Что такое эмпатия эмоциональный интеллект

Эмпатия и эмоциональный интеллект как средства взаимопонимания людей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмпатия – часть эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать как свои намерения, желания, мотивацию, так и намерения, желания, мотивацию других людей, а эмпатия – это ключевая эмоциональная способность.

Человек, имеющий развитый эмоциональный интеллект, умеет принимать решения, договариваться с другими людьми, правильно реагировать на какие-либо негативные ситуации.

Отсутствие у человека эмпатии является одной из основных причин нарушения отношений с окружающими. Распознать и понять чувства другого человека можно только в том случае, если есть способность к эмпатии. Отсутствие этой способности является признаком низкого эмоционального интеллекта.

Эмоции легче выразить невербальным способом, т.е. с помощью жестов, мимики, действий и др. Понять то, что не сказал человек, – ключ к пониманию его эмоций, ключ к успешным отношениям.

Специалисты считают, что эмпатия есть у каждого человека, просто ей надо дать возможность проявиться. Первым бессознательным признаком эмпатии в раннем детстве является плачь ребенка. Когда ребенок слышит, как плачет другой малыш, он тут же реагирует и тоже начинает плакать.

Вместе с человеком растет и его Эго, на которое влияют окружающая среда, культура, семья, образование. Человек становится эгоистичнее и до тех пор, пока в мире всё в порядке, ему хорошо. К сожалению, мир устроен так, что человеку все-таки приходится усмирять свой эгоизм и к заботам других относиться как к своим собственным.

Отсутствие эмпатии приводит к нежелательным последствиям – преступности, насилию, террористическим действиям и др. Совершая преступление, человек не чувствует боль другого из-за низкого эмоционального интеллекта. Такой человек не знает и не понимает свои чувства, не может контролировать свои эмоции и выстраивать отношения с другими людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Переживание эмпатических реакций означает идентификацию себя с чувствами другого человека, что значит сопереживать или сочувствовать ему. Проведенные исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете, абстрактных воображениях.

Развитие эмпатических реакций и повышение эмоциональной грамотности связаны между собой и помогают человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними. Сопереживать другому человеку означает чувствовать и понимать то, что он хочет сказать. Человеку с высоким уровнем эмпатии больше доверяют, и в любом деле он может рассчитывать на поддержку людей.

Эмоциональный интеллект

Исходя из концепции Мейера, Сэловея, Карузо эмоциональный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.

Рисунок 1. Эмоциональный интеллект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Он рассматривается как часть социального интеллекта, включающего способность наблюдать свои и чужие эмоции, различать их и использовать информацию, которую они дают, для управления мышлением и действиями. На какие-либо события, слова и обстоятельства человек реагирует через эмоции. Если эмоциональный интеллект развит человек реагирует не на действия и эмоции, а на причины, что помогают понимать других людей, правильно воспринимать критику и адекватно реагировать.

Этот термин стал популярным после публикации одноименной книги научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. По его мнению психическое здоровье, лидерские качества, эффективность работы лучше развиты у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Исследования Гоулмана показали, что 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект и, при этом, он в два раза важнее технических знаний и IQ.

Вывод, сделанный Гоулманом, подтверждают исследования, проведенные компанией Egon Zehnder, выяснившие, что люди с развитым эмоциональным интеллектом шансов на успех имеют значительно больше.

Отделить друг от друга коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя и более того, у человека не будет высоким IQ, если не развивать EQ. Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать самооценку, мотивацию, осознанность, адаптивность. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми факторами, по мнению В. Шиманской, являются честность и правильная оценка своего поведения.

Если эмпатия дает человеку возможность понимания, то эмоциональный интеллект дает инструменты, чтобы контролировать реальность.

Эмоциональный интеллект является результатом обучения, что отличает его от интеллектуальных способностей, и обучиться ему можно в любой период жизни. Каждый человек может стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, совокупность которых и является эмоциональным интеллектом.

Читайте также:  Не чувствую себя свободным человеком

Чтобы достигнуть успеха в жизни одних интеллектуальных способностей ещё недостаточно. Если поступить в учебное заведение поможет IQ, то эмоциональный интеллект EQ, поможет справиться со стрессом и эмоциями перед экзаменами.

Большое влияние эмоциональный интеллект оказывает на успеваемость в школе, на работе, помогая сориентироваться в сложной ситуации, помогает руководить и мотивировать других. Влияет он и на физическое здоровье, особенно в стрессовых ситуациях, когда надо управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на психологическое здоровье человека, на которое разрушительно действуют стресс и неконтролируемые эмоции, а также на отношения – понимание эмоций и чувств людей, позволяет эффективно общаться и завязывать прочные отношения, как в личной жизни, так и на работе.

Уровни эмоционального интеллекта

Становление эмоционального интеллекта начинается с рождения человека и проходит четыре уровня:

Первый уровень развития заключается в способности выражать эмоции. Со временем формируется умение отличать истинные эмоции от напускных, ложных, например, можно отличить искреннюю улыбку от дежурной;

Второй уровень развития связан с оценкой эмоций. На этом уровне человек может сравнивать эмоции как друг с другом, так и с имеющимися у него понятиями и представлениями;

Третий уровень подразумевает рассуждение над эмоциями и использование их в рассуждении. Данный этап является периодом понимания эмоций, происходит анализ особенностей получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, человек понимает, что источником гнева является несправедливость, за страхом идет облегчение, а злость может оказаться просто стыдом. Человек учится понимать не только специфику эмоций и их происхождение, но и учится понимать динамику человеческих чувств;

Четвертый уровень, на котором происходит управление эмоциями, является самым высоким, потому что это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Этот уровень дает знания того, как можно нейтрализовать гнев, умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость.

Специалисты считают, что эмоциональный интеллект с возрастом не связан, хотя вполне логично было бы предположить, что чем старше, тем человек будет эмоционально интеллектуальнее. Если говорить о времени освоения уровней эмоционального интеллекта, то первые три уровня в среднем осваиваются до подросткового возраста, а способности четвертого уровня даже в пожилом возрасте доступны не всем.

Для высокого уровня EQ характерными являются следующие признаки – богатый эмоциональный словарь, интерес к людям, открытость к изменениям и умение отказать, способность отдавать, не ожидая награды, отсутствие стремления к совершенству, наслаждение жизнью и др.

Эмоциональный интеллект включает четыре категории навыков:

  1. умение общаться, предугадывать, слушать, оправдывать ожидания, вдохновлять, решать конфликты, быть лидером;
  2. эмпатия, улавливание эмоциональных сигналов участников социальной группы, взаимопонимание с ними;
  3. знание себя, своих слабых и сильных сторон, знание своих эмоций;
  4. умение ограничивать негатив, управлять эмоциями, ограничивать разрушительное воздействие отрицательных чувств, умение нести ответственность, выполнять обязанности, строить длительные отношения и адаптироваться к условиям среды.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Читайте также:  Когда проблема с щитовидной железой может быть когда дышишь чувство сухости при дыхание

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Читайте также:  Не чувствую запахи трудно дышать

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью