с дочери, уступая это место ребёнку, что не естественно.
(Конечно, любящий ребёнок, который любит, может что-то подсказать и принять временную слабость своего родителя — это всегда хорошо, однако, таким ребёнок может стать только при правильном воспитании, в правильных семейных отношениях. Естественно, такой «ресурсоёмкостью» ребёнка не следует прибегать как к «психологическому убежищу», так как ребёнок сам ещё не до конца сформирован, и сам нуждается в любви и поддержки.)
Симбиотические отношения препятствуют здоровому отделению ребёнка от родителя и переходу на «свой собственный путь» (индивидуация), из-за чего могут возникнуть разного рода перверсии. Не так редко из-за подобных связях сыновья могут во взрослой жизни (или раньше) развить трансвестические фантазии, ощущая себя сосудом матери, продуктом слияния двух личностей или вообще отказ от собственной индивидуальности в пользу материнской.
Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.
Рекомендую к прочтению вышеупомянутую книгу тем, кто желает увидеть развитие этого комплекса изнутри, на «живых» примерах, изложенных практикующим психотерапевтом.
При желании, оставьте в комментариях те темы по психологии, в которые Вам было бы интересно углубиться. Я буду рад удовлетворить Ваш интерес.
Говорил ли Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара»?
Знаменитому психоаналитику приписывают фразу, призывающую не искать во всём сексуальный подтекст. Мы проверили, говорил ли Фрейд такое.
(Спойлер для ЛЛ: неправда, скорее всего.Пруфов найти не удалось)
Контекст. Портрет австрийского учёного с трубкой и указанной фразой давно стал в интернете популярным мемом. Не менее часто обращаются к цитате и в полноценных текстах — например, РИА «Новости», «Известия», Ксения Собчак, министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, писатель Денис Драгунский, известный комик Джордж Карлин (18+) и многочисленные авторы книг по психологии. Вариант, в котором вместо сигары упоминается банан, прозвучавший в скетч-шоу Saturday Night Live в 1976 году, в дальнейшем превратился в расхожий анекдот. Также фраза послужила прообразом для множества похожих высказываний.
Если верить некоторым сборникам цитат, отец психоанализа произнёс эти ставшие крылатыми слова в ответ на вопрос одного из его учеников, «нет ли чего-либо символического в том, что он курит большие сигары». Страсть Фрейда к этим изделиям не подлежит сомнению — они играли важную роль в жизни психоаналитика и сегодня занимают важное место в музее учёного в Лондоне. Когда Гарри, 17-летний племянник Фрейда, однажды отказался от предложенной Зигмундом сигары, последний заявил:
«Мой мальчик, курение — это одно из величайших и при этом самых дешёвых удовольствий в жизни. И если ты заранее решил отказаться от курения, мне тебя искренне жаль».
Одни из многочисленных портретов Фрейда с сигарами. © Freud Museum London.
Как пишет Smokers’ Magazine (и эти сведения подтверждаются многочисленными источниками), «Фрейд видел в сигарах источник своей работоспособности, его настроение напрямую зависело от сигар, и в отказе от курения он видел отказ от всего, чем была его жизнь. Все важные события, дела, процессы, наполняющие и составляющие его жизнь, так или иначе были связаны с сигарами. И не просто связаны, а выстраивались на них, используя курение сигар как фундамент для своего существования.
Зигмунд Фрейд не мог отказаться от сигар и искренне удивлялся тому, что этого от него требуют окружающие. Но всё же периодические попытки бросить курить он предпринимал и высказывался потом об этих непродолжительных периодах как о самых невыносимых отрезках его жизни». Даже рак ротовой полости, диагностированный, когда Фрейду было 67, не стал убедительным поводом для отказа — австриец курил до самой своей смерти в 83 года, перенеся 33 операции. Взаимоотношения Фрейда с сигарами занимают важное место в фильме 2018 года «Мой друг Зигмунд Фрейд».
