Что такое эмоция философия

ЭМОЦИЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИЯ» в других словарях:

ЭМОЦИЯ — (лат,). Чувствование, душевные волнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМОЦИЯ всякое вообще душевное движение, чувство. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

эмоция — См … Словарь синонимов

ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… … Толковый словарь Ушакова

эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… … Большая психологическая энциклопедия

Эмоция — Эмоция ♦ Émotion Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… … Философский словарь Спонвиля

Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

ЭМОЦИЯ — проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… … Философский словарь

ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник

ЭМОЦИЯ

Природа эмоции. Довольно долго эмоция рассматривалась какреакция: например, я вижу медведя, я боюсь (эмоция -— страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмоций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, по поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция — магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает какое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.

Философский словарь. — М.: Международные отношения . Дидье Жюлиа . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое «ЭМОЦИЯ» в других словарях:

ЭМОЦИЯ — (лат,). Чувствование, душевные волнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМОЦИЯ всякое вообще душевное движение, чувство. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

эмоция — См … Словарь синонимов

ЭМОЦИЯ — ЭМОЦИЯ, эмоции, жен. (франц. émotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими нибудь инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. «Он упрекнул себя в утрате способности управлять… … Толковый словарь Ушакова

ЭМОЦИЯ — (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и… … Философская энциклопедия

эмоция — и, ж. émotion f. Душевное переживание, чувство. БАС 1. Она <хозяйка> все время сидела в соседней комнате, слышала весь разговор, и ея платок был почти мокр от слез. Она была почти совсем счастлива, от испытанных сегодня émotions. В.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭМОЦИЯ — ЭМО ИЯ, и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Э. радости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

эмоция — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме… … Большая психологическая энциклопедия

Эмоция — Эмоция ♦ Émotion Единовременный аффект, который скорее движет нами, чем организует нас (как чувство) или захватывает нас (как страсть). Например, гнев, испуг или любовь с первого взгляда суть эмоции. Они могут перейти в страсти и чувства –… … Философский словарь Спонвиля

Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

ЭМОЦИЯ — проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник

ЭМОЦИИ

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое «ЭМОЦИИ» в других словарях:

эмоции — вызывать • существование / создание (не) любить быстрой езды • эмоции бояться войны • непрямой объект, эмоции бояться встречи • непрямой объект, эмоции бояться высоты • непрямой объект, эмоции бояться наказания • непрямой объект, эмоции бояться… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в … Большая психологическая энциклопедия

ЭМОЦИИ — [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

ЭМОЦИИ — (франц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны … Большой Энциклопедический словарь

ЭМОЦИИ — (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Э. представляют собой активные… … Биологический энциклопедический словарь

ЭМОЦИИ — (французское emotion волнение, от латинского emoveo потрясаю, волную), смотри Чувства … Современная энциклопедия

Эмоции — (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт … Психологический словарь

ЭМОЦИИ — (от лат. emoveo волную, возбуждаю) англ. emotion; нем. Emotion. Особый класс псих, процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, к рые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида… … Энциклопедия социологии

ЭМОЦИИ — ЭМОЦИИ. Класс психофизиологических характеристик, представляющих собой внутреннее, субъективное переживание психических и физиологических состояний человека, сопровождаемое приятными или неприятными ощущениями. Э. выражают оценочное отношение к… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Эмоции — (французское emotion волнение, от латинского emoveo потрясаю, волную), смотри Чувства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

ЭМОЦИИ

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое ЭМОЦИИ в других словарях:

ЭМОЦИИ

(франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, . смотреть

ЭМОЦИИ

эмоции мн. разг. Внешнее проявление чувств.

