Что такое эпикурейские радости

Гедонисты, эпикурейцы, сибариты и жуиры

Жизнь человека – это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.

Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.

Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философское эссе, в своем известном произведении «Опыты мудреца»: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствия».

Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).

Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.

Гедонизм (от лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — одно из философских направлений этики. Его представители считают физические и духовные удовольствия высшим благом и условием счастья в жизни.

Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435—366 гг. до н.э.).

Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.

Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие – как мягкое, нежное и боль – как грубое, порывистое движение души.

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни – именно в получении исключительно физического удовлетворения.

Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.

Понятие «гедонизм» зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: «Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».

Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений

Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилини(Митилене)на острове Лесбос, великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.

В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Над входом в это живописное место висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души.

Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.

Философия эпикуреизма служит вполне конкретным нуждам – ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимы — отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и Дружба.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

Эпикуреец не боится смерти: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ.

Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Эпикур прожил 70 лет, по тем временам он считался долгожителем.

Примерно так же закончил свой жизненный путь наш великий писатель А.П. Чехов (1860-1904). Долгие годы он страдал туберкулезом. Для лечения болезни в 1904 г. А.П. Чехов поехал на известный немецкий курорт Беденвайлер.

Первое время писателю было немного легче. Однако 2(15) июля писатель почувствовал недомогоние. Он попросил подать ему шампанского. Выпив бокал шампанского, он отвернулся и смиренно ущел в мир иной. Было ему всего 44 года.

Известный американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в конце своей жизни в одном из интервью сказал, что единственное, о чем он сожалеет это то, что мало пил шампанского.

Читайте также:  Чувство головокружения при приеме пищи

В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово «сибарит» происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.

Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.

За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.

Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.

Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово «сибарит» приобрело нарицательное значение.

В царской России в позапрошлом веке людей, живущих весело, беззаботно, в свое удовольствие на французский манер называли жуирами (от французского глагола jouir — наслаждаться) и бонвиванами.

Так называли весельчаков, праздных кутил, ведущих беззаботно веселую жизнь, людей, ищущих в жизни только чувственных наслаждений и удовольствий

В наши дни слова жуир и бонвиван фактически забыты и практически не употребляется в современной разговорной речи.

Слова гедонист, эпикуреец и сибарит в современном русском языке употребляется достаточно редко, но их значения сохранилось ими называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие. При этом эти слова имеют некоторый оттенок осуждения, выбранного образа жизни.

Во многом взгляды древних философов на жизнь в удовольствие перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856–1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.

Как известно, З. Фрейд разработал новую «археологию личности», выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул – стремление к получению удовольствия.

Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.

Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле – как энергию, которую излучает соответствующий пол.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Лежит в основе мирозданья
Началом всех является начал.

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Источник творчества и вдохновенья
Для тех, кто уникальные шедевры создавал

Влеченье к женщине или либидо,
Как Фрейд то чувство называл,

Словно горячая испанская коррида,
Как зажигательный бразильский карнавал,

Щекочет нервы, вновь будоражит кровь,
Сулит блаженство, страсть, любовь.

Несмотря на возраст, у человека сохраняются потребности и желания, от удовлетворения которых он может получать удовольствия.

Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека – это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.

Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.

Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное – правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.

Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.

Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.

Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.

Это касается, прежде всего, питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.

Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.

Как подсчитали ученые, в среднем на прием пищи у человека уходит примерно пять лет жизни. Поэтому, если не есть, а с наслаждением вкушать пищу, то пять лет гастрономического удовольствия в жизни вам гарантировано.

К сожалению, самое сильное и эмоционально яркое физическое удовольствие в жизни от оргазма у мужчины длится гораздо меньше, чем от приема пищи.

Если исходить из того что средняя продолжительность жизни мужчины в мире в 2017 г. составляла около 74 лет, то в среднем на получение удовольствия от оргазма за всю жизнь приходится всего 16 — 20 часов, или примерно 2-4 секунды в день.

Читайте также:  Что делать если не чувствую палец

Очевидно, что это очень усредненные расчеты, поскольку люди очень разные и их сексуальные возможности тоже сильно варьируются.

Если полностью и рационально использовать этот могучий арсенал желаний, удовольствий, услад и наслаждений, то и старость может стать в радость, а каждый день превратится в настоящий праздник жизни.

Старайтесь беречь свои желания — могучий стимул творчества, стимул любви, стимул долгой жизни.