Вписывалась ли любовь психоаналитика к сигарам в его собственные теории о природе оральных удовольствий? Безусловно. Об этом говорят и многочисленные труды Фрейда, и статьи на сайте его музея. Из этого следует, что цитата, которую приписывают Фрейду, была в какой-то мере самоиронией, антифрейдистской шуткой.
В 2001 году Алан Элмс, профессор психологии Калифорнийского университета в Дейвисе, опубликовал статью под названием «Апокрифический Фрейд», посвящённую трём самым известным «цитатам» венского доктора. Проведённое им исследование показало, что впервые в печати цитата о сигаре появляется в сноске к статье 1950 года «Место действия в изменении личности» Аллена Уилиса, вышедшей в американском журнале Psychiatry. Автор статьи датирует фразу примерно 1920 годом («спустя 30 лет после знаменитого замечания Фрейда о том, что «сигара — это иногда просто сигара»»), а скончался знаменитый австриец в 1939 году. При этом найти ничего подобного в прижизненных работах или письмах Фрейда исследователю не удалось.
Более того, популярность фразы в том или ином виде, прослеживаемая после 1950 года, сначала касалась только английского языка, а вот на немецком цитата долгое время не получала распространения. В частности, в 1954 году афоризм привели в одном американском юридическом издании, а в 1961 году — в работе историка и биографа Фрейда Питера Гея. Последний признался Элмсу, что не может найти первоисточник использованной им цитаты, и допустил вероятность апокрифа.
Наконец, попытка установить связь цитаты с визитом Фрейда в Университет Кларка в 1909 году (есть версия, что именно на тех лекциях и прозвучал знаменитый ответ) также не увенчалась успехом. Более того, во время одной из лекций учёный высказал, по сути, противоположную мысль:
«Вы уже заметили, что психоаналитик отличается особо строгой уверенностью в детерминации душевной жизни. Для него в психической жизни нет ничего мелкого, произвольного и случайного, он ожидает повсюду встретить достаточную мотивировку, где обыкновенно таких требований не предъявляется».
Вышеприведённые факты говорят о том, что Зигмунд Фрейд с высокой долей вероятности не является автором знаменитой цитаты о сигаре. По крайней мере, убедительных свидетельств обратного нет.
(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)
Почитать по теме:
Сопротивление
Очень хитро и не совсем очевидно работает механизм сопротивления, когда углубляешься в работу с психологом. Автобусы опаздывают, работа не отпускает, тупо просыпаешь сеанс, а то и вовсе крутит живот так, что просто физически не можешь взять и выйти из квартиры.
Мы привыкли, что внутреннее сопротивление — хорошая функция системы безопасности человека. Оно действительно часто помогает избежать разного рода неприятностей. Чуйка, в общем. Ну, все же знают эти истории: по глупости где-то задержался, зато избежал аварии и т.д.
Однако, наша внутренняя система не любит меняться, она инертна. Человек инертен.
Любые существенные изменения для нее означают уязвимость, опасность и недоверие.
Это тянется еще с древнейших времен. Своего рода генетическая память.
Сложились в племени вот такие и вот такие нормы, традиции, понятия.
Отступить от них = стать изгоем, подвергнуть опасности себя и племя.
А одному выжить в древние времена было непросто.
Это сейчас индивидуализм приветствуется, как признак демократии, цивилизации и т.п.
Оно, конечно, хорошо, но «племя» продолжает играть важную роль в нашей жизни,
нравится нам это или нет. Сюда же можно отнести и «взгляд со стороны»;
друзья, семья и, в данном случае, психолог.
Я не знаю, сколько этих стадий сопротивления объективно существует.
Сначала, кажущаяся безумием идея попросить помощи у кого-то, потом невозможность быть откровенным уже в кабинете, затыки, нежелание говорить о чем либо, а затем и вот этот самый «саботаж» всей психологической работы.
Конечно, грамотный психолог умеет обходить все эти блоки, но ведь главную работу проделывает все же клиент! Однако, система безопасности может начать адаптироваться, маскироваться под новые условия. То есть, тебе кажется, что все уже давно проработано, но проблема вновь и вновь дает о себе знать на разных уровнях жизни.
И так будет происходить до настоящего закрытия этой самой проблемы.
Психологическая работа ведь продолжается и за пределами кабинета. То, что было проговорено, просто необходимо превращать в практику. И с этим как раз много трудностей.
Наверное, отсюда и появляются все эти странные истории, когда человек ГОДАМИ ходит к разным психологам и схожим специалистам.
Да, проблемы могут быть действительно тяжелые, либо психолог может тупо выкачивать деньги, подсаживая, так сказать, на свои сеансы — вольно и невольно. Может, и самих психологов клиент меняет как перчатки. Но все таки. Трудится сам клиент. И что если он за эти годы просто напросто сформировал эдакий фасадик благополучия и гармонии, обманывая и себя и психологов? Но это уже отступление от основной темы.
Что можно с этим сделать? Я уже упоминал цивилизацию. Она принесла нам как благо, так и множество издержек. Одна из таких издержек — главенство ума над остальными функциями человека, вроде тех же эмоций. Ум постоянно пытается все упорядочить, каталогизировать, так проще жить и это абсолютно нормально. Но в этом всем очень много излишнего контроля.
Не знаю, очевидно это или нет, но впихнуть колоссальные масштабы нашей психики в логические категории невозможно. Ум просто не может поспевать за всеми изменениями и хорошо анализировать материал, например, наших снов. Здесь подходит аналогия с сонниками, где нам сразу пихают однозначную трактовку символов в сновидениях. Но как быть, если, например, для одного человека символ лошади означает зло, а для другого благо?
В жизни мы привыкли однозначно трактовать события и символы, полностью забивая на наши эмоции и ощущения. Конечно, нельзя в той же мере отбрасывать работу ума, но почему не попробовать наладить связку с ощущениями, чувствами? В конечном счете, это ведь и есть цель работы с психологом — выстроить целостную систему, которая будет стабилизировать себя сама постоянно?
Кстати, у всех нас есть замечательный инструмент для сканирования себя
и окружающего мира — наше тело. Именно оно регулярно посылает нам сигналы в виде разных ощущений: тепло, озноб, напряжение, расслабление и т.д. Все это в зависимости от происходящего в данный момент. Те же телесные зажимы очень многое могут сказать о человеке. И так легче работать с эмоциями, когда ты точно знаешь, в какой части тела они проявляют себя. Уж по крайней мере это лучше, чем пустопорожний треп и барахтанье в сотнях психологических терминов.
Некоторые сеансы с психологом, к слову, могут на 90 процентов пройти в полной тишине. Почему нет? Выговориться не всегда помогает. А вот молча сесть в спокойной и безопасной атмосфере, хотя бы на полчасика почувствовать себя самого, живого, дышащего. Это, извините, пугает до усрачки. Проще сразу воткнуть наушники, музон погромче, срочно заесть все эмоции
и погрузиться обратно в информационный шум.
И получается, что в большинстве случаев есть две крайности: либо пассивное пребывание в своих чувствах и эмоциях безо всякой рефлексии, либо жестокое подавление всего, что связано с психикой. Конечно, в критические моменты жизни мы действуем, основываясь чисто на интуиции и рефлексах.
Но почему это обязательно должно происходить именно тогда, когда припрет?
Кстати, Карл Густав Юнг говорил, что подлинные внутренние изменения происходят именно тогда, когда человека приперло к стенке, и деваться уже некуда. Только вот получится ли сделать после таких встрясок правильные выводы и интегрировать новый опыт? Чтобы потом уже более чутко реагировать на сигналы психики и не ждать очередного жесткого кризиса.
Все зависит лишь от нас, нашего намерения и готовности развиваться.