ЭМОЦИИ

франц. ?motion, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психич. процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Э. выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутр. ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. У человека Э. порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, радости и т.п., к-рые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоц. процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития Э. утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды т.н. высших эмоц. процессов – социальных, интеллектуальных и эстетических, к-рые у человека составляют гл. содержание его эмоц. жизни. Специфич. закономерности происхождения, способов проявления и форм протекания Э. изучаются психологией. В антич. философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель, стоики). Эти воззрения были развиты в философии нового времени, особенно у Локка и его последователей. По мнению Локка, радость связана с мыслью о достигнутом благе, а страдание – о понесенной потере. Сходные по своему психологич. интеллектуализму воззрения выражают Лейбниц, а также Гегель, к-рый видел источник неприятных эмоц. переживаний в противоречии между бытием и долженствованием, между внутренним и внешним, а источник удовольствия – в согласии между ними Противоположные характеристики природы Э. основаны на признании существования самостоят. способности чувствования, обнаруживающей себя в особых внутр. состояниях. Согласно Канту, Э. составляют то субъективное в представлении, что никоим образом не может быть отождествлено с познават. моментом, хотя и может быть следствием познават. деятельности. Тезис о существовании, наряду с познанием и волей, особой способности чувствования позволил выдвинуть задачу положительной психологич. характеристики Э. и порвать с традициями рационалистич. философии, видевшей в Э. род «неясного познания» или «неотчетливых представлений» и поэтому относившейся к ним как к чему-то низшему в психике, нуждающемуся гл. обр. в отрицат. определениях. Существ. влияние на развитие конкретно-науч. представлений о природе Э. оказали также воззрения Декарта, Мальбранша и особенно Спинозы. В психологии 18–19 вв. сохраняются два эти осн. способа решения вопроса о природе Э. Виднейшим представителем интеллектуа-листической т. зр. в учении об Э. является И. Гербарт, выдвинувший гипотезу, согласно к-рой эмоц. состояния зависят от соотношения представлений, причем задержка их вызывает отрицательно окрашенные Э., а их взаимное усиление – положительные. Теория Гербарта, получившая в нем. психологии 19 в. довольно широкое распространение, в наст, время не имеет прямых сторонников . Гораздо большее значение для дальнейшего развития учения об Э. имели взгляды на них как на особые приспособит. процессы организма. Важнейшую роль в формировании этих взглядов сыграло появление работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Подчеркивая общность объективного выражения эмоц. состоянии у человека и животных, Дарвин распространил эволюционную т. зр. на Э. Выразительные движения у животных сопровождают инстинктивное поведение и представляют собой особый класс приспособлений – «полезных ассоциированных привычек». К ним относятся, напр., угрожающее оскаливание зубов, поднимание шерсти, увеличивающее видимые размеры тела и т.п. Не все, однако, выразит. движения могут быть объяснены принципом полезности. Поэтому Дарвин ввел еще два принципа объяснения: принцип антитезы, согласно к-рому противоположные инстинктивные поведения сопровождаются соответственно противо-положными же выразит. движениями (хотя сами по себе последние могут и не иметь приспособит, значения), и принцип прямого влияния возбуждения нервной системы, зависящего от ее устройства. У человека выразит. движения, сопровождающие Э., утрачивают свое биологич. значение и, приобретая форму рудиментов, лишь свидетельствуют о животном происхождении человеч. чувств. Т.о., развитие человека сопровождается инволюцией Э. Это и дало основание рассматривать дарвиновскую теорию Э. как ретроспективную. Современная Дарвину критика этой теории подчеркивала, с одной стороны, ее несостоятельность в объяснении высших Э., к-рые на этом основании объявлялись чисто духовными, а с другой – усматривала в идее инволюции Э. у человека подкрепление идеала «цивилизованного» человека, возвышающегося своим хладнокровием над несдержанностью проявления чувств у «дикарей». Во многих отношениях близкой к взглядам Дарвина является т.н. периферическая теория Э., почти одновременно выдвинутая У. Джемсом и дат. врачом Г. Ланге. Согласно этой теории, возникновение Э. обусловлено вызываемыми определ. воздействиями, изменениями на периферии – в произвольно-двигат. сфере (торможение движении, их дискоординация, двигат. перевозбуждение) и особенно в сфере непроизвольных движении (в сердечной деятельности, сужении или расширении кровеносных сосудов, в деятельности желез внешней и внутр. секреции); сумма ощущений, вызываемых этими изменениями, и образует состав эмоц. переживания. На этой схеме (внешнее воздействие ? вызванные им изменения на периферии ? обратные сигналы, поступающие в мозг, ? эмоц. переживание) основан т.н. «парадокс Джемса»: «Мы плачем не потому, что мы печальны, наоборот, мы печальны потому, что мы плачем». Достаточно из эмоц. переживания вычесть ощущения от возникших телесных изменений, чтобы оно исчезло. С др. стороны, если вызвать к.-л. образом подобные изменения, как это делают, напр., актеры, то возникает и соответствующее переживание. Многообразие Э. периферич. теория объясняет различием в возникающих на периферии изменениях. Согласно Г. Ланге, схема соотношения телесных изменений с различными Э. такова: Уменьш-е произвольной иннервации – Разочарование Тоже+сжатие сосудов – Печаль То же + сжатие сосудов+судорога органич. мускулов – Страх То же + расстройство координации – Смущение Увелич-е произвольной иннервации – Нетерпение Тоже+расширение сосудов – Радость Тоже +расстройство координации – Гнев. Будучи крупным шагом в развитии представлений о механизме Э., периферич. теория, однако, сохраняла все недостатки рудиментарной, ретроспективной теории Дарвина. Как и последняя, она не могла объяснить особенности высших чувств, к-рые трактовались либо как имеющие другую, духовную природу (Джемс), либо лишь как бледный образ того, что некогда было Э. (Рибо). Возражения против теории Джемса – Ланге, выдвинутые в психологии, шли в двояком направлении: против понимания эмоц. переживаний как совокупности ощущений, вызываемых периферич. изменениями, причем подчеркивалось значение высших психических процессов в самом протекании Э. (Леман и др.); с другой стороны, психологической «одномерности» противопоставлялась «трехмерная» характеристика Э., включающая в себя, кроме состояний, образующих переходы между удовольствием – неудовольствием, также состояния напряжения – разрешения и возбуждения – успокоения (В. Вундт). Гл. положение теории Джемса – Ланге о решающей роли периферич. изменений оспаривалось также и нек-рыми физиологами, в т.ч. Шеррингтоном, к-рый опытным путем показал, что отделение васцеральной системы от центр. нервной системы не изменяет общего поведения животных в ответ на воздействия, вызывающие Э. Несмотря на серьезную критику периферич. теории, она в различных своих вариантах продолжала удерживаться в психологии вплоть до исследований Кеннона, Барта и др. Данные, полученные Кенноном, позволили установить, что особенности Э. не находятся в соответствии с возникающими васцеральными изменениями, что те же самые васцеральные изменения происходят при самых разных эмоц. состояниях и при состояниях не эмоциональных, что васцеральные изменения являются относительно медленными и наступают уже после того, как возникла эмоц. реакция («Мы сначала пугаемся, а затем бледнеем»); что, наконец, искусств. вызывание у людей васцеральных изменений путем введения адреналина не вызывает соответствующей Э. («Я чувствую себя так, свидетельствует один из испытуемых Кеннона, как е с л и б ы я был испуган»). В результате этих и аналогичных им исследований, а также на основе анализа данных о патологических изменениях в эмоциональной сфере, возникающих при поражении подкорковых центров, произошел окончательный переход от периферических к «центральным» теориям эмоции. Согласно схеме, предложенной Кенноном – Бартом, эмоц. состояния объясняются специфич. деятельностью центр. нервной системы и непосредственно связаны с деятельностью таламуса. Т. н. «активационная теория Э.» Д. Линдслея, опирающаяся на данные электроэнцефалографич. исследований функциональных соотношений коры больших полушарий, гипоталамуса и ретикулярной формации, рассматривает Э. как результат активирующего влияния на кору нижнего отдела последней; при этом функция Э. заключается в гомеостатической регуляции васцеральных процессов. Известна также теория Папеца, подчеркивающая преимущественную роль лимбической системы. К «центральным» теориям принадлежат также представления о механизме Э., выдвинутые И. П. Павловым. Он различал, с одной стороны, врожденные Э., связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных инстинктов (Э.голода, полового влечения, гнева), а с другой – чувства, возникающие вследствие изменения условий реализации условно-рефлекторных по своей природе динамич. стереотипов. Биологич. теория Э., предложенная П. К. Анохиным, исходит из общей идеи о приспособит. значении Э. и их связи с потребностями; напряжение потребности вызывает отрицательные, а их удовлетворение – положит. Э. Отрицательные Э. возникают в результате несовпадения сигналов, к-рые несет обратная афферентация, с параметрами акцептора действия, что делает необходимым дальнейший поиск адекватного поведения; положит. Э. возникают, наоборот, в случае, если обратные афферентации от результата действия достаточно точно совпадают с параметрами акцептора; они подкрепляют данное действие и прекращают дальнейший поиск. Ситуационный характер Э. подчеркивается П. В. Симоновым, сформулировавшим «информационную» гипотезу Э., предполагающую их зависимость от соотношения информации, прогностически необходимой для приспособит. поведения, и наличной информации. С развитием представлений о биологич. роли и физиологич. механизмах эмоц. процессов развивалось научно-психологич. понимание Э. Выделение Э. как особого класса психич. процессов, успехи психологич. и патопсихологич. исследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так и биологизаторские взгляды на природу Э. человека и выделить их специфич. особенности. Накопленные факты показывают, что даже т.н. низшие Э. являются у человека продуктом обществ.-историч. развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологич. форм и вместе с тем – формирования новых видов Э. Это относится также к эмоционально-выразительным, мимич. и пантомимич. движениям, к-рые включались в процесс общения между людьми, приобретая в значит. мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер; этим и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоц. жестах. Т.о., Э. и эмоциональные выразит. движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положит. развития, и выполняют в регулировании его деятельности, в т.ч. и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития Э. дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в наст. время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства; кроме того, особо выделяются состояния эмоциональной напряженности (стресса). Аффектами в совр. психологии наз. сильные и относительно кратковременные эмоц. переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и васцеральными проявлениями, содержание и характер к-рых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физич. существования и связанными с его биологич. потребностями и инстинктами, но и определ. компонентами системы социальных отношений (напр., они могут возникать в результате социальных санкций). Аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфич. опыта – аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, к-рые прежде вызывали аффект. Отрицат. аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают тенденцию к навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): первая проявляется в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигат. реакций (А. Р. Лурия); возникают и др. симптомы (изменение кожно-гальванич. реакции, сосудистые изменения и др.). На этом, в частности, основан принцип действия т.