Источник

Что такое эпикурейские радости

У Николя Саркози, экс-президента Франции, конечно же, есть много причин сожалеть о том, что 6 мая он не был переизбран на второй срок. И возможно, одна из них совсем не политического толка. Освободив Елисейский дворец своему преемнику Франсуа Олланду, Саркози больше не сможет так быстро, между делом, заглядывать на ланч в Epicure, свой любимый ресторан, расположенный как раз напротив президентской резиденции. Впрочем, для граждан Пятой республики, может, это и к лучшему: попасть на обед или ужин к Эрику Фрешону теперь будет намного легче.

На двух километрах довольно узкой и ничем не примечательной улицы Фобур-Сент-Оноре сконцентрированы, пожалуй, все главные символы французского шика: флагманские бутики Hermès и Lanvin, институт красоты и штаб-квартира Lancôme, магазины Chanel и Pierre Cardin, Dior и Yves Saint Laurent. Здесь же, в Елисейском дворце, заседает президент Пятой республики, а рядом, в главных французских офисах Sotheby’s и Christie’s, назначается цена всему мировому искусству. На гастрономической карте Парижа Фобур-Сент-Оноре также оставила свой след. В пятизвездочном Hôtel Le Bristol Paris находится один из лучших ресторанов города – трехзвездочный Epicure, на кухне которого творит кавалер ордена Почетного легиона Эрик Фрешон.

Под сенью бабочек в цвету

Свое имя ресторан получил в честь Эпикура, древнегреческого философа, когда-то провозгласившего жизнь глав­ным наслаждением. Имея в Афинах дом с садом, Эпикур преподавал своим ученикам в прохладной тени деревьев и принимал к себе всех, даже рабов и гетер. По преданию, на воротах его школы было начертано: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо».

Epicure в самом центре Парижа тоже встречает своих гостей цветами и зе­ленью. Его огромные панорамные окна выходят в сад – площадью 1200 квадратных метров это самый большой вечно­цветущий сад в городе с магнолиевыми деревьями, азалиями и рододендронами. До прошлогодней реконструкции в рес­торане было два зала: зимний и летний. Сегодня первый используется только для специальных событий, приватных мероприятий или семинаров. Некогда служивший домашним кинотеатром, за последние пару столетий он почти не изменился: бордово-пурпурная цветовая палитра, дубовые панели на стенах, золотая лепнина на потолке, бархат и гобелены XVIII века (Bristol вообще славится своей коллекцией живописи и предметов декоративно-прикладного искусства).

Главный же зал ресторана, переполненный светом, открытый саду и солнцу, выглядит его полной противоположностью. Зелено-бежевые стулья, легкие гардины с красно-бежевыми цветами, перекликающимися с магнолиями за окном, и сияющий мраморный пол. Беспредельно раздвигая пространство, зеркально-гладкий мрамор все же находит свою точку опоры в мраморном камине XIX века. Именно с открытием этого зала ресторан отеля Bristol, ранее безымянный, получил имя Epicure.

Тема сада обыгрывается здесь и в сервировке. На серебряных ручках столовых приборов выгравированы листья плюща. Сервировочные тарелки украшены розами. Но наибольший восторг вызывает у гостей самая нефункциональная деталь столового убранства – маленькая хрустальная бабочка, сверкающая на каждом столе. Какой же сад без этого хрупкого, нежного существа?

Кавалер у плиты

Пожалуй, только во Франции, стране, подарившей миру высокую кухню, повар может стать столь же популярной фигурой, как актер или шоумен. И даже быть награжденным высшей государст­венной наградой – орденом Почетного легиона. Его Эрик Фрешон получил из рук Николя Саркози после того, как в 2008 году удостоился третьей звезды Michelin. На фотографии шеф-повара с экс-президентом можно полюбоваться в рабочем кабинете Фрешона. И это самое пафосное, что вы там увидите. Сам же кабинет располагается прямо на гигантской кухне Epicure, вернее, является ее составной частью, просто отделенной от общего пространства стеклянной стеной. Здесь, с видом на живых омаров и лангустов, ждущих своей участи в больших аквариумах, и придумывает новые гастрономические шедевры один из именитых французских поваров.

Только во Франции шеф-повар может получить высшую государственную награду

За свою 32-летнюю кулинарную карьеру Фрешон много чего успел: уходил и возвращался в Bristol, уезжал в Испанию, работал в Taillevent, Tour d’Argent и Crillon (где в 1993 году завоевал титул лучшего мастера Франции – Meilleur Ouvrier de France), открывал собственный ресторан, который в 1999-м и променял на Bristol. Сегодня он не только заведует Epicure, но и отвечает за всю гастрономическую активность отеля. Несмотря на все титулы и высокий статус, Фрешон по-прежнему очень любит просто стоять у плиты.