Немного о тревожном расстройстве
К сожалению, только недавно врачи стали отправлять пациентов к психотерапевтам при жалобах неясной этиологии. Хотя иногда по рассказу пациента можно понять, что его боли носят психосоматическую природу. Наши родители, а я из поколения 90-х , выросли во время, когда слово «психиатр» ассоциировалось с умалишенными и об этом даже не стоило говорить. В наше время большинство врачей так и осталось старой закалки, которые просиживают пятые точки и работают по методам 70-х годов, не желая покачать свой скилл и почитать современные исследования. Так вот, большинство болей в области сердца, желудка, кишечника, опорно-двигательного аппарата, головы присутствуют именно из за багов мышления,как следствия тревоги- реакции на события, когда тревога дренирует в органы. Теорию, что люди рождаются с отформатированным хардом в голове и потом формируют нейронные дорожки и обратные связи, я не поддерживаю. Как минимум, эмпирически, на себе замечаю корреляцию с родовым скиллом париться по всякой ерунде. Конечно, эту предрасположенность я мог пофиксить, если бы меня отдали на воспитание к викингам или, возможно, помер бы) не буду вдаваться в нейробиологию, поскольку уже моноаминовая гипотеза депрессий (когда настроение роняется из за неправильной работы нейромедиаторов) все больше ставится под сомнение, я больше придерживаюсь теории нейропластичности мозга. Так некоторые факты о тревоге по своему большому жизненному опыту:
1) Можете не пытаться что-то сделать, чтобы стать спокойными как слоны. Просто вы такие, как есть. Кто-то может спать перед выходом на помост в олимпийских играх, а кто-то не будет спать пол года до них, просыпаясь в холодном поту. Вы сможете только сгладить углы и комфортно жить. В этом есть свои плюсы, вы всегда бдительны и всегда готовы. Всегда просчитаны варианты.
2) Тревога это оочень ресурсоемко. Если вы каждый день тревожитесь, то будьте готовы к фантомам в виде головной боли, желудка итд итп. Болеть будет по очереди, все сразу, но без всякой органики. У всех по-разному.
3) Боль ощущается в разы сильнее, болевой порог понижен. Да да, но прислушайтесь, что боль носит не физический характер, а именно психический. Те вам именно при боли тяжело морально как бы.
4) Если вы сильно тревожитесь, очень сильно,то после выравнивания ситуации будет сильная расплата. Речь не просто о базовой тревоге, а когда вы уснуть не можете изо дня в день, а именно о большом стрессе. Вы будете функционировать, вам будет тяжело, но потом, когда выдохните, что ситуация разрешилась, улыбнетесь, случится депрессия. Организм потратил все ресурсы. Тут только антидепрессанты. Выйдете на плато и дальше будете жить , потихооьку невротить.
5) Ипохондрия -это следствие тревожного фона. Искать у себя болезни и думать как я умру в 30 от рака это следствие уже истощения нервной системы. Это факт.
6) Жизнь-это движение. Без спорта никуда. При сильном уровне тревоги, у меня, по крайней мере, нагрузки усиливали чувство тревоги. Но когда у вас слабенькие неврозы ,спорт обязателен. Неважно какой. Но когда вы на пике истощения, повышенные нагрузки могут свалить вас в пике. Прислушивайтесь к организму.
7) Антидепрессанты работают у большинства. Кто мучается всю жизнь, попробуйте. Вы поймете какого это жить в удовольствие и как живут большинство. Потом отмените, но уже многие заскоки уйдут, потому что вы поймете, что проблема в голове
8) Утром не валяться в кровати! Это мастхэв. Утром вы наиболее уязвимы для дурных мыслей, накруток и их влияния на ваше самочувствие. Вообще лучше всегда что- то делать и на этом концетрироваться.
9) Вы живете либо с сожалением о вчерашнем, либо с тревогой о будующем. Сейчас вас не существует.
Источник