н. «лай-детектора» – прибора, служащего для диагностики причастности исследуемого субъекта к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особенное значение вытеснению придается в психоанализе (см. также Фрейд). Др. свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицат. аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, к-рый может разрядиться в бурном, неуправляемом аффективном поведении – «аффективном взрыве». В связи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в воспитат. и терапевтич. целях различные методы изживания аффекта, их «канализации». В отличие от аффектов, собственно Э. представляют собой более длит. состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. носят отчетливо выраженный идеаторный характер; они способны предвосхищать ситуации и события, к-рые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоц. опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний – он формируется также в результате эмоц. сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами иск-ва (Б. М. Теплов). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоц. языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографич. описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», вторые – как состояния моего «я». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект. Напр., возможно появление Э. боязни аффекта страха или появление Э., вызванной пережитым аффектом (скажем, аффектом острого гнева). Особый вид Э. составляют эстетические Э., выполняющие важнейшую функцию в развитии мотивационной, смысловой сферы личности. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса Э. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, к-рый является результатом специфич. обобщения Э., связывающегося с представлением или идеей о нек-ром объекте – конкретном или обобщенном, отвлеченном (напр., чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоц. отношений, своеобразных «эмоц. констант». Факты несовпадения собственно Э. и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием для выдвижения идеи об амбивалентности Э., как о якобы имманентной особенности самих Э. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоц. отношения к объекту и эмоц. реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (напр., глубоко любимый человек может в определ. ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Др. особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредств. чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, связанными с социальными ценностями и идеалами. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, составляющими содержание нравственного сознания человека. Существ. роль в формировании и развитии высших человеч. чувств играют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (напр., знамя), нек-рые социальные обряды и церемониальные акты (П. Жане). Как и собственно Э., чувства имеют у человека свое положит. развитие и, сохраняя свои естеств. предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания. Особое место среди эмоц. процессов занимают состояния с т р е с с а (Г. Селье), т.е. эмоциональной напряженности, создаваемой такими факторами, как опасность, связанная с выполняемой деятельностью, аварийные ситуации, повышенная ответственность, острая перегрузка, возникающая в условиях дефицита времени и т.п. Стрессовые состояния обычно оказывают дезорганизующее влияние на деятельность и лишь в нек-рых случаях повышают ее эффективность. В последние годы изучению стресса были посвящены многочисл. экспериментальные исследования, прежде всего – в связи с проблемой устойчивости и надежности работы человека-оператора автоматизированных технич. систем. Эти исследования дают подробное описание факторов, к-рые вызывают стрессовые состояния, их симптомов и индивидуальных различий, проявляющихся в степени устойчивости к стрессу. Вместе с тем природа стресса остается до сих пор недостаточно выясненной, что выражается в трудности провести достаточно четкую границу между стрессовыми состояниями и аффектами, между собственно эмоц. напряженностью и напряженностью, вызываемой не эмоц. факторами. Лит.: Грот Н. Я., Психология чувствований в ее истории и главных основах, СПБ, 1879–80; Вундт В., Основания физиологической психологии, [пер. с нем.], т. 1–2, СПБ, 1880; Гербарт И. Ф., Психология, [пер. снем.], СПБ, 1895; Ланге Г., Душевные движения. Психофизиологический этюд, СПБ, 1896; ?ибо Т., Психология чувств, пер. с франц., ч. 1–2, К., 1912; Джемс У., Психология, [пер. с англ.], 8 изд., П., 1922; Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [пер. с нем.], 2 изд., М.–П., 1923; Анохин П. К., Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности, в кн.: Проблемы высшей нервной деятельности, М., 1949; Павлов И. П., Поли. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.–Л., 1951; Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Экспериментальная психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Селье Г., Очерки об адаптационном синдроме, пер. с англ., М., 1960; Mэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Симонов П. В., Что такое эмоция?, [М., 1966]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Эмоции и эмоциональные расстройства, пер. с англ., М., 1966; Sherrington С. S., Experiments on the value of vascular and visceral factors for the genesis of emotion, «Proc. of the Royal Society of London», 1900, v. 66; James W., The principles of psychology, v. 2, N. Y., 1904; Sollier P., Le m?canisme des ?motions, P., 1905; Jung C. G., Diagnostische Assoziationsstudien, Bd 1, Lpz., 1911; Lehmann . Die Hauptgesetze des menschlichen Gef?hlslebens, 2 Aufl., Lpz., 1914; Cannon W. В., The James–Lange theory of emotions, a critical examination and an alternative theory, «Amer. J. Psychol.», 1927, v. 39; Janet P., L´?volution psychologique et la personnalit?, P., 1929; Bard P., Emotion. The neuro-humoral basis of emotional reactions, в кн.: A handbook of general experimental psychology, Worcester (Mass.)–L., 1934; Trait? de psychologie exp?rimentale, fasc. 5, P., 1963. A. Леонтьев. Москва. . смотреть