Читайте также:  Женщине столько лет насколько она себя чувствует

Вся королевская рать

Но, конечно, ваш ужин в Epicure будет готовить не только он. Ему обязательно помогут 15 поваров, четыре кондитера, два пекаря и три сомелье. Второй человек в каждом ресторане после шеф-повара – шеф-сомелье. Он в Epicure также весьма примечательный.

Уроженец Квебека, строитель-монтажник по первой профессии, Марко Пеллетье – единственный во Франции канадский виночерпий. Сегодня его хозяйство насчитывает более двух тысяч наименований вин, которые Пеллетье готов предложить гостям по первому требованию. И еще несколько тысяч бутылок «стареют» в погребах за пределами Парижа, ожидая своего звездного часа. Любопытная деталь: в давнем споре Бордо и Бургундии Марко предпочитает «жирондистов». Так что хотите отменного бордоского – отправляйтесь за советом в Epicure.

Икра и фуа-гра

«Мой дед выращивал овощи, мой отец их продавал, я же их просто готовлю», – любит повторять Эрик Фрешон, неизменно гордящийся своим крестьянским происхождением. Но, конечно, кавалер ордена Почетного легиона лукавит: в Epicure он готовит не только из овощей. Собственно, именно из-за тех неограниченных возможностей по предоставлению продуктов, которые был готов предложить ему Bristol, Фрешон в свое время и променял собственный ресторан La Verrière d’Eric Frechon на большой отельный проект. И сегодня в его распоряжении самые редкие и дорогие деликатесы. Причем Фрешон никогда не соглашается на удешевление блюд. Даже если месяцами их никто не заказывает, они все равно сохраняются в меню.

Черная икра, возлегающая на нежнейшем муссе из трески и картофельного пюре, по цене 160 евро – возможно, одно из таких проявлений его гастрономического расточительства. Но с другой стороны – как, будучи в Epicure, не попробовать это удивительное блюдо? Пожалуй, русскому клиенту ресторана будет любопытно узнать, что икра в этом кулинарном шедевре французского происхождения – из региона Солонь долины Луары, где разведением осетров занимаются брат и сестра Винсент и Патрисия Эннекар.

Начав с главного «русского» деликатеса, продолжите главным французским – фуа-гра. «Макароны» (macaroni), фаршированные утиной печенью, черным трюфелем и артишоком, а затем запеченные с сыром пармезан (безусловно, выдержанным) – одна из визитных карточек Фрешона (за блюдо придется выложить 88 евро). Оно стало классикой французской высокой гастрономии из-за смелого соединения в нем таких сильных вкусов, как трюфель и фуа-гра. Шеф-повар Epicure вообще любит сочетать на первый взгляд совершенно несочетаемое – фуа-гра и угря, курицу и раков, икру и треску. Но, как известно, из парадоксов и рождаются великие открытия, как научные, так и гастрономические.

Когда курица – птица

Одно из самых дорогих блюд в меню Epicure – бресская пулярка по цене 260 евро. Правда, она подается всегда на двоих и, по сути, являет собой два блюда – бульон и непосредственно куриное мясо.

Бресская пулярка – определенно главная птица Франции. Ее голубые ножки и красный гребешок даже повторяют цвета национального флага. Эту титулованную красавицу выращивают только в Брессе (Бургундия) в определенных условиях и под строгим контролем фермеров. Иметь собственный оригинальный рецепт ее приготовления обязан каждый уважающий себя шеф-повар, но только в исполнении Эрика Фрешона пулярка достигает своего наивысшего вкусового уровня. Именно из-за нее когда-то ресторан Bristol и получил свою вторую звезду Michelin.

Как и положено по традиционному лионскому рецепту, Фрешон готовит пулярку в свином мочевом пузыре. Натирает солью и перцем, закладывает в пузырь, выпустив из него воздух, заливает внутрь желтое вино, добавляет травы (прежде всего вербену) и специи, а затем в течение четырех часов терпеливо томит на очень медленном огне. Так пулярка обретает невероятно нежную консистенцию.

Вынос и подача куриной аристократки – особое представление. Четыре официанта торжественно выходят с ней в зал, публично разрезают пузырь, осторожно извлекают курицу и разделывают по строго определенным правилам. Потом дополняют ее гарниром – заранее приготовленными спаржей, раками и сморчками. Однако гостю сначала наливают бульон, позволяя куриным ножкам немного настояться, «подружиться» с только что обретенным гарниром. Такая гранд-дама, как бресская пулярка, суеты и спешки никак не приемлет.

Источник

Оцените статью