Читайте также:  Если у вас депрессия приходите ко мне

ЭМОЦИИ

(от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл. механизмов внутр регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец. мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состояния Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие отвращение, радость горе, уверенность страх, торжество ярость Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах. Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других при низкой вероятности достижения цели. Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище. Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»). Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения. Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдалённых, труднодоступных целей. Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удаётся выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чьё истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью. В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его. Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причём сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления. Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведёт к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого к преобладанию положит. Э. Нейрохимия Э., несмотря на своё стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется. В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путём сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведёт к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путём обогащения и возвышения её потребностей. Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооружённость соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всём богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва. Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов. смотреть

Читайте также:  Что чувствует малыш когда мама плачет беременность

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

В античной философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика Э. основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант). Сильное влияние на развитие представлений об Э. оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.

Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э. выразительных движений. Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н. периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. Джемса—Ланге теория эмоций), согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.

Читайте также:  Как отдельные картины природы соотносятся с настроением героя помогают раскрыть его характер

Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.

Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты — особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).

В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, — он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства (см. Эмпатия). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояния, происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится проявленного гнева и т. п.

Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека — чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона — т. н. настроения.

Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)

Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.

Э. (эмоциональные явления) — это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание — субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. — это отражение мозгом силы потребности. В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).

Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса—Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы — эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения — структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

ЭМОЦИИ

EMOTIONS) В XIX в. исследования эмоций сосредоточивались на их физических и психологических характеристиках. Авторитетную всестороннюю классификацию эмоций разработал Ч. Дарвин (Darwin, 1872). У. Джеймс (James, 1884) предложил «периферическую теорию эмоций», согласно которой восприятие возбуждающих стимулов вызывает определенные изменения в периферийных органах, таких, как кишечник и произвольные мышцы. С его точки зрения, эмоция есть восприятие этих физических изменений. Согласно теории Джеймса, мы бежим не потому, что напуганы, скорее мы напуганы потому, что бежим. Теория Джеймса была подвергнута критике У.Кенноном, который утверждал, что телесные изменения, якобы приводящие к возникновению эмоций, носят слишком общий характер для того, чтобы можно было провести различие между конкретными эмоциями. Впоследствии исследователи стали интересоваться индивидуальной когнитивной интерпретацией эмоциональных состояний. Эти когнитивные и мотивационные компоненты были описаны К.Р.Шерером как функции эмоции (Scherer, 1984). В психологической науке все еще наблюдается расхождение во мнениях между теми, кто полагает, что существуют особые природные физиологические изменения нервной, лицевой и двигательной деятельности, восприятие которых порождает субъективный эмоциональный опыт, и теми, кто считает, что в отсутствие специфических физиологических состояний решающим является когнитивное восприятие эмоций. Нет также единства во мнениях относительно классификации отдельных эмоций, а также относительно отличия эмоций от других аффективных состояний, таких, как ощущения (feelings) или чувства (sentiments). Эти психологические теории не интересуются ни культурными различиями в эмоциях, ни их историческим развитием или коллективной природой. Антропологи, например, проводят различие между культурами стыда и культурами вины. Стыд предполагает публичные, внешние средства контроля; вина же индивидуализирована и имеет частный характер. Такие социологи, как Н. Элиас, стремились к пониманию эмоций в их историческом контексте, утверждая, что эмоции изменяются в результате цивилизационного процесса. Например, больше не считается цивилизованным выражать на публике бурные эмоции ярости или страсти; исключением может быть современный спорт, где такие эмоции считаются допустимыми или уместными. Современные общества требуют высокого уровня контроля над эмоциями. Таким образом, согласно социологическим теориям, эмоции не являются простым восприятием возбуждения, поскольку они формируются культурой и социальными ситуациями. Например, в своем влиятельном исследовании эмоционального труда А.Р. Хошчайлд (Hochschild, 1983) показала, что от женщин, занятых в индустрии услуг, таких, как стюардессы, работодатели требуют производства эмоций, стремясь к тому, чтобы клиенты были довольны обслуживанием. Она рассматривает это искусственное производство аффектов в качестве аспекта отчуждения, возникающего на работе. Утверждается также, что эти изменения в социальном контексте эмоций тесно связаны с изменяющейся природой семейной жизни, ухаживания и интимности. Согласно Э. Гидденсу (Giddens, 1992), отчасти под влиянием романтизма и движения женщин произошла трансформация интимности. За демократизацией публичной сферы последовала демократизация сферы частной, вследствие чего доверию, уважению, взаимности и любви стало придаваться большее значение. Стабильность аффективных уз как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, зависит в настоящее время от взаимного удовлетворения интимности. Таким образом, семейная жизнь уже не зависит только от отношений собственности, узаконенного принуждения (legal enforcement) или полового воспроизводства. Без постоянного удовлетворения интимности семейные отношения по всей вероятности будут недолговечными. Согласно этой концепции, неприятие современным обществом бурных эмоций, связанных с ожесточенными столкновениями, сочетается с обращенным к мужчинам требованием соответствовать женским ожиданиям чуткого, интимного и нежного партнерства. Хотя некоторые феминисты могут утверждать, что над современным домохозяйством все еще господствуют ценности патриархальной семьи, сохранение домашнего насилия может рассматриваться как свидетельство неспособности мужчин приспособиться к этим изменениям в эмоциональных отношениях между мужчинами и женщинами. См. также: Аффективный индивидуализм; Брак; Нуклеарная семья; Патриархат; Феминистская социальная теория. Лит.: Kemper(1990); Barbalet(1998) . смотреть

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проя. смотреть

Источник

Оцените статью